Теперь ясно, «кто наш партнер, а кто был попутчиком», говорил в декабре 2022 года Рустам Минниханов Теперь ясно, «кто наш партнер, а кто был попутчиком», говорил в декабре 2022 года Рустам Минниханов Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан «переписывает» экспортную стратегию

«Очень жалко, потому что столько сил было вложено в интеграцию республики в мировую экономику, а теперь кирпичом по голове», — переживала за Татарстан в разговоре с «БИЗНЕС Online» в июле 2022 года экономический географ и социолог, профессор МГУ Наталья Зубаревич. На момент той беседы Евросоюз ввел 7-й пакет санкций против России, а в минувшем феврале появился уже 13-й. И это только ЕС. О том, что Татарстан, как регион с развитыми внешними связями, рискует оказаться в числе наиболее пострадавших от западных ограничений, говорилось не раз. Теперь ясно, «кто наш партнер, а кто был попутчиком», осознавал в декабре 2022 года президент республики Рустам Минниханов. Было очевидно, что республике придется серьезно «перекраивать» экспорт. Но как?

Власти республики довольно долго подступались к снаряду и спустя два года после февраля 2022-го «дозрели». Частичное представление о том, как власти республики видят процесс «перенастройки» экономики под нынешние реалии, дает опубликованный накануне проект новой государственной программы «Развитие экспортной деятельности в Республике Татарстан на 2024–2030 годы». Документ, разработанный минпромторгом РТ, накануне вечером появился на сайте правительства и вскоре, очевидно, будет принят.

Согласно программе, в 2024 году власти РТ рассчитывают нарастить объем несырьевого экспорта до $3,4 миллиарда. Для сравнения: по итогам 2017-го показатель составлял $ 3,3 млрд, в 2016-м — $ 2,7 миллиарда. Главная же цель — к 2030 году объем несырьевого экспорта должен составить $4,5 млрд и увеличиться на 73% к показателю пандемийного 2020-го. Тогда объем экспорта составил $8,7 млрд, из них на несырьевой пришлось $2,6 миллиарда. Количество стран – экспортеров продукции из Татарстана должно увеличиться с 141 до 145.

Рост экспорта на 73% даже с учетом объективно «низких» итогов 2020 года выглядит довольно амбициозной целью. «Задача <…> является непростой, она усложняется тем, что на внешних рынках действуют новые нетарифные ограничения и требования по сертификации и тестированию продукции», — говорится в госпрограмме.

Тем не менее задача — государственной важности. Наращивание несырьевого экспорта и прежде было одной из национальных целей, а теперь эта задача приобрела «особое значение», подчеркивал в феврале 2023 года первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Активная работа регионов здесь крайне важна, до сих пор многие субъекты были «незначительно вовлечены в экспортную повестку», указывал зампред правительства РФ.

Одна из главных проблем — низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и удаленность от основных транспортных узлов и рынков сбыта продукции Одна из главных проблем — низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и удаленность от основных транспортных узлов и рынков сбыта продукции Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие проблемы у татарстанского экспорта?

Как достичь поставленной задачи по увеличению несырьевого экспорта? Татарстан вряд ли можно отнести к числу «недостаточно вовлеченных» субъектов. И если одним регионам еще только нужно развивать экспортное направление, то у республики сложности иного порядка. Согласно тексту программы, кабмин РТ видит пять ключевых вызовов для развития экспорта:

  • Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и удаленность региона от основных транспортных узлов и рынков сбыта продукции. Это вызывает повышенные транспортные издержки для предприятий-экспортеров и увеличивает сроки доставки грузов. Решать эту проблему власти планируют за счет федерального софинансирования затрат на экспорт для компаний и создания автономной некоммерческой организации «Центр контейнерной логистики». О работе упомянутой АНО никакой информации в открытом доступе найти не удалось.
  • Сложности взаиморасчетов с иностранными контрагентами. Зачастую иностранные банки запрашивают дополнительные документы, замораживают переводы или полностью блокируют их, сказано в программе. При этом экспортерам рекомендуется включать в контракты валютные оговорки, заключать дополнительные соглашения или сразу предусмотреть в контрактах возможность проведения расчетов в нескольких валютах, договариваться с контрагентами о переходе на альтернативные валюты. «Например, на китайский юань, дирхам ОАЭ, турецкую лиру, российский рубль, валюты стран СНГ», — уточняют авторы документа.
  • Высокая степень отраслевой специализации экспорта. Прямо об этом не говорится, но речь, видимо, о сильной зависимости от экспорта продукции нефтехимии. К примеру, по итогам 2021 года в структуре экспорта преобладала нефть (32,1% от общего объема), нефтепродукты (35,4%), продукция химической промышленности (19,2%), машины, оборудование и транспортные средства (5,4%). Решать проблему, согласно документу, планируется выявлением новых потенциальных экспортеров и помощью им с выходом на зарубежные рынки, обучением экспортно ориентированных компаний.
  • Высокая степень географической концентрации экспорта. Говоря проще, экономика республики «завязана» на поставках в отдельные страны-импортеры и сильно зависит от колебаний спроса на местных рынках. Кабмин РТ видит решение проблемы в поиске «альтернативных рынков сбыта». В планах «корректировка бизнес-миссий и участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях».
  • Недостаток специализированных кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.

