Максим Калашников — футуролог Максим Калашников футуролог
— Это уже второй фильм о гражданской войне в США за последние четверть века. Был знаменитый роман «Распад» Брюса Стерлинга о распаде Соединенных Штатов. А покойный нынче Иммануил Валлерстайн предсказывал США аналог советской перестройки в 2024–2025 годах. В Соединенных Штатах действительно образовались две Америки, условно говоря, трампистская и демократическая. То есть это синие и красные Штаты. Сейчас ситуация очень похожа на возможную гражданскую войну. Причем раскол проходит не на север и юг, как в 1861 году. Так называемые красные штаты, то есть республиканские, делят страну почти пополам, а с юга перевернутая буква «Т» получается.

Раскол США — это весьма вероятный сценарий, но меня заботит совершенно другое. Этот распад будет страшным ударом по Российской Федерации посредством мирового кризиса. Если сколлапсирует одна из двух крупнейших экономик мира, на которые завязан экспорт и Китая, и Индии, и Евросоюза, и Японии, и Южной Кореи, и Турции, то произойдет гигантский коллапс. Американская экономика опрокинет экономики этих стран. А вслед за ними, соответственно, из-за падения спроса и цен на сырье настанет черед падения в жуткий кризис и сырьевых, ресурсных стран, куда входит и Россия, и Украина, и Австралия, и арабские нефтяные монархии. То есть мир ждет жуткая депрессия — сверхдепрессия.

Президентство Трампа и есть признак кризиса в США. Потому что Трамп — это достаточно последовательный американский националист, который говорит, что надо не спасать Америку, а возвращать сюда промышленность. Нужно переходить на рельсы протекционизма. Трамп — это единственный шанс Америки на спасение. Потому что власть демократов-глобалистов привела к деиндустриализации США, а деиндустриализация и есть основа ее смерти. Лишаясь промышленности, народ деградирует. Власть демократов точно ведет Америку к деградации и расколу. В целом американцы и раньше снимали такое кино о себе. Я помню прекрасный американский кинематограф 70-х годов, который поднимал очень острые темы. Америка снимала «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». Это знаменитый фильм Кубрика о том, как случайно начинается ядерная война. Американцы никогда не избегали острых тем.
Валентин Катасонов — экономист Валентин Катасонов экономист
— Вряд ли распад США можно назвать антиутопией — это реальность, о которой говорят американские политики и чиновники. Распад может произойти в любой момент. Взять хотя бы Техас. На днях член легислатуры (законодательное собраниеприм. ред.) заявил, что штат не должен дожидаться президентских выборов и выйти из состава США. Это не какой-то писатель, а политик. Вообще, многие штаты хотят автономии, но в Техасе это ощущается сильнее всего от того, что его незаконно аннексировали. Тот же губернатор Флориды говорит: «Мы не хотим жить в этом сумасшедшем доме». Половина штатов — так называемые красные, республиканские — давно уже ставят ультиматумы нынешней власти.

А Трамп говорит, что нынешний президент Джо Байден вообще не президент: «Выбирайте меня, потому что после уже никого не будет!» Трамп ведет себя как «самоубийца», потому что в январе он заявил, что никакого теракта 11 сентября не было — это все спецоперация американских спецслужб совместно с Израилем. Этим он и отличается от остальных политических марионеток.

Трудно сказать, что может стать той искрой, которая приведет к взрыву. Дуглас Макгрегор (бывший советник министра обороны в администрации Трампаприм. ред.) перед Новым годом сказал, что вообще не будет никаких президентских выборов и Байден объявит в стране чрезвычайное положение. Как минимум на две недели будут закрыты банки, что приведет к волнениям. Так что там не заскучаешь! Сейчас ситуация подошла к тому пику, что народ, которому ничего, кроме собственного корыта, нужно не было, уже начинает чесать репу и думать, что же делать дальше.
Сергей Лукьяненко — писатель-фантаст Сергей Лукьяненко писатель-фантаст
— У любой страны есть свои слабые места. В Америке они тоже существуют, их достаточно много. В принципе, фильм заслуживает внимания как прогноз. Начнем с того, что в Америке сейчас расовые проблемы, связанные не с угнетением темнокожего населения, а с искусственной поддержкой, скажем так, не белого населения. Поддержка ЛГБТ* на самом деле далеко не всеми воспринимается с радостью, если брать не население Вашингтона или Калифорнии, а глубинную Америку, которая настаивается на христианских, консервативных позициях. В своем стремлении к демократии США перешли грань.

