Валерий Тишков — научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН
— Пусть Петр Толстой почитает хотя бы Пушкина: «Измены, гибель россиян. На лоне мстительных грузинок». Пусть почитает Карамзина, трактат Ломоносова о приумножении народа российского, а потом я с ним буду разговаривать на эту тему. Не хватает ему немножко образования, что поделаешь. Несмотря на его высокий политический статус и звонкую фамилию, иногда природа отдыхает. Вы спросите чеченцев, татар или якутов: согласны они называться русскими или нет? Этот вопрос из разряда дикости, конечно. Его заявление было на ток-шоу, хотя оно и распространяется широко, обсуждают это, но я думаю, что на реальную нашу жизнь и политику в национальном вопросе, тем более в правовом секторе, такие заявления особого влияния не должны оказывать.
Но это из разряда тех больших дискуссий и обсуждений «кто есть мы», образа и идей России. Здесь много высказываний с разными точками зрения, Петр Толстой высказал свою позицию по российской идентичности, по отношению к российскому народу, который, на его взгляд, Ельцин придумал, а не Карамзин, Пушкин и Ломоносов. У политиков свой есть язык, свой интерес и свои разговоры. Толстой выступил очень ярко и на Всемирном русском народном соборе, в основном по вопросам демографии, семьи. Некоторые вещи заслуживают поддержки. Но что касается самоопределения нашей идентичности, то он неправ, на мой взгляд.
Леонид Радзиховский — журналист Леонид Радзиховский журналист
— Вы из Казани задаете этот вопрос? Так вот, я не уверен, что жители Казани, привыкшие быть татарами, захотят сменить национальность и называться русскими. Я думаю, что это «двойная бухгалтерия», когда человек называет себя то татарином, то русским, это многим будет неприятно и так далее. Короче говоря, несомненно, есть люди, которые чувствуют себя неполноценными, и они были бы очень рады называться русскими. Наверное, такие есть. Хотя если бы в паспортах была графа «национальность», они бы там не могли бы написать «русский». Но я думаю, что подавляющее число людей, особенно в национальных республиках, совершенно этого не хотят. Будь то Татарстан, или Чечня, или любая республика Северного Кавказа и так далее. Поэтому полагаю, что для большинства жителей национальных республик эта идея не подходит.
Но я не думаю, что заявление Толстого будет иметь какое-то существенное значение. Депутаты Госдумы много чего заявляют. Там 450 человек, если все их заявления коллекционировать и думать о том, какое заявление к чему приведет, то можно свихнуться.
Кем я себя считаю? Когда мне задают этот вопрос в России, я отвечаю, что евреем. Если оказываюсь за границей, то тогда я, естественно, выступаю как русский. Пока нахожусь в России, я еврей. Пока мне этого вопроса не задают, я как-то вообще об этой самоидентификации не особенно думаю.
Максим Калашников — писатель и футуролог Максим Калашников писатель и футуролог
— Давайте начнем с того, что я всегда резко обрываю людей, которые меня называют россиянином. Это вообще-то польская кличка для нас. Старая польская кличка. Ее пытались перенести на нас еще, по-моему, с XVIII века, Феофан Прокопович ее использовал. Но все-таки это не прижилось. Я всегда говорю, что я русский. И в этом отношении с Толстым согласен в том смысле, что нам не приличествует называться чужой кличкой. У нас есть самоназвание — «русский». Но и называть всех, живущих в Российской Федерации, русскими — это другой перехлест. Извините, но есть и живущие рядом с нами народы — татары, чуваши, якуты… Почему мы должны отнимать у них их имена? Пусть они называют себя русскими татарами, русскими чувашами, русскими якутами. У нас есть группы тюркских, финно-угорских народов, есть северокавказские народы. Почему надо у них отбирать их имя? Не надо! Сила русских в том, что мы объединяем. И русский для меня — это все-таки триединство великороссов, малороссов-украинцев и белорусов.
Кстати, а Толстой, когда говорит о русских, имеет в виду всех жителей России? Вот это я считаю совершенно порочным подходом. И поскольку заявления Толстого звучат именно в ходе предвыборной кампании, то я считаю это политтехнологическим отвлечением от реальных проблем. Как правило, когда власти нечего предъявить из успехов в экономическом плане и когда война вошла в позиционную стадию, тупиковую, обычно о чем вспоминают? О похоронах Ленина разговоры начинаются. Или борьба с ЛГБТ*, они у нас главные противники, оказывается. Я считаю, что слова Толстого не более чем политтехнологическая «отвлекалка» и не надо на нее обращать серьезного внимания. И это говорится не для того, чтобы выполнять.
Максим Шевченко — журналист и политик Максим Шевченко журналист и политик
— Комментировать чудачества графа Толстого — любимое занятие русской интеллигенции. Раньше граф Толстой косил траву и призывал к всепрощению. Это был очень достойный граф Толстой, который выступал за всяческую свободу: за свободу вероисповедания, национального самосознания. И есть другой граф Толстой, потомок того графа Толстого, выступающего за то, чтобы все татары называли себя русскими. Я, честно говоря, к чудачествам разных графьев, особенно графа Толстого, отношусь всегда с иронией. Какие бы они должности ни занимали и какими бы звездами и крестами ни были бы увешаны, они на то и есть графья, чтобы чудачить. Поскольку мы сами не графья, то мы как бы ждем, пока у барина приступ чудачества закончится.
