В нынешних условиях есть опасность, что европейские страны откажутся маркировать продукцию, которая идет в РФ В нынешних условиях есть опасность, что европейские страны откажутся маркировать продукцию, которая идет в РФ Фото: Виталий Невар/ТАСС

Минфин против Латвии

До 2021 года ввоз в Россию импортного алкоголя без федеральных марок был запрещен, это объяснялось мерами по борьбе с контрафактом. Вся импортная алкогольная продукция, заходящая на российский рынок, должна быть оклеена, сначала она маркировалась акцизными марками, которым на смену пришли федеральные специальные марки (ФСМ). Наклейка марки фиксирует, что товар завезен в страну легально.

Практически 90% оклеечных процедур проводилось в странах Прибалтики (Литва, Латвия). Там была сформирована мощная инфраструктура для оказания этой услуги. Прибалтика стала «экспортным хабом» для алкоголя и табака, который реэкспортировался в другие страны, включая Россию. Остальной алкоголь оклеивался прямо на производствах. Марки наносили сами зарубежные производители, у которых имелись крупные поставки в РФ. Например, бутылки с некоторыми видами грузинских вин, импортируемых в нашу страну, оклеивались непосредственно на территории Грузии. Но в нынешних условиях есть опасность, что европейские страны откажутся маркировать продукцию, которая идет в РФ.

В 2021 году замминистра финансов РФ Алексей Сазанов предложил запустить совместно с федеральной таможенной службой России (ФТС) эксперимент по маркировке импортного алкоголя на территории России. Вступили в силу и новые правила маркировки: весь алкоголь, выпущенный в России и ввезенный из других стран, вместо акцизных марок должен маркироваться специальными федеральными марками (ФСМ).

В 1994 году в РФ была введена первая система маркировки — федеральные акцизные марки (ФАМ). Затем была введена система ЕГАИС.

С 1 января 2021 года в РФ прекращен выпуск акцизных марок, они полностью заменены федеральными специальными марками (ФСМ). Введение ФСМ на замену ФАМ позволило уменьшить количество документов, необходимых для маркировки, при этом улучшив качество контроля за алкогольным рынком.

ФСМ представляет собой цветную наклейку с двухмерным штрих-кодом. В нем зашифрована информация из реестра ЕГАИС, подтверждающая, что продукт был ввезен (или произведен на территории РФ) легально. Сама наклейка изготовлена особым образом — самоклеящаяся бумага защищена химическими волокнами. На ней также есть гильоширные розетки и невидимый текст, который проявляется только под ультрафиолетовым излучением.

ФСМ необходимо приобретать в АО «Госзнак» или заказывать через систему ЕГАИС. Сегодня стоимость ФСМ составляет 1 890 рублей за 1 тыс. штук без учета НДС. С 1 сентября 2024 года цена на ФСМ повысится до 2 050 рублей за 1 тыс. (или около 2 рублей за штуку).

Рассмотрение заявки может занять до 29 дней, изготовление марок занимает приблизительно две недели. Забирать их должен руководитель организации или владелец ИП лично. Готовые марки хранятся на складе 50 дней, их необходимо использовать за 9 месяцев с момента получения.

Эксперимент стартовал летом 2021 года — Калининградская область первой получила возможность маркировать на своей территории импортируемый в Россию алкоголь. Позже в него вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская, Брянская, Владимирская, Ленинградская, Псковская и Смоленская области и Краснодарский край. В этом году эксперимент продлили до 31 мая 2026 года. Практика показала, что он идет успешно — увеличилось не только количество участников, но и расширилась территория его проведения.

В марте 2024 года министр финансов РФ Антон Силуанов предложил и вовсе запретить маркировку импортного алкоголя за рубежом и перенести этот процесс целиком на территорию России. Но это пока в планах.

В Татарстане недавно был создан таможенный склад. Развивать его будет компания «Технические Решения Логистики» В Татарстане недавно был создан таможенный склад. Развивать его будет компания «Технические Решения Логистики» Фото: Фаиль Гатаулин

Татарстан станет алкогольным хабом

Весной 2023 года минфин России сообщил о намерении включить в периметр эксперимента Татарстан. По мнению ведомства, это позволит сформировать новые логистические маршруты для перемещения алкогольной продукции из Средней и Восточной Азии. При этом нивелируются риски сбоев и задержек при маркировке специальными марками ввозимой в РФ алкогольной продукции.

