Почти за четверть века «Җырлыйк әле», выходящая сейчас на ТНВ в субботний прайм-тайм, приобрела почти что культовый статус Почти за четверть века «Җырлыйк әле», выходящая сейчас на ТНВ в субботний прайм-тайм, приобрела почти что культовый статус Фото: culture.ru

«Других программ мы не снимали, да и команды нет, чтобы это делать»

Выходящая на татарстанском ТВ с 2000 года музыкальная передача «Җырлыйк әле» («Споемте вместе») может быть закрыта, такую тревожную новость сообщил «БИЗНЕС Online» бессменный создатель и автор телепрограммы Назип Бадретдинов.

Почти за четверть века «Җырлыйк әле», выходящая сейчас на ТНВ в субботний прайм-тайм, приобрела почти что культовый статус. «Это по-настоящему народная передача, в которой демонстрируется неиссякаемый вокальный талант татарского народа. Понять, кто такие татары, можно только услышав их песни. Уникальность программы заключается в том, что участники исполняют народные композиции вживую. Программа проходит в игровой форме в три этапа, где всего три участника», — рассказывает официальный сайт ТНВ. Среди участников, демонстрировавших свои вокальные данные и песенные пристрастия, были как профессиональные артисты, просто медийные люди, так и рядовые жители республики. За победу здесь боролись Хания Фархи, Филюс Кагиров, Фирдус Тямаев. В жюри же успели засветиться Ильгам Шакиров и Флера Сулейманова. И вот, по словам Бадретдинова, передача, которая выйдет 30 марта, посвященная Тагиру Якупову, одной из самых трагических фигур в истории татарской эстрады, должна стать последней.

По словам автора «Споемте вместе», за каждую еженедельную программу он зарабатывал 3,5 тыс. рублей, а всего на эфир выделялось чуть больше 20 тыс., хотя «приходится полностью всю неделю заниматься, надо договариваться с музыкантами, гостями студии, находить участников передачи» По словам автора «Споемте вместе», за каждую еженедельную программу он зарабатывал 3,5 тыс. рублей, а всего на эфир выделялось чуть больше 20 тыс., хотя «приходится полностью всю неделю заниматься, надо договариваться с музыкантами, гостями студии, находить участников передачи» Фото: Намуслы куллану, tt.wikipedia.org

«Других программ мы не снимали, да и команды нет, чтобы это делать», — сказал нашему корреспонденту Бадретдинов, запустивший «Җырлыйк әле» в 2000-м после того, как ушел из Татгосфилармонии, где выпускник музыкального факультета Казанского пединститута работал аккомпаниатором, его баян можно было услышать на концертах Шакирова, Авзаловой, Хайдара Бигичева и других татарских звезд первого ряда.

По словам автора «Споемте вместе», за каждую еженедельную программу он зарабатывал 3,5 тыс. рублей, а всего на эфир выделялось чуть больше 20 тыс., хотя «приходится полностью всю неделю заниматься, надо договариваться с музыкантами, гостями студии, находить участников передачи». Из-за безденежья ушли из проекта многие члены команды Бадретдинова: «Фактически группа распалась, у нас только в кадре работали шестеро музыкантов с высшим образованием». Кстати, в разные годы программу вели журналистка Замира Ражапова, певцы Гульдания Хайруллина, Равиль Галиев, хотя самым известным ведущим был, пожалуй, нынешний худрук Татгосфилармонии Айдар Файзрахманов.

Бадретдинов также прислал в редакцию текст своего обращения в связи с закрытием «Җырлыйк әле», там он, в частности, указывает: «Җырлыйк әле» — единственная музыкальная передача, основанная на народном творчестве, прививающая любовь к татарской песне и чувство национальной гордости. Все выпуски передач основывались на музыкальном материале, которые являются неформатом для современных теле- и радиопередач». А главную причину снятия с эфира объясняет так: «Я совсем по-другому представляю цели и задачи музыкальных программ, в отличие от музыкальной политики канала».

По словам автора «Споемте вместе», он просил у руководства ТНВ вложить некоторые средства в развитие программы, декорации и так далее, а в ответ ему предложили найти спонсоров для этих целей. «Я зашел с заявлением к Аминову (гендиректору ТНВ прим. ред.), просил оплатить 10 тыс. рублей за передачу, он вроде был не против, но дальше ни ответа, ни привета, — продолжает собеседник газеты. — Прошло три месяца — и никаких новостей. Я знаю, что на Аминова выходят из конгресса татар: как можно закрыть программу?! Поэтому он осторожно отвечает».

