«Тенденции сейчас такие, что всему, что связано с Украиной, дают «Оскары». Подобное абсолютно понятно, и ничего особенного для меня в этом «Оскаре» нет», — констатирует в разговоре с «БИЗНЕС Online» кинокритик Давид Шнейдеров, комментируя приз за лучший документальный фильм, который получила украинская лента «20 дней в Мариуполе». Это первый «Оскар» в истории Украины. А больше всех статуэток отхватил «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, который официально не выходил в российский прокат, но его спокойно можно было посмотреть в отечественных кинотеатрах. Подробности — в нашем материале.
Байопик о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, номинированный на кинопремию в 13 категориях, получил сразу 7 статуэток
«Барби» проигнорировали, а главный триумфатор — «Оппенгеймер»
Первая статуэтка в истории Украины и триумф «Оппенгеймера» — таковы главные итоги ночной церемонии вручения «Оскара». Байопик о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере от режиссера Кристофера Нолана, номинированный на кинопремию в 13 категориях, получил сразу 7 статуэток. Блокбастер признан лучшим фильмом года, Нолан стал лучшим режиссером, звезда фильма Киллиан Мёрфи завоевал титул «Лучший актер», а Роберт Дауни – младший получил статуэтку как лучший актер второго плана. Фильм также взял «Оскар» за лучшую музыку, лучший монтаж, лучшую операторскую работу.
Мировая премьера «Оппенгеймера» состоялась в июле 2023 года. Картина стала самым кассовым биографическим фильмом в истории, она собрала в итоге $960 миллионов. До «Оскара» фильм получил пять наград на премии «Золотой глобус», семь наград BAFTA и три от гильдии киноактеров США.
Звезда фильма Киллиан Мёрфи завоевал титул «Лучший актер»
В мировой прокат «Оппенгеймер» вышел одновременно с фильмом «Барби» режиссера Греты Гервиг. Эти две совершенно разные картины сразу после выхода начали буквально рвать мировой прокат. Правда, самый кассовый фильм прошлого года с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях, претендовавший на 8 «Оскаров», жюри почти полностью проигнорировало. Фильм наградили только за лучшую песню — What Was I Made For? в исполнении Билли Айлиш.
Напомним, в России показ этих фильмов прошел, что называется, со скрипом. В минкульте заявляли, что эти картины «не отвечают целям и задачам, поставленным главой государства, по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Фильмы были запрещены к показу в РФ и самими компаниями-производителями. Однако множество кинотеатров в стране, включая Татарстан, демонстрировали «Оппенгеймера» и «Барби» фактически контрабандой, в рамках так называемого предсеансового обслуживания.
На сцене политика по большей части отошла на второй план, пока режиссер британского фильма «Зона интересов» Джонатан Глейзер (слева) не получил награду за лучший международный художественный фильм
Навальный* и первый «Оскар» у Украины
Большой вопрос заключался в том, насколько политической может стать церемония вручения «Оскара», пишет The Washington Post (WP). «Это большой год выборов во всем мире, не только в Соединенных Штатах, а войнам в Газе и на Украине не видно конца», — отмечает американское издание и выделяет несколько «политических» моментов кинопремии. Один из них произошел сразу по дороге на церемонию. «Гостей, направлявшихся на церемонию награждения, пришлось перенаправить после того, как протестующие, призывавшие к прекращению огня в Газе, перекрыли улицы», — передает WP.
Лучший фильм — «Оппенгеймер».
Лучший режиссер — Нолан.
Лучшая мужская роль — Мёрфи.
Лучшая женская роль — Эмма Стоун («Бедные-несчастные»).
Лучшая мужская роль второго плана — Дауни-младший.
Лучшая женская роль второго плана — Давайн Джой Рэндольф («Оставленные»).
Лучший зарубежный фильм — «Зона интересов» Джонатана Глейзера.
Лучший полнометражный анимационный фильм — «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки.
Лучший короткометражный мультфильм — «Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко» Дейва Маллинса.
Лучший короткометражный фильм — «Чудесная история Генри Шугара».
Лучший документальный фильм — «20 дней в Мариуполе».
Лучший короткометражный документальный фильм — «Последняя ремонтная мастерская».
Лучший сценарий — «Анатомия падения» (Жюстин Трие, Артюр Арари).
Лучший адаптированный сценарий — «Американское чтиво» (Корд Джефферсон).
