Обыски в ПСО «Казань» продолжались почти три часа. За все это время из здания почти никто не выходил. Главный вход был закрыт от посторонних Обыски в ПСО «Казань» продолжались почти три часа. За все это время из здания почти никто не выходил. Главный вход был закрыт от посторонних Фото: «БИЗНЕС Online»

Новый обыск и новое дело

Сегодняшнее утро для сотрудников ПСО «Казань» началось с обысков. Примерно в 9 часов к офису компании на ул. Толстого, 14а подъехал неприметный белый автобус и два легковых автомобиля, из которых вышли сотрудники Росгвардии, СУ СКР по РТ и оперативники управления экономической безопасности МВД по Татарстану.

Обыски продолжались почти три часа. За все это время из здания почти никто не выходил. Главный вход закрыли от посторонних. Лишь в курилке можно было заметить несколько сотрудников, которые торопливо возвращались к офису. В глаза бросалось большое количество премиальных машин, выезжающих с подземной парковки. Только на глазах корреспондента оттуда выехал итальянский спорткар Maserati, несколько Porsche, а также самые последние модели немецких внедорожников BMW и Mercedes. Это жильцы престижного дома.

Примерно к 12:00 оперативники покинули здание, забрав с собой большую коробку, замотанную в синий пакет. По форме изъятое напоминало системный блок от компьютера.

По данным собеседников нашей газеты, утренние обыски связаны с уголовным делом, возбужденным следственным комитетом РФ по Татарстану в отношении директора и владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Его подозревают в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ). Сумма — 87 млн рублей.


Позже информацию подтвердило республиканское управление следкома. Новое дело касается отчетного периода за 2019–2021 годы. «По версии следствия, подозреваемый представил в налоговую инспекцию декларации и иные документы, в которых в том числе указал фиктивные сведения по сделкам с тремя аффилированными фирмами», — сообщили позднее в пресс-службе силового ведомства.

К слову, обыски для ПСО «Казань» в последние годы — норма. В отношении бизнесмена до этого уже было возбуждено несколько налоговых дел. В 2021 году СКР заподозрил Зиганшина в уклонении от уплаты налогов на 1,3 млрд рублей. Заслуженный строитель РТ был задержан, но отпущен судом под залог в 100 млн рублей. В январе 2022-го в ПСО снова прошли обыски — по делу на 2,6 млрд рублей. Оба материала объединили в одно расследование. При этом в следкоме подчеркивали, что налоговые махинации происходили при строительстве футбольных стадионов в Самаре и Саранске к чемпионату мира 2018 года.

По словам источников нашего издания, новый эпизод будет объединен с более ранними. СКР уже озвучил совокупную сумму долгов Зиганшина и его компании перед бюджетом: вместе с пени она перевалила за 8 млрд рублей. При этом шанс выйти сухим из воды у Равиля Хабибулловича есть: Уголовный кодекс позволяет обвиняемому по налоговому преступлению покрыть ущерб и уйти от ответственности. Следком в этом случае закрывает уголовное дело. Но, повторимся, все упирается в желание фигуранта дела: не покроешь — грозит до 5 лет лишения свободы. Наши источники в силовых структурах при этом намекают: с динамикой погашения в последнее время возникли небольшие шероховатости, возможно, с этим и связано возбуждение нового эпизода.

ФНС и Зиганшин в целях урегулирования задолженности ПСО «Казань» заключили мировое соглашение, согласно которому строитель признал долг перед налоговой, который обязался погасить до 25 марта 2025 года ФНС и Зиганшин в целях урегулирования задолженности ПСО «Казань» заключили мировое соглашение, согласно которому строитель признал долг перед налоговой, который обязался погасить до 25 марта 2025 года Фото: «БИЗНЕС Online»

На каких условиях Зиганшин заключил мировое соглашение с ФНС

ПСО «Казань» вообще могло стать банкротом. В декабре 2022-го в суд поступило заявление о банкротстве компании Зиганшина, истцом выступило управление ФНС Татарстана. Строительной компании предъявили претензии на 4 млрд 755 млн рублей.

«Банкротство для Зиганшина – это не только потеря имущества!»: ФНС пошла на мировую с ПСО «Казань»

В апреле 2024-го ФНС и Зиганшин в целях урегулирования задолженности ПСО «Казань» заключили мировое соглашение, согласно которому строитель признал долг перед налоговой в размере 4 млрд 983 млн рублей. Бо́льшая часть из этой суммы приходится на долги по НДС — почти 2,7 млрд рублей, 2,1 млрд — это сальдо ЕНС по пени, 128 млн — штраф по НДС, 40 млн — страховые взносы. Сюда также были включены долги по транспортному налогу, штрафы по НДФЛ и государственная пошлина.

В итоге ФНС Татарстана составило график мирового соглашения с ПСО «Казань», согласно которому компания Зиганшина в течение 12 месяцев до 25 марта 2025 года обязана погасить всю свою задолженность. Ежемесячный платеж был утвержден в размере 415 млн рублей в месяц, дополнительно к этому должник за время оплаты внесет 240 млн рублей в виде процентов, рассчитывающихся в виде аннуитетных платежей по 16-процентной ставке от общей суммы долга по задолженности по НДС.

Вопрос о том, сможет ли заслуженный строитель РТ возместить долги, пока остается открытым, но неприятность при этом меньше не становится. Сегодня стало известно, что 28 мая в Арбитражный суд Москвы был подан иск ФКУ «Дирекция космодрома Восточный» (входит в «Роскосмос») с требованием взыскать с ПСО «Казань» Зиганшина 3,5 млрд рублей. Суть претензий на данный момент неизвестна.

6 марта автомобиль Range Rover, за рулем которого сидел Зиганшин, в Верхнеуслонском районе насмерть сбил 64-летнюю глухонемую Галину Зуйкову — она шла по проезжей части и попыталась перейти дорогу. Уголовное дело в отношении неустановленных лиц возбудили спустя несколько дней. По информации источников, на возбуждении дела настояло руководство прокуратуры РТ.

7 мая 2024-го, рассказывали источники нашей газеты, дело было прекращено. МВД по РТ не нашло в действиях Зиганшина признаков состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека»). Согласно выводам автотехнической экспертизы в рамках расследования, рассказывали собеседники «БИЗНЕС Online», было установлено, что водитель «не имел технической возможности остановить автомобиль в момент выхода пешехода на проезжую часть, а значит, и избежать наезда». Позицию Зиганшина узнать не удалось.

Наше издание обратилось в приемную ПСО «Казань», но комментировать новые претензии СКР там не стали.