Автомобильный парк за 5 лет прирос всего на 50 тыс. авто Автомобильный парк за пять лет прирос всего на 50 тыс. авто Фото: Сергей Елагин

Татарстан автомобильный: 282 машины на 1 тыс. жителей

По данным аналитического агентства «Автостат», порядка 40% всех зарегистрированных автомобилей числятся за 11 субъектами страны. На 1 июля 2023 года в Татарстане зарегистрировано 1 млн 336 тыс. легковушек, что соответствует 7-й позиции среди регионов РФ. В республике сконцентрировано 3,1% от всего автопарка России.

ФНС в своем отчете о налоговой базе по транспортному налогу в Татарстане дает схожую статистику: на 1 января 2023 года в республике числилось 1 млн 328 тыс. авто, из которых 1 млн 270 тыс. единиц оформлены на физлиц, а 58 тыс. — на юрлиц. Для сравнения: на 1 января 2019-го на учете в РТ стояло 1 млн 279 тыс. авто, из которых 50 тыс. приходилось на корпоративный сегмент. Таким образом, автомобильный парк за пять лет прирос всего на 50 тыс. авто. Это связано с тем, что отслужившие свой век машины либо утилизируются, либо буквально врастают в землю, на которой их припарковали за ненадобностью. Часть автомобилей уезжает в другие регионы, а часть заканчивает свой жизненный путь в ДТП и уходит на металлолом. Только за пять лет в Татарстане произошло почти 19 тыс. ДТП.

Несмотря на столь внушительный автопарк, на конец 2022 года в Татарстане на 1 тыс. жителей приходилось 282,3 единицы личных легковых автомобилей. С данным показателем республика занимает только 12-е место среди регионов ПФО, уступая Марий Эл и Чувашии.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

В 2005 году уровень автомобилизации в республике составлял 134,3 машины на 1 тыс. татарстанцев, в 2010-м — 197,4, в 2015-м — 266. К концу 2020 года показатель достиг 289, а к концу 2021-го — 291,7. Самый высокий уровень автомобилизации в Татарстане был зарегистрирован в 2018 году. Тогда на тысячу жителей приходилось 314,5 машины. Это можно объяснить ростом численности населения в регионе.

В ТТС действует бесплатная гарантия 18 месяцев на авто с пробегом!

Честная гарантия дает Вам уверенность и исключает вероятные риски при покупке автомобиля.

В автосалонах ТТС представлено более 3 500 проверенных автомобилей с пробегом, которые прошли юридическую проверку и не имеют финансовых обременений.

Их история владения и обслуживания абсолютно прозрачна.

Мы уверены в своих автомобилях, убедитесь в этом и вы.

Ждем вас в автосалонах ТрансТехСервис!

Единый контактный центр ТТС: 8-800-700-49-26

Подробнее

Что касается Казани, то число машин за последние 18 лет (с 2005 по 2023 год) здесь выросло более чем в 3 раза — с 137 до 451 тыс. авто. Эти данные на одном из деловых понедельников привел мэр города Ильсур Метшин. А за последние пять лет цифры изменились не столь разительно: в 2018 году в столице РТ было 423 тыс. машин, т. е. к 2023-му в автопарке столицы прибавилось 28 тыс. авто (плюс 6,2%). Таким образом, на Казань пришлось более половины из 50-тысячного прироста «табуна» железных коней республики.

Метшин оценил уровень автомобилизации в Казани: «Быстро ездить надежды мало»

Всего за прошедшие пять лет татарстанцы приобрели и поставили на регистрационный учет свыше 265 тыс. новеньких авто. Самым сытным для дилеров был 2019-й, когда еще не началась пандемия COVID-19, не было проблем на рынке полупроводников и никто и не думал об СВО. За тот год в республике было реализовано 68,2 тыс. новых автомобилей, что в 2,7 раза больше, чем в 2022-м, и в 1,4 раза больше, чем по итогам 2023-го.

События 2022 года внесли много изменений в структуру автомобильного рынка. Отличительной особенностью последних двух лет стало изменение картины авторынка в разрезе автомобильных марок. На это повлияла остановка поставок и производства западных производителей иномарок, а также китайская экспансия, которая существенно изменила структуру спроса. Китайские автомобили, которые заместили ушедшие с российского рынка европейские, американские, японские и корейские марки, показали кратный рост. Так, в 2019-м доля китайских автомобилей составляла 1,4%, в 2020-м — 2,4%, в 2021-м — 5%, в 2022-м — 14,4%, а по итогам прошедшего года она увеличилась до 40%. В количественных показателях продажи автомобилей из Поднебесной выросли до 19,5 тыс. авто, что в 20 раз превышает итоги 2019-го.

