Российская дипломатия подтвердила, что способна отравлять жизнь покинувшим страну людям, ранее выступившим против СВО и политики Кремля Российская дипломатия подтвердила, что способна отравлять жизнь покинувшим страну людям, ранее выступившим против СВО и политики Кремля Фото: © Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«Би-2» улетели, но не обещали вернуться

В среду вечером к всеобщей радости целого ряда медиа, являющихся иностранными агентами, а также политиков и журналистов, уехавших из России после начала СВО, музыканты рок-группы «Би-2» все же смогли улететь из Таиланда в Израиль.

Эта история началась 25 января в Таиланде, где задержали участников «Би-2», в том числе фронтменов коллектива — Леву Би-2* (Егора Бортника*) и гитариста Шуру Би-2 (Александра Умана). Причина — концерт на острове Пхукет без разрешения на работу. Местная туристическая полиция забрала музыкантов, в числе которых были граждане России, Израиля и Австралии (Бортник* и Уман не являются гражданами РФ) сразу после выступления, и ночь они провели за решеткой. По информации Mash, у коллектива проверили документы с подачи генконсульства РФ в Таиланде из-за их антироссийской позиции.

Организаторы вечера утверждали, что необходимые документы получены в соответствии с требованиями законодательства, но визы для артистов были оформлены некорректно и за это группа не несет ответственности. В минувшую пятницу состоялся суд, который приговорил рокеров к штрафу, после оглашения приговора их оставили в центре задержания миграционной полиции Пхукета. «Никаких дополнительных обвинений нам не предъявлено. Ситуация и шум вокруг нее подсказывают, что не последнюю роль в нашем задержании сыграло давление извне. Мы знаем, что причины этого давления — наше творчество, наши взгляды, наша позиция», — сообщалось в официальном телеграм-канале «Би-2». Изначально четырех участников коллектива, в том числе Бортника*, должны были отправить в Израиль, как обладателей местных паспортов. Однако перелет в Тель-Авив поначалу не состоялся. Как указывает группа, решение принято властями после «визита высокопоставленных дипломатов из российского консульства». Но все же во вторник вечером Леве Би-2* удалось улететь в Израиль, а остальные артисты еще сутки находились «в миграционной тюрьме в тесной камере на 80 человек». «Никому не нужны проблемы, которые могут возникнуть с людьми, спонсирующими терроризм», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Так российская дипломатия подтвердила, что способна отравлять жизнь покинувшим страну людям, ранее выступившим против СВО и политики Кремля. Напомним, ранее у Максима Галкина* были сорваны концерты в том же Таиланде, а Алишера Моргенштерна* власти ОАЭ не пустили в страну, в которой он жил в последнее время. И в этих историях многие также увидели «руку Москвы».

«Людмила Улицкая заявила, что спецоперация поможет Украине «как государству определиться, встать на ноги, найти свое место в европейском сообществе, стать независимой от России» «Людмила Улицкая заявила, что спецоперация поможет Украине «как государству определиться, встать на ноги, найти свое место в европейском сообществе, стать независимой от России» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Улицкая отправляет гонорары за книги Украине

Новые проблемы и у еще одного критика российской власти, известной писательницы Людмилы Улицкой. Ее лишили звания почетного профессора Российского химико-технологического университета им. Менделеева. Виной тому — итоги очередного пранка от Вована (Владимира Кузнецова) и Лексуса (Алексея Столярова).

«Она называет себя диссидентом и гуманистом, но по факту с легкой руки готова отдать Крым Украине, если попросят», — так начинается очередное шоу Вована и Лексуса, в котором они разыграли 80-летнюю Улицкую, поговорив с ней от имени главы офиса президента Украины Андрея Ермака. В ходе беседы она заявила, что спецоперация поможет Украине «как государству определиться, встать на ноги, найти свое место в европейском сообществе, стать независимой от России». Далее с ее слов следовало, что первым делом, проснувшись утром, читает украинские новости, а Владимир Зеленский ей импонирует тем, что он не политик. Лже-Ермаку же писательница, с 2022 года живущая в Германии, пожелала отстоять страну, чтобы граница между Украиной и Россией проложилась не только в географическом, но и в культурном отношении.

Пранкеры поинтересовались у обладательницы премий «Русский Букер» и «Большая книга» отношением к коллегам, поддержавших СВО. Что она думает о Захаре Прилепине, например. «Он давно отрекся от звания человека», — отрезала Улицкая, отказавшись дальше рассуждать о нем и в целом сообщила, что знакомые литераторы солидарны с ее позицией. А философ Александр Дугин, по словам писательницы, «не стоит обсуждения, мусор». Что касается его дочери Дарьи Дугиной, которая была взорвана 22 августа 2022 года, то это была плата за их идеи. В конце собеседница лже-Ермака отметила, что ее книги в России еще продаются, а гонорары с них отправляет Украине.

