Закадровый голос сообщал, что дрон летит по направлению к Казани, а само видео, по всей видимости, было снято в деревне Воронино Зеленодольского района Закадровый голос сообщал, что дрон летит по направлению к Казани, а само видео, по всей видимости, было снято в деревне Воронино Зеленодольского района Скриншот из видео в соцсетях

Замечен над «Казаньоргсинтезом»

Звуки сирены «Внимание всем» сегодня снова звучали над промышленными предприятиями Казани и Татарстана. По данным источников «БИЗНЕС Online», приближающийся к РТ беспилотник распознали ориентировочно в 6 утра. Примерно в это время над республикой ввели план «Ковер» и закрыли аэропорты Казани и Нижнекамска.

Через полчаса в соцсетях и мессенджерах появились первые кадры летящего БПЛА. Одно из таких видео опубликовало издание Baza. Закадровый голос сообщал, что дрон летит по направлению к «Казаньоргсинтезу», а само видео, по всей видимости, было снято в деревне Воронино Зеленодольского района — по крайней мере, так заявил автор ролика.

Небо над республикой моментально закрыли и объявили план «Ковер»: в Казани — еще с 6 утра, в Нижнекамске — с половины 7-го Небо над республикой моментально закрыли и объявили план «Ковер»: в Казани — еще с шести утра, в Нижнекамске — с половины седьмого Фото: Алексей Белкин

«Утром пресечена очередная попытка киевского режима совершить террористическую атаку c применением БПЛА самолетного типа по объектам на территории РФ», — отчитались в минобороны России о попытке атаки беспилотника на Татарстан. По нашим данным, БПЛА сбили в 6:30, а позже план «Ковер» отменили.

При этом еще утром в телеграм-каналах сообщалось, что беспилотников было два. Источники «БИЗНЕС Online» уверяют, что на самом деле летательный аппарат был один — просто его сняли с разных ракурсов. По словам собеседников газеты, сейчас место обнаружения обломков обследуют специалисты. Но, по предварительным данным, это мог быть промышленный беспилотник. А главное — боевого снаряда или взрывчатки на нем не обнаружено. Откуда он прилетел, какова была его цель, еще предстоит выяснить экспертам.

«Есть позитивный пример – Москву перестали атаковать»: как Татарстан снова отбивал атаку беспилотников

Но уже очевидно, что сегодняшний беспилотник конструктивно действительно резко отличается от тех, что ранее были сбиты над Татарстаном. По силуэту и кадрам, снятым очевидцами, летательный аппарат очень сильно напоминает дальнобойные украинские дроны «Лютый». Отличить его можно по характерному V-образному хвостовому оперению — своего рода реплика известного турецкого БПЛА «Байрактар», но отличная от него техническими характеристиками. По своему типу беспилотник является дроном-камикадзе, на борту может нести до 70 кг боевой нагрузки и лететь по GPS-датчикам на расстояние от 1 тыс. до 1,3 тыс. километров. Подобными дронами украинская сторона уже неоднократно атаковала объекты нефтегазового комплекса на территории России.

Стоит добавить, что атака (точнее, попытка) на республику не единственная за сегодняшнее утро. Как отчиталось минобороны РФ, дроны самолетного типа были сбиты также над территориями Воронежской, Белгородской и Тамбовской областей — всего 29 БПЛА. Кроме того, сбито еще несколько ракет. В Краснодарском крае атакована нефтебаза.

По всей видимости, внимание ВСУ к объектам инфраструктуры Татарстана только усиливается По всей видимости, внимание ВСУ к объектам инфраструктуры Татарстана только усиливается Фото: Олег Спиридонов

Уже пятая атака

Сегодняшняя попытка украинского режима навести шороху на территории РТ с помощью беспилотников уже пятая по счету с начала этого года и третья за последний месяц. По всей видимости, внимание ВСУ к объектам инфраструктуры Татарстана только усиливается.

Первая попытка атаковать объекты на территории республики была зафиксирована 2 апреля. Тогда беспилотники пытались долететь до нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» в Нижнекамске — не вышло, чего нельзя сказать о прилете в одно из гражданских зданий на территории ОЭЗ «Алабуга». Пострадали 14 человек — все студенты колледжа «Алабуга-Политех». «Всевышний дает нам знак: „Очнитесь, ребята, никто вас не защитит, кроме себя“. Противоракетная оборона решает собственные задачи, мы должны своими силами решать такие вопросы, каждое предприятие, каждый участок, каждый муниципалитет. На эти вопросы надо обратить сильное внимание», — говорил после этой первой атаки дронов раис Рустам Минниханов.

