На прошлой неделе в Савеловском районном суде Москвы допросили еще одного члена ОПГ «29-й комплекс» Рузаля Асадуллина, известного в криминальном мире по прозвищу Рузалик На прошлой неделе в Савеловском районном суде Москвы допросили еще одного члена ОПГ «29-й комплекс» Рузаля Асадуллина, известного в криминальном мире по прозвищу Рузалик Фото: Мария Кузьмина

«В состав группировки входил или нет, я не могу сказать, не знаю»

На прошлой неделе в Савеловском районном суде Москвы допросили еще одного члена ОПГ «29-й комплекс» Рузаля Асадуллина, известного в криминальном мире по прозвищу Рузалик. Его доставили в столицу из колонии строгого режима, где он отбывает наказание в 24,5 года за участие в ОПС и ряд убийств. Когда членов «29-го комплекса» в 2000-е по очереди отправляли за решетку, Асадуллин спокойно жил на Украине по поддельным документам на имя Яниса, гражданина Греции, имел свой бизнес на берегу моря. Его задержали лишь 1 апреля 2012 года, а в 2013-м экстрадировали в Россию.

Теперь из колонии его привезли в Москву, чтобы он лично выступил свидетелем по делу о убийстве Айдара Исрафилова, заказчиком которого обвинение считает экс-ректора КФУ Ильшата Гафурова. Сам Асадуллин уже был признан судом организатором убийства елабужского местного депутата и бизнесмена. По его словам, по этому эпизоду он еще в марте 2013 года подписал досудебное соглашение, которое, впрочем, потом отменили.

«Я социально не опасен»: пожизненное миновало Рузалика

54-летний Асадуллин, кажется, вовсе не был настроен на допрос, прятал лицо за черным капюшоном и даже просил судью перенести заседание. «У меня состояние сегодня такое… Ваша честь, а нельзя отложить судебное заседание? А то меня аж подташнивает», — попросил он. Но судья Ольга Чистова заявила, что «такой возможности нет». Поэтому в течение часа Асадуллину пришлось вспоминать о событиях 1990-х годов.

Так, в ходе допроса он рассказал, что вступил в группировку «29-й комплекс» в начале 1990-х. «Я вступил в уже готовую группировку, она была еще с 1980-х», — пояснил он и уточнил, что по иерархии был ниже, чем создатели группировки — Адыган Саляхов (Алик), Александр Власов (Шурин) и Юрий Еременко (Ерема). Примерно в 1992 году сам Асадуллин стал старшим по Набережным Челнам, когда все главари перебрались в Москву. В его обязанности входили в том числе пополнение общака и передача денег в столицу.

«В рамках досудебного соглашения я давал показания по убийству Исрафилова. Все показания по делу мной уже были даны в 2013-м. Сегодня по Гафурову я что могу сказать? Меня с ним познакомил Еременко примерно в 1992–1993 годах», — рассказал Асадуллин.

— Вам Еременко как Гафурова представил? — спросила прокурор Милана Дигаева.

— Как бизнесмена, предпринимателя, — ответил Рузалик.

— Какое-то отношение к «29-му комплексу» Гафуров имел? — уточнила она.

— Он общался со старшими. Был бизнесменом. В состав группировки входил или нет, я не могу сказать, не знаю. В состав группировки входили мы… — продолжил он.

— Насколько тесно они общались?

— Это их коммерческие отношения, я не в курсе. Работали с «Фениксом А», фирма была, потом мясокомбинат «Модуль». Я не имел отношения ни туда, ни туда, — признался Рузалик.

При этом Асадуллин уточнил, что со слов Саляхова знает, что Гафуров в состав учредителей «Феникса А» тоже входил, но сам «документов учредительских не видел». При этом Гафуров, по его словам, возглавлял страховую компанию «Зилант».