Согласно плану мероприятий, который приводится в госпрограмме, власти республики рассчитывают наращивать экспорт за счет помощи предприятиям республики по линии АО «Российский экспортный центр» и фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан. Среди конкретных мер упомянуты, например, компенсация до 90% расходов, связанных с получением сертификатов для продукции, включая сертификаты «Халяль» и «Кошер» и открытие в республике специального органа по выдаче таких сертификатов.

Также минпромторг РТ планирует «выход на качественно новый уровень делового взаимодействия с ведущими партнерами». Правда, о чем именно речь, не уточняется. Другая мера — участие республиканских предприятий в не менее чем 20 международных выставочно-ярмарочных мероприятиях за год. Не менее чем в двух зарубежных странах за год должны быть организованы выставочные павильоны с татарстанской продукцией, а компании из РТ должны в год участвовать как минимум в 10 зарубежных бизнес-миссиях руководства республики.

Среди формализованных мер, например, создание клуба экспортеров Татарстана, который должен встречаться не менее 4 раз в год. Но, судя по открытым данным, такой клуб уже существует как минимум с 2016-го.

Еще одно мероприятие — это создание при минпромторге РТ агентства развития международного сотрудничества Республики Татарстан. Прежде подобная организация (ГУП «Агентство по развитию международного сотрудничества при КМ РТ»), созданная в 1993 году, уже работала при кабмине республики, но позже была преобразована в ОАО «Корпорация экспорта Республики Татарстан». Для чего нужна отдельная структура при минпромторге, в программе не уточняется.

Ключевые драйверы роста экспорта в Татарстане — это нефтепродукты и химия Ключевые драйверы роста экспорта в Татарстане — это нефтепродукты Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Текущие цифры по несырьевому экспорту «засекречены»

От чего отталкиваемся? На данный момент ключевые драйверы роста экспорта в Татарстане — это синтетические каучуки, масложировая, пищевая и машиностроительная продукция, следует из проекта программы.

В 2021 году, когда министерство экономики РТ в последний раз публично раскрывало статистику по экспорту, его объем составил $12 миллиардов. Сколько из этого пришлось на несырьевую продукцию, не уточняется. Но, судя по данным ведомства, на нефть и нефтепродукты тогда пришлось 67,5% вывезенной продукции. Таким образом, $8,1 млрд составляли доходы от нефти, $3,9 млрд — остальные. В 2022 году объем экспорта Татарстана составил $15,7 миллиарда.

Сколько составил экспорт республики по итогам 2023 года, вырос он или упал, достоверно неизвестно. На недавней коллегии минэкономики РТ этот показатель не уточняли. При этом прозвучало, например, что до введения санкций НКНХ больше 30% каучуков поставлял в Европу, сейчас же этот показатель рухнул до 4%. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в минпромторг и минэкономики РТ. В минэкономики республики пояснили, что за общий экспорт отвечает минпромторг, а объемы несырьевого экспорта и экспорта МСП — это «закрытая информация», она не разглашается.

Лидирующими экспортными направлениями для республики по итогам 9 месяцев 2023 года стали Казахстан ($407,9 млн), Китай ($314,4 млн), Беларусь ($292,8 млн), Турция ($207,8 млн) и… Финляндия ($153,9 млн). Причем если в 2021 году экспорт в Финляндию составлял всего $48,1 млн, то в 2022-м скакнул до $408 миллионов. Из первой пятерки рост по сравнению с показателями 2022 года зафиксирован только в случае с Китаем — было $285,7 млн, стало $314,4 миллиона. Но стоит оговориться, что данные за 2023-й неполные.

Дальше в списке главных покупателей товаров из Татарстана расположились Иран, Узбекистан, Азербайджан, Польша и Киргизия.

Основой экспорта РТ должны стать товары с высокой добавленной стоимостьюФото: © Виталий Аньков, РИА «Новости»

«При неблагоприятной конъюнктуре торговля важнейшим сырьевым ресурсом не будет обеспечивать экономический рост республики»

Нынешняя госпрограмма — часть большой Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспорта в РТ до 2030 года. Она была принята в конце декабря 2023-го и сменила аналогичный документ, рассчитанный до 2025 года (его действие прекращено досрочно). Естественно, с учетом последствий пандемии коронавируса и санкций со стороны Запада. Цель стратегии — «создание условий для увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг организаций в РТ в 2030 году на 70 процентов по отношению к 2020-му».

Помимо основных задач в сфере внешнеэкономической деятельности (развитие и укрепление связей, расширение рынков сбыта продукции, повышение эффективности инфраструктуры, снижение административных барьеров и совершенствование механизмов взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательства и др.), в документе подробно приводится и нынешнее положение дел. Санкции оказывают значительное влияние на развитие экономики Татарстана, отмечается в стратегии.

