Ежегодная коллегия Федеральной службы безопасности России состоялась сегодня Ежегодная коллегия федеральной службы безопасности России состоялась сегодня Фото: © Сергей Гунеев, РИА «Новости»

«Мы будем наказывать их без срока давности»

Ежегодная коллегия федеральной службы безопасности России состоялась сегодня — в разгар СВО, во время освобождения ряда стратегически важных пунктов и одновременно с неудачными попытками вражеских ДРГ пройти границу Белгородской и Курской областей. Еще любопытнее, что заседание коллегии ФСБ стало, кажется, единственным годовым совещанием силовиков, которое, хоть и частично, прошло в открытом формате.

А именно показали вступительную речь Владимира Путина, речь де-факто для силовиков России стала программной. Сначала президент поблагодарил сотрудников ФСБ за работу в 2023 году: деятельность ведомства он назвал грамотной, сотрудники четко действовали по всем своим направлениям, на деле подтверждая высокий статус и авторитет службы. «Надежно стояли на страже конституционного строя, пресекали попытки вмешательства в наши внутренние дела, в том числе в ходе прошедших выборов, обеспечивали общественную безопасность в сложной, часто боевой обстановке, работали по прикрытию госграниц. Добивались новых результатов по линии антитеррора и борьбы с экстремизмом», — заявил президент России.

Особое внимание, по словам Путина, сотрудники ФСБ уделяли выполнению задач, связанных с проведением СВО. Сотрудникам, ответственным за сложнейшие участки работы в Донбассе и Новороссии, Путин посвятил отдельную часть выступления: «Хочу поблагодарить личный состав ФСБ за профессионализм и мужество. За то, что вы сделали для нашей Родины на протяжении прошедшего сложного, очень ответственного периода. Особые слова тем, кто с риском для жизни решал оперативные, боевые задачи разведывательного и контрразведывательного характера». Путин пообещал чтить память сотрудников ФСБ, павших при исполнении служебного долга, а также обеспечить поддержку их семьям.

Пограничные органы, по словам главы государства, укомплектованы дополнительным личным составом, современным вооружением и техникой. «Результаты мы видим, — отметил Путин. — Все попытки прорыва на нашу территорию диверсионно-террористических банд, состоящих из регулярных частей противника, зарубежных наемников, да и всякого рода отребья, которое по разным каналам оказалось на территории киевского режима, провалились».

Однако подобные случаи предательства в истории уже встречались. «Прошу, так, как это всегда было в нашей истории, не забывать, кто они такие, выявлять их поименно. Мы будем наказывать их без срока давности, где бы они ни находились. И прошу уделить достаточно внимания этому направлению деятельности, чтобы неповадно было никому. Мы помним, что власовцы творили на советской земле, этим никогда не простим», — подчеркнул президент.

Путин рассказал, что, по имеющейся информации, вражеские группировки планировали устроить террористический рейд по городам и населенным пунктам Белгородской и Курской областей, но были на подходе встречены огнем и уже понесли большие потери, включая бронетехнику и артиллерию. «А что касается этих предателей, то хозяева их сегодняшние вообще не жалеют, бросают их, как пушечное мясо, на убой. Ну поделом», — заявил Путин.

За слаженные действия и проявленное мужество глава государства поблагодарил пограничников, солдат и командиров армейских подразделений, бойцов Росгвардии, сотрудников ФСБ, МВД, добровольцев из отрядов территориальной обороны. «И, конечно, хочу поблагодарить всех, кто сражается сейчас в одном строю, защищая наших граждан и границу Российской Федерации. Я отмечаю, что действия на этом направлении действительно являются слаженными, скоординированными, и это дает свой результат», — добавил Путин.

Самый ответственный и напряженный участок работы ФСБ России на 2024 год, по словам Путина, конечно же, связан с проведением СВО Самый ответственный и напряженный участок работы ФСБ России на 2024 год, по словам Путина, конечно же, связан с проведением СВО Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Какие задачи поставил

Другой блок выступления Путина — цели, которые он ставит перед ФСБ в этом году. «Вызовы, с которыми мы сталкиваемся, попытки подорвать наше развитие, требуют от нас системной, последовательной работы по всем направлениям: в экономике, технологиях, культуре, социальной сфере, укреплении наших государственных и общественных институтов, — заявил он. — Безусловно, важнейшая гарантия успешного решения обозначенных задач — это защита суверенитета страны, безопасности наших граждан. Поэтому народ страны, народ России ждет от ФСБ и сотрудников всех российских спецслужб предельной концентрации и высокой самоотдачи, результативных и наступательных действий».

