Первый международный и третий по счету форум «Казаныш» накануне стартовал в здании театра им. КамалаФото: metshin.ru

Объединение архитекторов БРИКС позволит обмениваться технологиями, облегчит процедуру участия архбюро в конкурсах

Первый международный и третий по счету форум «Казаныш» накануне стартовал в здании театра им. Камала. Главная тема — «Отражение идентичности». Об этом мэр Казани Ильсур Метшин размышлял на открытии форума с участием мэра Анкары Яваш Мансуром, вице-мэром Тегерана Хамидреза Сареми, а также представителями Индии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов и ведущими российскими экспертами.

Напомним, форум появился в 2021 году с подачи главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной и созданного на осколках Казгражданпроекта Института развития города. А само слово «казаныш» в переводе с татарского означает «достижение». В трехдневном форуме в этом году намерены участвовать свыше 5 тыс. человек.

«Это говорит о том, что многим показалась интересной и своевременной наша мечта и задача вдохновить профессиональное сообщество на архитектурные подвиги, зажечь огонек в глазах застройщиков, взрыхлить фантазию. Сегодня начинаем принципиально важный для нас диалог в контексте архитектуры», — открывал пленарное заседание Метшин. Мэр напомнил о предстоящем саммите БРИКС, который Казань примет в октябре 2024 года. В межгосударственное объединение входит пять государств с развивающейся экономикой: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.

Главное из выступления мэра Казани:

  • Предлагается создать ассоциацию архитекторов стран БРИКС. По словам Метшина, объединение позволит обмениваться опытом, технологиями, подходами, облегчит процедуру участия архбюро в конкурсах. Соглашение планируют подписать на саммите БРИКС в столице РТ. К слову, международную деятельность Казани отметил мэр Анкары, который напомнил о том, что Метшин — президент консультативного совета ООН по вопросам местного самоуправления, и поблагодарил за мероприятие «в такой неоднозначный период».
  • Открытие трассы М12 «Восток» привлечет в Казань дополнительно миллион туристов. Для сравнения: с января по октябрь 2023 года турпоток в РТ составил 3,7 млн человек. «С полным вводом трассы в эксплуатацию Казань еще раз подтвердит свою роль моста между Востоком и Западом», — отметил казанский градоначальник. Кроме того, трасса — это новые возможности для территорий, которые находятся рядом. По оценкам экспертов, количество рабочих мест в стройкомплексе вырастет на 3 тыс., еще 15–20 тыс. появится в смежных отраслях. Валовый региональный продукт увеличится на 20%, а поступления в виде налогов и сборов прогнозируются на уровне 100 млрд рублей.
  • В Казани подготовили рекомендации к проектированию и внешнему облику промышленных территорий. Внимание уделили благоустройству.

«Забота о коллективе — это не только столовые, социальные льготы, но еще и парковые зоны, зеленые ограждения, формирование правильной и гармоничной территории», — остановился на последнем пункте мэр.

В первую тройку рекомендаций для промышленников вошли:

  1. Парковку желательно размещать за зданиями.
  2. Если земельный участок располагается на перекрестке, то парковочные места дополнительно ограждаются защитной зеленой полосой глубиной не менее 4 метров.
  3. У входной группы или основного здания нужны парковая зона, место для спортивной зоны и под велодорожки.

«Рекомендации позволяют сформировать более опрятный вид наших промзон, многие из которых формировались несколько десятилетий назад. Четкие инструкции помогут и при реконструкции предприятия», — добавил градоначальник. Важный нюанс: новые стандарты, разработанные Институтом развития города для проектирования промышленных территорий, будут применяться в случаях, когда предприятие начнет формировать промзону или приступит к ее реконструкции.

Аиша Бинт Бутти Бин Бишр: «Ассоциация архитекторов городов стран БРИКС — это не только обмен знаниями. Это создание единого подхода для сохранения идентичности наших городов с их невероятной мозаикой истории перед лицом глобализации» Аиша Бинт Бутти Бин Бишр: «Ассоциация архитекторов городов стран БРИКС — это не только обмен знаниями. Это создание единого подхода для сохранения идентичности наших городов с их невероятной мозаикой истории перед лицом глобализации» Фото: Андрей Титов

«Это не про прошлое, а про будущее». Так что такое идентичность?

Как идею создания ассоциации оценили иностранные гости? Бывший генеральный директор Smart Dubai Office Аиша Бинт Бутти Бин Бишр видит в объединении способ решить глобальные вопросы.

