Еще 24 участка и 1,4 тыс. машиномест — зона платной парковки Казани серьезно расширится с 1 января 2024 года Еще 24 участка и 1,4 тыс. машино-мест — зона платной парковки Казани серьезно расширится с 1 января 2024 года Фото: «БИЗНЕС Online»

В Казани на 1,4 тыс. новых платных парковочных мест станет больше

О планах расширить зону платных парковок в Казани общественность впервые узнала, как это ни странно, благодаря лидеру фракции КПРФ в Госсовете Хафизу Миргалимову, который с трибуны татарстанского парламента не раз настаивал на приглашении казанских властей для доклада «о теории и практике их введения». Такая встреча состоялась ровно неделю назад в комитете по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Тогда замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров подробно разобрал все претензии коммунистов и анонсировал увеличение общей численности парковочных мест.

И вот сегодня подоспели подробности. Как оказалось, изменения ожидают автомобилистов уже с начала 2024 года. 1 января в городе платными станут еще 1,4 тыс. машино-мест на 24 участках в трех районах — Вахитовском, Советском и Ново-Савиновском, рассказал Шакиров сегодня на пресс-конференции.

Правда, фактически плату начнут брать 9 января, в первый рабочий день нового года. Напомним, что с 31 декабря 2023 года по 8 января 2024-го муниципальные парковки работают бесплатно.

Так, новые платные парковки появятся в пределах улиц:

  • Вахитовский район: Островского, Петербургская, Вишневского, Калинина, Чехова;
  • Советский район: Патриса Лумумбы, Гвардейская, Искра, Шуртыгина, Бондюжская;
  • Ново-Савиновский район: Адоратского, Короленко, Бондаренко, на проспекте Хусаина Ямашева.

При этом платный паркинг будет действовать не на всем протяжении улиц, а в уже существующих карманах и на участках улично-дорожной сети, где ранее была хаотичная парковка, отметил Шакиров. По его словам, при определении мест, где будет действовать взимание платы, учитывались обращения жителей и организаций. «Потому что большинство из них уже оценило плюсы муниципальной парковки, когда мы избавляемся от тех случаев, когда ряд автолюбителей оставляют машину и на день, и на два, и на неделю. К сожалению, у нас есть случаи, когда, например, на улице Бутлерова машина стояла более трех лет без движения, лишая возможности не только других горожан припарковаться, но и городские коммунальные службы», — пояснил он.

Почти на всех новых участках размер платы будет минимальный и составит 30 рублей в час. Исключение — несколько парковок в центре города. Такая цена сохранится на год. После чего ее могут изменить по результатам подведения предварительных итогов.

Самая большая парковка на 512 машино-мест появится в Вахитовском районе у Центрального стадиона. Как отметил Шакиров, при создании схемы в том числе учитывалось мнение жителей ближайших домов на улице Ташаяк, «которые зачастую испытывают дискомфорт от мероприятий, устраиваемых молодежью на этих участках, в большей степени шумных». Дополнительно здесь организуют парковку для 16 туристических автобусов, а для лиц с ОВЗ парковочные места будут расположены в непосредственной близости к цирку и наиболее востребованным входам стадиона.

«Проект муниципального парковочного пространства — это инструмент для наведения порядка, исключения „блуждающего“ трафика и увеличения пропускной способности улиц, создания равных возможностей абсолютно для всех автомобилистов, увеличения оборота парковочных мест и, как следствие, соблюдения в том числе интересов бизнеса и жителей на прилегающих территориях. И, конечно же, создание безопасных условий передвижения и улучшение качества и комфорта городской среды», — резюмировал Шакиров.

