«Мин яратам сине, Татарстан!» — это выражение чаще всех прочих звучало накануне со сцены московского театра им. Вахтангова, где состоялась церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска»Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

«Спектакль создавался очень тяжело, но все хорошее создается именно так»

«Мин яратам сине, Татарстан!» — это выражение чаще всех прочих звучало накануне со сцены московского театра им. Вахтангова, где состоялась церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска». Сначала ее произнес в каждом из двух своих подходов к микрофону артист театра кукол «Экият» Дилюс Хузяхметов, а затем повторили по очереди актеры Татарского ТЮЗа им. Кариева Булат Гатауллин и Альбина Гайзуллина. И в целом 30-й сезон «Золотой маски» завершился настоящим торжеством татарстанских театров, которые увезли из российской столицы сразу 6 наград! И это притом, что в прошлые годы даже одна «Маска» была бы предметом для гордости в республике.

Но обо всем по порядку. На этот раз церемонию не транслировали в прямом эфире, но телеверсию мероприятия поздним вечером можно было лицезреть на канале «Россия К». И оказалось, что энергичное по режиссуре мероприятие и началось, и, по сути, закончилось на татарах.

«Выстраданное за 30 лет, что я хотел сказать»: буинский дервиш и повесть Кутуя на «Золотой маске»

Без лишних длинных вступительных речей новый глава союза театральных деятелей России (СТД РФ) Владимир Машков, под чье крыло вернулась «Золотая маска», начал церемонию, и вручение наград по направлению «Театр кукол» обернулось настоящим триумфом татарского театра кукол «Экият» и его худрука Ильгиза Зайниева, которого на вечере не было. Его спектакль «Авиатор» получил три «Золотые маски»: лучший актер театра кукол (Хузяхметов), лучший режиссер и лучший спектакль. Так жюри оценило интерпретацию романа Евгения Водолазкина о ровеснике века, человеке из начала XX века, неожиданно обнаруживающего себя в 1999 году.

Главная звезда труппы «Экията» Хузяхметов, помимо цитирования песни Салавата Фатхетдинова, нашел в себе силы на выражение благодарностей: «Спасибо нашему театру, министерству культуры Республики Татарстан, Ираде Хафизяновне Аюповой. Спасибо нашему художественному руководителю Ильгизу Газинуровичу Зайниеву за наш театр и за наше искусство».

Главная звезда труппы «Экията» Хузяхметов, помимо цитирования песни Салавата Фатхетдинова, нашел в себе силы на выражение благодарностей: «Спасибо нашему театру, министерству культуры Республики Татарстан, Ираде Хафизяновне Аюповой. Нашему художественному руководителю, Ильгизу Газинуровичу Зайниеву, за наш театр и за наше искусство» Главная звезда труппы «Экията» Хузяхметов, помимо цитирования песни Салавата Фатхетдинова, нашел в себе силы на выражение благодарностей: «Спасибо нашему театру, министерству культуры Республики Татарстан, Ираде Хафизяновне Аюповой. Спасибо нашему художественному руководителю Ильгизу Газинуровичу Зайниеву за наш театр и за наше искусство» Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

Следующих «Масок» для Татарстана пришлось ждать какое-то время. Между тем, еще когда мероприятие начиналось в реальном времени, один из популярных анонимных телеграм-каналов, пишущих о театре, назвал спектакль Фарида Бикчантаева «Муть. Мухаджиры» фаворитом церемонии, что добавляло интриги.

В результате для начала Марина Марьянич получила награду как лучший художник по костюмам в драматическом театре. Ее речь, если это можно так назвать, была, пожалуй, самой эмоциональной за весь вечер. «Невозможно счастлива… Жюри, спасибо вам за вашу работу!.. Спасибо всем… Театр — это прекрасно!» — буквально кричала лауреат «Золотой маски», даже не пытаясь сдерживать переполнявшие ее эмоции.

Но главное событие случилось чуть позже: «Муть. Мухаджиры» были признаны лучшим драматическим спектаклем большой формы, а, по сути, лучшей театральной постановкой года в России! Такой успех у Татарстана до этого был лишь 28 лет назад, когда на «Маске» победила легендарная «Буря» Казанского ТЮЗа в постановке Бориса Цейтлина.