Вторая причина — кризис реального производства. Америка ведет производство за счет торговли долларами, похищения умов и изобретений других стран. Это такой пылесос, который всасывает в себя умных и талантливых людей. Реального производства в Америке гораздо меньше, чем они привыкли думать. В какой-то момент может вскрыться «черный лебедь». Все затертые под ковер противоречия будут обостряться. Какие-то штаты хотят отделиться, таких много, начиная с Техаса. Это может рвануть.

Трамп — представитель той самой консервативной, капиталистической Америки, которая хочет увидеть свою страну нормальным государством. И Трамп, я думаю, старается сделать Америку снова великой. Но, насколько у него это может получиться, не знаю. На самом деле Трамп — нормальный американский консерватор, с которым можно говорить, с которым можно иметь дело. Но он, конечно же, ни в коей мере не будет за наши интересы бороться, он как раз выразитель традиционных американских идей.
Евгений Федоров — депутат Госдумы Евгений Федоров депутат Госдумы
— Устойчивость государственной машины США выше, чем госмашина государств, имеющих коренное население. Все-таки в Америке население неоднократно менялось. Коренные жители Америки жили там 300 лет назад, их заменили на переселенцев из Европы, потом на выходцев из Африки и так далее. Верхушка американской власти остается, а население они меняют. Это резко повышает устойчивость внутренних процессов в государственном строительстве. Потому что, как правило, коренное население является более пассионарным, чем то, которое приходит и вписывается в уже действующие правила. Сейчас на территории США ожидают американского гражданства 50 миллионов мигрантов. Они будут опорой власти и стабилизатором политических процессов, если там начнутся какие-то движения, бунты.

Если Америка пошатнется, то упадет их национальное богатство. Они не смогут решать социальные вопросы, вопросы государственного строительства, там накопится региональный сепаратизм. Если Вашингтон как административный центр, который распределяет доходы, полученные на халяву из-за рубежа, перестанет нести эту функцию в силу отсутствия доходов, фактически дани, то в Техасе скажут: «А что это мы вас содержим?» И возникнет определенное напряжение, которое, кстати, можно разрешить. Например, перенести столицу в Даллас.

Что касается «Падения империи», то это не фильм врагов, а фильм друзей Америки, направленный на совершенствование государственного аппарата и политики США. Фактически они помогают тому же Трампу избраться, потому что посмотревшие этот фильм американцы понимают, что надо серьезнее относиться к внутренним процессам в Штатах и мировой политике.
Владимир Кишинец — координатор Российской ассоциации футурологов Владимир Кишинец координатор российской ассоциации футурологов
— Много, чего мы не ждали, случилось. Много, что мы ждали, не случилось. До президентства Трампа уже явно ничего не распадется, это 100 процентов. Какие-то процессы противостояния нарастают в Америке. К чему они приведут и приведут ли вообще, сказать трудно. Но какие-то процессы явно негативного характера идут. Сейчас они разделились на две довольно-таки антагонистические политические половинки. К чему это приведет, ну черт его знает. А вы у американцев не спрашивали? Мне кажется, им виднее.

Что касается фильма, то кино — это бизнес, чем острее тема, тем люди чаще в кинотеатр ходят. Это самая главная причина. Если снимать все время только о любви, люди перестанут ходить в кино. А тема действительно актуальная, тут им нужно позавидовать, потому что они реагируют очень быстро, я имею в виду их кинобизнес. У нас пока что-то снимут, уже 100 лет пройдет, а у них еще ничего не случилось, а уже кино сняли.
Алексей Чадаев — политолог Алексей Чадаев политолог
— Я не жду распада США, скорее их латиноамериканизации. Вижу, что стремительно растет количество испаноязычных, это уже превышает масштаб меньшинства — 42 миллиона по состоянию на сейчас. Плюс резко обострившееся влияние картелей на внутренние процессы. Там идет некоторая рефлексия того, что происходит в обществе, в последнее время много таких интересных фильмов. Коллективное бессознательное осознает, что со страной происходит что-то не то. Они слабеют, и эта слабость становится видна всему миру. По сути, же они вписались в историю с Украиной для того, чтобы загладить травму ухода из Афганистана. А оказалось, они ее не тянут. Вернее, тянули до тех пор, пока не начался Израиль. Сейчас же понятно, что у американцев сверхзадача — любой ценой, списав все издержки, украинскую историю закрыть. Потому что впереди еще хуже.
Ильдар Ягафаров — председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров председатель союза кинематографистов РТ
— США — это все-таки крепкая, большая страна. Мечтать о том, что она развалится, конечно, странно. Да, она враг, но с точки зрения строительства страны, демократии, я думаю, что пока еще лучше не придумали.