Самый ответственный и напряженный участок работы ФСБ России на 2024 год, по словам Путина, конечно же, связан с проведением СВО. Он попросил продолжить последовательную работу по кадровому и техническому укреплению подразделений ФСБ в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях: «Подчеркну, важно в полной мере владеть ситуацией на местах, полагаться на поддержку граждан и наш опыт борьбы с международным терроризмом. Ну и, конечно, нужно в полном и тесном контакте работать с местными властями».

Акцентировал внимание Путин и на том, чтобы ФСБ совместно с другими спецслужбами и правоохранительными органами серьезно усилили антитеррористическую работу по всем направлениям. В пример Путин привел недавние фейковые сообщения официальных западных структур о возможности терактов в России: «Все это напоминает откровенный шантаж и намерение запугать, дестабилизировать наше общество. Мы имеем дело с сильным, опасным противником, в арсенале которого широкие информационные, технические, финансовые возможности. Что там говорить — мы знаем их возможности по всем этим направлениям, включая методы разведывательной деятельности — террористические методы. Достаточно вспомнить подрывы „Северных потоков“ в Балтийском море. На все идут! В этой связи ответственная задача стоит перед подразделениями, которые обеспечивают защиту конституционного строя, ведут борьбу с экстремизмом».

Семьям – нацпроект, малому бизнесу – амнистию, налоги станут справедливее: Путин огласил послание Федеральному Собранию

Путин подчеркнул, что все попытки спровоцировать смуту, межнациональные конфликты, нарушить права, свободы граждан, использовать русофобию и любую другую идеологию нетерпимости должны жестко и немедленно пресекаться.

Многое зависит от наших органов контрразведки, добавил глава государства. Более конкретно он сказал о нейтрализации разведывательно-подрывной деятельности зарубежных спецслужб и защите конфиденциальной информации стратегического характера. «Надо и дальше наращивать боевые возможности пограничных органов, эффективность мобильных групп, причем не только на сухопутных участках, но и на морских направлениях. Прежде всего, разумеется, это касается сегодня Черного моря», — сказал Путин.

В поле постоянного контроля и внимания ФСБ, по словам Путина, должны оставаться обеспечение экономической безопасности, противодействие коррупции. В координации с другими профильными структурами, подчеркнул президент, важно повышать уровень безопасности финансовой системы, оказывая поддержку компаниям, которые сегодня активно развиваются, несмотря ни на какие препятствия и санкции.

«Да, они создают нам временные проблемы. Только сейчас с утра разговаривал с членами правительства по отдельным большим проектам, которые мы осуществляем, о вводе дополнительных санкций, это требует от нас дополнительных усилий и средств, новых логистических маршрутов. Да, это отодвигает немножко, как мы в таких случаях говорим, вправо реализацию этих проектов. Но все, безусловно, все равно будет сделано. И, конечно, ваша поддержка здесь экономике страны, нашему развитию крайне важна», — говорил Путин.

Глава государства попросил сотрудников ФСБ продолжить и системную антикоррупционную работу, особое внимание уделив сфере гособоронзаказа, реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ. Усилить работу по защите информационного пространства России: «Прошу здесь активно работать и с нашей наукой, и с отечественным инновационным бизнесом, использовать наши весомые достижения в таких сферах, как цифровые, квантовые технологии, искусственный интеллект. Знаю, и директор докладывает регулярно, что по всем этим направлениям вы успешно работаете, и прошу вас уделять этому самое пристальное внимание. За этим будущее».

В завершение Путин подчеркнул, что сотрудники ФСБ выполняют особые задачи, сложные, нестандартные, зачастую связанные с риском для здоровья и жизни: «Граждане России всегда рассчитывают на вашу надежность и профессионализм».