Во второй раз беспилотник сбивали над Татарстаном 17 апреля. В третий раз — прямо в день старта KazanForum 15 мая. Тогда российские ПВО усиленно работали не только в небе над РТ, но и над другими регионами — всего сбили 17 беспилотников за день. Четвертая атака состоялась 23 мая — украинский БПЛА сбили недалеко от Елабуги. Тогда, к слову, также все были уверены, что дронов несколько, однако, как выяснилось позже, один.

Практически во всех зафиксированных на видео случаях фигурировали беспилотники самолетного типа, очень напоминающие переделанные в «камикадзе» легкомоторные украинские А-22 «Летающая лисица». Конструктивно эти аппараты сильно отличаются от того, что сегодня долетел до территории Татарстана.

При грамотно организованной системе ПВО одиночные дроны, один — два дрона, конечно же, должны обнаруживаться и уничтожаться на подлете При грамотно организованной системе ПВО одиночные дроны, один-два дрона, конечно же, должны обнаруживаться и уничтожаться на подлете Фото: Дмитрий Ягодкин/ТАСС

«Есть такая практика, что дрон запускают без взрывчатки»

По мнению опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов, опубликованные кадры сегодняшнего дрона, а также последствий его ликвидации действительно свидетельствуют о том, что на его борту могло и не быть взрывчатки. «Ну судя по тому, что воронки нет, взрывчатки, по-видимому, в нем не было. А возможно, она была, но не сработала. Если он оказался пустой, то это могло быть проверкой ПВО, хотя какой смысл ее проверять впустую? Я все-таки склоняюсь к тому, что заряд не сработал», — поделился с нами своим мнением сооснователь ООО «Дулкын-Аэро» с позывным «Ахатыч».

«Вообще есть такая практика, что дрон запускают без взрывчатки. В этом случае его задача — проверять системы противовоздушной обороны. А все системы ПВО имеют определенное количество зарядов, то есть они по „пустым“ дронам отстреляются, а пока будут перезаряжаться — пролетят другие. Это и с нашей стороны используется, и со стороны противника», — объясняет собеседник возможную логику сегодняшней атаки. Военный эксперт из центра военно-политической журналистики Борис Рожин также выдвинул версию о «проверке систем ПВО» дронами-«обманками». «Мы видим, что это уже не первая попытка, так что, возможно, в ближайшее время они попытаются ее повторить. Но при грамотно организованной системе ПВО эти одиночные дроны, один-два дрона, конечно же, должны обнаруживаться и уничтожаться на подлете. В силу того, какие меры предпринимаются, наивно считать, что одиночные дроны смогут так безнаказанно, как раньше, прилетать на предприятия, бить по каким-то объектам», — отметил наш собеседник.

«Панцирей» на всех не напасешься»: три вопроса об атаке дронов на Татарстан

При этом военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в беседе с нашим корреспондентом обратил внимание на другой возможный сценарий действий противника. Он напомнил, что для применения дальнобойных средств поражения (крылатые ракеты или дальние беспилотники) необходима тщательная разведка, главным образом космическая. «Сейчас на орбите крутится военный аналог системы Starlink — называется группировка Starshield. В ее состав входят средства разведки, средства сопровождения цели и картографирования местности. Это оцифровка для того, чтобы фиксировать какие-либо изменения, — отметил Леонков. — Когда присылают такую „пустышку“, которая явно может угрожать, то понятное дело, что система противовоздушной обороны, комплексы РЭБ включаются на защиту и тем самым демонстрируют свое местоположение для средства такой космической разведки. Они фиксируют это, ведут данный беспилотник, помогая операторам с цифровой картой местности совершать такой дальний и скрытный полет. Потом БПЛА выныривает с низких высот в районе объекта и натыкается на наши комплексы ПВО и РЭБ. Те активно работают, сбивают его, задача выполнена, но противник вместе с тем получил данные местоположения этих комплексов для того, чтобы пересчитать в следующий раз полетное задание, чтобы беспилотник уже достиг своей цели». Часто ли запускают подобные проверочные «пустышки»? По словам эксперта, нечасто, «но бывает».

Логика противника понятна, подчеркивают эксперты, — в Татарстане полно промышленных и оборонных предприятий, которые могу мешать киевскому режиму. А потому расслабляться сейчас никак нельзя.