Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин приходит к выводу, что в разгар кадрового кризиса дуальное обучение является чуть ли не единственным адекватным и практически апробированным методом ускоренного вывода молодежи на рынок труда Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин приходит к выводу, что в разгар кадрового кризиса дуальное обучение является чуть ли не единственным адекватным и практически апробированным методом ускоренного вывода молодежи на рынок труда

Специалисты кадровых служб считают, что молодежь живет в парадигме Советского Союза

Развитие промышленного производства оголило проблему кадрового кризиса. Острота проблемы настолько высока, что грозит стать основным тормозом в развитии нашей страны. Очевидно, что проблема дефицита профессиональных кадров лежит не только в плоскости подготовки, но отражает реальную ситуацию с уровнем конкурентных зарплат на рынке труда. Идет переток молодых сотрудников из реального сектора экономики в сферу услуг — дипломированные специалисты идут работать в маркетплейсы и сервисы по доставке заказов.

Так в чем же проблема? Оказывается, все достаточно прозаично — началась массовая миграция сотрудников из области с меньшей зарплатой в сектор с большей. И в этой ситуации очень тяжело обвинять молодежь, которая хочет жить здесь и сейчас — и смело меняет свою профессиональную траекторию. Реальный сектор экономики, пытаясь привлечь новые кадры, приводит аргументы о возможностях будущей карьеры и профессионального роста. К сожалению, многие специалисты кадровых служб считают, что молодежь живет в парадигме Советского Союза. Может быть, такое заблуждение связано с тем, что так им удобнее жить и работать.

Агитация в стиле «молодежь должна пойти на завод, потому что мы когда-то пошли» или, например, «нужно идти и делать долго и упорно карьеру, работая за скромную зарплату в надежде на светлое будущее» воспринимается у поколения старше 20 по меньшей мере с ироническим смехом. В молодежной среде давно уже не зазорно заниматься простыми профессиями: продавец, доставщик или сортировщик товара. Главный аргумент — зарплата. Разумеется, речь идет не о 100% молодежи. Тем не менее так считает и, соответственно, живет значительная ее часть.

Чтобы хотя бы немного снять остроту кадровой проблемы, в Татарстане готовится пилотный проект по трудоустройству молодежи путем перехода на дуальное обучение. По задумке республиканских властей, днем молодежь будет работать на заводе, а с 17:00 — учиться. Этот «рецепт» по решению кадрового кризиса нельзя назвать совершенно новым. Более того, когда-то он уже был реализован в нашей стране.

О дуальном обучении в СССР

Система дуального обучения начала формироваться в первой трети ХХ века в молодой Советской стране. Давайте немного погрузимся в историю. Начиная с середины 1920-х годов при крупных предприятиях была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения квалифицированными рабочими кадрами формирующейся советской промышленности. Школы ФЗУ являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенного времени. В 1940 году школы ФЗУ были преобразованы в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) в рамках трудовых резервов СССР. Это была система организованной плановой подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства путем обучения городской и сельской молодежи в специальных учебных заведениях, действовавшая до конца 50-х.

В 1954 году появились первые профтехучилища (ПТУ), и к 1963-му уже все школы ФЗО приняли этот статус. По профилю профтехучилища делились на технические (ТУ), средние (СПТУ), городские (ГПТУ), сельские (СПТУ). В результате кропотливой многолетней работы появилась не просто сеть учебных заведений — зародилась вертикально выстроенная система подготовки. Характерная особенность нового подхода — тесная связь с производством при одновременном обязательном прохождении достаточно продолжительных практик на фактическом рабочем месте. По факту основная часть учебных заведений была закреплена за профильными промышленными предприятиями.

В 1940 году школы ФЗУ были преобразованы в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) в рамках трудовых резервов СССР «В 1940 году школы ФЗУ были преобразованы в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) в рамках трудовых резервов СССР» Фото: © Е. Киреев, РИА «Новости»

Здесь стоит напомнить, что в 60-е годы ХХ века в СССР произошло снижение численности населения, связанное с тем, что немногочисленное поколение «детей войны» и поколения послевоенных детей естественным образом не могли обеспечить прирост людских ресурсов. Это привело к реорганизации трудовых резервов и изменению политики в сфере высшего и среднего профессионального образования, а также подготовки специалистов рабочих профессий. Школа перешла с 11-летнего на 10-летнее обучение. Абитуриенты с трудовым стажем получили конкурсное преимущество при зачислении. В технических вузах был внедрен двухнедельный цикл: студенты неделю обучались на теоретическом курсе, а потом проходили недельное практическое закрепление изученного непосредственно на рабочем месте.