«БИЗНЕС Online» проанализировал, как поменялись предпочтения татарстанцев за пять лет.

Lada — одна из тех марок автомобилей, которая держится в абсолютных лидерах на протяжении всех 5 лет LADA — одна из марок автомобилей, которая держится в абсолютных лидерах на протяжении всех пяти лет Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Плюс 1 млн рублей за пять лет

На первую десятку приходится 219,6 тыс. авто, или почти 83% от всех проданных машин в республике.

По итогам прошедших пяти лет автомобили марки LADA стали безусловным лидером продаж в Татарстане. Всего за данный период машины отечественного производства выбрали 81 тыс. автовладельцев — это чуть больше 30% от всего пятилетнего рынка. LADA — один из тех автобрендов, который держится в абсолютных лидерах на протяжении всех пяти лет.

В 2019 году марка завоевала самое большое количество сердец татарстанцев, итог — 18 924 новых зарегистрированных авто. При этом доля ее составляла 27,7%. В «ковидный» год доля проданных автомобилей АвтоВАЗа снизилась до 27%. После начала СВО на фоне общего падения продаж всех марок автомобилей доля LADA на рынке превысила 37% при самых минимальных продажах за исследуемый период. По итогам 2023-го продажи автомобилей отечественного производства не дотянули до продаж 2019-го лишь две сотни. Всего в прошлом году реализовано 18 722 машины.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Посмотрим, как распределились продажи LADA по татарстанским автодилерам. Спойлер — две трети всего рынка перекрывают три республиканских игрока. Более 40% продаж в РТ, или свыше 33 тыс. новеньких LADA, пришлось на ГК «КАН-Авто» Александра Колесова. Для компании продажа отечественных автомобилей является одним из показательных бизнесов. Да, он не такой маржинальный, зато в количественных показателях демонстрирует рекорды. Всего «КАН-Авто» за пять лет реализовало свыше 74,7 тыс. новых авто, а на первом месте с показателем 44,3% от всех продаж стоит LADA.

На втором месте по количеству проданных LADA — две трети ГК «ТТС» Вячеслава Зубарева. С 2019 года ТТС осчастливил 12,7 тыс. автовладельцев, что перекрыло еще 16% суммарных продаж автомобилей отечественного производства. По данным, которые предоставил владелец федеральной сети автоцентров «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров, его автосалоны за исследуемый период смогли реализовать 6 тыс. машин марки LADA, что составляет 7,5% от всего рынка.

За прошедшие пять лет не могла не обновиться и стоимость всех моделей LADA. Меньше всего изменения коснулись базовых LADA 4×4 и LADA Granta, цены на которые стали выше всего на 60%. Максимальный рост стоимости показала LADA Vesta SW: если в начале 2019 года базовая модель выставлялась в салонах за 793 900 рублей, то сейчас цена на данный автомобиль выше в 2,2 раза — 1 733 900 рублей. В абсолютном выражении самую большую прибавку показала LADA Vesta SW Cross: стоимость марки в максимальной комплектации выросла на 1,1 млн рублей с 926 тыс. до 2 млн рублей.

Четыре годах из пяти KIA стабильно занимала второе место по популярности у татарстанских водителей Четыре года из пяти Kia стабильно занимала второе место по популярности у татарстанских водителей Фото: © Michael Brochstein / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Преданность корейской надежности и простоте

На втором месте по популярности у автовладельцев — одна из самых надежных марок на российском рынке, корейская Kia. Несмотря на то что она ушла из России и прекратила официальные продажи машин в стране, автомобили бренда остаются одними из самых востребованных у наших автомобилистов. Причем популярностью пользуются как новые, так и подержанные модели.

Четыре года из пяти Kia стабильно занимала второе место по популярности у татарстанских водителей. И только по итогам 2023-го, оттесненная китайскими конкурентами, она опустилась на 6-ю позицию. Несмотря на это, в итоге пять лет марка занимает уверенное второе место с 31,1 тыс. проданных новых авто в РТ, что составляет 11,7% от общего рынка. Если в 2019 году доля бренда превышала 14%, то к концу пятилетки — только 3,8%. Почти половина, или 45% автомобилей Kia, пришлась на модель Rio — старшую модель по отношению к малолитражному хетчбэку Picanto и младшую относительно седана Cerato и хетчбэка Ceed.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Из 31 тыс. проданных «корейцев» 14,1 тыс. (45% от всего объема) пришлось на ТТС. Следом идет «КАН-Авто», доля которого в продажах составляет 36%, или 11,3 тыс. новеньких Kia. «Апельсин» Абдулнасырова за этот же срок продал свыше 4,8 тыс. аналогичных авто, что составляет 15% от рынка. Таким образом, обозначенные дилеры обеспечили 96% от всех продаж.

