Что грозит

На старт процесса «звезда» финансовой пирамиды Finiko Лилия Нуриева прибыла специально из Москвы: накануне заседания прилетела в Казань, а в суд принесла кожаный рюкзак с вещами, который с трудом тащила за спиной. Но надо отметить, что пришла она своим ходом, без конвоиров и иного сопровождения — другие фигуранты дела ей бы позавидовали. В суде ее ждала сестра, с которой они обнялись и поцеловались — видимо, после долгой разлуки.

Нуриева держалась уверенно и на все вопросы выдавала явно заученную фразу: «Все, что хотела сказать, я сказала на этапе расследования. Ждем приговора. Спасибо». Жестом показала ей знак «молчать» и адвокат Марина Белоусова.

Уголовное дело в отношении финансовой пирамиды Finiko изначально возбудили в декабре 2020 года по ст. 172.2 УК РФ («Организация деятельности по привлечению денежных средств»). Затем статью переквалифицировали на мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а еще позже в обвинении появилась статья об организации и участии в ОПС (ст. 210 УК РФ). Дело передали в следственный департамент МВД России, а вместе с ним всех фигурантов перевезли в московские СИЗО.

Первым арестованным по делу Finiko стал Кирилл Доронин — по версии следствия, он один из организаторов пирамиды. Доронин сидит в СИЗО с июля 2021 года. Через несколько месяцев, в сентябре 2021-го, следствие задержало (а затем суд арестовал) очередную «порцию» фигурантов дела: кроме Лилии Нуриевой, это была Дина Ахметзянова (Габдуллина) и Ильгиз Шакиров.

В апреле 2022-го масштабные обыски по делу прошли сразу в нескольких регионах, итогом стали 6 задержанных. В их числе и «высшие чины» Finiko: Андрей Галущенко, Баир Самбуев, а также руководитель службы техподдержки Антон Семыкин, «звезды» Екатерина Казачкова, Екатерина Бозоева, Алена Ларионова. Позже всех задержали находившуюся в розыске «звезду» Анну Серикову (Тиффани).

Всего в уголовном деле 22 фигуранта. Из них 11 человек «физически» пойдут под суд — они задержаны, им избрана мера пресечения. Еще 11 фигурантов находятся в розыске. В их числе сооснователи Finiko Зыгмунт Зыгмунтовичь, Эдвард и Марат Сабировы, а также «звезды» финансовой пирамиды.

В декабре 2022-го предварительное следствие по делу закончилось. Обвиняемые и их адвокаты начали ознакомление с материалами уголовного дела. Вместо 10 тыс. потерпевших, о которых изначально говорили в МВД, в деле остались лишь 159 обманутых вкладчиков. Сумма ущерба с предварительных 5 млрд рублей сократилась до 179,6 миллиона.

Нуриева — единственная из фигурантов дела Finiko, чье дело дошло до суда. Дело в том, что еще на этапе предварительного расследования она пошла на сделку со следствием: полностью признала свою вину, дала обширные показания, как это подразумевает досудебное соглашение. А взамен получила свободу (после года отсидки в СИЗО) и возможность получить меньший срок, чем остальные. Ее дело будет рассматриваться в особом порядке — без вызова свидетелей, исследования материалов дела, а суд не сможет назначить ей больше двух третей от максимального срока.

А грозит Нуриевой немало. Ее обвиняют в участии в ОПС (ч. 2 ст. 210 УК РФ) и мошенничестве (ч. 4 ст. 210 УК РФ). Самый большой срок по обеим — до 10 лет лишения свободы. Максимум, что в случае с «досудебкой» может назначить ей суд, — 7 лет.