«Люди должны понимать, все мы находимся на фронте борьбы с неонацизмом»

Мы попросили экспертов оценить, какие месседжи прозвучали в выступлении Путина на коллегии ФСБ.

Виктор Литовкин — ТАСС, военный обозреватель, полковник в отставке:

— Задачи, о которых говорит президент, очень важны. Потому что нужно понимать, что борьба с неонацизмом, бандеровцами и Западом идет не только на территории Украины и линии соприкосновении. Она идет везде, в том числе на нашей территории. Вы думаете, что беспилотники, которые летят на Череповецкий металлургический завод, запускают с Украины? Вовсе нет. От Украины никакой беспилотник до Череповца не долетит. Или в Ленинградской области четыре мерзавца пытались отравить еду и отправить на Украину. Я уже не говорю о шпионах, которые деньги переводят на Украину, сообщают им информацию о размещении наших войск и так далее. Вот с этими мерзавцами и надо бороться. Они среди нас находятся.

Надо проявлять бдительность. Вспомним, как в 1999, 1995 годах взрывали дома, вокзалы, метро в Москве. Мы предупреждали в каждом автобусе: «Посмотрите, не оставил ли кто сумку бесхозную». Мы дежурили около домов, чтобы никто мешки с селитрой не привез. Так что надо проявлять бдительность, нельзя все возлагать на ФСБ, органы. Люди должны понимать, все мы находимся на фронте борьбы с неонацизмом.

Наступательные действия [о которых сказал президент] — это и есть борьба с такими мерзавцами в тылу и на фронте. Безусловно, мы должны двигаться вперед, освобождать территорию Украины от неонацистов, бандеровцев.


Игорь Коротченко — журналист, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор центра анализа мировой торговли оружием:

— Задачи отвечают актуальным угрозам национальной безопасности. Понятно, что в условиях противостояния России и Запада главным инструментом воздействия на российское общество, а также доступа к российским государственным секретам выступают западные спецслужбы и их агентура. Поэтому традиционно контрразведывательным мероприятиям уделяется важное внимание.

Понятно, сейчас Россия — это страна с жестким контрразведывательным режимом. Тем не менее мы видим, например, как те же самые дипломаты из британского посольства в Москве могут посещать ключевые регионы Российской Федерации под разными легендами прикрытия. Понятно, что подобного рода выезды — это не, грубо говоря, туристические вояжи, а проведение, очевидно, в том числе и параллельно каких-то разведывательных акций и мероприятий. Поэтому следует ужесточать режим перемещения дипломатов стран НАТО как минимум, возвращаясь к советским практикам. То есть любой выезд за пределы Москвы должен заранее согласовываться с российским МИДом, с предоставлением, соответственно, маршрутов движения.

Задача по антитеррору по-прежнему не снимается с повестки дня. Она, правда, распадается сейчас на две или даже три. Первое — это противодействие диверсионно-террористическим вылазкам внутри России. Мы видим, что периодически проходят задержания и появляется информация о том, что на объектах транспорта, инфраструктурных объектах пытаются совершить какие-то диверсионные действия либо завербованные люди, либо за вознаграждение, которое обещано украинскими спецслужбами. Здесь необходимо активное противодействие.

Второе — это, конечно, вопросы переброски к границам России тех боевых формирований, которые патронируются военной разведкой Украины и в которых состоят либо граждане Российской Федерации, либо россияне, которые утратили гражданство. Это то, что происходит у нас, в частности, в Белгородской области, когда реально боевые подразделения террористов засылаются для совершения терактов. Здесь Путин абсолютно прав.

Необходимо выявлять и уничтожать таких людей как в ходе их актов, так и при нахождении в приграничной полосе с Россией на территории Украины.

[Что касается тезиса Путина о наступательных действиях] у нас ФСБ и так достаточно наступательно работает. Просто специфика работы спецслужб не подразумевает особой гласности, это тоже надо понимать. Да, финалом работы, например, в контрразведке, является задержание и дальше судебный процесс над теми, кто совершил государственную измену. Контрразведка — это вопрос достаточно сложный, длительный, кропотливый. Это не армейская операция, где можно завтра получить какой-то результат. Контрразведывательная работа достаточно кропотлива, и учитывая, что сейчас западная агентура в России перешла на безличную форму связи со своими кураторами, для нас вопрос важности номер один — это приобретение источников в западных спецслужбах, то есть в разведках. Эту задачу, очевидно, будут решать ФСБ и СВР.