Лучший грим и прически / работа художника-постановщика / костюмы — «Бедные-несчастные».
Лучший монтаж / операторская работа / оригинальный саундтрек — «Оппенгеймер».
Лучшая песня — What Was I Made For? Айлиш.
На сцене политика по большей части отошла на второй план, пока режиссер британского фильма «Зона интересов» Джонатан Глейзер не получил награду за лучший международный художественный фильм. События фильма разворачиваются во время Второй мировой войны на территории лагеря Освенцим. Фильм рассказывает о семье коменданта, который строит жизнь своей мечты в доме через забор от лагеря. Режиссер обратил внимание аудитории на израильскую «оккупацию, которая привела к конфликту для стольких людей». «Будь то жертвы 7 октября в Израиле, или продолжающиеся атаки в Газе, или жертвы этой дегуманизации, как нам противостоять?» — говорил он со сцены.
Приз за лучший документальный фильм вручили картине украинского режиссера Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе»
Далее впервые в истории награду Американской киноакадемии получила Украина. Приз за лучший документальный фильм достался картине украинского режиссера Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе». Лента рассказывает о первых днях конфликта России и Украины в феврале и марте 2022 года, которые Чернов и его коллеги провели в Мариуполе. Мировая премьера состоялась в январе 2023-го на кинофестивале Sundance в США. В итоге «20 дней в Мариуполе» стали самым кассовым документальным фильмом на Украине, собрав за первый уик-энд проката более 500 тыс. гривен (более $13 тыс.). «Это честь для меня. Но вероятно, я первый режиссер в истории на этой сцене, который скажет: „Хотел бы я, чтобы данной картины не было“», — сказал Чернов, получая награду.
На церемонии почтили память и умершего 16 февраля в колонии российского оппозиционера Алексея Навального*. Фрагментом из картины «Навальный» режиссера Дэниэла Рора, которая стала обладателем «Оскара» как лучший документальный фильм в 2023-м, открыли традиционную часть In Memoriam, в которой Американская киноакадемия вспоминает деятелей кинематографа, умерших за последний год.
Агентство Reuters в обзорном материале о результатах премии рассказывает об украинском фильме «20 дней в Мариуполе» как бы между делом
«Триумф стал результатом того, что военная помощь Украине по-прежнему задерживается в конгрессе»
Западная пресса, комментируя победу «20 дней в Мариуполе», сосредоточилась на том, что это первый в истории «Оскар» для Украины, и на «яркой речи» режиссера картины. Агентство Reuters в обзорном материале о результатах премии рассказывает об украинском фильме как бы между делом, сразу после упоминания эпизода с голым актером, знаменитым рестлером Джоном Синой на сцене. Мариуполь весной 2022 года стал «синонимом ужаса» во время почти трехмесячной «осады», отмечается в тексте. «Это был первый „Оскар“, врученный украинскому режиссеру», — кратко упоминает ленту агентство Bloomberg. Картина считалась серьезным претендентом на «Оскар», поскольку ранее уже получила британскую премию Bafta и приз от гильдии режиссеров Америки, уточняет The Guardian.
Поскольку режиссер работал в Мариуполе как сотрудник AP, агентство сообщает о победе украинского фильма более подробно, называет его «душераздирающим рассказом от первого лица». «Хотя вручение наград „Мариуполю“ подошло к концу, каждая новая премия и платформа служат ярким напоминанием о том, что спустя более двух лет война все еще продолжается», — сказано в материале.
Теми же словами — «душераздирающий рассказ от первого лица» — описывает картину американская газета The New York Times. Правда, как и многие другие издания, она ограничилась короткой заметкой и упоминанием цитаты режиссера. Издание NBC News озаглавило новость о победе украинского фильма так: «Режиссер „20 дней в Мариуполе“ раскритиковал Россию в речи на вручении премии „Оскар“». Саму ленту портал называет «душераздирающей хроникой» (снова), а выступление Чернова — одним из самых ярких на церемонии, после которого в зале была «ошеломляющая тишина».
Но дальше еще интереснее. Как отмечается в материале NBC News, триумф картины стал «результатом того, что дополнительная военная помощь Украине по-прежнему задерживается в конгрессе, а президент Украины изо всех сил пытается удержать свою оборонительную линию». Таким образом, практически «официально» признается, что статуэтку дали по политическим мотивам. Победа документального фильма произошла всего через несколько дней после того выступления министра финансов США Джанет Йеллен, заявившей, что неспособность выделить помощь Украине — это не что иное, как подарок для президента России Владимира Путина, считает важным упомянуть The Hill. О том, что конгресс США никак не может принять новый пакет военной помощи Украине, напоминает читателям профильное киноиздание The Hollywood Reporter.
