Музыкальный трек «Пыяла» Айгель Гайсиной штурмует мировые чарты Музыкальный трек «Пыяла» Айгель Гайсиной штурмует мировые чарты Фото: «БИЗНЕС Online»

«У меня не было никаких травм, связанных с татарскостью»

Музыкальный трек на татарском языке штурмует мировые чарты. Вот уже неделю подобные новости можно встретить в отечественном медиапространстве. Речь о треке «Пыяла» — заглавной песне с одноименного альбома 2020 года электронного дуэта «Аигел», в который входят вокалистка и поэтесса из Набережных Челнов Айгель Гайсина и питерский музыкант Илья Барамия.

Все последние дни «Пыяла» занимает место в первой десятке мирового топа Shazam — интернет-проекта, позволяющего искать музыку и распознающего любую песню за считаные секунды. Мировой чарт Shazam обновляется ежедневно, и сегодня чаще, чем композицию «Аигел», «шазамят» только J.I.D от Surround Sound (feat. 21 Savage & Baby Tate). Также «Пыяла» лидирует в рейтингах Shazam по России, Беларуси и Казахстану.

При этом очевидно, что данное приложение довольно популярно на постсоветском пространстве, поскольку в сегодняшний мировой топ-50 входят сразу четыре песни из России или на русском языке. Помимо «Пыяла», это неожиданно выстреливший старый хит Кати Лель «Мой мармеладный» (8-е место), композиция Anna Asti «Царица» (18-е) и трек российско-немецкого рэпера Kla$ с названием «Сукины дети» и малоприличным текстом.


Кроме того, прямо сейчас «Пыяла» возглавляет чарт «Яндекс Музыки», то же самое происходит на ряде других отечественных музыкальных сервисов.

А клип на «Пыяла» за считаные дни по числу просмотров на YouTube поднялся с 500 тыс. до 2 миллионов. И это тот случай, когда действительно есть на что посмотреть. Актриса и режиссер Алина Насибуллина (звезда фестивальных хитов «Хрусталь» и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», а также жена рэпера Хаски) сняла эффектный короткометражный мрачный триллер в скандинавском стиле с собой в главной роли, идеальным саундтреком к которому и выглядит песня «Аигел».

«Россия не готова отпускать Татарстан»: как дуэт «Аигел» сходил в гости к Дудю*

Объяснений феноменальному взлету «Пыяла» может быть два. Во-первых, появление участников «Аигел» в популярном YouTube-шоу Юрия Дудя*, продолжающего рассказывать о российских релокантах. Напомним, что «Аигел», которые на протяжении нескольких лет были главными хедлайнерами всех продвинутых татарских музыкальных мероприятий в Казани, уехали из страны после начала СВО. У Дудя* вспоминали и об альбоме «Пыяла», состоящем из песен на татарском языке. Правда, сама Гайсина признавалась, что к политике эта история отношения не имеет, просто на тот момент набралось некоторое количество песен на родном языке. «У меня не было никаких травм, связанных с татарскостью… дискриминации по крови», — также сказала вокалистка «Аигел». При этом нужно отметить, что встреча с «Аигел» не стала хитом среди видео Дудя*, набрав к этому моменту всего лишь 2,1 млн просмотров, что довольно скромно для топового видеоблогера.

Наконец, вторая и более вероятная причина текущего триумфа «Пыяла» — это появление песни в саундтреке, в том числе и в титрах, набирающего обороты сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте», события которого происходят в Казани. Самое интересное, что в этих самых титрах картины о «казанском феномене» «Аигел» отсутствуют, будучи уже «отмененными» в России из-за своей позиции по СВО.

Вторая возможная причина текущего триумфа «Пыяла» — это появление песни в саундтреке, в том числе и на титрах, набирающего обороты сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» Вторая возможная причина текущего триумфа «Пыяла» — это появление песни в саундтреке, в том числе и в титрах, набирающего обороты сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» Фото: скриншот из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

«Нужно понять, что люди не часто включают Shazam»

И политика, судя по всему, помогла «Пыяла» взлететь в мировой чарт. Во всяком случае в этом уверен Олег Кармунин — музыкальный критик и автор телеграм-канала «Русский шаффл».

«Смысл в том, что группу фактически вымарали из титров сериала „Слово пацана“ из-за их позиции, поэтому никто не понял, кто это играет, — рассказал Кармунин в разговоре с нашим корреспондентом. — Все начинают „шазамить“ песню и пытаться выяснить кто это. И так песня стала популярной. Нужно понять, что люди не часто включают Shazam, и здесь просто все сошлось — популярный сериал, песня без авторства… И, когда создается такой поток, конечно, можно попасть в мировой топ. А группа из-за сериала вряд ли сможет обрести мировую славу. Катя Лель, например, стала популярной именно на Западе, а „Аигел“ стали популярны из-за сериала „Слово пацана“ на русском языке, идущего в России».

«Давайте и фильм «Брат» проверим»: запретит ли Роскомнадзор «Слово пацана»?

Кстати, у себя в «Русском шаффле» Кармунин похвалил авторов «Слова пацана» за выбор саундтрека. «Главный перестроечный хит казанских пацанов — Boys Boys Boys в исполнении певицы Сабрины. Веселая и необязательная песенка, которая если бы звучала в сериале, то совершенно бы смазала безрадостный быт асфальтовых войн и четких пацанчиков, — пишет он. — Советскую музыку простые ребята тогда слушали мало, в основном дурацкие развлекательные еврошлягеры, которые сегодня не купишь ни за какие деньги. Вышло гораздо лучше, и главным саундтреком стала песня „Пыяла“, готическое татарское техно, великолепно раскрывающее темную суть происходящего».