«Муть. Мухаджиры» были признаны лучшим драматическим спектаклем большой формы, а, по сути, лучшей театральной постановкой года в России «Муть. Мухаджиры» были признаны лучшим драматическим спектаклем большой формы, а, по сути, лучшей театральной постановкой года в России Фото: «БИЗНЕС Online»

Главный режиссер театра им. Камала вышел на сцену вместе с Марьянич и художником «Муть. Мухаджиры» Сергеем Скомороховым и сказал, что ему в зрительном зале досталось место в 6-м ряду, где сидел сам Евгений Вахтангов, и это был знак. «Огромная благодарность жюри, огромная благодарность всему нашему театру, наш спектакль создавался очень тяжело, но все хорошее создается именно так», — добавил Бикчантаев.

Обычно на этом подобные церемонии заканчиваются, но не в этот раз. Как оказалось, жюри решило раздать под занавес свои спецпризы, среди которых оказалась награда для спектакля Татарского ТЮЗа им. Кариева «Приключения Рустема». Кстати, вручавший ее член жюри ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский сказал, что голосовал за эту постановку. «Приключения Рустема» по повести Аделя Кутуя получили спецприз жюри с формулировкой «за сопричастность к судьбе страны и поиск национального героя».

«Это спектакль о любви друг к другу в самые непростые времена. Времена и правда непростые, поэтому давайте быть терпимее друг к другу, бережно относиться друг к другу и защищать друг друга, когда это необходимо», — сказал со сцены режиссер спектакля Тимур Кулов.

Главный режиссер театра им. Камала вышел на сцену вместе с Марьянич и художником «Муть. Мухаджиры» Сергеем Скомороховым и сказал, что ему в зрительном зале досталось место в 6-м ряду, где сидел сам Евгений Вахтангов, и это был знак Главный режиссер театра им. Камала вышел на сцену вместе с Марьянич и художником «Муть. Мухаджиры» Сергеем Скомороховым и сказал, что ему в зрительном зале досталось место в 6-м ряду, где сидел сам Евгений Вахтангов, и это был знак Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

Жизнь в эпоху перемен

Напомним, что 30-я «Золотая маска» пришлась на период глобальных перемен в устройстве национальной премии, и не вспомнить об этом нельзя, даже одновременно радуясь успехам татарстанских театров. Именно в текущем сезоне «Маска» вернулась под контроль СТД РФ Машкова, а независимая дирекция премии во главе с известным театральным менеджером Марией Ревякиной прекратила свою работу. Многими это интерпретировалось как окончательная победа «патриотов» от российского театра над «либералами». Причем парадоксальность ситуации заключалась в том, что претендентов на премию отбирали эксперты, выбранные «либеральной» дирекцией, а уже решало, кому из них дать «Маску», жюри, назначенное «патриотичным» СТД РФ. Кто-то даже, учитывая нетривиальность ситуации, предлагал обойтись без вручения премии в текущем году. Но на это все же не пошли.

Вообще, странность ситуации, в которой пребывает сегодня российский театр, можно проиллюстрировать на одном конкретном примере, связанном с «Золотой маской». Накануне приз за лучшую режиссуру в драматическом театре получил великий Лев Додин. Выдающийся худрук питерского Малого драматического театра – Театра Европы (МДТ) в 2024-м отметил свое 80-летие, и в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга открыта большая ретроспективная выставка, посвященная этой дате. Одновременно МДТ в прошедшем сезоне закрывали на некоторое время по «санитарным причинам», хотя все понимали, что речь о претензиях к главной звезде театра Даниле Козловскому, которого определенная часть общественности заподозрила в неподдержке СВО. Более того, говорят, что Додин собирался до последнего отстаивать Козловского и не хотел открывать театр, но ученик убедил своего мастера, что лучший вариант — это объявление актером паузы в театральной карьере.

И получается, что Додин сегодня лишился двух своих главных звезд — Козловского и Ксении Рапоппорт (она тоже высказывала свои соображения об СВО), из-за чего с афиши МДТ пропали три самых кассовых спектакля с самыми дорогими билетами — «Гамлет», «Вишневый сад» и «Коварство и любовь». При этом третья главная звезда труппы МДТ Елизавета Боярская вчера в театре им. Вахтангова получала приз за отсутствующего мэтра, а также свой приз за дуэт с Игорем Черневичем в додинской «Чайке». «Времена и правда непростые», — остается только повторить вслед за Куловым.

И именно в этих условиях национальные театры республик РФ, которые были чуть в стороне от московско-питерских «разборок», оказались особенно востребованными. Неслучайно в разделе «Драматический театр» все «мужские» призы ушли спектаклям, которые идут не на русском языке. Помимо «Муть. Мухаджиры», приз за лучшую мужскую роль получил Алан Албегов за северо-осетинского «Короля Лира», а приз за лучшую мужскую роль второго плана — Вячеслав Поляков за петрозаводскую «Нору» (в Национальном театре Карелии спектакль идет на финском языке).

