Транспортная революция в Набережных Челнах набирает новые обороты. Пока на рынке два игрока, которые обслуживают пассажирские автобусные перевозки. Вскоре их количество сократится до одного Транспортная революция в Набережных Челнах набирает новые обороты. Пока на рынке два игрока, которые обслуживают пассажирские автобусные перевозки. Вскоре их количество сократится до одного Фото: «БИЗНЕС Online»

Автобусы в Челнах будут ездить по новой маршрутной сети

Транспортная революция в Набережных Челнах набирает новые обороты. Пока на рынке два игрока, которые обслуживают пассажирские автобусные перевозки. Вскоре их количество сократится до одного. В январе 2025 года, как мы уже говорили ранее, закончится контракт у ООО «Пассажирские перевозки», которое перевозит горожан на 17-местных микроавтобусах.

На сегодняшний день в городе ходит уже 91 большой синий автобус «НЕФАЗ» от МУП «Горкоммунхоз». Маршруток становится все меньше, челнинцы предпочитают комфорт и стабильную возможность оплатить за проезд картой. Микроавтобусы и тесноваты, и душноваты, но главное — там часто бывают сбои в системе оплаты проезда. Водители, как не раз убеждалась наш корреспондент, просят горожан расплачиваться либо наличными, либо переводом на личную карту. А это нравится не всем горожанам, вкусившим блага безнала.

Уже сейчас, как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Набережных Челнов Фарид Салахов, общественный транспорт приносит по миллиону рублей выручки в день. Из них оплата наличкой — примерно 8%, т. е. всего 80 тыс. рублей. Остальное приходит через оплату по транспортным и дебетовым картам. А вот частники, по его словам, терпят убытки.

Хотя до конца срока контракта с частниками еще полгода, исполком автограда уже начал переговоры с «Пассажирскими перевозками» и их субподрядчиками. Как стало известно «БИЗНЕС Online», предмет торга — их переход под крыло МУП «Горкоммунхоз». Разумеется, вместе с автобусами.

Уже сейчас, как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Набережных Челнов Фарид Салахов, общественный транспорт приносит по миллиону рублей выручки в день Уже сейчас, как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Набережных Челнов Фарид Салахов, общественный транспорт приносит по миллиону рублей выручки в день Фото: «БИЗНЕС Online»

С какой целью? До сентября город должен получить еще 44 больших автобуса, отметил Салахов. Всего по Челнам тогда будет ездить 135 машин. Но и они не смогут закрыть потребность в общественном транспорте. Ранее мэр города Наиль Магдеев заявлял, что для замены автопарка необходимо порядка 250 автобусов. А избавиться от маршруток хотели уже до 2025 года — но пока, очевидно, не получается. МУПу нужны автобусы Николая Тятюшкина.

Тем не менее замкнуть весь общественный транспорт в одни муниципальные руки все равно хотят к этому сроку, т. к. двойственность порождает хаос в транспортной схеме. Разработка проекта новой маршрутной сети началась, добавил Салахов: «Сейчас очень большая дублированность маршрутов, мы хотим это исключить». Последний документ был разработан в 2015 году, и он уже устарел. Разработает новую транспортную схему Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта из Москвы за 15,2 млн рублей. Она будет касаться не только автобусов, но и трамваев.

Перед транспортниками стоит амбициозная задача: к декабрю 2024 года представить новую маршрутную сеть и с января 2025-го «зайти» в новый контракт с уже понятными частниками с достаточным количеством автобусов.

Частники: «И где же благодарность? Где поддержка предпринимателей сейчас?»

Правда, самой ситуацией перевозчики оказались не очень довольны.

«Сейчас хотят нас перевести под МУП, чтобы на нас денег заработать, — рассуждает начальник колонны №6 (маршрут №42) Владислав Михайлов. — До этого мы работали как положено, платили налоги. Началось все, наверное, месяц назад: они [из МУПа] стали ездить на конечные, с водителями общаться, начальникам колонн звонить, предлагая к ним перейти. Мне тоже звонили. Я тогда сказал, что у нас пока есть действующий договор до 10 января 2025 года. Одно дело, если бы у нас договор закончился. Но пока мы работаем официально, все налоги исправно платим, для чего сейчас так на нас давить?»

Кроме того, он заметил, что это вынуждает собственников продавать свой автопарк.

«Зайдите на Avito: как только все эти движения начались со стороны МУПа, кучу маршруток на продажу выставили. Пусть МУП не надеется на то, что все количество автобусов, которое сейчас есть в городе, к ним в подчинение перейдет. Не будет этого», — констатирует Михайлов.