Первые муниципальные парковки в Казани появились, напомним, еще в 2015 году Первые муниципальные парковки в Казани появились, напомним, еще в 2015 году Фото: «БИЗНЕС Online»

В следующем году будет постоплата, а абонементы пока обсуждаются

Первые муниципальные парковки в Казани появились, напомним, еще в 2015 году. Поначалу платные места организовали в центральной части города — 27 паркингов на 1 250 машино-мест. Опыт оказался успешным. В местах, где раньше была хаотичная парковка, ситуация «значительно улучшилась», отметил Шакиров на сегодняшней пресс-конференции. Пропускная способность улиц увеличилась, как и скорость движения. На конец 2023 года в столице республики действует уже 166 участков платной парковки на 6 983 машино-места. С вводом новых участков будет 190 участков и 8 383 места.

На сегодняшний день львиная доля водителей пользуется платными парковками бесплатно, подчеркнул Шакиров. Почему? Пользование парковками стало более рациональным. «По результатам нашего мониторинга на одного автомобилиста, который паркуется платно, приходится до 12 [водителей], которые укладываются в 15 минут бесплатного времени [размещения машины]».

В среднем ежедневно парковку в Казани оплачивают 8,5 тыс. автомобилистов, среднее время платной сессии сократилось с 1 часа 25 минут до 55 минут. В этом году 705 тыс. уникальных пользователей хотя бы раз воспользовались платной парковкой в Казани. В начале 2024-го город планирует обновить приложение «Казанский паркинг», есть жалобы на скорость работы. Еще в планах внедрить возможность постоплаты, когда за размещение машины можно заплатить по факту. Эта функция может появиться «к лету». Впрочем, и сейчас неиспользованный «остаток» уплаченных средств возвращается. Сроки введения абонементов, которые ранее анонсировал исполком, пока не называются, но город обсуждает этот вопрос.

Скриншот презентации исполкома Казани

«Сейчас над этими предложениями работаем, изучаем опыт коллег. Планируем вернуться к этому вопросу в следующем году, в том числе с учетом запуска и новых парковок», — добавил он. Еще одна идея, которая также звучала, — введение динамических тарифов, которые будут зависеть от загрузки в городе. По словам Шакирова, для их введения нужно более продолжительное наблюдение. «До динамических тарифов мы пока не дошли, планов таких нет, но будем смотреть по этапам развития проекта», — уточнил он.

«Вас вводят в заблуждение, говоря, что город зарабатывает на этом»: как в Госсовете спорили о паркинге

Платежи от платных парковок полностью поступают в муниципальный бюджет Казани. В этом году город «заработал» на них около 400 млн рублей. На почти половине (48,6%) парковок тариф составляет минимальные 30 рублей в час, 42,7% — 50 рублей, 5,9% (или 404 машино-места) — 70 рублей, 2,8% (или 196 машино-мест) — 100 рублей. Для сравнения: Москва еще в 2018 году заработала на парковках почти 22 млрд рублей: 5,5 млрд рублей — это плата водителей, еще 16,5 млрд — штрафы за неуплату.

Платежи от платных парковок полностью поступают в муниципальный бюджет Казани. В этом году город «заработал» на них около 400 млн рублей Платежи от платных парковок полностью поступают в муниципальный бюджет Казани. В этом году город «заработал» на них около 400 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как и неделей ранее на встрече с коммунистами в Госсовете РТ, Шакиров сегодня убеждал, что платежи — это не доходы и город на них не зарабатывает. Деньги идут на капремонт социальных учреждений и повышение безопасности дорожного движения. «К примеру, в текущем году на платежи от муниципальной парковки было куплено дополнительно более 2,5 тысячи дорожных знаков, 42 электронных информационных табло ожидания для пассажиров общественного транспорта, около 36 школ установлены светофоры типа Т7 (для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходовприм. ред.), 164 Г-образные опоры над улично-дорожной сетью и многое другое», — перечислил Шакиров.

В этом году власти синхронизировали базу муниципального паркинга и фонда пенсионного и социального страхования, в котором есть данные об автомобилях лиц с ОВЗ. Теперь после фиксации нарушителя эти базы сверяют.