«Счастья нет! Несчастье есть»: куда податься бедному татарину?

Впрочем, все это не умаляет художественных достоинств «энциклопедии татарской жизни» от Бикчантаева по романам Махмуда Галяу. Режиссер готовил этот спектакль к своему 60-летию, видел его этапным в собственной карьере и не прогадал. Хотя и есть ощущение, что за пределами Татарстана интерес к истории татарских крестьян конца XIX века в версии театра им. Камала оказался выше, чем в самой республике. Возможно, помогло ощущение этнического колорита, которое самой казанской публике никак не кажется экзотикой. Интересно, поможет ли «Золотая маска» с продажами билетов на «Муть. Мухаджиры»? Ведь без малого четырехчасовой спектакль пока кассовым хитом не стал.

Также стоит отметить, что в этой работе Бикчантаев во многом положился на молодых профессионалов. Художник по костюмам Марьянич получила свою «Золотую маску», ярко себя проявили хореограф Нурбек Батулла и композитор Елена Шипова, уехавшая учиться в Московскую консерваторию. В актерских номинациях также были представлены Лейсан Гатауллина и Фаннур Мухаметзянов. Да и в других татарстанских «масочных» спектаклях в авторах сплошь молодежь возраста 30+, а то и моложе. Зайниеву — 37, Кулову — 36. Кстати, к «Приключениям Рустема» приложили руку и авторы оперы «Кави – Сарвар» — драматург Айдар Ахмадиев и композитор Миляуша Хайруллина. Все это дает надежду на перспективы татарского театра, несмотря на все пертурбации, которые переживает «Золотая маска».

Нельзя не отметить, что все же без премии остался спектакль «Дервиш» во главе с «буинским сидельцем» Раилем Садриевым, хотя оба раза упоминание этой работы в номинациях вызывало бурную одобрительную реакцию в зале.


«Совершенно очевидно, что в Республике Татарстан в последние годы власть уделяет большое внимание театру»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали успех театров из РТ и порассуждали о том, благодаря чему он случился.

Григорий Заславский — ректор ГИТИСа, театральный критик:

— Поскольку я в текущем году был в жюри драматического театра и театра кукол, могу сказать, что и «Авиатор», и «Муть. Мухаджиры», и постановка «Приключения Рустема», как вы знаете, получившая спецприз, — это те спектакли, которые были очевидными лидерами и в самом Татарстане, как мне кажется. И я буду рад, если они доедут до Первопрестольной и будут показаны московской публике. Мне кажется, что это вот то, ради чего вообще театр и существует. Соединение искусства режиссерского, искусства художника с какими-то важными идеями и сегодняшними размышлениями о том, где человек может быть счастливым, что нужно ему для счастья, в чем смысл жизни, как соединяется твоя судьба с судьбой страны. Подобное может показаться удивительным, но во всех трех спектаклях такое сочетание есть. Это первое.

Второе — совершенно очевидно, что в Республике Татарстан в последние годы власть уделяет большое внимание театру. И теперь уже не как театральный критик, а как ректор ГИТИСа могу отметить, что такого последовательного и какого-то, я бы сказал, стратегического внимания к театру, как со стороны раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Миниханова, не знаю ни у одного другого руководителя российских регионов. Его это интересует. Он сам принимает решение о поддержке и строительстве новых театров. Новый театр в Буинске. Мы разговариваем с вами за несколько месяцев до открытия совершенно уникального нового пространства театра имени Камала с тремя абсолютно замечательно задуманными залами. Одновременно мы знаем, что в республике есть немало экспериментальных площадок, которые занимаются социальными, экспериментальными проектами, связанными с новой драматургией.

Мы уже не первый год отбираем (причем такая работа почти что повседневная) тех, кто приедет поступать на режиссерский факультет ГИТИСа. И эти молодые ребята, оканчивая институт, работают в республике. Хотя, например, Тимур Кулов, который учился в институте имени Щукина, точно так же успешно ставит и «Приключения Рустема» в Татарском ТЮЗе, и я видел его совершенно шедевральный спектакль «Станционный смотритель», который он поставил в Казахстане. И мне было очень приятно, что у моих коллег-критиков это тоже стало одним из лучших впечатлений прошедшего в Санкт-Петербурге фестиваля ТЮЗа имени Брянцева. Это спектакль не только высокой театральной культуры, но и культуры в широком понимании, потому что там есть и оммаж Георгию Товстоногову с его «Холстомером». Подобное показывает, что это очень продуманная работа министерства культуры РТ.

