Атаки беспилотников на территории ОЭЗ «Алабуга» Атаки беспилотников по территории ОЭЗ «Алабуга» Фото: скриншот из видео

Небо становится ближе

На уходящей неделе два БПЛА, предположительно собранные на базе самолета А-22, врезались в общежития на территории ОЭЗ «Алабуга». Пострадали 13 человек — все студенты колледжа «Алабуга Политех». Еще два дрона прорвались к промзоне Нижнекамска. Первый упал недалеко от нее, детонации не последовало. Второй не справился с управлением, ударился о несущие конструкции одной из установок нефтеперерабатывающего завода ТАНЕКО и взорвался. Сама установка осталась цела.

Атаки беспилотников по тыловой территории России, к сожалению, становятся частью нашей жизни. Например, в тот же день украинский БПЛА долетел до Липецкой области. А 13 марта силы ПВО сбили 58 беспилотников над 6 регионами, сообщило минобороны РФ. Еще раньше, 9 марта, над Ростовской областью был сбит 41 украинский беспилотник, власти сообщали о массовой атаке дронов на Таганрог. 7 марта на объекте «Северстали» в Череповце произошел «технологический инцидент» из-за атаки беспилотника, о чем сообщил временно исполняющий обязанности губернатора Вологодской области Георгий Филимонов. Кроме того, были удары и по Москве, в том числе дроны врезались в башни Москва-Сити, а нескольким удалось добраться до Сенатского дворца в Кремле.

«Вот такой осколок торчит от дрона!»: репортаж из Елабуги, пережившей атаку беспилотников

В целом, если смотреть статистику, ударов украинских БПЛА по удаленной территории становится больше и больше. Почему так происходит, может ли Россия что-то этому противопоставить и что противник попробует предпринять дальше? Попробуем разобраться.

В целом, если смотреть статистику, — ударов украинских БПЛА по удаленной территории становится больше и больше В целом, если смотреть статистику, ударов украинских БПЛА по удаленной территории становится больше и больше Фото: © РИА «Новости»

Иллюзия тыла

Немецкий журнал Bild, ссылаясь на собственные источники, на днях заявил, что Украина в этом году готовится к атакам на отдаленные регионы России, в том числе на Урал и Заполярье. Издание сообщает, что к концу 2024-го 10 производителей поставят вооруженным формированиям Украины беспилотники, способные пролететь до 2 тыс. км, параллельно киевское конструкторское бюро «Луч» разработало беспилотник «Сокол-3000» с дальностью полета до 3,3 тыс. километров.

Отметим сразу, на слово верить такому не стоит. Во-первых, это может быть просто элементом пропаганды, точнее информационным террором, запугиванием. Во-вторых, вовсе не факт, что «источники» сказали правду. Но, в-третьих, это может быть легитимизацией ударов со стороны западных стран. Чего стоит запустить беспилотник с территории страны НАТО или Казахстана? В стране НАТО его умышленно не заметят, как не заметили недавний груз с иконами, в которых лежала взрывчатка. Он следовал в Россию из Евросоюза.

Например, еще в прошлом году финское издание Z-news (удивительно, как его не заставили сменить название) задалось вопросом, в какой степени власти Латвии, Финляндии и Эстонии могут (или желают) контролировать деятельность украинских группировок на своей территории, если принять во внимание большое количество украинских мигрантов. Кроме того, уточняет автор статьи, приграничные с Россией территории упомянутых государств довольно малонаселенны и плохо контролируются внутри страны.

«В Москве это вызывает обеспокоенность. Вероятность того, что территория Латвии, Эстонии и Финляндии будет использована для военных атак против России, очень высока, — писало Z-news. — В частности, речь идет об ударных дронах, которыми сравнительно легко управлять скрытно. Удары беспилотников по РФ осуществляют украинские силовики, украинские военизированные неонацистские формирования и праворадикалы из стран ЕС, такие как Юсси Халла-ахо (спикер финского парламента — прим. ред.), который неоднократно заявлял о необходимости убийства русских. Однако это означает не только усиление напряженности между Россией и НАТО, но и провоцирование немедленного конфликта между ними».