Ильшат Аминов: «Он [Назип Бадретдинов] попросил увеличение гонорарного фонда, изменения в составе ведущих и так далее. Мы эти условия не приняли» Ильшат Аминов: «Назип Бадретдинов попросил увеличение гонорарного фонда, изменения в составе ведущих и так далее. Мы эти условия не приняли» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Он попросил увеличение гонорарного фонда»

Что касается позиции ТНВ, то генеральный директор Ильшат Аминов сообщил «БИЗНЕС Online», что с Бадретдиновым в начале года было подписано соглашение, но тот выставил неприемлемые для компании условия. «Я не буду их озвучивать, пусть сам озвучивает, если хочет. Он попросил увеличение гонорарного фонда, изменения в составе ведущих и так далее, — рассказывает руководитель ТНВ. — Мы эти условия не приняли, он сказал, дескать, пока мне не придут деньги на книжку, ничего делать не буду. Программа будет продолжаться, но, если он не согласится, то, значит, другие люди будут ее делать».

При этом Аминов назвал Бадретдинова «татар җанлы кеше» («человеком с татарской душой»), а за другими подробностями отправил к исполнительному директору ТНВ Лилии Кадыровой.

«Как и на всех телеканалах, телевизионный сезон, условно говоря, идет с сентября по май, — начала свой дипломатичный комментарий Кадырова. — Они продолжают работать, никто им не сказал, что программа закрывается. Мы 3 раза встречались с командой „Җырлык әле“, говорили о необходимости перемен, ведь история передачи насчитывает почти четверть века. Мы говорили с Назипом-абыем, он сам говорил, что нужны перемены, он не против изменений. Сейчас у нас готовится новая студия для программы, должна немного поменяться концепция, нужно поменять декорации. С Назипом-абыем никакого разговора о закрытии программы не было».

Однако источники газеты, близкие к руководству ТНВ, все же выражают некоторые сомнения в перспективах «Җырлыйк әле». Здесь сетуют и на невысокие рейтинги в последнее время, и на устаревший формат. Но, возможно, программа и вернется, но без Бадретдинова и, не исключено, с другим названием.

У программы «Җырлыйк әле» есть свой зритель, констатирует директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, но она все время работает в старом формате, не развивается У программы «Җырлыйк әле» есть свой зритель, констатирует директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, но она все время работает в старом формате, не развивается Фото: «БИЗНЕС Online»

«Такие программы нужны, они способствуют сохранению нашего музыкального наследия»

Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о роли программы «Җырлыйк әле» для татарской музыкальной культуры и ее возможных перспективах.

«В жизни у всего есть начало и конец, особенно у телевизионных передач», — философски размышляет самый известный ведущий в истории программы Айдар Файзрахманов. Он также выступает за переформатирование программы в более современный вид. «Видимо, руководители также думают. Главное — сохранить содержание, вспоминать наши забытые песни, забытых композиторов, певцов, поэтов, еще раз напомнить о них, чтобы они продолжали и дальше жить в душе нашего народа. Если такая цель перед нашим телевидением еще стоит, то передача просто необходима», — уверен наш собеседник.

У программы «Җырлыйк әле» есть свой зритель, констатирует директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, но она все время работает в старом формате, не развивается. «Я не стучу кулаком по столу и призываю сохранить „Җырлык әле“, а говорю, что в случае сохранения она нуждается в очень и очень большом совершенствовании, — сказал „БИЗНЕС Online“ Фаттахов. — Может, вместо „Җырлыйк әле“ ТНВ предложит другую передачу, я не знаю, но в своей основе такие программы нужны, они способствуют сохранению нашего музыкального наследия».

А известный певец Рифат Зарипов был участником «Споемте вместе». «Мне очень запомнилось участие, занял там первое место, — вспоминает Зарипов. — Думаю, нашему народу нужна подобная программа, ее смотрят в деревнях, с нетерпением ждут, особенно бабушки. Передача неплохая, там звучат наши забытые народные песни, ретрокомпозиции, классические произведения. Назип-абый старался, но ведь время меняется, молодежи не всегда это интересно. Я не говорю, что „Җырлыйк әле“ — плохая программа, но было бы лучше, чтобы там сегодня были и новые песни и ритмы».