Для участия в эксперименте республике было необходимо иметь таможенный склад с алкогольной лицензией. И, как стало известно «БИЗНЕС Online», в Татарстане такой склад недавно был создан. Развивать его будет компания «Технические Решения Логистики» (ТРЛ). Учредителями ТРЛ выступили государственное АО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) под руководством Валерия Сорокина и компания «Ригарс Логистик» Ришата Шайхулова. Последний — бывший топ-менеджер «Татспиртпрома», экс-гендиректор транспортной компании Delko и бывший бизнес-партнер Сергея Акульчева. В 2022 году Шайхулов приобрел алкодистрибьютор «ТД „Россич“». Участие СИНХа в уставном капитале ТРЛ объяснятся тем, что он контролирует «Татспиртпром», который, кроме производства собственной продукции, занимается и импортом алкоголя.

Дрим-тим Миннахметова снова в игре: бывшие топы «Татспиртпрома» поквитаются за «Белый кремль»?

По данным и. о. первого заместителя Татарстанской таможни Максима Верендеева, 27 марта 2024 года ООО «ТРЛ» было включено в реестр владельцев таможенных складов. При этом информацию о том, что эта компания признана участником эксперимента по маркировке алкогольной продукции, ФТС России пока не получала.

Для вновь созданной компании подобран склад площадью 1,5 тыс. кв м в Новой Туре Для вновь созданной компании подобран склад площадью 1,5 тыс. кв. м в Новой Туре Фото: Фаиль Гатаулин

По словам директора ООО «ТРЛ» Юрия Мочалина, включение Татарстана в число территорий, на которые распространяется действие эксперимента, произошло благодаря инициативе лидера республики Рустама Минниханова.

Для вновь созданной компании подобран склад площадью 1,5 тыс. кв. м в Новой Туре, в непосредственной близости от таможенного поста. Место дислокации выбрано неслучайно — операционная деятельность компании будет тесно связана с проведением определенных таможенных процедур.

«На данный момент все формальности пройдены, и компания активно включилась в работу. В частности, уже есть заказы от наших соседей из Башкортостана», — поделился Мочалин. Хотя, по данным Татарстанской таможни на 9 апреля 2024 года, на таможенном складе «ТРЛ» товары, помещенные под таможенную процедуру, еще отсутствовали.

Операционная деятельность компании будет тесно связана с проведением определенных таможенных процедур Операционная деятельность компании будет тесно связана с проведением определенных таможенных процедур Фото: Фаиль Гатаулин

Открываемый склад будет иметь порядка 70–80 рабочих мест с возможностью расширения штата до 150 человек. Какое количество бутылок сможет маркировать данный склад, пока неизвестно.

Предприятие будет получать прибыль от обработки товара — покрытия бутылок с алкоголем специальной маркой. Но это не единственный источник. Также компания планирует организацию оклейки маркой «Честный знак», под которую попадает все больше и больше товаров. Помимо дохода от маркировки, таможенные склады обычно получают прибыль от оказания информационно-технических услуг по подготовке товара к прохождению таможенных процедур, а также услуг по хранению товара и других сопутствующих операций (погрузка, разгрузка и т. д.).

Пока импортеры не спешат маркироваться внутри России. По данным Центральной акцизной таможни (ЦАТ) Федеральной таможенной службы, в 2023 году в эксперименте приняли участие около 70 импортеров Пока импортеры не спешат маркироваться внутри России. По данным Центральной акцизной таможни (ЦАТ) федеральной таможенной службы, в 2023 году в эксперименте приняли участие около 70 импортеров Фото: Виталий Невар/ТАСС

«Не может завод покинуть бутылка, которая не оклеена специальной маркой»

Основной объем заграничного алкогольного потока раньше шел через Европу. Но сегодня поставщики меняются — большие потоки формируются восточнее (Турция, Иран, Казахстан, Азербайджан). «Основной товарооборот, который формируется из Южной и Северной Америки, идет через Атлантический океан. Даже тот же самый Китай раньше поставлял через Прибалтику, а оттуда — в Санкт-Петербург. Сейчас все меняется», — говорит директор ТРЛ.

По словам Мочалина, появились железнодорожные маршруты из Китая, стали достаточно привлекательными автоперевозки, а центр формирования хода импорта серьезно изменил свои критерии. Судя по всему, именно эти новые хаотично идущие потоки импортного спиртного и планируется завести на склад в Новую Туру.

