Михаил Хазин — экономист Михаил Хазин экономист
— Такие проекты имеют экономический эффект, но главное, чтобы их делали из бюджета — это принципиальная вещь. Дело в том, что, когда я был молодым, у нас был контракт с Росавтодором, и нашей задачей было определить экономически обоснованную цену проезда по платным дорогам. И мы написали, что экономически обоснованная цена — это та, которая компенсирует ремонт. А строительство компенсировать нельзя, потому что в этом случае будет слишком дорого.
Продлевать дорогу до Пекина надо, конечно. Думаю, что ее будут строить. Но там нужно строить и высокоскоростную железную дорогу и так далее. Но есть тонкость. Китайцы говорят: «Давайте мы построим, но она будет наша». Тут наши сказали: «Нет, такого не будет». Немцы точно так же делали, занимались масштабным строительством дорог, это стандарт в условиях сильных кризисов.
Илья Вольфсон — депутат Госдумы от Татарстана Илья Вольфсон депутат Госдумы от Татарстана
— Проект крайне интересный и по масштабности, пожалуй, сравним с легендарными союзными стройками прошлого. Мы с коллегами по комитету строительства и ЖКХ Госдумы этим летом приезжали оценить работы по возведению моста через Волгу — увиденное просто захватывало дух. Это самый показательный пример того, что страна способна реализовывать колоссальные инфраструктурные проекты в сжатые сроки и с высоким качеством. Теперь, когда М12 открыта, я обязательно испытаю ее в ближайшее время. Такие эпохальные проекты нельзя оставлять без внимания. И думаю, буду пользоваться ею регулярно при возможности. Будни депутата Госдумы сопряжены с огромным количеством командировок по стране. Поэтому, когда трасса получит свое развитие и продвинется дальше на восток, у М12 есть все шансы стать моим помощником и в деловых, и в семейных поездках.
Что касается эффекта, по-моему, любая новая дорога сравнима с глотком свежего воздуха. Это всегда новые возможности для всех сфер и экономики, и общественной жизни, дорога — это драйвер положительных изменений. Вспомните, какое влияние оказал Великий шелковый путь на территории, через которые он проходил. Помимо развития городов, расположенных рядом с трассой, на ум сразу приходит наращивание объемов внутреннего туризма. И уверен, Казань тут еще раз подтвердит свою огромную роль в связи Запада и Востока. Перспективы трассы вполне конкретны и понятны, и чем дальше М12 пойдет на восток, тем выше будет кумулятивный эффект, о котором я говорил выше. Вопрос стоимости в целом понятен, оправдан и конкурентоспособен. Думаю, надо посмотреть на результаты тестового режима, оценить все данные, потом уже делать выводы.
Максим Шевченко — журналист и политик Максим Шевченко журналист и политик
— Несомненно, я буду пользоваться этой новой трассой. Я автомобилист, живу за рулем, и машина — часть меня. Это огромный подарок для меня лично, потому что я очень люблю Казань и считаю ее самым европейским, наиболее благоустроенным городом России. Тут все для людей. И поэтому при каждой возможности с удовольствием в Казань приезжаю. Летать каждый раз на самолете не очень комфортно. Потому что там с ребенком, то-се…
Надеюсь, что по дороге будут кафе. Не как на трассе Москва – Санкт-Петербург, где поесть было негде. Сейчас, наверное, все уже как-то обустроили. Я считаю, что М12 должна быть на всю длину России, прямо до Владивостока, Находки, а может, еще и до Анадыря. Все регионы России должны быть связаны скоростными современными дорогами. Пусть они будут платными, ладно уж. Если в богатейшей нефтяной стране с людей надо брать деньги, то я готов заплатить 4 или даже 5 тысяч рублей, лишь бы с комфортом и большой скоростью доехать со своей семьей до Казани, а то и дальше.