Асадуллин также рассказал, что вел совместно с Гафуровым коммерческую деятельность с 1993 по 1995 год, но «она не очень удачно сложилась». «Больше мы не общались, разошлись на этой почве», — отметил Рузалик. На прошлом заседании еще один член «29-го комплекса» Вячеслав Федоров по прозвищу Парасоль рассказывал, что у Гафурова и Асадуллина был конфликт из-за совместного магазина, который Саляхов разрешил не в пользу Рузалика.

После того как Гафуров стал главой администрации Елабуги и Елабужского района, он продолжал общаться с членами «29-го комплекса», но подробностей Асадуллин не знает.

«Исрафилов был лидером группировки „Айдароновские“», — уточнил Рузалик «Исрафилов был лидером группировки «Айдароновские», — уточнил Рузалик Фото из архива «Свято Место»

«Саляхов и Еременко меня просили переговорить с Исрафиловым, чтобы он не распространял слухи негативные»

С Исрафиловым Рузалик познакомился в 1980-е годы. «Он являлся лидером группировки „Айдароновские“», — уточнил он. Однако с ним взаимоотношения были «никакие», т. к. Исрафилов был старше. Чуть позже адвокат Александр Нарышкин спросил, занималась ли эта группировка распространением наркотиков. «Алкоголем занималась, группировка поднималась на алкоголе. Про наркотики я не слышал», — ответил он.

— Что вам известно о взаимоотношениях Исрафилова и Гафурова? Имел место между ними какой-нибудь конфликт? — уточнила Дигаева.

— Как говорилось со слов газет, слухов, был какой-то конфликт из-за выборов. Но точно конкретизировать не могу, — ответил Асадуллин.

— Члены «29-го комплекса» пытались урегулировать конфликт?

— Да, Саляхов и Еременко меня просили переговорить с Исрафиловым, чтобы он не распространял слухи негативные.

— В чем заключался негатив?

— Я уже не помню. Но с Исрафиловым я так и не встретился, встретился с Димой Большим (Дмитрий Софронов по прозвищу Тяжелыйприм. ред.), разговаривал. Но у нас разговор не получился, — вспоминал Асадуллин.

— У вас не получилось встретиться с Исрафиловым? А у кого получилось?

— Я не знаю. Может, Еременко встречался.

— В итоге удалось урегулировать конфликт?

— Если бы удалось урегулировать, урегулировали бы.

Место убийства выбрал сам Асадуллин — рынок около ЦСКА, потому что Исрафилов «собирался там отовариться» Место убийства выбрал сам Асадуллин — рынок около ЦСКА, потому что Исрафилов «собирался там отовариться» Фото: Андрей Титов

«Не знаю, что у него произошло с Исрафиловым. Дележ у них там какой-то был»

— Что вам известно о покушении на убийство Исрафилова? — продолжила допрос Дигаева.

— Убийство Исрафилова организовал я. А покушение… Когда [Фарид] Хисамутдинов покушался на убийство? Да, он с какими-то ребятами пытался организовать убийство Исрафилова. Но они сдались Исрафилову, — рассказал Рузалик.

— Кто заказчик убийства?

— На то время, я знаю со слов того же Исрафилова, что являлся Гафуров. Лично я не знаю. Я в то время находился в СИЗО, — ответил свидетель.

По словам Асадуллина, зимой 1999 года его задержали за хулиганские действия (избил предпринимателя). В мае он вышел на свободу, а осенью за вымогательство снова был арестован. В итоге он получил чуть больше 3 лет и освободился в 2001-м. «Это убийство [Исрафилова] произошло между тем, как я вышел и опять заехал», — добавил Асадуллин.

— После освобождения из СИЗО с Саляховым и Еременко встречались? Обсуждали покушение на убийство? — уточнила прокурор.

— Да, обсуждал.

По словам Асадуллина, это было на даче у Саляхова в Москве. «Я как раз вышел и был 4–5 месяцев на свободе», — пояснил он и добавил, что Гафурова тоже упоминали «в контексте того, что он имеет отношение к этому».

— Вы можете конкретнее сообщить, какое отношение имел Гафуров? — уточнила Дигаева.