Чего не хватило на спектаклю «Дервиш» Буинского театра, почему он не получил «Маски»? Не знаю, но, поскольку решение жюри принималось за несколько дней до последних событий, связанных с основателем и худруком театра, я могу вам совершенно честно сказать, что никакого влияния они на наше решение не оказывали.

Сможет ли Татарстан повторить успех когда-то? Театр — это же не спорт, хотя состязательность присутствует там, может быть, еще более острая и жесткая, чем в спорте. Конечно, хочется всем и быстрее, и выше, и сильнее. Но для меня, например, не меньшим успехом является переполненный зал театра имени Камала на дневном спектакле. Сколько там, 800 мест в зале? И когда невозможно купить билеты на «Ситцевую свадьбу» на дневной спектакль, а их играет там четыре за выходные, — вот это успех. Здесь не всегда «Маска» является единственным показателем каких-то побед.


Ирада Аюпова — министр культуры РТ:

— Действительно, это большая победа наших театральных команд. Причем представлено три направления — драматический театр, театр кукол и театр юного зрителя. Главная ценность любого народа — талантливые люди. Наша культура всегда была богата поистине одаренными Богом личностями. Очень хочется, чтобы признание было не только со стороны экспертов, но и со стороны зрителей. И огромные слова благодарности раису Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову. Благодаря его поддержке сегодня созданы все условия для творчества, причем не только в театральной сфере. Но впереди у нас ответственная задача — организация нового театрального пространства. Будущие «Золотые маски» зависят в том числе и от того, какими смыслами и ценностями мы наполним новое театральное пространство Камаловского театра.

Мы за последние годы собрали больше «Масок», чем за все предыдущие. Я думаю, вопрос в том, что сейчас очень интересные режиссерские работы. И Ильгиз Зайниев, и Тимур Кулов, и Фарид Бикчантаев действительно мастера своего дела. Тут и режиссура хорошая, и выбор произведения был успешным.


Нияз Игламов — театральный критик, советник министра культуры РТ:

— Главное отличие нынешней «Золотой маски» от предыдущих в том, что впервые просмотры были на площадках самих театров. Искренняя поддержка своего зрителя, считаю, играет огромную роль. Хотя и раньше театры Татарстана номинировались, но такого количества наград действительно не забирали. Тем более все три театра впервые получают «Маску» за спектакли. Например, в свое время лауреатами становились Марсель Салимжанов и Ринат Тазетдинов, но это было за вклад в развитие театрального искусства, а сейчас за конкретные работы.

Я обычно никогда не думаю заранее, кто получит награду. В силу вступают очень разные факторы, которые сложно предугадать, — насмотренность, усталость, восприятие, какой-то спектакль могли плохо сыграть, а какой-то лучше и прочее. Однако считаю, что «Маски» обычно забирают театры с очень высокой дисциплиной, где спектакли проходят стабильно хорошо и нет резких перескоков в игре актеров. Но когда в 2014 году номинировался «Җәйнең бер көнендә» («Однажды летним днем») Бикчантаева, то было больше уверенности в том, что он получит «Золотую маску» как лучший спектакль малой формы. Тем не менее он не стал лауреатом. В этом смысле у меня было меньше надежд на «Муть. Мухаджиры» — не думал, что постановка возьмет главный приз. Предполагал, что если, например, «Чайка» Льва Додина получит награду за большую форму, то Бикчантаев — за лучшую режиссуру или кто-то из актеров — за лучшую роль. Не хочу сказать, что жюри руководствуются принципом «Всем сестрам по серьгам», но все-таки стараются более менее равномерно распределять «Маски», как любое другое жюри. Зная другие спектакли, думаю, все-таки постановка Камаловского театра выглядела сильнее многих.

Конечно, были определенные надежды на «Авиатор», но то, что «Приключения Рустема» получат спецприз, мало кто ожидал, наверное. Первая номинация и сразу победа? Обычно все-таки это занимает более долгий путь. В целом, мне кажется, спектакль вполне достойный, логично, что он получил «Маску». Насчет лауреатов главных ролей я не очень согласен, но мне очень нравится решение по актерам второго плана — Софья Андреева из петербургского театра «Суббота» и Вячеслав Поляков из Национального театра Карелии замечательные. И спектакль «Калечина-Малечина» из Няганского ТЮЗа тоже вполне заслуженно получил спецприз. В целом очень сбалансированное решение жюри, никаких вопросов нет. Я рад за театральный мир Татарстана.