Теперь в законопроекте прописано, что под деятельностью, направленной против безопасности РФ, подразумеваются, в том числе содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения в этих целях и организация диверсионного сообщества Теперь в законопроекте прописано, что под деятельностью, направленной против безопасности РФ, подразумевается в том числе содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения в этих целях и организация диверсионного сообщества Фото: «БИЗНЕС Online»

Принят «закон о негодяях»: Госдума разрешила конфисковать имущество за фейки об ВС РФ

Между тем власти РФ придумывают новые механизмы воздействия на «донатеров ВСУ» и внутри страны, а новая законодательная инициатива вполне может коснуться и известных деятелей культуры.

Госдума в среду приняла сразу во втором и в третьем, окончательном чтении законопроект, согласно которому за фейки о Российской армии и публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, грозит лишение почетных званий и конфискация имущества.

«Закон о негодяях», как назвал его спикер Государственной Думы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале, был внесен на рассмотрение 22 января, а уже спустя 10 дней — 31 января — его единогласно приняли в третьем чтении: «Принятое решение позволит наказывать тех, кто ведет деятельность против своей страны, — лишать этих негодяев почетных званий, а также конфисковывать их имущество, деньги и иные ценности».

В ходе пленарного заседания отмечено, что в данном случае конфискация не вид наказания, а мера уголовно-правового характера. Как заявила первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Ирина Панькина, «принципиально значимый нюанс», который отличает советский вариант конфискации от нынешнего, в том, что изымать будут не все, а только то, что является «орудием преступления и того, что нажито преступным путем, — это деньги, ценности, имущество». Вместе с тем она добавила, что это нужно будет доказать.

Теперь в законопроекте прописано, что под деятельностью, направленной против безопасности РФ, подразумевается в том числе содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения в этих целях и организация диверсионного сообщества. Также под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, в том числе причинение смерти по неосторожности, бандитизм, организация преступного сообщества или участие в нем.

«Принятый сегодня закон не предусматривает каких-то новых видов наказаний. Конфискация имущества действующим законодательством и так предусмотрена за ряд тяжких и особо тяжких преступлений. Просто туда был добавлен ряд составов, связанных с деятельностью, направленной против безопасности государства. Теперь за это можно применять такую меру уголовного принуждения, как конфискация имущества», — пояснил суть нового законопроекта в разговоре с «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Ренат Сулейманов.

По словам парламентария, чего-то исключительно нового здесь нет. В порядок конфискации имущества никаких изменений не вносилось. «В ходе заседания были обозначены факты того, что ряд наших граждан, которые уехали за рубеж, здесь сдают квартиру, а деньги потом идут на поддержку ВСУ. Это ненормально, поэтому и были введены дополнительные меры», — продолжил Сулейманов.

Также политик добавил: для того чтобы применить меру конфискации имущества, необходимо доказать, что оно было получено незаконным путем либо использовалось для преступной деятельности, направленной против безопасности государства. «Это введено в Уголовно-процессуальный кодекс, то есть в обязанность следствия и суда. Это не просто конфискация всего подряд. Смотреть на это так, что у любого, кто написал фейк в интернете, все заберут, — это не соответствует действительности. Это процедура уголовного суда, следствия и доказывания», — резюмирует парламентарий.

Вячеслав Володин: «Принятое решение позволит наказывать тех, кто ведет деятельность против своей страны» Вячеслав Володин: «Принятое решение позволит наказывать тех, кто ведет деятельность против своей страны» Фото: kremlin.ru

«Володин пишет, что конфисковывать будут и «иные ценности»

Что касается деятелей культуры, то журналист Ксения Болецкая в своем телеграм-канале задается вопросом: «Володин пишет, что конфисковывать будут и „иные ценности“. Вот интересно, а авторские/смежные права на фильмы, сериалы, музыку, книги и, соответственно, доходы от них тоже попадут под расширительную трактовку?»

А пока подобные коллизии происходят на уровне культурных учреждений. Вчера писатель Борис Акунин** у себя в «Телеграме» рассказал о письме, которое получил от руководства Александринского театра в Санкт-Петербурге. В нем говорится об отказе театра от контрактных обязательств по выплате Акунину** «поспектакльного вознаграждения» за постановку «Один восемь восемь один», поскольку авторство текста, звучащего в ней, «принадлежит творческой группе и режиссеру».