— Я не знаю, он со мной договоров не заключал. Со слов Саляхова и Еременко я могу знать, что он имеет отношение к этому убийству.

— Какое отношение?

— Без понятия. Отношение бывает — ты платишь деньги или оказываешь какую-то услугу. Других отношений быть не может… Мне указания по убийству давал Саляхов, — признался Рузалик.

Далее Асадуллин рассказал, что был знаком с 1980-х годов с Айратом Шакировым, который ранее судом был признан заказчиком убийства своего же партнера Исрафилова. По словам Асадуллина, у того были «свои цели и обиды» для этого. Летом 1999 года Асадуллин встречался с Шакировым, у которого «тоже горела задница». «Не знаю, что у него произошло с Исрафиловым. Дележ у них там какой-то был», — отметил Рузалик. По его словам, именно Шакиров попросил его устранить Исрафилова и пообещал за это $50 тысяч. Также тот обещал назвать место и время передвижения Исрафилова по Москве. «Об этом мы поговорили с Саляховым. Тот дал указание и деньги, чтобы я организовал это убийство… У нас ничего нельзя было сделать без обращения к старшим», — рассказал свидетель.

Вместе с Саляховым они также разработали план убийства: решили привлечь к делу личных охранников — Андрея Будилина в качестве водителя, который также купил машину, и Алексея Олесика как киллера. «В план входило доехать до места, где будет находиться Исрафилов, Олесик должен был застрелить его, мне нужно было забрать его», — пояснил Асадуллин.

— А пистолет? — спросила прокурор.

— Пистолет Шакиров принес.

Место убийства выбрал сам Асадуллин — рынок около ЦСКА, потому что Исрафилов «собирался там отовариться». В день убийства выехали с дачи Саляхова: Будилин и Олесик — на одной машине, сам Асадуллин — на другой. «Проехали за Исрафиловым от гостиницы до ЦСКА. Подождали, пока он зайдет, отоварится и выйдет. Я сидел в кафе, созванивался с Шакировым в это время. Мы его потеряли. Когда Исрафилов выходил с рынка, Шакиров позвонил и сказал, что тот выходит», — рассказал Асадуллин.

«Когда Олесик вернулся, у него был пистолет, похожий на ПМ с глушителем»

По его словам, он тут же позвонил Олесику. Тот, одетый в спортивный костюм, перчатки и, скорее всего, бейсболку, вышел из машины, подошел к Исрафилову и выстрелил сначала в спину, а потом в голову. Своего лица Олесик не скрывал. «Олесик подошел сзади и выстрелил в спину. Это было при мне, я это видел. Он упал на спину, поднял руки вверх, и в тот момент выстрел в голову», — рассказал Асадуллин. Для Олесика, по его словам, это было первое подобное преступление.

— Шакиров где был в этот момент? — спросила Дигаева.

— В гостинице, — добавил свидетель.

После убийства Олесик вернулся в машину к Будилину, Асадуллин поехал за ними. Те бросили машину «где-то на Ленинградке», он их забрал. После этого все отправились на дачу к Саляхову, который на тот момент скрывался, т. к. был в розыске.

— Будилин и Олесик вознаграждение получили? — спросила Дигаева.

— Будилин — нет, он вообще был не в теме. Олесик получил от Шакирова около 50 тысяч долларов.

— Шакиров когда передал деньги? — поинтересовался адвокат Алексей Доночкин.

— Мне лично он ничего не передавал. Я не занимаюсь убийствами за деньги. Я выполняю указания, которые мне дали, — ответил Асадуллин.

Отметим, что Олесика пока найти не удалось. Он до сих пор в розыске, хотя, возможно, и его тоже уже нет в живых.

Также в ходе допроса Асадуллин рассказал, что позже у него случился конфликт с Саляховым, который чуть не стоил ему жизни. «Когда я сидел в лагере, они, видимо, решили почистить, так как я во многом был замешан и знал о многих убийствах. Решили меня убрать. При выходе из лагеря меня хотели застрелить», — признался свидетель.