Меньше всего за пять лет подорожала Rio. С 2019-го по 2023-й цена на автомобиль в максимальной комплектации выросла с 1,07 млн до 2,5 млн рублей, или в 2,3 раза. Больше всего набрал «жирка» в абсолюте среднеразмерный городской кроссовер Kia Sorento. Стоимость этой модели в «максималке» выросла на 4,7 млн рублей с 2,3 млн до 7 млн рублей. В относительном выражении прирост в 3,2 раза показал автомобиль среднего класса — Kia Cerato. Самая «заряженная» комплектация модели выросла в цене с 1,3 млн до 4,2 млн рублей.

Сейчас на рынке можно еще встретить автомобили Renault без пробега и в пленке, правда, 2022-года выпуска Сейчас на рынке можно еще встретить автомобили Renault без пробега и в пленке, правда 2022 года выпуска Фото: © imago stock& people / imago stock& people / www.globallookpress.com

Французами отдана…

«Бронзу» по количеству реализованных новых автомобилей за последнюю пятилетку взял французский бренд Renault. В 2014 году дилерская сеть марки была крупнейшей среди иностранных брендов: свыше 180 автосалонов от Калининграда до Владивостока. Всего в Татарстане было реализовано чуть больше 27 тыс. автомобилей, что составляет 10% от всего рынка новых авто. В 2019–2021 годах марка занимала третье место по популярности, в 2022-м — четвертое, а по итогам 2023-го — 12-е.

65%, или 17 538 автомобилей с ромбовидным шильдиком, выгнал из своих салонов ТТС. В 2 раза меньше — 9 195 единиц (или почти 34% от рынка) — реализовало «КАН-Авто». Получается, что два дилера перекрывали практически весь рынок новеньких Renault.

В мае 2022 года марка передала свои российские активы в государственную собственность. Так, долей в АвтоВАЗе стало владеть ФГУП «НАМИ», завод «Рено Россия» перешел городу Москве. Бывший завод французского автоконцерна в российской столице официально переименовали в «Москвич».

Сейчас на рынке можно еще встретить автомобили Renault без пробега и в пленке, правда 2022 года выпуска, но это всего лишь куцые остатки рынка, завалявшиеся на складах редких дилеров.

Несмотря на меньшие продажи, у Hyundai, как и у KIA, 45% продаж также пришлось на ТТС Несмотря на меньшие продажи, у Hyundai, как и у Kia, 45% продаж также пришлось на ТТС Фото: © Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Корейский «хорошист»

Четвертое место по количеству поставленных на учет новых автомобилей в течение последних пяти лет еще у одной корейской марки, Hyundai, которая наравне с Kia стала поистине народным автомобилем. Всего продано 26 тыс., или 9,8% от всего рынка, что всего на 1 тыс. меньше, чем Renault, и на 5 тыс. меньше, чем Kia. Несмотря на меньшие продажи, у Hyundai, как и у Kia, 45% продаж также пришлось на ТТС. Здесь продано 11,7 тыс. автомобилей данной марки. Еще 10% продаж обеспечила «Автосеть.РФ» — свыше 2,4 тыс. авто.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Завод Hyundai в Санкт-Петербурге выпускал более 200 тыс. автомобилей в год, но после начала СВО Hyundai Motor в марте 2022-го приостановил работу в России из-за трудностей с поставками комплектующих. Однако в начале текущего года стало известно, что на производственных площадках бывшего завода Hyundai под Санкт-Петербургом возобновляется производство, но не под маркой Hyundai, а под маркой Solaris. При этом на заводе продолжат выпускать знакомые россиянам модели. Так, Hyundai Solaris возвращается под именем Solaris HS, а кроссовер Creta нарекли Solaris HC.

Что касается цен, то самая дешевая модель Hyundai Solaris подорожала за пять лет в 2,8 раза с 730 тыс. до 2 млн рублей. Самая низкая динамика у Hyundai Santa Fe, цена на базовую комплектацию выросла всего в 2,2 раза с 2,05 млн до 4,55 млн рублей. В 2,9 раза подорожал среднеразмерный переднеприводной седан сегмента Е — Hyundai Sonata — с 1,77 млн до 5,15 млн рублей.