Еще одним, безусловно, новаторским шагом стало создание в регионах заводов-втузов — высших технических учебных заведений при местных крупных промышленных предприятиях. Перед ними стояла непростая задача — обеспечение новых производств квалифицированными специалистами, изначально готовыми к профессиональной деятельности и не нуждающимися в серьезной адаптации к заводским условиям. Иными словами, было необходимо в одном флаконе органично совместить и образование, и профессиональную деятельность. При этом после выпуска молодому специалисту гарантировалось рабочее место. Фактически это и было практической реализацией идеи дуального образования, которое на новом витке развития в 2010-х было «возвращено» в нашу страну из Германии.

СССР – Германия – Россия

В 2013 году агентство стратегических инициатив запустило в нескольких регионах пилотный проект, направленный на практическую реализацию в РФ элементов дуальной системы обучения. Как я уже написал выше, в качестве примера была выбрана прекрасно работающая в условиях Западной Европы немецкая образовательная модель подготовки высококвалифицированных кадров со средним и высшим образованием.

Необходимо отметить, что в Татарстане и ранее проводились практические эксперименты по совмещению профессиональной деятельности в соответствии с получаемой специальностью и самого обучения. Так, в 2000-х на базе моего родного КАИ сформировано несколько групп, обучавшихся в университете с 16:40, а до этого работавших на Казанском авиационном заводе. Я это знаю не понаслышке, т. к. сам преподавал у этих ребят техническую термодинамику. Тот опыт нельзя назвать полностью успешным. Точнее, в тактической перспективе, конечно же, задачи кадрового обеспечения были решены, но при этом несбалансированность учебного плана приводила к значительной перегрузке ребят. Тем не менее наша республика вполне может положить в копилку достаточно успешно реализованный проект. При этом мы тогда его, конечно, не называли таким громким и красивым словосочетанием, как «дуальное обучение».

Необходимо отметить, что немецкий опыт организации такого рода совмещенного обучения за счет своей гибкости и инвариантности действительно является передовым. Например, компания Siemens в своей головной штаб-квартире в Берлине уже давно организовала не просто корпоративную систему обучения, а настоящий университет, реализующий программы как высшего, так и среднего образования. Ежегодно университет выпускает примерно 1,2 тыс. специалистов. Из них 1 тыс. молодых сотрудников обретают свое первое рабочее место на предприятиях концерна Siemens, а остальные (примерно 200 человек) выходят на свободный рынок труда. Причем за выпускниками этого фирменного вуза просто-таки выстраивается очередь.

В чем секрет такого успеха? Все очень просто: студенты еще во время своего обучения начинают работать на предприятии, совмещая отличную фундаментальную подготовку с практической деятельностью. Разумеется, все это делается на основе четко выверенного учебного плана с привлечением авторских наставнических методик. Таким образом, полностью решается вопрос профессиональной и социальной адаптации молодых сотрудников.

У нас высококлассные специалисты стараются максимально дистанцироваться от вопроса наставничества, рассматривая его как первую ступень к тому, чтобы оказаться за воротами родного предприятия «У нас высококлассные специалисты стараются максимально дистанцироваться от вопроса наставничества, рассматривая его как первую ступень к тому, чтобы оказаться за воротами родного предприятия» Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Идеология наставничества

Вообще, идеология наставничества является краеугольным камнем в дуальном обучении. Передача реального производственного опыта старшего поколения младшему позволяет обеспечить преемственность профессиональных традиций, сформировать неразрывность развития профессионального и интеллектуального человеческого капитала. Но, к сожалению, необходимо отметить, что проблема мотивации наставничества стоит очень остро. Особенно это касается нашей страны.