Гафуров надеялся, что Саляхов поможет ему «закрыть вопрос» с Исрафиловым» Гафуров надеялся, что Саляхов поможет ему «закрыть вопрос» с Исрафиловым» Фото: Алексей Белкин

«Я таких показаний вообще не давал. Я подписывал многие показания. Но иногда не брал очки с собой»

После того как вопросы к Асадуллину закончились, Дигаева попросила огласить часть показаний Рузалика, которые он давал в 2022 году в качестве свидетеля по делу. Несмотря на возражения адвокатов, судья удовлетворила ходатайство стороны обвинения.

«Когда Еременко представлял мне Гафурова Ильшата, он его представил не просто как члена нашей группировки, а как старшего, одного из лидеров преступного сообщества», — процитировала прокурор показания от 2 марта 2022 года. Также 6 июня Асадуллин рассказывал, что незадолго до убийства Исрафилова встретил Гафурова в Москве, который тоже приехал на встречу с Саляховым. «Когда мы встретились, то поздоровались, и Гафуров спросил, встречались ли мы уже с Саляховым. Я ему ответил, что еще не встречался. Гафуров сказал, что он тоже приехал встретиться с Саляховым по поводу „темы с Исрафиловым“. На тот момент мне уже было известно о неудавшемся покушении на Исрафилова в Елабуге и о причастности Гафурова и Хисамутдинова к этому преступлению. Но Гафуров сказал, что не получилось убить Исрафилова в Елабуге и теперь ситуация стала еще хуже, так как Исрафилов рассказал обо всем в СМИ. Гафуров надеялся, что Саляхов поможет ему „закрыть вопрос“ с Исрафиловым», — зачитала Дигаева. Тогда же Асадуллин говорил, что вскоре ему позвонил Саляхов и сказал, что он «должен подключиться к организации его убийства». «Я так понял, что Гафуров встретился с Саляховым для обсуждения убийства Исрафилова, и после этой встречи Саляхов уже позвонил мне», — процитировала прокурор.

«Ильшат сказал, что надо его устранять»: на суде над Гафуровым допросили Ерему

Асадуллин начал возмущаться и не соглашаться с той частью своих показаний, в которых он называл Гафурова старшим и одним из лидеров ОПГ. «Он был бизнесменом. Если бы он являлся лидером группировки, как я мог предъявить претензию, что он не рассчитался за магазин? Меня бы убили тогда, меня бы тут уже не было. Это же бред. Я таких показаний вообще не давал. Я подписывал многие показания. Но иногда не брал очки с собой. Может быть, я не прочитал. Это моя вина», — заявил Рузалик.

— Вы не говорили, что Гафуров являлся членом, старшим? — уточнила Дигаева.

— Это же абсурд. Как он мог быть старшим? Мог мне давать указания? Так, что ли? Я не мог давать такие показания. У нас была субординация. Я не мог старшему предъявить претензию. Я мог прийти к Саляхову. Но в отношении него я предъявил сам и получил то, что получил, — объяснил Асадуллин.

— Вы читали свои показания?

— Какие-то читал, какие-то нет, — сознался свидетель.

Тут к допросу подключилась судья, которая еще раз уточнила, как же все-таки ему при знакомстве представили Гафурова.

— Еременко представил как бизнесмена. Сергей Миронов тоже был членом группировки, но он был бизнесменом, он же убийства не совершал. Указания он же мне не мог давать, — прокомментировал Асадуллин.

— Вы с Гафуровым решили поговорить сами, а потом позвонил Саляхов…

— И я получил от него втык! — эмоционально ответил Рузалик.

— А как он вам объяснил, что вы не имеете права?

— Это была негласная субординация в группировке. Если человек относится к кому-то, то я не могу предъявлять претензию, а должен ему.

— К кому относился Гафуров? — уточнила судья.

— К старшим — Саляхову, Еременко.

— Как кто?

— Как бизнесмен, — твердо заявил Асадуллин.

Следующее заседание состоится 23 мая.