Если в 2020-м Volkswagen занимал 7% татарстанского рынка, то в 2023-м в 10 раз меньше Если в 2020-м Volkswagen занимал 7% татарстанского рынка, то в 2023-м — в 10 раз меньшую долю Фото: Сергей Елагин

Немецкий «отличник»

Твердую пятерку получает немецкий концерн Volkswagen, но это только благодаря былым заслугам. На данный момент у этой марки в Татарстане серьезный кризис: количество проданных в 2023 году авто по сравнению с 2019-м убавилось на 3,6 тыс. с 4 тыс. до 331 единицы, или минус 92%. Суммарно за пять лет было реализовано 12,6 тыс. автомобилей, что составляет всего 4,7% рынка. Если в 2020-м Volkswagen занимал 7% татарстанского рынка, то в 2023-м — в 10 раз меньшую долю (0,7%).

Несмотря на то что официально марка ушла из России, на наш рынок через Китай официально пришли автомобили марки Volkswagen, правда под маркой Jetta, которых в республике было продано в прошлом году 40 штук.

Данная марка — это совместное предприятие FAW и Volkswagen. По такой схеме китайцы сотрудничают с большинством мировых компаний, выпускающих свои автомобили на территории Китая. Jetta — это локальная марка исключительно для КНР от немецкого производителя, которая никак не должна была просочиться за пределы Поднебесной. Конечно, Jetta не сможет полноценно заменить ушедший от нас Volkswagen, тем не менее китайцы и немцы нашли выход из ситуации и дали нам точно такие же автомобили, просто удешевленные.

Если в 2019 году Volkswagen Polo, собранный по немецким стандартам, стоил в России 655 тыс. рублей, то сейчас Jetta VA3 (а это не что иное, как немного перелицованный Volkswagen Polo) стоит на рынке от 1,7 млн рублей, что в 2,6 раза выше. Tiguan, который стоил от 1,4 млн рублей, сегодня продается за 2,4 млн в виде аналога Jetta VS7 и за 4,45 млн — в оригинальной «упаковке».

Toyota RAV4 — самая популярная модель марки (45%, или 4,6 тыс. проданных авто) в «базе» поднялась в цене в 1,8 раза Toyota Rav4 — самая популярная модель марки (45%, или 4,6 тыс. проданных авто) в базовой комплектации поднялась в цене в 1,8 раза Фото: © Cui Hao / CFP 2009 / www.globallookpress.com

Японское качество

Вторую пятерку с показателем 10,4 тыс. единиц открывает марка японских автомобилей Toyota, из которых 7,4 тыс. реализовал ТТС Зубарева. В среднем за пять лет 4% татарстанских автолюбителей приобрели новенькую машину данного бренда. В 2021 году доля Toyota на рынке новых авто составляла 5%, а по итогам 2023-го спустилась до 1,4%.

В 2019–2021-х ежегодно ставились на учет порядка 3 тыс. новеньких авто с шильдиком в виде двух пересекающихся внутренних эллипсов, которые олицетворяют связь, возникающую между сердцами клиентов и сердцем компании. Руководство Toyota приняло решение прекратить выпуск машин в России в сентябре 2022 года, после чего связь пропала и по итогам 2023-го на учет было поставлено всего 673 автомобиля.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Самый большой прирост в относительном выражении показал японский уазик — Toyota Land Cruiser Prado, цена на который выросла за пять лет с 2,5 млн до 7,65 млн рублей, или почти в 3,1 раза.

Toyota Rav4 — самая популярная модель марки (45%, или 4,6 тыс. проданных авто) в базовой комплектации поднялась в цене в 1,8 раза, а в «топе» — свыше 2,7 раза с 2,3 млн до 6,25 млн рублей.

Выступающая челюсть переднего бампера и огромный воздухозаборник в стиле маски Кайло Рена обеспечили второе место модели Toyota Camry. И это несмотря на выросшую ее стоимость почти в 2,5 раза с 2,5 млн до 6 млн рублей.

Всего в Татарстане автомобилей чешского автопроизводителя за прошедшую пятилетку было реализовано 9,9 тыс., что составляет всего 3,7% рынка Всего в Татарстане автомобилей чешского автопроизводителя за прошедшую пятилетку было реализовано 9,9 тыс., это всего 3,7% рынка Фото: © Photoagency Interpress / Russian Look / www.globallookpress.com

Автопринцесса из Богемии

Следующая марка автомобиля также давно пользуется любовью у местных автолюбителей — Škoda. Начиная со второй половины 2000-х годов локомотивом продаж бренда был лифтбек Octavia. Но чуть позже к нему добавились Superb, а также кроссоверы Yeti и Kodiaq. В последние же годы своего позиционирования на автомобильном рынке востребованным стал Rapid, на него пришлась почти половина всех продаж Škoda. Всего в Татарстане автомобилей чешского автопроизводителя за прошедшую пятилетку было реализовано 9,9 тыс., что составляет всего 3,7% рынка. Почти 83% всех Škoda, или 8,2 тыс., выехало из салонов ТТС.