Все солидарны в одном: если Николай Тятюшкин останется у руля ООО «Пассажирские перевозки», они продолжат работать. Если нет — уйдут Все солидарны в одном: если Николай Тятюшкин останется у руля ООО «Пассажирские перевозки», они продолжат работать. Если нет — уйдут Фото: «БИЗНЕС Online»

Действительно, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», многие владельцы машин, работавшие с Тятюшкиным, уже стали распродавать свои маршрутки на сайте бесплатных объявлений. Мы позвонили по одному из них. «Газель Next» 2016 года с ценником в 700 тыс. рублей и пробегом в 600 тыс. км принадлежит начальнику колонны №2 (маршрут №13) Елене Красильниковой. Механик предприятия рассказал, что из-за скорого прихода к власти МУПа работать станет просто невыгодно. Это уже вынудило их продать почти все машины (сколько их было, он не уточнил — прим. ред.), на подходе еще три. По его словам, на данный момент на маршруте №13 работает только два автомобиля.

Мысль Михайлова поддержал и его коллега Хамза Миннебаев, чьими машинами сейчас полностью закрывается маршрут №1. По его словам, еще 8 месяцев назад у него было 72 машины, сейчас осталось только 23. Все остальное он распродал.

«Я 20 лет работаю в этом городе уже, — начал он. — Тогда, если помните, 1-й и 2-й маршруты банкротами стали. Но мы в это время город поддержали. У меня тогда работало ровно 72 автобуса на 101-м маршруте. У нас перерыв между автобусами был 1,5 минуты. Мы тогда (в начале 2000-х — прим. ред.) так город поддержали: жители на 101-м автобусе не знали, что такое ждать! И где же благодарность? Где поддержка предпринимателей сейчас?»

Перевозчики возмущены, что им предлагают отдать свой бизнес исполкому. «Понимаете? Вот они сейчас вызывают нас в исполком и говорят: за лицензию надо платить, тут, там извольте платить. И главное, я МУПу должен отдать свой бизнес, который я сам с земли поднял. А они мне в ответ что? В каком статусе я буду находиться? Этого они не говорят», — негодовал Миннебаев.

Также он добавил, что, конечно, все дело в новых больших автобусах. Они лучше и для пассажиров, и для водителей. Так, у него 8 водителей ушли работать в МУП только потому, что техника там «нулевая». Конечно, он следит за маршрутками, но средств не хватает, чтобы удержать людей. Поэтому он и продает машины.

Никто из опрошенных нами не знает, чем и когда все это кончится. Однако все солидарны в одном: если Николай Тятюшкин останется у руля ООО «Пассажирские перевозки», они продолжат работать. Если нет — уйдут. И вопрос в том, сумеет ли МУП перекрыть дыру из исчезнувших стареньких маршруток новыми «НЕФАЗами», которых еще для этого недостаточно.

Вопрос в том: сумеет ли МУП перекрыть дыру из исчезнувших стареньких маршруток новыми «НЕФАЗами», которых еще для этого недостаточно? Вопрос в том, сумеет ли МУП перекрыть дыру из исчезнувших стареньких маршруток новыми «НЕФАЗами», которых еще для этого недостаточно Фото: «БИЗНЕС Online»

Тятюшкин: проблема с маршрутками назрела давно

Сам Тятюшкин в беседе с нашим корреспондентом заявил, что проблема с маршрутками назрела давно, еще с 2021 года, когда начали появляться первые вместительные «НЕФАЗы». Весь автопарк состоит из маршруток с приличным пробегом, доходящим до 600 тыс. километров. «Руководство города еще с тех времен говорит, что постепенно будет избавляться от маленьких маршруток, так как хотят закупить большие автобусы, вместительные. Жители тоже за это — сейчас им неудобно, тесно», — говорит Тятюшкин. Уверял он нас в том, что пока исполком Челнов не делал ему конкретных предложений о дальнейшей работе ООО «Пассажирские перевозки».

Как говорит один из собеседников «БИЗНЕС Online», на самом деле Тятюшкину тоже сделали предложение работать в составе МУПа. Но гендиректор и совладелец «Пассажирских перевозок» отказался. «Работать на зарплату он не хочет», — рассказал нашему корреспонденту представитель компании.

У ООО, по данным «Контур.Фокус», четыре владельца — Тятюшкин (33% долей), Ильдар Фахразиев (33%), Александр Кутлунин (17%) и Алмаз Мусин (17%). Выручка организации на конец 2023-го — 124,6 млн рублей (рост на 17% по отношению к предыдущему году). Предприятие убыточное — закончило год с убытками в 31 тыс. рублей. Численность сотрудников — 43. Как рассказывают «БИЗНЕС Online» участники рынка, исполком уже сделал предложение и другим совладельцам о переходе под крыло МУП, но окончательное решение они не приняли. В администрации города данный факт пока не комментируют.