«При неблагоприятной ценовой конъюнктуре мирового рынка нефти внешняя торговля важнейшим сырьевым ресурсом не будет обеспечивать экономический рост республики. Следовательно, основой экспорта РТ должны стать товары с высокой добавленной стоимостью», — предупреждают авторы.

Любопытно выглядит в документе таблица «перспективных географических направлений развития экспорта». Они поделены на макрорегионы. Например, предпосылками для наращивания экспорта в страны СНГ и Таможенного союза (Казахстан, Узбекистан, Беларусь и др.) авторы называют наличие общих или близких границ, тесные связи и растущие местные рынки. Татарстан уже отправляет туда машинно-техническую продукцию, продовольственные товары и промышленные материалы, товары широкого потребления. Экспортным же потенциалом обладают нефтепродукты, химические продукты, автомобили и комплектующие, железнодорожная техника и фармацевтическая продукция.

Между Россией и странами Юго-Восточной и Южной Азии (КНР, Индия, Вьетнам, Индонезия и Малайзия) отсутствуют «дискриминационные ограничения в торговле и иных формах экономического сотрудничества», а в странах Ближнего Востока и Северной Африки (Иран, Турция, Сирия, Египет, Марокко и ОАЭ) наблюдается значительный потенциал экономического роста, но сохраняется дефицит отдельных групп продукции, обращается внимание в стратегии. Теперь тезиса о продвижении на рынки стран Европы нет, хотя в прошлой стратегии в качестве перспективных направлений для Татарстана назывались США, Нидерланды, Германия, Франция, Финляндия, Венгрия, Болгария, Чехия.

Перспективы же роста экспорта в страны Центральной и Южной Африки (Ангола, Нигерия, Эфиопия) ограничиваются низким уровнем экономического развития большинства африканских стран и удаленностью рынка. А вот в странах Северной, Центральной и Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина) по большинству перспективных товаров экспорта отсутствует дефицит при наличии высокой конкуренции поставщиков из других стран. При этом значительным потенциалом обладают нефтепродукты и удобрения.

«Все эти задачи совершенно реалистичны, если не будет каких-то новых, политического характера барьеров» «Все эти задачи совершенно реалистичны, если не будет каких-то новых, политического характера барьеров» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Реального содействия экспорту сейчас нет, а без него мы на такие цифры никогда не выйдем»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали планы Татарстана по наращиванию несырьевого экспорта и порассуждали, что, кроме нефтехимии, может стать драйвером роста.

Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:

— Такие планы [по наращиванию несырьевого экспорта на 70 процентов] мне даже как-то неудобно комментировать. Потому что статистические данные — штука такая… И сегодня вызовы такие, что ничего нельзя предвидеть. И сейчас планировать надолго в такой момент… Это так, привычка — делать планы, писать интересные цифры, но жизнь у нас сегодня сложнее. Поэтому да, нужны какие-то ориентиры, но тут столько моментов возникает, что…

Я думаю, что сегодня слишком много [внимания] уделять такому планированию по экспорту нельзя. Потому что сейчас мы послали предложения по содействию экспорту и нашему раису, и в минпром. Реального содействия экспорту нет. А без реального содействия экспорту мы на такие цифры никогда не выйдем.

Если не нефтехимия, то что должно стать драйвером роста экспорта Татарстана? Не могу сказать. Продукты, их переработка, «КАМАЗы»? Кроме нефтехимии, пока что больше ничего не вижу.


Марат Галеев заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Все эти задачи совершенно реалистичны, если не будет каких-то новых, политического характера барьеров. И здесь, я думаю, введение новых мощностей на крупнотоннажных нефтехимических производствах должно дать толчок развитию малотоннажной химии, то есть вторичной и третичной переработке сырья. И если считать в статистике переработку нефтехимического сырья, то это более чем реалистичная задача. Потому что спрос на мировом рынке на серьезно переработанные нефтехимические продукты, в принципе, есть. Вот это один из главных путей, один из больших резервов.

Потом переключение вектора развития на восточные страны. Там открывают новые рыночные ниши по многим направлениям. Там тоже открываются новые возможности для экспорта. Я согласен, что узкое место — логистика, но думаю, что к 2030 году тут будут уже совершенно новые условия в связи с введением новых транспортных коридоров как в автомобильном транспорте, так и в железнодорожном. Там открываются очень хорошие перспективы. Думаю, что все эти узкие логистические «горлышки», которые есть, будут преодолеваться к 2030 году и возможности начнут расширяться.

Если не нефтехимия, то что должно стать драйвером роста экспорта Татарстана? Я думаю, что мы все-таки выражение «не нефтехимия» не должны принимать. Я имею в виду высокий передел нефтехимии. Это все равно остается одним из потенциальных козырей республики. С другой стороны, по машиностроению у нас тоже есть перспективы, много перспектив у глубокой переработки древесины. Фармацевтику тоже не исключаю как новое направление. Передовые технологии тоже вполне могут занять свое место.