Каков потенциальный рынок для татарстанского таможенного хаба? По данным руководителя Росалкогольтабакконтроля Игоря Алешина, импорт спиртного в России в 2023-м увеличился до 102 млн дал (в 2022 году было 96 млн). Объем ввезенного конкретно в Татарстан импортного алкоголя составил в 2023 году, по данным Госалкогольинспекции РТ, 1,2 млн декалитров (дал). Таким образом, потребность в оклейке ФСМ только ввозимого в РТ горячительного — около 17,1 млн бутылок (при среднем объеме одной бутылки в 0,7 литра).

В компании «Терминал Селятино» в Московской области (участник эксперимента) корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что стоимость оклейки одной бутылки ФСМ у них составляет 10 рублей. Примерно те же расценки нам назвали и другие игроки рынка. Таким образом, маркировка только ввозимого в РТ импортного спиртного может обеспечить ТРЛ выручку в 170 млн рублей. Но, судя по всему (первый заказ — из Башкортостана), компания не намерена замыкаться в границах одного региона.

Однако пока импортеры не спешат маркироваться внутри России. По данным Центральной акцизной таможни (ЦАТ) федеральной таможенной службы, в 2023 году в эксперименте приняли участие около 70 импортеров, а общий объем промаркированного в России импортного алкоголя составил всего лишь… 55 тыс. литров.

«Основная причина — недостаток специализированных складских мощностей. В России количество организаций, оказывающих услугу по нанесению марок на импортный алкоголь, и, соответственно, мощности специализированных складов сильно ограничены, поэтому стоит это примерно на 20–30 процентов дороже, чем в Латвии, где существует целый кластер», — говорил в интервью РБК исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин.

Впрочем, сегодня складская инфраструктура по нанесению маркировки в РФ бурно развивается. По состоянию на 10 марта 2024 года всего в эксперименте принимают участие 28 таможенных складов (11 в Московской области, по три в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Псковской области, по два в Калининградской и Смоленской областях, по одному в Ленинградской, Брянской, Владимирской областях и Москве), 18 складов временного хранения и 135 импортеров алкогольной продукции, сообщается на сайте ФТС. Перечни таможенных складов и складов временного хранения приведены здесь.

Более того, внутри рынка ужесточается конкуренция. Гендиректор одной из торговых сетей Калининграда Алексей Елаев в интервью «Российской газете» рассказал, что за два года калининградские предприниматели вложили в развитие маркировочной системы более 2 млрд рублей, но положительного эффекта пока не увидели, т. к. бо́льшая часть доходов от нанесения акцизных марок по-прежнему останется за границей. Кроме того, увеличение числа регионов, участвующих в эксперименте, явно не добавляет оптимизма калининградскому бизнесу. «Расширение эксперимента привело к тому, что первоначально ориентировавшиеся на всю Россию и построившие соответствующие логистические мощности калининградские предприниматели стали игроками лишь для локального рынка», — сетовал Елаев.

При этом алкоголь в Калининградской области уже подорожал на 15–30% в зависимости от вида напитка. Липилин также полагает, что перенос процедуры по маркировке из Латвии в Россию грозит ростом цен на алкоголь до 30%, т. к. для нанесения марок используется ручной труд, а в стране сейчас наблюдается сильнейшая нехватка рабочей силы, кроме того, вакантных складских площадей тоже мало.

А что с производством алкоголя внутри Татарстана? За 2023 год выпуск алкогольной продукции вырос, по данным Госалкогольинспекции РТ, на 2% и составил 10,9 млн дал (весь объем произведен филиалами «Татспиртпрома»). Объем производства пива снизился на 5% и составил 52,3 млн декалитров.

Но для отечественных производителей алкоголя создание «акцизных» центров неактуально. Как объясняют участники рынка, в России на каждом заводе есть своя система оклейки, т. к. «не может завод покинуть бутылка, которая не оклеена специальной маркой».

К примеру, самостоятельно оклейку пива марками делают на пивоваренном заводе «Белый Кремль» в Чистополе. «Было заказано специальное оборудование, закуплены в аккредитованной типографии марки „Честного знака“. Марки заказываются в Гознаке, в Нижнем Новгороде. Завод заявляет объем выработки, они дают специальные марки, которые уже наклеиваются на продукцию», — рассказал «БИЗНЕС Online» экс-директор пивоваренного завода «Белый Кремль» Ильдар Залаков.

«Любая реорганизация – это же не магазин какой-то продать»: кто сдул пену с «Белого Кремля»?