В 2022 году марка ушла из России и возвращаться пока не думает. Но благодаря параллельному импорту в настоящее время есть возможность покупать чешские модели. Единственное, что останавливает, — это цена. В начале 2019-го Octavia в базовой комплектации Active стоила 1,11 млн рублей. За максимальную комплектацию Style надо было выложить почти 1,6 млн рублей. Сейчас же минимальная цена на данную модель начинается от 3,3 млн и заканчивается на сумме 3,85 млн рублей, т. е. ценник вырос почти в 3 раза.

За 5 лет Haval, который еще в 2019 году располагался на 18 месте по объему продаж, смог к 2023 году увеличиться свое присутствие в 11 раз За пять лет Haval, который еще в 2019 году располагался на 18-м месте по объему продаж, смог к 2023-му увеличить свое присутствие в 11 раз Фото: © Cfoto / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Долго запрягали — быстро поехали

На фоне приостановки деятельности в России привычных нам автомобильных концернов в топ-10 самых покупаемых автомарок в Татарстане ворвались автомобили китайских брендов Haval и Chery. Haval — дочерняя компания китайской автомобильной фирмы Great Wall Motors, а Chery — марка, входящая в Chery Group, в состав которой входят также Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour и др. И если Haval в России представлен с 2014 года, то Chery — уже почти 20 лет.

За пять лет Haval, который еще в 2019 году располагался на 18-м месте по объему продаж, смог к 2023-му увеличить свое присутствие в 11 раз, что позволило ему по итогам 2023-го занять второе место по количеству проданных новых авто в республике. Всего за пять лет автомобили данного бренда приобрели почти 8,4 тыс. автолюбителей, 5,1 тыс. из которых — в 2023 году.

Chery продал чуть меньше — 7,2 тыс. авто, но при этом увеличил свои продажи в 34 раза, что подняло его с 25-го места по итогам 2019 года на третье место в 2023-м.

Если еще 5 лет назад Nissan был восьмым по популярности в республике, то по итогам прошедшего года — 45-м Если еще пять лет назад Nissan был 8-м по популярности в республике, то по итогам прошедшего года — 45-м Фото: © Xu Jinquan / Xinhua / www.globallookpress.com

Купил Nissan? Катайся сам!

Замыкает десятку еще один бренд из Страны восходящего солнца — Nissan, который и вовсе решил окончательно покинуть наш рынок. Если еще пять лет назад Nissan был 8-м по популярности в республике, то по итогам прошедшего года — 45-м. Всего за пять лет поставлено на учет 5,9 тыс. новеньких Nissan, половина владельцев которых катается на Nissan Qashqai.

Автомобиль 2019-го модельного года в комплектации XE обходился тогда покупателям в 1,25 млн рублей, а самая топовая LE+ на полном приводе с двухлитровым 144-сильным двигателем — в 1,88 млн рублей. Сейчас марка завозится по параллельному импорту, в базовой оболочке с механической КПП Nissan предлагается дилерами за 3,3 млн, а полноприводный кроссовер с коробкой вариаторного типа — за 3,84 млн рублей.

Расположившись на третьем месте рейтинга автомобилей премиум-класса, Lexus показал 1,9 тыс. регистраций, что составляет всего 0,7% от всех реализованных автомобилей Расположившись на третьем месте рейтинга автомобилей премиум-класса, Lexus показал 1,9 тыс. регистраций, что составляет всего 0,7% от всех реализованных автомобилей Фото: © imago stock& people / imago stock& people / www.globallookpress.com

Премиум всегда в почете

Несмотря на различные передряги, происходящие в мире, — пандемия, кризис полупроводников, санкционные ограничения — автомобили класса люкс по-прежнему в почете. И даже сейчас, когда вроде бы российский рынок закрыт для большей части марок, покупатели таких машин, которые не изменяют своим предпочтениям, находят лазейки для покупки автомобилей, притягивающих к себе взгляд обывателей. Вот что делает всенародная любовь! Запасы истощились, а позиции поддерживает серый импорт.

Республиканский чемпион по количеству регистраций люксового сегмента — марка BMW. За прошедшие пять лет немецкий шик покорил свыше 4,8 тыс. автолюбителей, выбирающих эту топовую марку, причем почти 4 тыс. продал ТТС. Пик продаж марки с 2017 года пришелся на 2021-й. Тогда ушло свыше 1,5 тыс. бело-синих.