Нуриева (справа на фото) — единственная из фигурантов дела Finiko, чье дело дошло до суда Нуриева (справа на фото) — единственная из фигурантов дела Finiko, чье дело дошло до суда Фото: Евгений Жура

Почему вырос ущерб

Судье Динару Хабибуллину Нуриева рассказала, что ей 42 года, у нее дети 12 и 17 лет. А вот с мужем она развелась, хотя до сих пор носит кольцо на безымянном пальце. Видимо, уголовное дело стало серьезным испытанием для семейной четы. Прописана Нуриева, в прошлом известный казанский риелтор, в поселке Нагорный, но в последнее время жила в Москве, в районе Южное Бутово. Видимо, только с учетом проживания в Москве суд отпустил ее на волю — там, по месту расследования дела, она и ходила на многочисленные допросы. Еще Нуриева добавила, что у нее два высших образования — юридическое и финансово-экономическое.

«Вы уже давно знали, что запачканы!»: риелторы устроили темную зазывалам Finiko в своих рядах

Ни один потерпевший — а их, согласно обвинительному заключению, 161 человек — на суд над Нуриевой не пришел. Может, никто и не знал. «Извещения были направлены, однако сведений о том, дошли до них извещения или нет, пока в адрес суда не поступили», — объяснил судья.

Но если количество потерпевших к старту процесса не изменилось, то сумма ущерба выросла аж на 27 млн — с 179 млн до 206 млн рублей. Если еще точнее — 206 млн 634 тыс. 20 рублей 83 копейки. По данным источников «БИЗНЕС Online», такая цифра появилась в новой редакции обвинения, которое фигурантам дела перепредъявили 24 января. А дело Нуриевой, напомним, поступило в суд в конце декабря — уже с «исправленной» суммой.

Ущерб – 179 620 288 рублей 78 копеек: как скукожилось дело Finiko

Несмотря на то что фигуранты уже знакомятся с делом (а кто-то даже закончил эту процедуру), следователь может проводить следственные действия по ходатайству, например, потерпевших. «Может кого-то дополнительно допросить, выявить какие-то новые факты», — объясняют источники, отмечая, что, вероятно, после этих процедур сумма ущерба и увеличилась.

Но за счет чего, если новых потерпевших в деле нет? Один из собеседников издания, знакомый с делом, рассказал, что эти 27 млн рублей — комиссия, которую вкладчики Finiko платили за конвертацию рублей в криптовалюту. При этом, судя по обвинению, комиссию брали люди-«конвертеры», «не осведомленные о преступных намерениях» организаторов пирамиды. «Сумма комиссии, по сути, просто ушла в никуда», — говорит источник. Так что, по одной из версий, эту комиссию теперь включили в общий ущерб.

«Сумма ущерба не с потолка берется. Есть заявители, проводятся экспертизы, оценка информации. И уже органы предварительного расследования оценивают ущерб», — увильнула адвокат Нуриевой от ответа на вопрос.

Сумма ущерба выросла до 206 миллионов 634 тысяч 20 рублей 83 копейки Сумма ущерба выросла до 206 млн 634 тыс. 20 рублей 83 копеек Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press / www.globallookpress.com

Как работала верхушка Finiko: версия обвинения

Как, по версии следствия, появилась Finiko? «В неустановленное время», но не позднее 27 сентября 2018 года у Кирилла Доронина, Зыгмунта ЗыгмунтовичаМарата и Эдварда Сабировых, обладающих широкими познаниями в сетевом маркетинге, полагает обвинение, возник умысел на создание преступного сообщества и хищение денег «за счет обмана» граждан России и других государств.

Деньги решили уводить под видом функционирования «автоматической системы генерации прибыли»: т. е. якобы за счет успешной торговли трейдеров на мировых криптовалютных и фондовых биржах. Затем — все по уже описанной схеме: создали платформу Finiko, придумали маркетинг-план, организовали по России отдельные структурные подразделения со своей иерархией и агитировали вкладчиков на онлайн- и офлайн-конференциях. Обещали доход от 1 до 5% в день от вложенных денег, а за привлечение новых людей — «звездные» статусы и дополнительные денежные бонусы.

