Альберт Мухаметшин — директор МУП г. Казани «ПАТП 4», «ПАТП 2», депутат Госсовета РТ Альберт Мухаметшин директор МУП «ПАТП-4», «ПАТП-2» г. Казани, депутат Госсовета РТ
— По примеру Москвы и Питера нужно заключать брутто-контракты, тогда у нас будет как там. Во время последнего снегопада наши автобусы нормально ходили, все доехали, да, были заторы, но ведь подобного снега не было 15 лет. Это был такой кошмарный снегопад, но все автобусы ходили, ни один маршрут не был закрыт. Может, не все рейсы делались из-за погоды, но что касается маршрутов, все они работали.
Фоат Комаров — совладелец «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров совладелец АО «СМП-Нефтегаз»
— Рустам Нургалиевич ведь четко сказал на коллегии, насколько бы там хорошо ни работали, всегда будут претензии. Для общественного транспорта, конечно, в первую очередь нужны выделенные линии, полосы движения. Вопрос именно в организации движения общественного транспорта. Без выделенной полосы для общественного транспорта в крупных агломератах это практически неразрешимая проблема. Во время коллегии сказали же, если в легковой машине едет один-два человека, а каждый человек индивидуален, он старается быть независимым, то, естественно, чем больше город, тем больше машин, люди уже привыкли, что транспорт — это не роскошь, а средство передвижения.
Когда только метро открылось в Казани, у меня было назначенное время встречи с президентом, и я не успевал. На улице Братьев Касимовых прыгнул в метро, долетел до Кремля ну и добежал до кабинета. Метро — это свободный поток, и он позволяет регулировать время.
Михаил Блинкин — эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики Михаил Блинкин эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики
— На самом деле мне трудно судить, хотя я в Казани и часто бываю, но обычно пешком хожу от гостиницы до места заседания. Я не являюсь пользователем казанского общественного транспорта. Если опираться на общедоступные данные, могу сказать, что среди крупнейших городов-миллионников Казань не на последнем месте. Если отталкиваться от транспортной статистики, то столица РТ на общем фоне выглядит вполне прилично.
Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев председатель правления ТПП РТ
— Вопрос глобальный. Есть министерство, система, специалисты, Институт пространственного развития, есть правила, а вы хотите, чтобы мы в Торгово-промышленной палате решили этот вопрос? Общественный транспорт и планировка города взаимоувязаны. У нас раньше, в советское время, это было увязано, а потом все генпланы, которые были, делались для получения прибыли застройщиков и прочих. Все перегородили, домов наставили, а сейчас расхлебываем. Новые дома строят, не учитывая, что появится такое количество транспорта. Все в это упирается, хоть что делай. Если не будет увязки, разумного планирования — ничего не изменится. Посмотрите, как это организовано в Лондоне, Мюнхене. Есть деньги — едешь в центр города на машине, нет — на трамвае. А здесь, когда каждый хочет свою прибыль получить, в итоге получается вот такой коллапс.
Дамир Исхаков — главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков главный редактор журнала «Туган җир»
— У нас сейчас два потока слились — не полностью устроенный общественный транспорт и чрезмерный личный транспорт. Тем самым мы приступили к новой стадии коллапса. Особенно это хорошо стало видно во время этих метелей и снегопадов, потому что дороги сужаются. Надо наконец-то взяться за мозги и думать, каким образом перестроить этот транспортный поток. Есть в нормальных странах метробусы, конечно, для этого нужно делать переходы и так далее. Короче, необходимо хорошо развить общественный транспорт. Тогда, я думаю, люди, которые обладают личным транспортом, будут ездить на общественном.
Меня подводил общественный транспорт только в одном аспекте: я езжу обычно 54-м маршрутом, он ходит хорошо, но автобусов недостаточно. В дни бурь и катаклизмов многие пересели на общественный транспорт и стало видно, что общественного транспорта просто не хватает: автобусы переполнены, люди друг на друге стоят, это все неправильное планирование на самом деле.
Руслан Юсупов — заместитель директора пассажирского предприятия «Байлык № 3» Руслан Юсупов заместитель директора пассажирского предприятия «Байлык №3»
— Министр же сказал — брутто-контракты. Это самый правильный и легкий выход из всей ситуации. Мы сейчас смотрим, как выстроить работу, а не то, как найдут или взыщут на это деньги. Как показала практика, даже покупка автобусов проблему не решает. На работе общественного транспорта еще сказался и снежный коллапс. Некоторые до сих пор в одну полосу едут. Какая-то авария, и все — затор.
Павел Шмаков — директор школы «Солнце» Павел Шмаков директор школы «СОлНЦе»
— Ну это же как раз раиса работа! Его работа, муниципальных служб города. У нас, в нашей стране, зима всегда приходит неожиданно. Но на самом деле то, что зимой падает снег, — вещь достаточно естественная. И город должен был быть к этому готов. Мы находимся не в Африке, где выпадение снега случается крайне редко. У нас такое бывает. И мне кажется, что это очевидно: люди плохо работают — те, кто за этим обязан смотреть. Бывает, что происходит что-то экстраординарное… Например, СВО — это экстраординарное, что-то новое. Правильно, неправильно — это другой вопрос. А вот когда снег падает зимой, создавая такие проблемы, это означает, что коммунальные службы плохо работают. Надо давать премии тем, кто хорошо работает и штрафовать тех, кто работает плохо.