Айрат Фаррахов — депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов депутат Госдумы РФ
— Ну вы знаете, об этом не только Толстой заявил. Есть еще несколько депутатов, в том числе представляющих Дагестан, которые и подняли эту дискуссию. Я думаю, что национальная идентичность должна быть. И, в общем-то, мы федеративная страна, которая гордится национальной идентичностью. Кроме этого, мы все-таки должны понимать, что Россия сильна своими народами. И перед народами РФ есть объективная реальность. Все-таки утрата и национального языка, и традиций…
Поэтому здесь нам нужно найти какой-то консенсус с точки зрения противостояния нашим бывшим партнерам и нынешним недругам. Ведь когда мы говорим «русофобы», мы же имеем в виду людей, которые не любят все то, что в России, правильно? Поэтому в этом смысле, конечно же, я поддерживаю Толстого. Но в смысле того, что сделать всех русскими и принять единственный язык для общения… Мы должны учитывать, что в Татарстане два государственных языка, в Дагестане, по-моему, 9 или 10. И все это нацелено на то, чтобы сохранить свою идентичность. Поэтому с этой точки зрения я все-таки за более осторожный подход.
Но еще раз повторю — мы должны учитывать, что когда говорят, что половина наших зарубежных партнеров стала категорически русофобами, то это не только против русских, но и против татар, лезгин, чеченцев и так далее. Поэтому здесь мы, конечно, должны быть едиными, объединенными.
Ркаил Зайдулла — депутат Госсовета РТ, председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла депутат Госсовета РТ, председатель союза писателей РТ
— Это же глупость. Говорят, термин «россияне» будто бы Ельцин придумал. Но это неправда. У Мустая Карима есть стихотворение «Рус түгелмен, ләкин россиян мин» («Не русский я, но россиянин»), написанное еще в 60-е годы, оно входило в школьную программу. Поэтому «россияне» были более чем за 30 лет до Ельцина. Однако это слово было не так популярно в СССР, потому что имелось обозначение «советский». Не все же жители Советского Союза считались россиянами.
Толстой путает этнос и политическую нацию. Политическую нацию можно называть как россиянами, так и русскими. За рубежом говорят Russian, что означает и россиян, и русских. Каждый этнос гордится своими традициями, обычаями, и это естественно. В нынешнее сложное время мы должны уважать права, традиции и язык друг друга, только тогда будет единство. Поэтому считаю, что мнение Толстого вредное, такие тезисы могут спровоцировать межнациональную рознь. Эту тему пытались донести и через депутата Султана Хамзаева, который предложил принять закон «о русском народе». Не думаю, что сделают законопроект — проверяют реакцию людей. Здравомыслящие понимают, что это абсурд.
Султан Хамзаев — депутат Госдумы РФ Султан Хамзаев депутат Госдумы РФ
— У дагестанского великого поэта Расула Гамзатова, советского, российского, русского поэта, есть красивые, правильные слова. Они, кстати, недавно были сказаны в Кремле на 100-летии со дня рождения Гамзатова. Президент России Путин Владимир Владимирович, выступая, сказал, что гамзатовская формула России звучит следующим образом: «В Дагестане я аварец, в Москве я дагестанец, за границей я русский». Вот эта формула не то чтобы имеет право на жизнь, она мне кажется наиболее жизнеспособной сегодня. И понятие «российский» или «россиянин» также не должно ухо резать. Это тоже, скажем так, не постороннее определение. И «русский» точно так же не режет ухо, как и «россиянин». Я могу за себя сказать. Петр Толстой в своем заявлении, считаю, сказал правильные слова, но немножко некорректно. А некорректность заключалась в следующем: он не должен был в этом важном заявлении немножко кого-то кусать. Даже если он такой цели не преследовал. Потому что вот это национальное определение, если его так называть, очень чувствительная всегда штука, что для малых, что для больших народов. Мы в России живем, все говорим на нашем любимом русском языке. При этом прекрасно знаем свои традиции, родной язык.
Вы же в курсе, что совсем недавно собирался Русский народный собор? И там наш президент абсолютно корректно, грамотно и профессионально сказал, что люди, которые являются частью Русского мира, разных конфессий. И эти акценты, безусловно, несут объединительный характер.
На самом деле Толстой выразил мысль, которую я буквально за день до него высказал. Я сказал, что нам нужно определение, что такое русский народ в целом. Что нам нужен федеральный закон, в котором было бы такое определение. И когда я это говорю, я хочу высказать мнение колоссального количества граждан России, в том числе этнических русских, которые считают, что люди Русского мира — это люди не только одной конфессии, а в том числе и разных. Вы же прекрасно понимаете, что в РФ есть, может быть, не миллионы, но какое-то большое число граждан, по национальности русских, но не православных. И не все православные русские, кстати.
