19 лет назад Путин уже летал на Ту-160, но теперь перед ним был изрядно преобразившийся самолет. Утверждают, Владимир Владимирович долго осматривал серийную машину, интересовался подробностями 19 лет назад Путин уже летал на Ту-160, но теперь перед ним был изрядно преобразившийся самолет. Утверждают, что Владимир Владимирович долго осматривал серийную машину, интересовался подробностями Фото: www.kremlin.ru

«Мы же в Татарстане находимся»

Визит президента России Владимира Путина на Казанский авиазавод — филиал «Туполева» (КАЗ) стал настоящей находкой для любителей авиации. Во-первых, впервые показали изнутри новый цех окончательной сборки, где предстоит собирать Ту-214. Во-вторых, хотя и в частично заблюренном виде, но продемонстрировали кабину Ту-160М — глянуть на гласс-панель хотелось давно, а с Путиным в командирском кресле — тем более. Пишут, что полет президента был чистым экспромтом. Охотно верим. 19 лет назад Путин уже летал на Ту-160, но теперь перед ним был изрядно преобразившийся самолет. Утверждают, что Владимир Владимирович долго осматривал серийную машину, интересовался подробностями, да и уж больно нахваливал обновленного «стратега» гендиректор ОАК Юрий Слюсарь: и двигатели новые, и кабину не узнать, и по характеристикам ушел вперед от прообраза, и прослужит минимум 50 лет. Кто бы не клюнул?

Официально выложенный в сеть 10-минутный ролик беседы главного авиастроителя с президентом вообще оказался неожиданно информативным — и это, в третьих. В частности, из их общения стало понятно, что на сегодня готовы 6 Ту-160М: четыре — доведенные до этого стандарта строевые машины; еще один — опытный самолет, созданный по заказу минпромторга РФ; и один — первый серийный ракетоносец для минобороны. Кстати, летал президент не на новой, а на модернизированной машине — «Илья Муромец» первый полет совершил в 1994 году.

«Илья Муромец», на котором совершил полет Владимир Путин «Илья Муромец», на котором совершил полет Владимир Путин Фото: www.kremlin.ru

Кульминацией разговора стала тема первого президента РТ Минтимера Шаймиева.

— Вот четыре самолета, которые находятся в процессе сдачи заказчику — министерству обороны, — представил продукт лицом Слюсарь.

— Первый самолет как называется? — поинтересовался Путин.

— Первый самолет, который по линии ОКР минпромторга, назвали «Валентина Терешкова». Дальше — «Илья Муромец». А это первая серийная машина для министерства обороны. Пока без названия, — несколько театрально развел руками Слюсарь.

— Мы же в Татарстане находимся. Назовем его «Минтимер Шаймиев».

— Есть! — по-военному отреагировал Слюсарь.

— Это человек, который много сделал… — тут Путин обернулся к президенту Татарстана Рустаму Минниханову. — Ракетоносец этот назовем именем Минтимера Шаймиева.

— Минтимер Шарипович заслуживает.

— Это человек, который многое сделал не только для Татарстана.

— Для страны. Большое спасибо.

— Сохранил завод, который находился в таком состоянии, что фактически стоял вопрос о его выживании, — подчеркнул Слюсарь.

— Я знаю, — с некоторой даже суровостью констатировал Путин.

Кстати, ремарка Слюсаря о «выживании» любопытна: не припоминается, чтобы авиапромовские руководители такого уровня высказывали столь критические мысли по поводу действий своих предшественников.

До недавнего времени Ту-160/Ту-160М получали имена летчиков ДА, связанных с ней военачальников, авиаконструкторов и промышленных руководителей До недавнего времени Ту-160/Ту-160М получали имена летчиков ДА, связанных с ней военачальников, авиаконструкторов и промышленных руководителей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как дают имена самолетам

Имена самолетам дальней авиации (ДА) начали давать в 1995 году, и первый нарекли «Ильей Муромцем» — одновременно в честь былинного богатыря и одноименного бомбардировщика Первой мировой войны. Инициатором стал тогдашний главком ВВС Петр Дейнекин, он и утвердил регламент присвоения имен, а выбирает их военный совет ДА.

До недавнего времени Ту-160/Ту-160М получали имена летчиков ДА, связанных с ней военачальников, авиаконструкторов и промышленных руководителей. Правда, было одно неавиационное исключение, когда в 1997 году самолет назвали в честь знаменитого борца Ивана Ярыгина. Решение об этом принимал Дейнекин, который близко общался с семьей спортсмена, погибшего в автокатастрофе 11 октября 1997-го. Это было до того, как ракетоносцам решили присваивать имена выдающихся летчиков и авиаконструкторов. А вот последующие наименования, начиная с «Василия Решетникова», присваивались решением военного совета ДА и утверждались приказом командующего. Когда министром обороны стал Сергей Шойгу, это стало его прерогативой.

Добавим, что имена собственные в честь городов России, с которыми связана история ДА, присваивают ракетоносцам Ту-95МС: «Смоленск», «Саратов», «Благовещенск», «Москва», «Иркутск» и т. д. А ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 называют в честь известных летчиков — Юрия Дейнеко, Владимира Безбокова, Александра Березняка и др.