Чтобы схема работала как часы, в Finiko функционировали административное и региональные подразделения. Административное — это были сами организаторы — управляло «преступным сообществом», всеми финансовыми потоками, обеспечивало бесперебойную работу сайта. Статусы предпринимателей Доронин и Ко использовали фактически как конспирацию под реальную легальную деятельность. Например, ИП Сабиров Марат арендовал офис на Московской, недалеко от автосалона Mercedes-Benz, где восседала верхушка пирамиды. Потом они переехали на пару зданий ближе к автосалону — там офис снимал уже ИП Зыгмунтовичь. А еще зарегистрировали товарный знак Finiko, чтобы было еще убедительнее.

Действовала Finiko по всем канонам финансовой пирамиды, при этом учитывая веяния времени (это о трейдинге). Еще в пирамиде были введены «меры поощрения и наказания», в том числе в случае «невыполнения указания руководителей сообщества». А еще у Finiko была «общая преступная касса». Как и у любого ОПС, полагает обвинение. «Для придания внешней легитимности» с вкладчиками заключали гражданско-правовые договоры.

Со временем и увеличением вкладчиков в административное подразделение приняли Евгения Лоскутова (позже он перешел в региональное), Екатерину Казачкову и Антона Семыкина. Лоскутов сначала управлял «работниками» Finiko, отвечал за техподдержку сайта, пиарил пирамиду и участвовал в конференциях. Казачкова управляла финансовыми активами административного подразделения и стимулировала новых «партнеров» открывать офисы. Семыкин отвечал за техподдержку и контролировал начисление «цифронов» — внутренней виртуальной валюты Finiko.

Доронин, напомним, признавался в интервью нашему изданию, что через его организацию прошли не менее миллиона вкладчиков Доронин, напомним, признавался в интервью нашему изданию, что через его организацию прошли не менее миллиона вкладчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Чем занимались региональные подразделения

«Захватывать» регионы Доронин позвал своих давних соратников, уверено обвинение, — Андрея Галущенко, Ирину Авдусь, Екатерину Бозоеву, Игоря Гаврася, Баира Самбуева, Надежду Сотириу, Виктора Яндолина. Они раньше вместе участвовали в других «сетевых» проектах. Потом к делу привлекли настоящих «маэстро» сетевого маркетинга — Ильгиза Шакирова, Нуриеву, Дину Ахметзянову (Габдуллину), Алену Ларионову, Анну Серикову (Тиффани), Екатерину Овдину, Альберта Мингазова, Марину Сафину. Стоит отметить, что перечисление фамилий по делу всегда заканчивалось фразой «и иные неустановленные лица». Так что список привлеченных — по крайней мере, на это надеется следствие — еще не окончательный. Все участники ОПС были «полностью осведомлены» о том, что Finiko — пирамида и все их действия, говоря языком следствия, «носят преступный характер».

Дисциплина, иерархия, четкое распределение ролей — все подразделения жили по этому принципу. Для простоты управляемости региональную «сетку» разделили еще на несколько групп, или представительств.

  • «Татарское» возглавляла Ахметзянова, соответственно, оно «окучивало» жителей Татарстана, где, собственно, и зародилась Finiko.
  • «Мордовским» управлял Галущенко. Работало оно не только в республике, но и в Московском регионе, и в Пермском крае.
  • «Бурятское» во главе с Самбуевым работало не только в Бурятии, но и в Иркутской области, и почему-то в Санкт-Петербурге.
  • «Красноярское» возглавляла Авдусь. Других участников этого представительства не установили.
  • «Свердловское» возглавил Яндолин.
  • «Ростовское» — Серикова.

По версии обвинения, по всей России с 2019 по 2021 год было открыто не меньше тысячи офисов Finiko. И при этом количество потерпевших от деятельности Finiko в деле — 161 человек. Сам Доронин, напомним, признавался в интервью нашему изданию, что через его организацию прошли не менее миллиона вкладчиков.