Как изменялась стоимость бизнес-седана BMW 5 Series с 2019-го по апрель 2024-го? В конце 2018 года в России были представлены 7 бензиновых комплектаций по цене от 3 млн до 5,5 млн рублей и 10 дизельных вариаций стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей. Сейчас же бензиновая версия стоит от 10,7 млн до 12 млн рублей, а дизельная — от 9 млн до 12 миллионов.

Mercedes-Benz, впрочем, отстал от BMW ненамного. Всего 700 авторегистраций отделяет одного «немца» от другого. Как и у BMW, 2021-й у Mercedes как в абсолютных, так и относительных величинах был самым продуктивным годом на фоне других марок. Всего компания, входящая в состав немецкого концерна Daimler, в Татарстане зарегистрировала за пять лет свыше 4,1 тыс. трехлучевых.

Расположившись на третьем месте рейтинга автомобилей премиум-класса, Lexus показал 1,9 тыс. регистраций, что составляет всего 0,7% от всех реализованных автомобилей в Татарстане за пять лет, из которых 1,6 тыс. было продано в ТТС. Автомобили, производимые японской корпорацией Toyota Motor, также попали под санкционные ограничения, но это не помешало поставить в 2023-м 119 новеньких Lexus.

Приостановка деятельности европейских и японских брендов премиальных автомобилей, а также санкционный занавес с другими странами привели к тому, что российский авторынок, в том числе премиальный, наполнился альтернативными предложениями от компаний из КНР. При этом если раньше китайцы копировали «старших братьев», то сейчас на рынке можно встретить и собственные уникальные модели китайских разработчиков, некоторые из которых достойны не меньшего внимания, чем раскрученные «японцы», «европейцы» и «американцы».

На четвертом месте с продажами в 1,9 тыс. единиц расположилась китайская марка Exeed — бренд премиальных внедорожников, который появился на российском рынке в 2020 году и только в 2021-м «потерял» приставку Chery. Люксовый бренд Exeed создан на базе Chery, а в его разработке принимали участие BMW, Jaguar Land Rover и другие европейские автомобильные концерны, а само производство осуществляется на мощностях предприятия, созданного китайской компанией совместно с Jaguar Land Rover.

Вопреки всем мировым событиям, дела китайского производителя машин Exeed в Татарстане идут хорошо. За весь ушедший 2023 год дилеры реализовали в республике 1 573 новых автомобиля — в 4,4 раза больше, чем за весь 2022-й. К слову, в 2021 году машина данной марки была продана всего в одном экземпляре.

Audi, входящая в большую немецкую тройку, имеет аналогичные проблемы со своими «земляками». За 2023 год автомобили с четырьмя кольцами приобрели 150 татарстанцев, причем, несмотря на «закрытые» границы, 112 авто приехало прямиком из Германии, 17 — из Китая, 8 — из Словакии, 5 — из Мексики. Всего же за пять лет 1,6 тыс. автомобилей этой марки получили новые документы — это на 300 авто меньше, чем у Exeed.

Любимчик татарстанских селебрити и бомонда практически лишил их возможности шиковать на новеньких автомобилях с черным конем на шильдике. Продажи Porsche в республике снизились с 183 в 2019-м до 42 в 2023-м. Итог — почти 650 новых регистраций за пять лет, причем весь «табун» завез ТТС Зубарева.

В топ-10 попала еще одна китайская марка, продажи которой начались только в прошлом году. Китайские производители решили «побаловать» татарстанцев не только «фаршированными» кроссоверами, но и привезли к нам настоящий внедорожник под названием TANK. Производитель этого премиального автомобиля — Great Wall — поставляет на рынок пока только две модели — 300 и 500. Рама, пружинная подвеска, металлическая защита двигателя и агрегатов, мощные рычаги подвески, неразрезной задний мост и высокий дорожный просвет — все говорит о том, что это внедорожник.

Всего в Татарстане за прошедший год было зарегистрировано 416 таких вездеходов, из которых 223 приобрели юридические лица. Что касается моделей, то у татарстанцев больше всего вызывала интерес 300-я модель, уже продано 222 единицы. Также из салонов выехало 194 TANK 500-й модели. Ценник на автомобили данной марки абсолютно недемократичен: 300-й обойдется без учета скидок минимум в 4,1 млн рублей, а 500-й — в 6,3 млн рублей.