Подводил ли меня общественный транспорт? Я привык не полагаться на общественный транспорт. У меня есть велосипед с зимними шинами.
Сергей Сотников — председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ
— Для того чтобы проблему решить, ее для начала нужно правильно охарактеризовать: понять причины проблем, углубиться в этот процесс, и потом можно делать предложения.
У меня почему-то складывается ощущение, что у нас не все чиновники могут до конца понять, что с общественным транспортом происходит. Общественный транспорт такая тонкая вещь, надо посмотреть и перенять то, какой в других городах опыт есть, если он удачный. С точки зрения коммерческой составляющей я понимаю, что стоимость автобусов растет из года в год достаточно непропорционально из-за инфляции и физически невозможно выстроить какую-то бизнес-модель при таком безудержном росте цен. Я думаю, корень проблем в стоимости транспорта. Это первая составляющая. Вторая составляющая — насколько правильно финансовая модель построена в парках ПАТП. Мы же не знаем, может, там есть резервы внутренние. На примере транспортно-грузовых предприятий мы очень часто видели, когда экономическая финансовая модель была не совсем правильно выстроена и года через два-три предприятие разорялось, хотя мы все в одинаковых условиях. Может быть, неправильный подход к подбору персонала, где-то излишняя закредитованность, то есть слишком много транспорта там выстраивается, где-то хозяин экономит не там, где можно это делать. Простой пример: нанять низкоквалифицированных водителей, на зарплате которых вроде бы сиюминутно можно сэкономить, но те относятся к транспорту так, что за полгода-год он превращается в утиль. В этой ситуации должны разбираться именно профессионалы, а у нас, к сожалению, не всегда доминирующую роль практики занимают.
А так транспорт более-менее работает. Может, я час пик не застал. И я же не могу с точки зрения одного человека выстроить полную картину. В это надо сильно погружаться. Возможно, маршруты выстраивать нужно, где-то на опережение работать. Это работа достаточно аналитическая и сложная. Вы видите, у нас сейчас строится много жилых комплексов, и общественная транспортная сеть под это не готова. У нас за пару лет могут построить какой-нибудь комплекс на 10 тысяч жителей, транспортная стратегия должна учитывать и такие моменты. Это процессы сложные, здесь надо сопоставлять массу факторов, и экономических, и социальных, плюс стратегию развития города.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— Мы с какой-то периодичностью приходим к пониманию, что в больших мегаполисах без общественного транспорта не обойтись. Лет 10 назад у нас были семинары с участием нашего раиса и мы показывали опыт больших городов, мегаполисов, которые рано или поздно приходили к тому, что ограничивали движение в центре города, предлагали как альтернативу общественный транспорт. И здесь самое главное, конечно, — это изменить менталитет людей, их понимание ситуации. Вот это, я считаю, самая сложная задача. Ведь многие из нас не очень хотят передвигаться на общественном транспорте. Едет машина, а там только один пассажир или вообще только водитель. В Америке, я знаю, если один пассажир, ты едешь по одной полосе, если два — по другой. Там такая система. Поэтому нам надо научить людей пользоваться общественным транспортом, сделать его комфортным, чтобы у них сломались эти стереотипы по пользованию общественным транспортом.
Меня в последнее время общественный транспорт не подводил. Может, потому, что я много не езжу, в командировки не ездил куда-то особо. Поэтому я много общественным транспортом, наверное, не пользовался. Но, с другой стороны, знаю коллег по университету, которые с помощью общественного транспорта нормально, благополучно добираются до работы. Город делает все, чтобы транспорт у нас в столь тяжелое время функционировал нормально.
Михаил Скоблионок — предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии РТ Михаил Скоблионок предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии РТ
— Я начинал свой бизнес с того, что занимался транспортом, у меня в хозяйстве автомобили, машины были. Сейчас у меня транспорта практически не осталось, хотя есть и автобусы, и то и се. Водителей нет, сажать некого за руль — это первая беда. Вторая: нет хороших ремонтных мастерских для грузового автотранспорта, ну нет таких мастерских. А раньше у меня все были — и мотористы, и по коробке специалисты, все свое имелось. А теперь у меня сломались погрузчики, я даю на ремонт — все. Если импортная машина, то запчастей нет, если не импортная, ее сделали, а она через две недели опять ломается в том же самом месте.
Чтобы улучшить общественный транспорт, нужно разогнать всех к едрене фене и отдать все машины частникам. И пусть каждый эксплуатирует свои машины сам, потому что на общественном транспорте много жуликов, которые разворовывают все и вся, а его должен частник обслуживать. Дали бы ему маршрут, и он, сколько ему нужно слесарей, токарей держать, знал бы.
Я на общественном транспорте никогда не ездил, у меня машина, которой 16 лет, сейчас приехал в Мамадыш на своем автомобиле, он ни разу не подводил.