Я не политик и не геополитик. Единственное, что я могу сказать, — не Трамп и не Байден управляют этой страной. Мы прекрасно знаем, что там есть свои рычаги управления у людей, которые имеют достаточное количество денег. Я думаю, оттуда все идет, поэтому меня тоже удивляет, почему два этих достаточно старых человека на протяжении многих лет пудрят мозги американскому народу. Там других политиков, что ли, нет? Значит, внутри тоже что-то происходит.

Сняли такое кино, потому что есть запрос. У них нет, наверное, каких-то патриотических запретов, продюсер считает, что на таком проекте можно заработать, вот и все. Наверное, есть энергетика этого полураспада в стране. Это во всем мире сейчас происходит, и в Америке тоже.
Олег Матвейчев — политолог Олег Матвейчев политолог
— Распад США возможен в любое время — и этой осенью, и в следующем году, они не переживут 2030-й. Зачем они снимают такие фильмы? Художники, сценаристы и режиссеры — творческие натуры. Они чуют тенденции, хотят отыграть их в воображении. Хотят напугать зрителя, а испуг всегда хорошо продается.
Данила Медведев — футуролог Данила Медведев футуролог
— Президентство Трампа ничего приблизить не может, оно является параллельным процессом. Это симптом. Насчет того, жду или не жду распада США в обозримом будущем, я лично не жду. Но если объективно смотреть, то есть очень много экспертов, которые этим вопросом занимаются. И они оценивают шансы распада США довольно высоко: 25–30 процентов в течение ближайших 10–15 лет. И Рэй Далио (американский финансист и инвесторприм. ред.) об этом предупреждает, и многие другие. Понятно, что этого, может быть, и не произойдет, но риски довольно большие.

Зачем американцы снимают такое кино о себе? В свободном обществе происходит определенная рефлексия. Это один из механизмов защиты. К примеру, в Китае меньше свободы самовыражения по таким спорным темам, соответственно, там нет возможности порассуждать об этом вслух. В американском обществе такая свобода пока еще есть. Соответственно, автор фильма смотрит на то, есть ли конкретно у его страны какая-то защита, какой-то иммунитет от таких потрясений, и рассуждает о том, почему это может произойти где угодно.
Малек Дудаков — политолог, американист Малек Дудаков политолог, американист
— Я не ожидаю никакого распада Соединенных Штатов в ближайшее время. Несмотря на то что там довольно серьезный системный кризис, внутриполитический, очень жесткое противостояние республиканцев с демократами, сторонников Трампа со всеми своими оппонентами. Но тем не менее на текущий момент вероятность какого-то радикального сценария, гражданской войны, распада Соединенных Штатов остается довольно небольшой.

Что касается конкретно этого фильма, то я пока его сам не посмотрел, потому не могу о нем судить. Но то, что мы видим из трейлера, из тех материалов, которые появлялись до выхода фильма, можно сделать вывод, что это просто такая «агитка» против Трампа. Потому что там речь идет о войне штатов против президента-популиста, который нарушает Конституцию. Даже режиссер этого фильма Алекс Гарленд не скрывает, что его мотивировали запускать такой сценарий события 2020 года, противостояние Байдена и Трампа. И, в общем, речь скорее идет о таком, как сейчас модно выражаться, «прогреве» американцев, чтобы они давали отпор возможной в будущем администрации Трампа, если он победит на выборах в ноябре 2024 года.

* ЛГБТ — экстремистская организация, запрещенная в России