Радик Миннахметов — генеральный директор стадиона «Ак Барс Арена» Радик Миннахметов генеральный директор стадиона «Ак Барс Арена»
— Я пока еще не попробовал дорогу. Ценник приблизительно такой же, как полететь на самолете. На самолете, наверное, даже дороже, особенно если туда-сюда. М12 — это 6 часов по трассе, а тут до вылета за 1,5–2 часа приезжаешь, летишь еще 1,5 часа, потом из аэропорта едешь в центр Москвы. И нет самолетных рисков.
Это будет дополнительный туристический трафик для Татарстана, благодаря этой дороге начнут приходить большие проекты, строиться развлекательные центры, логистические производства появятся у нас в Татарстане. Я думаю, это только начало, максимально надо продлевать М12 на восток — на Урал, в Сибирь.
Гузель Уразова — эстрадная певица, народная артистка Татарстана Гузель Уразова эстрадная певица, народная артистка Татарстана
— Конечно, собираемся пользоваться. Это для народа подарок, добраться за 6 часов до Москвы — хорошая вещь, особенно для тех, кто много времени проводит в пути. Цена, я думаю, нормальная, там же просто загруженная была дорога, пробки. Наши ребята, когда ехали в Москву на концерты, вынуждены были выезжать за сутки. Будет хорошо, если дальше ее протянут до Сибири, там огромный поток идет.
Фоат Комаров — совладелец ОАО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров совладелец ОАО «СМП-Нефтегаз»
— Это грандиозное и эпохальное событие. Я считаю, что это только первая ласточка по маршруту Москва – Владивосток. Обязательно будем использовать эту трассу. Это же скоростной проезд по маршруту. Я понимаю, что для многих встает вопрос по платежам, ценовая политика. Но в первую очередь эта дорога про безопасность, а человеческая жизнь бесценна. Для людей, которые ездят семьями, это тем более удобно. Понимаю, если ты один едешь, то, может, и дороговато выходит. Но когда ты едешь семьей, вопрос цены здесь не стоит. Хотя я понимаю, что для большинства людей цена немного кусачая, тут вопросов нет.
Открытие этой трассы, безусловно, скажется на экономике Татарстана. По транспортной стратегии РФ практически все маршруты проходили мимо РТ, а М12 просто вонзилась в регион, причем насквозь пронизывает. Это достояние республики на сегодняшний день.
Вячеслав Зубарев — генеральный директор ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев генеральный директор ООО «УК „ТрансТехСервис“»
— Что касается использования трассы в личных целях, то надо будет как-нибудь проехать. Мне любопытно, потому что говорят, что дорога совершенно другого качества, а это всегда интересно автолюбителю. Что касается использования для регулярных поездок в Москву, пока я об этом не задумывался, потому что сейчас есть выбор — и поезд, и самолет. В каких-то ситуациях, наверное, буду пользоваться М12. Это хорошо, что открыли такую трассу, что можно доехать быстро и безопасно. Цена, конечно, достаточно дорогая. Не могу судить, оправданна ли она, потому что не знаю, как она образовывалась, но для многих потенциальных клиентов это будет дорого. В любом случае, если улучшать коммуникации, если появляются дополнительные транспортные возможности для ускорения процессов, это всегда большой плюс.
Яков Геллер — генеральный директор Агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер генеральный директор агентства по государственному заказу РТ
— Да, конечно, буду пользоваться. И ценник меня устраивает. Сейчас мы едем в Москву втроем-вчетвером в купе. Если проезд до Москвы по платной трассе будет стоить 5 тысяч рублей, и мы доедем до столицы если не за 6, то хотя бы за 8 часов, то это очень удобно. Выехать из Казани в 5 часов утра и в час или два быть там, чтобы к 5 вечера попасть на совещание — это очень здорово. И по деньгам, конечно. Купе стоит 10–12 тысяч рублей с человека, а когда платить придется всего 5 тысяч, то нас это очень устраивает. Вот у меня сын живет в Москве, и, чтобы привести к нам собаку, когда они едут на каникулы в Казань, им приходится покупать купе на четверых, хотя их трое.