У Казахстана же огромная граница с РФ (7,5 тыс. км, самая большая в мире непрерывная граница), которая почти никак не охраняется, с крайне низкой плотностью населения, здесь украинской ДРГ затеряться проще простого. Выехали на безлюдный участок, запустили БПЛА, скрылись…

«Откуда прилетел самолет, чтобы нанести этот удар? Если с территории Украины, тогда действительно нужно выяснять, в каком состоянии система ПВО. Потому что он должен был пройти через зону непрерывной ПВО, которая сразу бы его вскрыла. Учитывая, что это легкомоторный самолет по типу тех, что использовал Азербайджан в конфликте с Арменией, он, естественно, ловится радарами, и сбить его нетрудно. Гораздо больше верится, что самолет взлетел с территории Казахстана, — считает, например, футуролог Сергей Переслегин. — До нее гораздо ближе, и там слабее ПВО. Или даже вовсе они были собраны на российской территории группой, работающей на ВСУ».

Да, мы уже ранее писали, что удары могут происходит и с территории самой России. Что мешает грузовику остановиться на трассе Москва – Минск, быстро вытащить и запустить БПЛА, а после уехать? Люди, готовые за смешные деньги делать подобные вещи, к несчастью, есть в достатке.

Кроме того, в случае если речь идет о диверсиях непосредственно с территории Украины, появляется следующий фактор — трудность перекрытия всей границы. Во-первых, действующих РЛС (радиолокационных станций) не так много. Во-вторых, как верно отмечает военный эксперт Владислав Шурыгин, в стране необходимо восстанавливать войска ПВО. «Решения, принятые 15–20 лет назад о ликвидации войск ПВО страны как вида вооруженных сил, были ошибкой, за которые мы до сих пор расплачиваемся, — написал он в своем телеграм-канале. — Сегодня на ВКС возложено слишком много, но у них есть другие задачи, невозможно решать все и сразу. Нужно совершенствовать и технику, мы уже полтора года говорим о том, что это необходимо сделать: все дроны летят через границу, где-то находят окна прорыва, которые не видят наши радиолокационные станции. Надо создавать новые рубежи на базе аэростатов, мы уже языки стерли говорить, что подвешенная радиолокационная станция под аэростатом на высоте, скажем так, 1,5–2 километра опускает нижний край радиолокационного поля до нуля, то есть на фоне земли работает по любой цели. И в этом случае своевременное обнаружение дронов позволило бы атаковать и сбивать дроны на самом раннем этапе».

Шурыгин же отмечает, что объекты, подобные тем, которые были атакованы в Елабуге, должны быть по определению прикрыты эшелонированными заслонами. «С задействованием всех радиолокационных средств низковысотного обнаружения и перехвата: от радаров 92Н6 на вышках 40В6М до пребывающих на дежурстве самолетов А-50У и дирижаблей, оснащенных ПФАР/АФАР-радарами обнаружения и целеуказания», — добавляет эксперт.

Решение проблемы не столько в том, чтобы ликвидировать возможность противника производить дроны, способные летать на дальние расстояния «Решение проблемы не столько в том, чтобы ликвидировать возможность противника производить дроны, способные летать на дальние расстояния» Фото: © РИА «Новости»

Почему стоит использовать дирижабли

Противник буквально указывает нам на наши недостатки, засовывая палец в открытую рану, делая больно. И решение проблемы не столько в том, чтобы ликвидировать возможность противника производить дроны, способные летать на дальние расстояния. Это и невозможно, и бесполезно — найдут другой способ. Проблема стоит более сложная: Киев вскрывает нашу границу в том числе благодаря космической разведке, данные которой поставляют США и НАТО, после этого он идет по «мертвым зонам», например вдоль рек, пока не выходит на районы, в которых уже нет обеспечения системами РЛС.

«Панцирей» на всех не напасешься»: три вопроса об атаке дронов на Татарстан

Прекратить полностью это до окончания войны нельзя, но снизить до относительно приемлемого уровня можно. Одним из решений, как отмечено выше, является внедрение дирижаблей в качестве средств РЛС.