За рубежом пенсионное обеспечение позволяет сотруднику после окончания своей профессиональной карьеры достаточно спокойно жить, а иногда даже путешествовать. У нас же высококлассные специалисты стараются максимально дистанцироваться от вопроса наставничества, рассматривая его как первую ступень к тому, чтобы оказаться за воротами родного предприятия.

Переубедить сотрудников практически не представляется возможным. Иногда такое сопротивление удается преодолеть в рамках развития трудовых династий, когда специалист передает свой опыт не абы кому, а своему родственнику. На самом деле именно проблема с наставничеством является основным сдерживающим фактором развития дуального обучения. И, кроме как социальными гарантиями для старшего поколения, эту проблему не решить.

Возвращаясь к нашей действительности, хотел бы отметить, что, к сожалению, я не знаю, чем закончился проводимый в нашей стране эксперимент по внедрению элементов дуального обучения, начатый в 2013 году, но считаю, что успешный опыт реализованной еще в СССР программы, а также наработки немецкой производственно-образовательной системы необходимо сейчас рассмотреть более детально и по возможности имплементировать.

Именно качественное проведение практик на реальных рабочих позициях служат тем базисным фундаментом, который помогает сформировать целостную систему практикоориентированной подготовки «Именно качественное проведение практик на реальных рабочих позициях служит тем базисным фундаментом, который помогает сформировать целостную систему практико-ориентированной подготовки» Фото: «БИЗНЕС Online»

Учеба одновременно с работой. Как это?

Давайте немного подробнее ознакомимся с основными схемами, по которым реализуется дуальное обучение. Во-первых, в таких программах все виды практики не сконцентрированы летом, как это принято делать в наших университетах, а распределены в течение учебного года. Именно качественное проведение практик на реальных рабочих позициях служит тем базисным фундаментом, который помогает сформировать целостную систему практико-ориентированной подготовки.

Во-вторых, распространены две основные схемы взаимной интеграции образовательного процесса и профессиональной деятельности. Эти подходы одинаковы и для среднего, и для высшего образования. Первая схема: студент обучается в первой половине дня, а работает с обеда. Вторая схема: обучение проходит после работы. В этом случае занятия начинаются, как правило, с 15:00 или с 16:40. Такой подход больше напоминает обучение по классической «очно-заочной» (вечерней) форме. Обе схемы жизнеспособны и успешно реализуются в том случае, когда место обучения максимально приближено к работе.

В такой ситуации предприятия обычно задействуют ресурсы своих корпоративных институтов или учебно-производственных центров. Второй подход позволяет организовать учебный процесс по блочно-модульному принципу, когда обучение в течение одной или двух недель перемежается с профессиональной деятельностью на предприятии-партнере. Таким образом, будущий специалист может попеременно погружаться то в теоретическую, то в практическую подготовку. И это дает хороший результат.

Как правило, для привлечения молодежи предприятия при реализации дуальной схемы обучения идут на то, чтобы принимать будущих специалистов на полноценно оплачиваемые ставки. В таком случае зарплата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Самое важное в этом деле, что предприятия сами кровно заинтересованы в ранней профессиональной подготовке специалистов. Единственное, что нельзя забывать при реализации такой совмещенной модели, так это мнение самих обучающихся. Ведь выбор учиться и одновременно работать должен делать сам студент, добровольно и без всякого нажима извне. Иначе, если превратить все в обязаловку, будет искажена сама идея высококачественной профессиональной подготовки.

Кроме того, считаю, что в дуальном обучении есть еще один очень серьезный нюанс — те ребята, которые делают выбор в пользу этой образовательной траектории, должны четко осознавать тот факт, что, скорее всего, они в дальнейшем не смогут сделать исследовательскую карьеру (поступив в аспирантуру). Это связано с тем, что их подготовка все же будет заточена под формирование не исследовательских, а профессиональных производственных компетенций.

Похоже, что в ситуации серьезной нехватки специалистов в отечественном реальном секторе экономики дуальное обучение является чуть ли не единственным более или менее адекватным и практически апробированным методом ускоренного вывода молодежи на рынок труда. Дело остается за малым — сформировать методологическую и законодательную базы, а также определить мотивационные аспекты всех заинтересованных сторон.