Многообразие выбора должно быть. Вы знаете, я много лет ездил по трассе Казань – Набережные Челны. И я помню то время, когда на 86-м километре находился единственный мотель, а на 100-м были пирожки. И это было все развлечение на этой 240-километровой трассе. Сейчас, когда я еду по дороге из Казани в Челны, сплошь и рядом и кафе, и разные мотели. Короче, малый бизнес тянется к трассе. Всегда так было. К дороге тянутся не только грабители, но еще и бизнес. Я по М12 еще не ездил, не видел съездов. Я не знаю, как она устроена. Если по-американски, то есть съездов нет вообще, от въезда до выезда, то не знаю. Если в каком-то месте будет доступно съехать, если мотели, ресторанчики, стоянки и прочее, прочее — тогда да. В Израиле вдоль таких дорог даже зоопарки существуют, не только столовые и заправки. Грузовики об М12 говорят, что дорого. Но это если просто считать, что она дороже, чем бесплатная. Но если суммировать скорость, а в наше время скорость — это деньги, точность доставки и прочее… Все это просуммируется. Это долгосрочные инвестиции, это не инвестиции одного дня. Это на долгие годы вперед, на развитие инфраструктуры. Куда ее продлевать? Да хоть до Владивостока! Это же дорога, это нить!
Филюс Кагиров — эстрадный и оперный певец, народный артист Татарстана Филюс Кагиров эстрадный и оперный певец, народный артист Татарстана
— Возможно, буду использовать, почему бы нет? Ценник нормальный, потому что хорошая дорога, говорят, очень качественная. Для нашей страны хорошие дороги всегда плюс, водители жалуются, нет дорог, машины ломаются, если по разбитой трассе ездить, то часто придется ходовую менять. А это не 4–5 тысяч, обойдется в сотни тысяч рублей. Мне кажется, чем длиннее будет М12, тем лучше.
Павел Сигал — президент АО «Автоградбанк» Павел Сигал президент АО «Автоградбанк»
— Нет, ценник на М12 меня не устраивает. Ехать по этой трассе до Москвы 6,5 часа, а потом еще по столице ездить… Если я лечу самолетом, то я плачу на пару тысяч больше и приезжаю быстрее, гарантированно и без всяких фокусов. К тому же в Москву на машине крайне редко езжу — это неудобно. Кроме того, я на бензин потрачусь. В общем, все равно получится так на так: что самолетом лететь, что машиной ехать. Поэтому само по себе сокращение времени — это, конечно, хорошо, но 4,5 тысячи рублей — это уж слишком кучеряво. Но как дополнительный вариант неплохо. Всегда хорошо, когда есть альтернатива. Но постоянно я М12 пока не собираюсь эксплуатировать.
Наш глава республики Рустам Нургалиевич говорил об ожиданиях от этой трассы, что после ее ввода в эксплуатацию люди из других республик и областей будут покупать дома, участки и дачи в Татарстане. Возможно. Вообще, улучшение любой логистики, коммуникаций — это большой плюс. И хотя сейчас, сию секунду, не видны плюсы от М12, то все равно это большой плюс. Современный век — это век связи. А связь — это не только интернет, но и транспортная логистика. М12 — это большой плюс, но, честно говоря, лучше бы запустили скоростной поезд Москва – Казань. Вот сейчас до Нижнего Новгорода люди могут за четыре часа доехать, а до Казани пока нет.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— Конечно, я эту трассу буду использовать. Потому что сам родом из Буинска, у меня жена из Буинска, и когда я еду туда, то делаю большой крюк через весь город. А вот этот новый мост через Волгу на М12 сократит мой трафик километров на 15, и по времени я буду выигрывать. Ценник вполне приемлемый, меня устраивает. Как я посмотрел, рублей 200 заплатить придется за мост. Поэтому я очень благодарен руководству России, Татарстана, всем строителям-дорожникам, которые сделали нам такой подарок.
Не думаю, что буду оригинален, если скажу, что дороги, как и мосты, соединяют. Это абсолютно новый виток уровня экономического взаимодействия регионов. Это оживление экономики. Это трафик, это повышение нашей обороноспособности и так далее. Поэтому от М12 я вижу только много позитива и надеюсь, что дорога будет продолжаться и дальше.