Возвращаясь же к тому, как сегодня устроена массовая культура, еще более ярким примером здесь как раз смотрится история с другой российской певицей. Спустя много лет после пика карьеры в российской попсе практически мировую славу тут снискала Лель, волну популярности которой принесли западные пользователи TikTok, где они под ее кокетливую песню «Мой мармеладный» 2004 года начали снимать видео. Тренд называется Slavic Girl (славянская девушка), и суть его заключается в том, что девушки из разных стран под эту композицию преображаются в стереотипных славянок — делают яркий макияж, укладку, надевают меховые шапки, шубы или дубленки, а кто-то даже умудряется нацепить русые парики. И все это делается с подчеркнутой сексуальностью. Тренд настолько завирусился, что даже мужчины начали участвовать в челлендже, в их арсенале — черные водолазки или строгие костюмы, также меховая шапка и шуба.

Сама певица призналась, что для нее тоже стало неожиданностью, что спустя два десятилетия трек заиграл новыми красками. Сегодня «Мой мармеладный» занимает третью строчку в мировом чарте Viral, 50-ю в Spotify и 8-е место в Shazam. Автор песни продюсер Максим Фадеев в своих соцсетях рассказал историю ее написания — хотел сделать нечто совершенно новое, что не ассоциировалось бы с творчеством Лель, которое он назвал не самым хитовым и современным. Поэтому придумал ей легкий иностранный акцент, который в процессе сведения голоса меняли частотно и структурно. «А еще помню, что трек не прошел худсовет на „Европе Плюс“ и на многих других российских радиостанциях и телеканалах, так как программные директора и худсоветы не услышали в нем хита», — вспоминал Фадеев.

«Татарские комьюнити — одни из самых мощных в мире»

Известный музыкальный журналист, продюсер и радиоведущий Николай Крупатин в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что прелесть современного медиапространства заключается в том, что в топ может попасть кто угодно: будь то мировая звезда или рядовой исполнитель. Если креатив исполнителя достаточно ярок для аудитории, то получить свои полчаса, час или сутки славы может любой человек.

«Есть огромное количество весьма интересных примеров, когда музыканты, которые „никто и звать их никак“, взлетали на самые вершины. Некоторым удавалось закрепиться. Прелесть алгоритмов этих программ и ресурсов формата Shazam в том, что они замеряют в моменте истинный интерес аудитории. Если правильно уметь пользоваться этими инструментами, то можно находить правильные ответы на свои вопросы о будущем твоего творчества», — говорит он.

Крупатин напомнил взлет казахстанского музыканта Imanbek, который получил «Грэмми» за ремикс на песню Roses американского исполнителя Saint Jhn. «У него не было больше ничего настолько яркого. Каждый человек имеет свое право на славу», — добавил он.

Тем не менее он согласен, что взлету «Аигел» помог сериал «Слово пацана». «Сериал, несмотря на то что его целевой аудиторией выбирались взрослые люди, которые помнят 90-е, сдетонировал у подростков. Не во всех случаях он, конечно, сдетонировал так, как хотелось бы. В медиапространстве основным двигателем являются молодые люди от 12 до 25 лет. Это показатель для песни, что сама по себе история попала в нужный контекст», — говорит он. По словам Крупатина, сегодня музыка перестала быть самостоятельным явлением. «Музыка является фантиком и упаковкой для определенного события. Чем резонанснее событие, тем больше успех и у музыки, и у того, что сопровождает это событие», — говорит собеседник газеты.

«Объективно татарские диаспоры и татарские комьюнити одни из самых мощных в мире. Я 10 лет проработал в Лондоне и могу сказать, что крупнее татарской диаспоры только казахская» «Объективно татарские диаспоры и татарские комьюнити — одни из самых мощных в мире. Я 10 лет проработал в Лондоне и могу сказать, что крупнее татарской диаспоры только казахская» Фото: «БИЗНЕС Online»

Песня «Пыяла» попала в мировой чарт благодаря русско- и татароязычным жителям зарубежья, считает Крупатин. «Во-первых, работает сарафанное радио. Последний замер проводился в 2019 году: есть данные, которые подтверждают, что в России живут порядка 144 миллионов человек, а за пределами РФ русским языком пользуются около 270 миллионов человек. Это огромная масса. В эту категорию входят люди, которые уезжали из СССР в том числе и в 80-е, и в 90-е. Это их часть мышления, культурного кода», — говорит он.

А вторым фактором взлета песни на татарском языке могли стать сами татары, размышляет Крупатин. «Объективно татарские диаспоры и татарские комьюнити — одни из самых мощных в мире. Я 10 лет проработал в Лондоне и могу сказать, что крупнее татарской диаспоры только казахская», — сказал он.

А другой музыкальный журналист и телеведущий Сергей Соседов призывает не относиться серьезно к подобным рейтингам. «Потому что мы не знаем, кто их составлял, кто там пишет. Нам могут сказать что угодно — репрезентативная выборка, опросы по телефону, все что угодно, — сказал Соседов „БИЗНЕС Online“. — Это все нам не разобрать с вами. Ну вот так случилось. Это относится ко всем премиям, мы не знаем, кого и где выбирают — на „Оскаре“, „Грэмми“: все это очень сомнительное, узкопрофессиональное, клановое. Все это необъективно никоим образом, это все или случайная выборка, или, что касается премий, кто больше вложился, у кого больше авторитет, кому нужно дать какой-то бонус, награду... Это не относится к качеству музыки, как правило».