«Вся страна движется к тому, чтобы не зависеть от волеизъявления западных стран»

«БИЗНЕС Online» узнавал у экспертов и участников рынка, для чего Татарстану и России создание собственной инфраструктуры по оклейке импортного алкоголя специальными федеральными марками.

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

— У нас сейчас заявлены 11 регионов, которые должны экспериментировать с оклейкой. Однако непонятно, кому верить: алкогольные компании докладывают, что они многие миллионы бутылок уже оклеивают на своих складах. При этом центральная акцизная таможня заявляет, что ничего подобного нет. В общем, здесь непонятно что происходит. Государство старается затянуть процесс и делает его пока в виде эксперимента.

С одной стороны, Прибалтику нужно лишить заработка на продукции, которая идет в Россию из Европы. С другой стороны, нет возможности сделать это. Правая рука изображает патриотизм и перевод маркировки в Россию. Левая же поощряет оклейку в Прибалтике — по той причине, что значительная часть продукции идет оттуда транзитом. Не зря заявляют, что Литва и Латвия стали основными транзитерами импортной продукции, прежде всего европейской.

Европейские компании напрямую боятся отправлять продукцию в Россию. Через Китай, который к нам вроде как лоялен, вообще не выгодно отправлять товары из Европы: далеко и дорого. Вот Евросоюз и смотрит на операции в Прибалтике сквозь пальцы. Сегодня за процедуру поставщики платят Прибалтике — арендуют склады для длительного хранения, нанимают рабочих оклейщиков. Объемы огромные — в прошлом году мы больше 300 миллионов литров завезли таким путем.

Если эксперимент с маркировкой импортного алкоголя удастся, то для экономики страны это будет большим плюсом. Во-первых, это дополнительная экономическая составляющая, во-вторых, разовьется складская структура, в-третьих, будет трудоустроена часть населения.

Что касается марки «Честного знака», то она «для красоты» на алкоголе наклеена. Понятное дело, что для рынков рыбы, шин, шуб ее нанесение актуально. Там же раньше никакого контроля не было. У алкоголя же каждая бутылка сколько лет уже отслеживается — 30 лет маркируется, а теперь еще и в системе «ЕГАИС» учитывается.

Алсу Хайруллина — директор ООО «Торговый дом Россич»:

— Импортный алкоголь, который заходит в Россию, в подавляющем большинстве оклеивается в Риге и в таких странах, которые занимаются собственным производством, например в Грузии и Армении.

Эксперимент же предполагает, что машины в Риге застревать не будут. Они сразу через границы проедут непосредственно до таможенного пункта, который участвует в эксперименте. Дистрибьютеры этим тоже будут пользоваться — у каждого из них есть пул поставщиков прямого импорта, с которыми они работают на Западе. Вся страна движется к тому, чтобы не зависеть от волеизъявления западных стран. Если мы говорим о том, что мы должны научиться работать и вести бизнес самостоятельно, почему мы должны бояться испортить отношения?

Более того, существуют высокие риски, что Рига одномоментно закроет возможности поставки, — и что тогда? Мы будем не готовы. Начнем думать, как получить свой товар, за который деньги уплачены заранее? Нужно быть готовым к любым обстоятельствам. Нужно выстраивать логистические потоки — алкогольный рынок начинает трансформироваться.

Мы с вами не можем не понимать: если условная Прибалтика закроет свою границу, откуда тогда пойдет поток? Например, через Беларусь. Но тогда и Польша может закрыть свою границу. Тогда что? Любая услуга не должна монопольно предоставляться западной страной, она должна быть замещена аналогичными услугами в России. Для субъектов России открытие хабов позволяет открыть дополнительные рабочие места. Рабочие места — это налоги. Вдобавок к этому бизнес начинает привлекать к себе другие виды бизнесов.

Лейсан Шишкина — руководитель алкогольной ассоциации Татарстана:

— Импортный алкоголь маркируется при въезде на территорию России. Раньше это все было в Прибалтике, а теперь начался эксперимент по маркировке на территории России. Сейчас для завоза алкоголя есть много путей: дальневосточные порты, через Петербург, Азербайджан, Иран и Дубай. Это маршруты неновые, но в связи с политической ситуацией они начали свое развитие.

В связи с тем, что логистические маршруты сейчас меняются, участие Татарстана в эксперименте целесообразно. Поскольку Татарстан — одна из восточных точек и учитывая тот факт, что соседние регионы не занимаются этим, для республики логистически выгодно завезти продукцию, растаможить ее здесь и отправить дальше.