Наступательные — это прежде всего, конечно, противодействие украинским террористам и проведение акций возмездия. Они могут проводиться, естественно, в кооперации и во взаимодействии с подразделениями минобороны России, потому что ракетные удары мы наносим по местам скопления диверсантов и террористов на Украине. В их основе лежат данные разведки, которые получаются с помощью электронного перехвата, с помощью беспилотников, которые осуществляют мониторинг в электронном спектре и так далее.

В целом, безусловно, роль и значение спецслужб сегодня усиливается. Путин обратил внимание совершенно справедливо, что надо активизировать работу всех составляющих структур, которые занимаются национальной безопасностью, потому что риски и угрозы растут. Очевидно, степень этих угроз будет в ближайшее время как минимум не снижаться, а может быть, даже возрастет.

Я думаю, что [в закрытой части заседания коллегии] Путин конкретизировал по направлениям, что необходимо делать. Были названы, очевидно, приоритетные угрозы, возможно, страны и спецслужбы западные, даны конкретные поручения. В целом надо понимать, что коллегия носит установочный характер, есть еще канал взаимодействия директора ФСБ и президента России, в том числе возможности личных докладов. Не все даже может быть озвучено на коллеги. Какие-то вещи совершенно секретно уже будут по каналу взаимодействия Путина со спецслужбами России реализовываться в рабочем режиме.


Алексей Филатов — подполковник ФСБ в отставке, президент союза «Офицеры группы „Альфа“», участник боевых действий в Чечне и спецоперации по освобождению заложников в Буденновске:

— Ничего революционного не прозвучало. Задача бороться с террористическим подпольем — это задача федеральной службы безопасности. Я думаю, что все-таки, наверное, акцент был сделан прежде всего из-за в последнее время участившихся вылазок диверсионно-разведывательных групп с территории Украины на прилегающие Белгородскую, Курскую, Брянскую области. И там, в общем-то, как раз по этому поводу было сказано, что должны быть поименно все выявлены, кто участвовал в этой диверсионной террористической деятельности. Все должны быть найдены и все должны заплатить сполна за свои преступления. Я вам могу сказать, как участник спецоперации по освобождению заложников в Буденновске в 1995 году, тогда, в общем-то, все участники той вылазки были взяты на карандаш. И я вам могу сказать, что уже прошло 29 лет, до сих пор список еще есть нереализованных операций по поводу тех людей, которые участвовали в этой террористической операции. Задача такая стояла и стоит по всем террористическим проявлениям, такие списки есть, и они отрабатываются, по ним принимаются меры. Ничего здесь нового нет, задача такая всегда стояла.

Это интерпретировать очень просто можно. Вот как раз я помню нашу службу. Мы начинали после развала Советского Союза, когда силовые структуры были ослаблены, мягко выражаясь. И тогда уже ставилась такая задача — профилактика террористической деятельности. То есть работу проводить на дальних подступах, где готовятся эти бойцы, где их обучают подрывному делу и так далее.

В принципе, в начале 2000-х и до конца чеченской войны мы кровью и потом научились профилактировать эту ситуацию. Сейчас эта профилактика называется так — «вести наступательные действия», то есть не давать возможности подготовиться и зайти на нашу территорию и нанести нам существенный вред, [работать] на территории противника там, где, в общем-то, верстают эти отряды, там, где они тренируются, где находятся финансы, то есть бить, скажем, упреждать заранее, вот это называется наступательные действия ФСБ.

Сейчас немножко условия и ситуация изменилась. Одно дело, когда это было на территории Российской Федерации, а сейчас к нам заходит с территорий других государств, которые мы по понятным причинам не контролируем, и поэтому условия изменились и сложности определенные возникают, но, я думаю, задача как раз поставлена, чтобы предотвращать такие вылазки, то есть бить на дальних подступах.