Французская газета Le Figaro вспоминает «20 дней в Мариуполе» лишь в кратком материале с перечислением победителей «Оскара». Так же поступило немецкое издание Die Welt и, например, РИА «Новости», которое упоминает победу картины не отдельно, а в новости про успех «Оппенгеймера».
«Получая премию, режиссер завершил фашистским лозунгом»
Среди российских медиаперсон одним из первых отреагировал на ночную церемонию зампред совбеза РФ Дмитрий Медведев. На фоне вручения «Оскара» он похвалил российские фильмы («Нормальные сценарии, приличные диалоги, режиссура, игра артистов») и призвал «идти вперед», снимать картины о войне. «Я понимаю, что есть боязнь сфальшивить на святых темах. О войне нельзя снимать примитивно, пошло, гламурно. Но снимать надо! Уже пора. Снимать про наших героев, возвеличивая их подвиги. Снимать документалку и игровое кино. Снимать, чтобы знали и помнили. Пора. Настал момент», — подчеркнул Медведев в своем телеграм-канале.
«20 дней в Мариуполе» — это «настоящий фашистский фильм, снятый в духе Геббельса», категоричен политолог Сергей Марков у себя в «Логике Маркова». По его словам, картина «прославляет неофашистский режим на Украине» и «распространяет фашистскую пропаганду», в том числе про удары по драмтеатру в Мариуполе. «Характерно, что, получая премию, режиссер завершил фашистским лозунгом бандеровцев. „Слава Украине!“ — это аналог гитлеровского „Зиг хайль!“. Когда-то Голливуд был за коммунистов, сейчас он присягает мировому новому фашизму», — написал политолог в своем телеграм-канале.
«Знаете, «Оскар» всегда хорош непредсказуемостью. А когда ты твердо знаешь, чем все закончится, это довольно скучновато»
«Всему, что связано с Украиной, дают «Оскары»
Нынешнюю реакцию на «Оскар» российского кинематографического сообщества характеризует комментарий «БИЗНЕС Online» от генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова: «Я не следил, не хочу ничего комментировать, нет у меня ни желания, ни времени».
Кинокритик Давид Шнейдеров констатирует, что без политики на «Оскаре» не обошлось. «Что касается „Мариуполя“, это, конечно, политическая игра, — уверен собеседник газеты. — Даже не политическая игра, а тенденция. У каждого „Оскара“ есть тенденции, и для меня эта история тоже предсказуема: тенденции сейчас такие, что всему, что связано с Украиной, дают „Оскары“. Подобное абсолютно понятно, и ничего особенного для меня в этом „Оскаре“ нет. Знаете, „Оскар“ всегда хорош непредсказуемостью. А когда ты твердо знаешь, чем все закончится, это довольно скучновато». Что касается других результатов, то Шнейдеров сожалеет об отсутствии наград у «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе: «Но „Оппенгеймер“ слишком всех опережал. Было абсолютно понятно, что Кристофер Нолан получит приз за режиссуру, Киллиан Мёрфи — за лучшую мужскую роль».
По словам политолога Олега Матвейчева, «20 дней в Мариуполе» — «фильм, собранный из фейков». «Даже тот фейк, который сразу был разоблачен, когда беременная рассказывала, как снимали этот фейк, какая была постановка и так далее... То есть полностью разоблаченный фейк и то даже вошел в данный фильм, ну и все остальное — сплошные фейки», — говорит он. Видимо, политолог имеет в виду историю с фотографом Евгением Малолеткой, одним из авторов картины. Его уличили в съемках украинской бьюти-блогерши под видом мариупольской роженицы из пострадавшего от военных действий роддома.
«Конечно, это полностью дискредитирует „Оскар“ как вещь, которая имеет отношение к искусству, — констатирует Матвейчев. — Очевидно, что это пропаганда, мы всегда знали, что Голливуд — пропагандистское ведомство США и что он всегда, еще с 30-х годов, выполнял функцию пропаганды американского образа жизни и так далее. Ну а теперь это обнажилось со всей очевидностью».
* внесен Росфинмониторингом в реестр организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.