Самой продаваемой стала Lada Granta Самой продаваемой стала LADA Granta Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Самые популярные модели в Татарстане

А как покупательские предпочтения распределились по конкретным моделям? Самой продаваемой стала LADA Granta — 41 199 единиц (15,5% рынка). При этом бо́льшая часть пришлась на модель в кузове седан, еще 20% взял на себя хетчбэк. На фоне подорожания автомобилей автолюбители стали покупать то, что дешевле. Если Granta от АвтоВАЗа в 2019 году продавалась в количестве 8,9 тыс. штук, а в 2021-м — 6,9 тыс., то по итогам 2023-го в РТ реализовано 12,3 тыс. таких моделей.

На втором месте расположился еще один представитель отечественного машиностроения — LADA Vesta, которую выбрали 18,2 тыс. наших земляков (7% от всего объема авторынка).

Kia Rio за пятилетку стала третьей по итогам продаж на татарстанском рынке (14 тыс. проданных машин, или 5,2%). Далее идет модель от Hyundai — Creta, которую раскупили в количестве 9,7 тыс. авто. На пятом месте расположился еще один Hyundai — Solaris (9,5 тыс. машин).

Замыкает десятку вернувшаяся от Chevrolet под крыло АвтоВАЗа Niva, которая освежилась и теперь зовется LADA Niva Travel: 5,9 тыс. авто.

Сейчас автовладельцы стали дольше эксплуатировать своих машины, потому что у абсолютного большинства — авто, которые были произведены в Южной Корее, Европе и Америке Сейчас автовладельцы стали дольше эксплуатировать свои машины, потому что у абсолютного большинства — авто, которые были произведены в Южной Корее, Европе и Америке Фото: Алексей Белкин

Средний срок владения машиной вырос до 7 лет, у LADA — свыше 8 лет

По словам представителей крупнейших автосалонов Татарстана, если ранее покупатели, особенно премиальных автомобилей, старались обновлять авто до наступления гарантийного срока, то сейчас ситуация кардинально поменялась. Так, по итогам 2023 года средний срок владения легковым автомобилем в России составил 7,1 года. В зависимости от бренда машины средний срок владения может отличаться. Например, у LADA он составляет 8,4 года, у прочих массовых брендов — 6,8 года, а у премиальных — 5,5 года. Но во всех случаях наблюдается тенденция увеличения этого показателя. Так, в 2022-м он составлял 6,8 года, а теперь преодолел отметку в 7 лет.

Как сообщили в ТТС, средний срок эксплуатации автомобилей увеличивается. Часть клиентов ждет выхода рестайлинговых моделей, некоторые клиенты присматриваются к китайским автомобилям. Кто-то решает не менять свою машину, поскольку она исправно служит.

Абдулнасыров также отмечает, что сейчас автовладельцы стали дольше эксплуатировать свои авто, потому что у абсолютного большинства — машины, которые были произведены в Южной Корее, Европе и Америке, когда еще работали официальные дилеры в стране. И такие автовладельцы не стремятся прощаться со своим транспортом. Что касается продажи авто до завершения гарантийного срока, такое и раньше могла позволить себе лишь небольшая когорта людей (некий автолюбительский «жир»). Сегодня роскошь продавать с дисконтом автомобиль, которому менее трех лет, и вовсе мало кому доступна.

«У многих возникает внутреннее противоречие на тему покупки китайского автомобиля: есть автовладельцы, которые даже не смотрят в эту сторону, они принципиально не хотят пересаживаться. Но в любом случае машина изнашивается, люди вынуждены покупать китайские авто», — добавил Абдулнасыров.

На данный момент, считают в ТТС, конкуренция на рынке становится все жестче. Дефицит может наблюдаться по какой-то конкретной модели, но в целом выбор автомобилей стал намного шире, чем год назад. Можно сказать, что в настоящее время все авто в одной ценовой категории конкурируют между собой.

Лидер в стране — HAVAL, и это не просто так. У них и производство локализовано здесь, и они достаточно давно инвестируют в производство автомобилей в нашей стране Лидер в стране — Haval, и это не просто так. У них и локализация здесь, и они достаточно давно инвестируют в производство автомобилей в нашей стране Фото: © Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Китайцы» смогут заменить западные авто»

Айдар Шагабутдинов, сооснователь автосалона Car-Traid, указывает, что в настоящее время владельцы премиальных авто разделились на три категории. Первые — те, кто не готов переплачивать за премиальные бренды, которые ушли с рынка России и стали в разы дороже из-за параллельного импорта. Такие люди максимально обслуживают свои старые авто и не хотят их менять. Вторые — те, кто готов переплатить и ездить на давно привычных для себя марках (BMW, Porsche, Mercedes, Audi), которые завозятся путем параллельного импорта. И третьи — это те люди, которые с премиальных авто пересаживаются на премиальных «китайцев» (LI Auto, Zeeker, Voyah), потому что они доступные по цене и новые.