Сергей Майоров — председатель правления Ассоциации «Промышленный кластер РТ» Сергей Майоров председатель правления ассоциации «Промышленный кластер РТ»
— Я, конечно, предпочитаю пользоваться самолетом из-за дефицита времени, но сейчас появилась серьезная альтернатива. Пока едешь в аэропорт, сидишь и ждешь регистрации, потом из аэропорта надо добраться до места назначения. Затраченное время на самолете и на автомобиле с открытием трассы получается примерно одинаковое. Здорово, когда есть логистические альтернативы. У нас есть выбор и развязываются руки, особенно когда хочешь попутешествовать по России на автомобиле.
Цена? Если сравнивать с самолетом… К примеру, я хочу долететь с женой до Москвы. Это нужно взять такси до аэропорта, примерно 1 тысяча рублей, билеты на самолет за двоих около 15, а то и 20 тысяч рублей. К тому же нужно доехать до места назначения в Москве на такси, это еще 2–3 тысячи рублей. Отдать 4,5 тысячи рублей, чтобы доехать по трассе, намного дешевле получается. Это если считать на двоих, но на одного тоже выгодно выходит. А если семья поехала, это еще дешевле.
Я знаю, много есть нареканий насчет высокой стоимости. Но она не должна быть дешевой, ее же нужно обслуживать и содержать. Трасса должна быть скоростной, там не должно быть ям и ухабов, а это тоже денег стоит. Рассчитывать, что она будет бесплатной или почти бесплатной — неправильно. Открытие трассы М12 для экономики Татарстана — это огромное подспорье. Чем лучше логистика, чем больше транспортная доступность и мобильность населения, тем лучше развивается экономика. Раз дорога идет через Татарстан, то наша инвестиционная привлекательность становится выше».
Тагир Сунгатуллин — генеральный директор «РБР 16» Тагир Сунгатуллин генеральный директор «РБР 16»
— Больше планирую пользоваться М12 в туристических целях. Пока у меня нет необходимости постоянно ездить в Москву. Но вот то, что до Нижнего Новгорода можно будет побыстрее добраться, вполне интересно. В целом считаю, что цена за платную дорогу справедлива. Экономический или другой эффект от открытия трассы мы увидим не в первый год. Момент, что можно быстро добраться до Москвы и других городов, которые на трассе расположены, должен сначала в сознание людей попасть. Трассу обязательно нужно продолжать, у нее же есть маршрут, она идет дальше на Екатеринбург, Тюмень. Это очень правильное направление. В конечном итоге было бы здорово, если бы была возможность комфортно добраться от Калининграда до Владивостока.
Искандер Зигангараев — генеральный директор «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев генеральный директор «КЖК-Логистик»
— Именно я буду использовать, так как у меня дача находится в Больших Кайбицах, и я намерен по новой трассе ездить, мне повезло. Но у людей расспрашивал, говорят, что дорого и не будут ездить. Цену до Москвы в 4,5 тысячи я считаю нормальной, это даже дешевле, чем если бы ты поехал по бесплатной дороге, особенно если в машине едут четыре человека. Так как за 12–14 часов пути ты будешь 2 раза останавливаться и кушать, а по М12 в 5 утра выехал, в Москву приезжаешь на обед. Потом ты едешь без светофоров, тормоза не изнашиваются, в плавном режиме едешь, а значит, топливо экономно расходуется.
Для экономики будет большой логистический эффект, если для грузовиков сделают приемлемые цены. Приведет к росту туризма, москвичи и сейчас покупают тут жилье, чтобы приезжать на выходные, Казань стала городом выходного дня, а когда время в пути сократится, таких людей будет больше. Да и казанцы частенько ездят на выходные в Москву — театры, шопинг и так далее. Я думаю, скоростная трасса должна соединить все города-миллионники, а в конечном счете дойти до Китая.