«Технология сама по себе не панацея. Ассоциация архитекторов городов стран БРИКС — это не только обмен знаниями. Это создание единого подхода для сохранения идентичности наших городов с их невероятной мозаикой истории перед лицом глобализации», — заявила представительница Арабских Эмиратов.

На проблемах с автомобильным трафиком, пробками, экологии городов акцентировал внимание вице-мэр Тегерана, говоря о предложении создать ассоциацию. «Надо смотреть на прошлое», — сказал Сареми, напомнив о том, что иранской архитектуре 4 тыс. лет, позади не один цивилизационный переход.

«Базовая идея — создать интересные объекты, которые со временем превращаются в объект наследия, — говорил об идентичности главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (слева) «Базовая идея — создать интересные объекты, которые со временем превращаются в объект наследия», — говорил об идентичности главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (слева) Фото: Андрей Титов

«Базовая идея — создать интересные объекты, которые со временем превращаются в объект наследия, — говорил об идентичности главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это не про прошлое, а про будущее, — продолжал он. — То, что сегодня считаем памятником и неотъемлемой частью места, в момент создания было чем-то инновационным, свежим, необычным, непривычным. Тема идентичности зашита в опыте, который говорит, что идея рождается не через постройки, похожие на постройки предшественников. Правда — в обратном».

Директор Архитектурного строительно-исследовательского института при Харбинском политехническом университете Чэнь Цзяньфэй делилась опытом сохранения идентичности в Харбине, в архитектуре которого нашлось место и русской культуре. Напомним, с 1898 по 1917 год Харбин был центром русского влияния в Маньчжурии, а затем стал центром русской эмиграции на Востоке.

«Это химия времени и людей, выражение ДНК. Моя мантра: вдохновляться вчерашним днем и смотреть в будущее, — говорил об идентичности основатель бюро Footprints Earth Ятин Пандья из Индии и пожелал Казани дальше искать собственный ДНК. — Кремль — это культурные традиции, но нужно то, что Казань делает Казанью».

Столица РТ настроена создавать уникальные, неповторимые объекты. Таким, например, может стать новая Соборная мечеть в Адмиралтейской слободе. «Сохраняем особенности, своеобразие, но при этом осознаем, что надо двигаться вперед с учетом памяти места. Понимаем, что нужно создавать уникальные, неповторимые объекты, которые будут говорить и передавать ценности будущим поколениям», — рассказала главный архитектор Тухватуллина.

Театр в этот день начинался с деревянного арт-объекта «Вечность» Жени Андерсона, установленного на улице. И это только начало художественного наполнения международного форума Театр в этот день начинался с деревянного арт-объекта «Вечность» Жени Андерсона, установленного на улице. И это только начало художественного наполнения международного форума Фото: metshin.ru

Арт-объект «Вечность», триптих «Казань будущего» с участием нейросети, работы казанских художников

Тем временем на форуме работала мощная выставка. Театр в этот день начинался с деревянного арт-объекта «Вечность» Жени Андерсона, установленного на улице. И это только начало художественного наполнения международного мероприятия.

Панно «Казань будущего» создает в ходе выставки автор мозаик московского метро Марат Наби. Понаблюдать процесс можно на стенде группы компаний «СМУ-88» и галереи «БИЗON». Это первое из трех панно, которые вместе с гостями и участниками форума за три дня создаст Наби. Триптих «Казань будущего» продемонстрирует, как может измениться визуальный облик столицы Татарстана, раскрыв зрителям неожиданные точки роста. Эскизы разработаны с помощью нейросетей.

Первую мозаичную деталь в панно заложил мэр Казани. «Надеюсь, нейросети человека не заменят… В эскизе искусственный интеллект предложил нам черное окошко, давайте поменяем — зажжем свет», — сказал Метшин, выбрав светлый камешек.

Панно «Казань будущего» создает в ходе выставки автор мозаик московского метро, мозаик для собора Казанской иконы Божией Матери в Казани Марат Наби Панно «Казань будущего» создает в ходе выставки автор мозаик московского метро Марат Наби Фото: Андрей Титов

На стенде также представлены графические работы одного из самых ярких современных татарских художников Ленара Ахметова, произведение восходящей звезды мирового арт-рынка Гаянэ Аветисян, сочетающее контраст античной архитектуры и современной абстрактной живописи, графика нижегородского уличного художника Evsti, внедрившего древнеримскую колонну в современные сюрреалистические мотивы. На гигантском видеоэкране презентована работа казанского художника Рамиля Резванова — размышляя на тему идентичности, он переосмысляет татарский орнамент в диджитал-арт-формате.