Как похищали деньги

Как считает обвинение, все это фактически являлось подготовкой к масштабному мошенничеству, а схема хищения криптовалюты была внедрена в мае 2020 года. В это время на платформе пирамиды ввели расчетную единицу «цифрон» — «для активной имитации роста доходов физлиц». Чтобы получить «цифроны», которые организаторы приравняли к $1, пользователям предлагали менять рубли на «крипту» и отправлять ее на уникальный адрес кошелька, который указывался в личном кабинете пользователя сайта. Кошельки же контролировали сами организаторы.

В целях «глубокой конспирации» организаторы несколько раз переносили сайт проекта, и в итоге его правообладателем оказалось юрлицо Cyfron capital OU, зарегистрированное в Эстонии. Позже сайт «передали» компании Cyfron FNK LTD, прописанной на острове Сент-Люсия.

Впрочем, как именно они выводили деньги с этих кошельков, где их обналичивали — пока загадка. Гособвинитель Рамиль Галеев не успел до конца огласить суть предъявленных Доронину и Ко претензий. А из того, что было озвучено, — деньги просто были «похищены», без подробностей.

Нуриева во время ареста заявляла, что тоже потеряла в Finiko деньги — 43 миллиона рублей Нуриева во время ареста заявляла, что тоже потеряла в Finiko деньги — 43 млн рублей Фото: Евгений Жура

Какие суммы потеряли потерпевшие: от 50 тыс. до 19 млн рублей

Бо́льшая часть заседания ушла на перечисление потерпевших. Причем львиная доля вкладчиков, чьи фамилии успели озвучить на первом заседании, вложились в пирамиду в 2021 году — вплоть до 20-х чисел июля. Тут стоит напомнить, что к этому времени пользователи уже не могли выводить средства из пирамиды, Доронин обещал запустить платформу по возврату денег, а 30 июля угодил в СИЗО.

Вкладчики передавали деньги разными способами. Кто-то — наличкой в руки «звездам» (например, из того, что уже озвучили, — Галущенко и Ларионовой). Самая крупная пока что сумма ущерба — 19,2 млн рублей — у некоего Миновского. По версии обвинения, он передавал деньги крупными суммами (по несколько миллионов рублей сразу) в руки «звездам».

Кто-то переводил деньги людям для конвертации в криптовалюту. Причем «конверторы», как следует из обвинения, о преступной деятельности не знали. Но комиссию свою, как положено, брали. Например, вкладчица, которая хотела инвестировать в пирамиду 1 млн 950 тыс., отдала за конвертацию рублей в криптовалюту 135 тыс. рублей, т. е. на выходе инвестировала всего 1,8 млн рублей. Сумму ущерба следствие считает по верхней планке.

Самая маленькая сумма вклада — 50 тыс. рублей, которые потеряла некая вкладчица Пехоткина, успевшая «вложиться» 31 марта 2021 года

Нуриева во время ареста заявляла, что тоже потеряла в Finiko деньги — 43 млн рублей. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», удалось ли ей вернуть их, она заявила, убегая по лестнице: «Я все сказала!»

«У меня есть информация о людях…»: о чем «женсовет» Finiko заговорит из СИЗО?

В обвинении сказано, что предполагаемые участники ОПС (т. е. Finiko) знали, чем они занимаются, и хотели этим заниматься. Иначе говоря, действовали сознательно. Нуриева три года назад во время ареста уверяла, что «верила в экономическую модель компании», а виновной себя считает только в том, что «зря распространяла информацию». «Если бы я не верила в эту компанию, то не продала бы машину, дом — все, что у меня было! Я продала, и у меня сейчас нет имущества», — говорила она.

На это же намекнула и ее адвокат, заявив, что в признании вины и досудебном соглашении Нуриевой все «неоднозначно». «Дело в том, что „однозначно“ — это не о признании или непризнании вины, а, скажем так, об обстоятельствах совершения преступления», — оставила интригу адвокат Белоусова, добавив, что после приговора Нуриева ответит на все вопросы.

Следующее заседание пройдет 20 февраля.