Кто я по национальности? Я кумык. Я родился в городе Хасавюрте Республики Дагестан, а разговариваю на своем родном языке. Говорить на нем меня научили моя мама и бабушка, семья. Я чту, уважаю, ценю традиции своего народа. Я имею в виду язык, обычаи, которые у нас адатами называются, и в этой части меня не напрягает, если кто-то меня где-нибудь за границей русским назовет. Это нормально.
Дамир Исхаков — демограф и этнолог, главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков демограф и этнолог, главный редактор журнала «Туган җир»
— Это отражение определенной шовинистической тенденции, которая в российском обществе существует. По данным социологов, примерно 10 процентов россиян так настроены. Но есть с точки зрения мировой практики непонимание. Есть английское Russian — подразумевается российское гражданство, как принято в других странах. Но зарубежные ученые, когда это произносят, не совсем понимают, что если перевести на русский язык, то это будет «русские». То есть смешение российского гражданства и русскости. Толстой хотя не любит американцев и европейцев, тем не менее следует этому канону.
Мне кажется, то, что он предлагает, не реализуемо никак. Потому что в РФ живут почти 200 народов, в том числе русские. Они являются наиболее многочисленными, однако мне не кажется, что абсолютное большинство народов захотят стать русскими. Это никак не соответствует общественной практике долгой истории нашей страны. У нас народы привыкли называть себя своими этнонимами. Поэтому называть всех русским этнонимом этнического большинства, я думаю, не получится. Даже если, не дай бог, будет принято такое решение, что маловероятно, мне кажется. Надо понимать, что Толстой занимается какой-то саморекламой, как лидер этой достаточно узкой группы. Конечно, он определенный тренд задает в политической жизни, но нехороший для РФ. Думаю, что в самой Госдуме вряд ли это будет поддерживать достаточно большое количество депутатов.
Эмиль Паин — политолог, этнограф Эмиль Паин политолог, этнограф
— Во-первых, слово «россияне» использовалось еще в XlX веке в классической литературе. Оно существует у Одоевского и во многих других произведениях классиков. Так что это просто незнание ситуации, что сегодня очень характерно для политического бомонда. Во-вторых, как показывают исследования, свыше 80 процентов россиян осознают этническую идентичность. Татары осознают, что они татары, аварцы — что они аварцы и так далее. Наличие двух идентичностей — русский и татарин, мне кажется, это сложновато. У нас есть понятия «гражданин России» и «многонациональный народ» в Конституции РФ, в том числе и с поправками 2022 года. Я не очень понимаю, зачем нужна подобная замена.
И Толстой не такая фигура, чтобы возник межнациональной конфликт. Это точка зрения одного из политических деятелей, у каждого человека есть право на свое мнение. У него одна точка зрения, у меня другая. Наши высказывания сами по себе еще не вызывают конфликтов.
Лилиана Сафина — руководитель центра татарского языка «Умарта» Лилиана Сафина руководитель центра татарского языка «Умарта»
— Мы живем в очень интересное время, когда люди, имеющие доступ к общефедеральному микрофону, не стесняясь, называют свою точку зрения как единственно верную. А всех, кто не согласен, обвиняют в нелюбви к Родине и прочих грехах. Нравится это или нет людям вроде Толстых, но Россия после 1918 года ушла от сословного деления, заменив его на национальное деление народов России, к которому мы привыкли и от которого не думаю, что откажемся в ближайшее время.
Я татарка и с очень большим уважением отношусь к своим подругам и друзьям русской национальности. Хочу отметить, что не они меня учили держать в руках вилку и нож. От этого я их меньше не уважаю. Русской себя не считала и не считаю. Но я гражданка России, россиянка. Не вижу в этом слове ничего оскорбительного. Поскольку это слово производное от слова «русский» в греческом исполнении.
Есть и вторая проблема, которую создают сами люди, пытающиеся распространить слово «русский» на все народы РФ. Таким образом они лишают русский народ права на собственную идентичность, вносят сумятицу и напряжение не только среди нерусских народов России, но и внутри русского народа.
Артем Прокофьев — депутат Госдумы РФ Артем Прокофьев депутат Госдумы РФ
— Во-первых, я хочу сказать, что национальный вопрос довольно тонкий и требует взвешенных и осторожных подходов. Поэтому вице-спикеру Думы Толстому надо очень внимательно подходить к этой теме. В том числе, прежде чем делать такие заявления, нужно обсуждать контекст с другими комитетами. Например, у нас в Государственной Думе есть комитет по делам национальностей. То есть это не так просто, как может выглядеть на первый взгляд.
Мы знаем, какую серьезную работу проводили в Советском Союзе. Неслучайно у нас в РСФСР декретами Ленина были образованы национальные республики. И в этом смысле многие народы обрели свою государственность в составе Российской Федерации. Мы знаем, что наша страна ценна богатством яркой палитры разных национальностей, в том числе самой крупной национальностью — русскими. И все национальности составляют вот такую красивую картину нашей страны. Поэтому я считаю, что такие резкие движения, которые декларирует господин Толстой, мягко говоря, неуместны.