Накануне наш корреспондент еще раз обратился к Тятюшкину по поводу его отношения к предложению исполкома и будущему пассажирских перевозок в Набережных Челнах. Но тот не ответил: сейчас находится в отпуске за рубежом, как рассказали его коллеги.

Фахразиев в разговоре с «БИЗНЕС Online» пояснил, что на встрече с представителями исполкома не присутствовал и дальнейшие решения по судьбе организации будут приняты по возвращении Тятюшкина. Кутлунин и Мусин комментировать ситуацию и будущее перевозок и вовсе отказались.

Город един в своем мнении — оставить только муниципального перевозчика и сократить количество маршрутов до 10. Но без привлеченного транспорта пока не обойтись Город един в своем мнении — оставить только муниципального перевозчика и сократить количество маршрутов до 10. Но без привлеченного транспорта пока не обойтись Фото: «БИЗНЕС Online»

Салахов: «Основная же задача — чтобы население не пострадало»

Во всех этих перипетиях перевозчики, очевидно, преследуют нормальную для бизнеса цель — заработать. Город же думает о том, как обеспечить жителей общественным транспортом, который ходит по графику и способен вместить нужное количество людей.

«Полумиллионному городу необходим хороший общественный транспорт, комфортные и вместительные автобусы. Автобусы малой вместимости сегодня — это вынужденная мера. Они неудобны для городских пассажирских перевозок. Поэтому ставится задача организации городских пассажирских перевозок автобусами большой вместимости», — говорил еще год назад мэр города Магдеев. За это время было проделано много работы — возрождено МУП, созданы новые маршруты. Сегодня их 7 — большие синие автобусы работают на маршрутах №22, 26, 2, 3, 5, 10 и 13б. Маршрутки обеспечивают оставшиеся 10.

Транспортная реформа 2.0: зачем Магдеев возродит в Челнах автобусное МУП?

На создание транспортного предприятия, по словам Магдеева, требовалось около 1,5−2 млрд рублей. Общественный транспорт не может существовать без дотаций. Сегодня челнинский «Горкоммунхоз», занимающийся пассажирскими перевозками, недополучает с каждой поездки порядка 35 рублей. Поэтому муниципалитет компенсирует недоимку из бюджета: себестоимость перевозок — 70 рублей, город в 2024 году выделил 140 миллионов.

«Мы еще раз подтверждаем, что городской общественный транспорт — это социальная функция муниципалитета. Потому будем находить средства в городском бюджете для того, чтобы наше муниципальное пассажирское предприятие хотя бы работало, как говорят, ноль в ноль, без убытков», — отмечал он. Магдеев и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин не раз говорили и об одном спасении — брутто-контрактах. Но такого решения в республике нет.

Отметим, что решение убрать маршрутки с городских улиц согласуется с мнениями экспертов в сфере пассажирских перевозок. Напомним, что автоград уже пытался провести транспортную реформу — в 2014 году город купил у КАМАЗа в лизинг 190 «НЕФАЗов». Но уже через пару лет МУП накопило огромные долги по лизинговым платежам, и, когда сумма перевалила за 700 млн рублей, все автобусы вернули «КАМАЗ-Лизингу», а затем распродали. Некоторые машины, к примеру, сейчас ходят в Зеленодольске. И одной из причин катастрофы реформы, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», было как раз то, что большие автобусы «ловили» пассажира вместе с маршрутками.

«Если большие автобусы нового предприятия будут работать среди туч маршруток, все закончится так же плохо, как и в прошлый раз», — пояснял нашему изданию начальник центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко.

«Другого пути, кроме брутто-контрактов, нет»: придет ли транспорт Татарстана к «модели Когогина»?

«Основная же задача — чтобы население не пострадало, — отметил Салахов в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Если в первые дни января у нас начнется: тут контракт закончился, и мы начнем выдумывать что-то с новой маршрутной сетью — я просто боюсь, что слишком много трудностей будет в один момент. Я поэтому говорю им [частникам]: давайте мы до января поработаем на тех же условиях, как вы сейчас работаете, нам ничего не надо. Мы дадим парк стоянки, машины там будут стоять, они смогут мыться на наших мойках. Мы все дадим. Медики будут наши, механики. За те же условия».

Город един в своем мнении — оставить только муниципального перевозчика и сократить количество маршрутов до 10. Но без привлеченного транспорта пока не обойтись.

«У нас пока машин недостаточно. Если будет их 200, тогда мы сможем закрыть полностью. Пока мы закрыть не можем, готовы взять», — добавил руководитель исполкома. В некоторых случаях не требуются большие автобусы — есть сложные маршруты, которые проходят по узким улицам, пассажиропоток там ниже. Но переговоры с частниками, по нашим данным, еще продолжаются. И не все они так категоричны в своем мнении.

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.