«Дирижабль может висеть в воздухе, месяцами не приземляясь, скажем, в беспилотном варианте. Там вполне достаточно ресурсов на борту, он может обеспечить ретрансляцию связи. Как известно, связь — это большая проблема, и зачастую не всегда ее удается наладить как следует. Так вот, наличие дирижабля высоко в небе работает как отличное ретрансляционное решение. Завис он, скажем, в километрах 20–30 от линии фронта и обеспечивает локальную мобильную связь, раздает интернет, ну и, конечно, системы РЭБ — радиоэлектронной борьбы. Они могут таскать эти аппараты, ретрансляторы, подавители сигналов, удерживая на заданном направлении», — отмечал в интервью «БИЗНЕС Online» специалист в области воздухоплавания Сергей Бендин.

При этом для дирижабля нет мертвых зон. Повешенная на него РЛС способна высвечивать все объекты, летящие близко к поверхности. С учетом радиуса действия сотня подобных аэростатов вполне сможет перекрыть украинскую границу, точно ликвидировав возможность пролета БПЛА. Кроме того, дирижабль может оставаться недосягаемой целью и для ПВО противника.

«В отличие от самолета, который полностью из металла и который достаточно легко радарами поймать, здесь есть фактор радиопрозрачности, — подчеркивал Бендин. — Недавно возникла ситуация, когда шпионский шар из Китая залетел в США, его обнаружили визуально, а не радарами. Радары его не видели! Когда стали эту тему в политической плоскости решать, вспыхнул большой скандал. Летит что-то такое, а никто и не знает. И ведь даже сбить сразу не смогли, потому что летит высоко, нейтрализовать трудно, он почти незаметен. С дирижаблем точно такая же ситуация».

Персонально Владимир Зеленский уже 20 мая перестанет быть президентом Украины «Персонально Владимир Зеленский уже 20 мая перестанет быть президентом Украины» Фото: President Of Ukraine / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Украинский фактор проигранной войны

Сами по себе удары Украины по нашим тылам к принципиальным изменениям на фронте не приводят и привести не могут. Как показала практика, только массированные удары с применением значительного количества средств могут нанести серьезный урон. Тем более нарушить работу критической инфраструктуры. Причина данного обострения кроется в другом.

Киев не может достичь успехов на фронте. Россия перманентно, буквально каждые несколько месяцев обновляет свой уровень. В войска приходит достаточное число оружия и боеприпасов, техники, личного состава. Войска постоянно обучаются, копят опыт, появляются новые виды вооружений. Кроме того, на стороне РФ играет преимущество в авиации, которой почти нет у киевского режима, а если и есть, то она носит эпизодический характер.

В то же время Киев за все платит кровью. Любое сопротивление для вооруженных формирований Украины равнозначно гибели значительного количества личного состава. Только за прошедшую неделю, согласно подсчетам министерства обороны России, ими было потеряно 4 360 человек личного состава. Это две неполные бригады, пусть и размазанные по всей линии боевого соприкосновения. И это без учета раненых, дезертиров, попавших в плен, самоубийц.

В таких условиях, когда на фронте победить не получается, противник пробует наносить удары там, где они могут быть хоть сколько-нибудь эффективными. Как следствие, делается ставка на терроризм. Нечто подобное мы видели в годы вооруженных конфликтов в Чечне, когда сначала собранные в единое командование части боевиков были разбиты и, развалившись на маленькие группы, приступили к террору, прежде всего гражданского населения. Чем это кончилось для боевиков и их лидеров, хорошо известно.

Терроризм еще и потому признак военной слабости, что в условиях возможности нанести эффективный удар по военным нет нужды делать выбор в пользу гражданских. Гражданские в тебя не стреляют, а военные представляют реальную опасность. Расходовать на первых реальное оружие, когда им же можно бить военных, не представляется целесообразным.

И вот тут проявляется следующий момент. Если киевское государство постепенно превращается в международно признанную ДАИШ*, то перед российским руководством лежит такой расклад: с террористами переговоры не ведут. Персонально Владимир Зеленский уже 20 мая перестанет быть президентом Украины. А это значит, что ликвидация главы террористической группировки, занимающей территорию бывшей Советской Украины, становится вполне приоритетной целью. Будет это сделано или нет — другой большой вопрос. Однако если еще в 2022 году возможность переговоров была открытой, то теперь шансов с каждым днем все меньше. Зеленский буквально взрывает этот вариант.