Дело в том, что театр еще до СВО заказал Акунину** пьесу, по которой худрук Александринки Валерий Фокин создал удивительный спектакль, один из главных фаворитов нынешней «Золотой маски». В нем сцена театра превращена в арену цирка, на которой в первом действии воссоздан последний день жизни императора Александра II, а затем его наследник Александр III после гибели отца решает, чьи идеи ему претворять в жизнь — либерала Лорис-Меликова или консерватора Победоносцева. Судя по всему, такой разрыв отношений с Акуниным** — это единственный способ спасти блестящий спектакль мэтра отечественного театра Фокина.

«Если артист уехал за границу и никакой антироссийской деятельности не ведет, то его трогать не будут» «Если артист уехал за границу и никакой антироссийской деятельности не ведет, то его трогать не будут» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Российское государство не занимается срывом концертов»

Эксперты «БИЗНЕС Online» комментируют последние новости из жизни российских релокантов от культуры.

Сергей Марков — политолог:

— Российское государство, конечно, не должно преследовать тех, кто уехал. Люди имеют право выбирать свою страну, в этом одна из великолепных характеристик современного мира. Но российское государство, без сомнения, имеет право и даже обязано лишать возможность получать доходы от России тех, кто предал народ России. Это такие люди, как Галкин*, классический пример. Он фашист по своей политической практике, наверное, по взглядам он не считает себя фашистом, но безусловно поддерживает фашистский режим на Украине. Этот человек — террорист по своей политической деятельности. Сам он, уверен, теракты не устраивает, но он, без сомнения, поддерживает террористическую практику неофашистского украинского режима. Он часть денег за концерты отдает террористам для того, чтобы они устраивали теракты в России, для того, чтобы они убивали мирных граждан и российских военных, которые защищают мирных граждан. Поэтому, конечно, российское государство обязано сделать все, чтобы у Галкина* не было ни копейки, ни цента, которые он мог бы перечислить на деятельность фашистского террористического режима — таково требование российского народа.

Будут ли возвращаться деятели культуры? Да, но только очень небольшая часть, потому что они, столкнувшись с этой жесткостью, испугаются. Условно говоря, они испугаются даже не российских властей, а радикальной патриотической части гражданского общества, которая, собственно, и потребовала от властей организовать для них некий аналог политических репрессий. Но, еще раз повторю, в политических репрессиях против фашизма, терроризма ничего нет плохого.


Олег Матвейчев — политолог:

— Если артист уехал за границу и никакой антироссийской деятельности не ведет, то его трогать не будут. А если донатит ВСУ, заявления делает в пабликах и так далее, то последует конфискация, он будет лишен званий и прочего. Российское государство не занимается срывом концертов, это слухи и домыслы. Скорее всего, это делают местные власти, потому что им скандалов не нужно. Там бывают наши бизнесмены, которые патриотически настроены, а тут эта публика сидит, у них драки в ресторанах начинаются.


Борис Межуев — философ и политолог:

— Конечно, я не очень хотел бы, чтобы деньги, которые идут ВСУ, шли с продаж книг в России тех, кто спонсирует ВСУ, выступает за необходимость ударов по Крымскому мосту и активно выступает за поддержку другой армии. В этом смысле по поводу Акунина** у меня особых проблем нет, я не особо переживаю. Но только если эти люди действительно поддерживают другие вооруженные силы, деньги пересылают ей. Не выступают за мир, мирные переговоры, не выступают за прекращение войны, а выступают именно за победу Украины, конечно, в этом плане я видел бы определенное правонарушение, которое должно быть определенным образом юридически описано. В этом случае, условно говоря, люди лишаются возможности зарабатывать в России или еще чего-то. Но это должно быть очень четко описано.

Что касается критических высказываний, то я не вижу в этом правонарушений и причин, почему люди должны обязательно поддерживать партию и правительство. Этих людей, наверное, не надо выбирать депутатами Госдумы, доверенными лицами Путина, но считать их преступниками — это противоречит естественному пониманию права. Предатели они или не предатели — это уже моральные категории. Четкая правовая логика должна быть включена. Если же мы предадимся к чувству мести такому кланово-феодальному, что он против нас пошел, «слово пацана» нарушил… Если мы будем подобного рода позиции придерживаться, то едва ли сможем построить реальную российскую цивилизацию, а не какую-то ватагу в духе недавнего популярного сериала.