В начале 2022 года произошло неожиданное: тот самый опытный Ту-160М назвали в честь Валентины Терешковой — женщины героической, генерал-майора, но к ДА не имеющей никакого отношения. Можно было предположить, что это подарок на юбилей Валентины Владимировны или напоминание о круглой дате — 60-летии создания женского подразделения отряда космонавтов. Некоторые указывали на пропагандистский эффект — дескать, была ткачихой, а стала космонавтом. Но времена все же не те. Больше верилось тем, кто указывал на политический мотив. Как известно, самой громкой инициативой депутата Госдумы РФ Терешковой стало предложение обнулить предыдущие президентские сроки Путина.

Как бы то ни было, ветераны ДА были в некоторой растерянности: вместе с командующим ДА Сергеем Кобылашем они лелеяли надежду, что первому Ту-160М дадут имя авиаконструктора, одного из родоначальников ДА Владимира Петлякова. Тогда не получилось. Можно было рассчитывать на первую серийную машину, но вновь нет. Однако, как выясняется, «дальники» не в претензии.

Советник премьер-министра РТ Назир Киреев напомнил «БИЗНЕС Online», что благодаря Шаймиеву были по сути спасены четыре задела Ту-160 начала 90-х, перед которыми вполне маячила перспектива утилизации Советник премьер-министра РТ Назир Киреев напомнил «БИЗНЕС Online», что благодаря Шаймиеву были, по сути, спасены четыре задела Ту-160 начала 90-х, перед которыми вполне маячила перспектива утилизации Фото: «БИЗНЕС Online»

Так почему «Шаймиев»?

«Это единственный человек, который помог спасти Казанский авиазавод, — подчеркнул в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ бывший (в 1997–2002 годах) командующий ДА, а ныне председатель совета ветеранов ДА Михаил Опарин. — Так и напишите: летно-технический состав дальней авиации, ее ветераны, старая гвардия, приветствует решение о том, чтобы назвать один из Ту-160 именем Минтимера Шаймиева. Главнокомандующий попал прямо в точку! Шаймиев имеет самое прямое отношение к дальней авиации. Это я как летчик и туполевец говорю».

Советник премьер-министра РТ Назир Киреев напомнил «БИЗНЕС Online», что благодаря Шаймиеву были, по сути, спасены четыре задела Ту-160 начала 90-х, перед которыми вполне маячила перспектива утилизации: «В некоторых департаментах правительства, где мне пришлось визировать постановление о мерах оперативной помощи заводу, оставшемуся после принятия Борисом Николаевичем Ельциным решения о прекращении закупок Ту-22М3 и Ту-160 почти без большей части товарной продукции, требовали исключить пункт о сохранении заделов по Ту-160. Обосновывали тем, что ни одно министерство или ведомство не ставит этот вопрос, а также тем, что президент страны тему Ту-160 своим указом совсем недавно закрыл. „А ты ведешь дело к тому, чтобы в документе правительства она сохранялась“, — говорили мне. Пункт удалось отстоять». Один задел достроили в 2000 году, второй — в 2008-м. Третий стал важной частью программы Ту-160М.

Напомним, о том, что строительство Ту-160 будет возобновлено, Шойгу заявил в апреле 2015-го. Вскоре на КАЗе начали работы на том самом третьем заделе (фюзеляж, центроплан, крылья, хвостовое оперение, воздухозаборники). Его достройка стала демонстрацией того, что КАЗ и Россия вообще в состоянии подступиться к теме стратегического ракетоносца.

Историческую тему в разговоре с «БИЗНЕС Online» развил авиационный эксперт Сергей Крутоусов: «То, что Казанский авиазавод тогда выстоял, — это, конечно, удивительно, поскольку под разрушение попали и бюро в Москве, и туполевские предприятия в Ульяновске и Самаре. Шаймиев вопреки всему спас целый кусок промышленности, а в итоге и Казанский авиазавод устоял… О Татарстане приходилось слышать: ой, сепаратизм. Нет, это локальная неустойчивость, которая в итоге определяет устойчивость системы. Законы децентрализации иногда раздражают, но они и спасают. В авиапроме республика повела себя не так, как другие субъекты. Татарстан — подсистема, которая укрепляет систему в целом. И авиация — подсистема, которая укрепляет систему в целом, но она, конечно, не может существовать в одном регионе — такая система удерживается державой. Сегодня не будет преувеличением сказать, что проблема авиации прокачивается через Казань. И политический вес Минниханова достаточен для того, чтобы эту тему продвигать. Уровень Татарстана как подсистемы — реанимация того, что сохранено, то есть „Туполева“…»

По словам Опарина, идея о присвоении одному из следующих Ту-160М имени Петлякова сохраняется. А еще «дальники» мечтают увидеть борт стратегического ракетоносца имени Михаила Шидловского (расстрелян в 1921 году, реабилитирован в 2003-м). Сегодня так именуется один из Ту-22М3, но Опарин видит это несколько несправедливым: «Пошли на это, поскольку все Ту-160 уже были „заняты“. Михаил Владимирович — основатель тяжелого самолетостроения, руководитель Русско-Балтийского вагонного завода. Это он вытащил Игоря Сикорского на белый свет, пригласил его к себе, увидев в 23-летнем парне выдающийся талант. Именно Шидловский предложил Сикорскому взяться за разработку многомоторного самолета. Впоследствии он был первым начальником эскадры воздушных кораблей „Илья Муромец“, и мы официально считаем его первым командующим дальней авиацией. Думаю, в будущем, когда разживемся новыми Ту-160, не будем так разбрасываться именами».