В «КАН-Авто» обращают внимание на то, что сейчас на рынке конкурируют друг с другом китайские бренды, т. к. у них схожий модельный ряд. При этом в ближайшее время авто из КНР вряд ли смогут полностью заменить европейские и даже японские автомобильные бренды. Но темпы развития автопрома в Китае нельзя недооценивать. Раскрученные марки набирают популярность с каждым годом, они уже вполне востребованы как на первичном, так и на вторичном рынке.

«В 2024 году можно с уверенностью сказать, что рынок точно перестал быть дефицитным. Наши отечественные производители (LADA, УАЗ) достаточно прочно сохранили свои позиции. Конкуренция существует среди китайских производителей, и она повыше, чем у наших отечественных. Лидер в стране — Haval, и это не просто так. У них и производство локализовано здесь, и они достаточно давно инвестируют в производство автомобилей в нашей стране. Поэтому и занимают первое место среди „китайцев“», — сообщают нам в «Автосети.РФ».

«С уверенностью могу сказать, что авто из КНР смогут полностью заменить западные автомобили, но не с такой степенью удовлетворенности, которая была у наших граждан, когда они покупали авто известных корейских, европейских, американских брендов. Не знаю, к счастью или к сожалению. Наверное, все-таки к счастью, ведь людям надо передвигаться, а главное, с комфортом и безопасностью», — говорит Абдулнасыров. Китайские автомобили, кстати, достаточно безопасны, производители из КНР сейчас начали проходить европейский тест безопасности, и у них получается.

«Китайцы понимают, что у нас в стране является флагманским продуктом. Это в основном паркетники, желательно бюджетные. Поэтому они делают упор на передний привод, максимально простую комплектацию, не перегруженную какими-то излишками. Это уже удивляет многих людей, потому что в самой базе уже есть какие-то опции, которых у европейцев даже близко не было», — отмечает спикер.

Шагабутдинов считает, что на рынке есть дефицит определенных авто, например спорткаров, премиальных авто и среднего сегмента некитайского производства. Дефицит среди новых автомобилей бюджетного сегмента также присутствует в ценовом диапазоне 1–1,5 млн рублей, предложения на рынке есть только от отечественной LADA.

«В связи с заполнением российского рынка китайскими авто, которые были привезены параллельным импортом неофициалами, официальные дилеры начали снижать цены на свои авто, чтобы находиться в конкурентной среде с маленькими дилерами и хоть как-то выживать. Но все мы уже слышали, что одеяло конкуренции с 1 апреля (речь о новых правилах ввоза авто прим. ред.) официалы обратно перетянут на себя. Они будут в выигрыше в продажах, потому что цены сравняются», — добавил наш собеседник.

«Пылесосят» старые остатки»: на рынке авто ажиотаж перед взлетом цен

Шагабутдинов полагает, что Индии и Ирану будет тяжело конкурировать с автомобилями из КНР на нашем рынке Шагабутдинов полагает, что Индии и Ирану будет тяжело конкурировать с автомобилями из КНР на нашем рынке Фото: © Artem Sobolev / news.ru / www.globallookpress.com

Стоит ли ждать в «гости» марки из Ирана и Индии?

По российской статистике за 2023 год, поставки китайских авто, по сравнению с 2022-м выросли на 550% (или в 6,4 раза), их доля на рынке РФ уже превысила 70%. Одновременно снизился спрос на ввезенные по параллельному импорту марки Suzuki, Honda, Mitsubishi. «Если и дальше спроса также не будет, данные марки могут пропасть с нашего рынка вообще», — считает владелец автосалона Car-Traid.

При этом, по мнению участников авторынка, в РФ и дальше будут поступать автомобили из дружественных стран. Абдулнасыров выделяет Иран, где есть производство автомобилей Iran Khodro (это еще старые Peugeot). «У индусов есть Mahindra, но в самой Индии спрос на эти авто превышает предложение, поэтому маловероятно, что они захотят зайти на российский рынок», — рассуждает спикер.

Шагабутдинов полагает, что Индии и Ирану будет тяжело конкурировать с автомобилями из КНР на нашем рынке, ведь многие бренды в своем сегменте заняли места и поделили рынок. «Скорее всего, европейские бренды все больше начнут поступать в Россию через Китай, то есть сборка будет осуществляться там, и по параллельному импорту машины станут отправлять в РФ неофициально», — резюмировал он. В «КАН-Авто» основные автоновинки ожидают только из дружественного нам Китая.