Неожиданное присутствие произведений современного искусства на стенде строительной компании объясняет тема стенда — «Строительство как искусство». Экспозиция объединила современные архитектурные решения и произведения современных художников, вдохновленные урбанистикой.

Неожиданное присутствие произведений современного искусства на стенде строительной компании объясняет тема стенда — «Строительство как искусство»Фото: Дмитрий Печенкин

Выставка идентичности и взгляд Элины Сафаровой на Кабан

Отдельное внимание публики приковала выставка, посвященная осмыслению идентичности, которую организаторы начали готовить задолго до открытия форума «Казаныш». Они призвали всех желающих — и простых горожан, и креативный класс — в формате open-call делиться своим пониманием идентичности. На этой основе планируют создать каталог идентичности для застройщиков, которые хотят работать в Казани. Среди них хватает федеральных и региональных компаний. Так что помочь им в понимании того, какие места в городе важны для казанцев, чем отличается исторический центр, каков архитектурный облик, декор, исторически сложившийся в столице республики, — одна из миссий.

«Это совместная сборка пазла идентичности, выявление взаимосвязи форм трансляции исторической памяти и формирования исторического опыта человека, его локальной и национальной идентичности, а также их сохранения и развития», — говорилось в описании выставки «Выставки идентичности».

Тиснение по коже, серьги из перламутровых ракушек и серебра, фрагменты вышивок, кожаная мозаика были представлены на стендах. В основе — национальные узоры. Рядом картины из фонда Казанского художественного училища.

«Мы придерживались вектора, который презентовали изначально, — рассказал изданию директор МБУ „Институт развития города“ Алексей Горбунов. — Было представлено около 70 работ, часть отобрана на эту площадку. Но это только первый шаг выставки, она будет развиваться. Времени было мало, поэтому будем и дальше искать идеи, решения».

Ярко выглядели идеи идентичности, подготовленные руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects Элины Сафаровой Ярко выглядели идеи идентичности, подготовленные руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects Элиной Сафаровой Фото: Андрей Титов

Ярко выглядели идеи идентичности, подготовленные руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects Элиной Сафаровой. Например, там можно увидеть столбы из чак-чака, а также новый взгляд на озеро Кабан, который предлагают украсить мостом «Сокровище нации».

Например, там можно увидеть столбы из чак-чака Например, там можно увидеть столбы из чак-чака Фото: Андрей Титов

«Это проект об уникальной истории Татарстана и чистых чувствах нашей сильной души, — рассказала Сафарова в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Важно сохранять аутентичность города и внести вклад в его развитие. Мечтая о будущем, мы перенесли дух легенд и историй в образ моста, соединяющего татарский и русский берега озера Кабан. Это уникальная композиция, образующая открытое для горожан пространство, позволяющее иначе взглянуть на знакомый ландшафт и ощутить новые неповторимые эмоции от озера Кабан. С моста жители смогут наблюдать невероятное шоу фонтанов, оно сможет стать одной из главных достопримечательностей города, предлагая всегда меняющееся зрелище».

А также новый взгляд на озеро Кабан, который предлагают украсить мостом «Сокровище нации»Фото: Иван Скрябин

Пластичная форма уважительно относится к историческому контексту и не доминирует над силуэтом Старо-Татарской слободы, объяснила Сафарова. Фасад переливается на солнце, создавая необычную игру текстур и отсылая к Зиланту, оберегающему Казань и сокровища озера. Остров на Кабане может стать новым любимым местом для горожан, здесь можно будет спрятаться от городской суеты и насладиться спектаклями на открытом воздухе. Фонтаны, окружающие мост, полностью подавят шум города и создадут островок умиротворения.

«Черпая вдохновение в татарском национальном орнаменте, мы воссоздали образ, объединяющий два берега Кабана. Нить кружева формирует новую пешеходную связь, наполненную национальным духом», — рассказала Сафарова.

***

Форум продолжается. Завтра участники обсудят развитие прибрежных территорий, социокультурный и рекреационный ресурсы в устойчивом городе, концепцию «города на воде» и не только.