Предпринимателей в сфере развития экотуризма в Татарстане собрали накануне на площадке «Сбера» в Казани для проведения форум-встречи Предпринимателей в сфере развития экотуризма в Татарстане собрали накануне на площадке Сбера в Казани для проведения форум-встречи Фото предоставлено Институтом развития городов РТ

«Если загрузка зимой 60 процентов — мы хлопаем в ладоши!»

Предпринимателей в сфере развития экотуризма в Татарстане собрали накануне на площадке Сбера в Казани для проведения форум-встречи. И если на прошлой встрече, летом, предприниматели с широкими улыбками на лице делились с президентом РТ о своих достижениях и полном аншлаге из отдыхающих и туристов, в этот раз на повестке дня — развитие экопроектов в непростое время, зимой. Как оказалось, это низкий сезон, вплоть до весны. Потому сообщество решило совместно обсудить, как привлечь и удержать гостей.

Форум привлек к себе не только бывалых глэмпиньеров, но и новоиспеченных предпринимателей, чьи идеи на начальных этапах или еще пока на стадии задумки. За 30 минут до назначенного времени бизнесмены собрались в лобби — пили кофе у барных столиков и общались друг с другом. «В эти выходные как? Приезжали [гости] к тебе?» — шутливо интересовались коллеги друг у друга о спросе на размещение в экодомиках в наступившую метель. Атмосфера царила спокойная, дружелюбная, а фоном играла легкая музыка. Сложилось полное ощущение, что каждый рад видеть другого потенциального конкурента. Еще неопытные предприниматели к этому времени, повесив свои теплые куртки и достав блокноты с ручками, заняли центральные места в конференц-зале. «Я бы очень хотела на 20 домиков [открыть глэмпинг]… Но пока как-то страшно», — делилась будущая владелица комплекса с рядом сидящей девушкой.

«Истребитель или бомбардировщик?»: что просили у Минниханова глэмпиньеры на татарских Мальдивах

«Проблема зимы и холода для туризма нашей страны очень актуальна. Особенно для загородных объектов, — отметила руководитель дирекции по природным территориям фонда „Институт развития городов РТ“ Оксана Саргина. — Как только у нас плохая погода — у нас нет клиентов, нет потока». Проблема актуальна не только для Татарстана. Средняя загрузка глэмпингов зимой, по данным предпринимателей из регионов, составляет не более 50%, если не считать новогодние и январские праздники. «Если загрузка зимой 60 процентов — мы хлопаем в ладоши!» — поделился Николай Мукконен, владелец глэмпинга NewCamp из Карелии.

Оксана Саргина: «Проблема зимы и холода для туризма нашей страны очень актуальна. Особенно она актуальна для загородных объектов» Оксана Саргина: «Проблема зимы и холода для туризма нашей страны очень актуальна. Особенно для загородных объектов» Фото предоставлено Институтом развития городов РТ

Впрочем, пережить недозагрузку помогают праздничные даты. «Любой праздник, каникулы и выходные — наши хлебные дни!» — поделился владелец Urman Camp из Зеленодольска Ильнар Хамидуллин. «Наша публика привыкла выезжать за город только в теплую, солнечную погоду. А с выпадением малейших осадков гости предпочитают оставаться дома», — говорит Дарья Измайлова из Sviyaga Glamp.

Развитие инфраструктуры на территории экоотеля — единственный и самый верный вариант привлечения туристов зимой. Гостей нужно суметь занять, утверждают предприниматели. Ведь регулярно приезжать в одно и то же место и просто смотреть на лес рядом за 15 тыс. в сутки — такая себе затея. Некоторые глэмпиньеры уже активно занялись созданием новых развлечений. Так, например, на территории Sviyaga Glamp скоро должен появиться спа-комплекс. Открывают глэмпинги также прокат лыж и тюбингов, предлагают катания на лошадях и зимнюю рыбалку.

Развитие инфраструктуры на территории эко-отеля — единственный и самый верный вариант привлечения туристов зимой Развитие инфраструктуры на территории экоотеля — единственный и самый верный вариант привлечения туристов зимой Фото: tatarstan.ru

Кадры в сфере экотуризма: и печь растопить, и в номере убраться

Сейчас в Татарстане 43 загородных объекта для отдыха, за 2,5 года в сферу привлекли более 3 млрд инвестиций. Зародилась новая ниша для бизнеса в пандемию — тогда появились первые 6 новомодных глэмпингов. Однако к концу 2023-го предприниматели ощутили кадровый голод. Желающих переехать за город администраторов и официантов ради работы оказалось не так много. Перевезти сотрудника за город практически нереально, отмечают глэмпиньеры, приходится искать в близлежащих селах и районах.

«Если вы не организовываете вахту и всеми заботами не окутываете кандидата, он не приедет», — поделилась личным опытом совладелица Sviyaga Glamp. «В месяц [зарплата] выходит порядка 150 тысяч рублей с различными „допами“, но люди не хотят работать! Я не знаю, что происходит с ними!» — негодовал совладелец Sviyaga Glamp. Зарплата администратора глэмпинга в РТ, по данным сайтов по поиску работы, сейчас начинается от 50 тыс. рублей и доходит, как правило, до 80 тысяч. Предприниматели готовы платить в разы больше — лишь бы люди работали.

Персонал глэмпинга отличается от сотрудников стандартных отелей. Здесь нет большого штата и нужны многопрофильные специалисты — от администратора до сотрудника кейтеринга в одном лице. Порой работник должен и встретить гостей, и уметь баню для них затопить, а после выезда еще прибраться в домике.

Персонал глэмпинга отличается от стандартных отелей. Здесь нет большого штата и нужны многопрофильные специалисты — от администратора до сотрудника кейтеринга в одном лице Персонал глэмпинга отличается от стандартных отелей. Здесь нет большого штата и нужны многопрофильные специалисты — от администратора до сотрудника кейтеринга в одном лице Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

«Гости пишут: „Ваш персонал есть, и его как бы нет“. Гости могут сидеть и даже не заметить [момента обслуживания]», — объяснял Хамидуллин важность квалифицированного «стафа». Он также посоветовал «влюблять персонал в место и менять отношение к нему», т. е., чтобы сотрудники видели в территории глэмпинга не безграничный пласт работы, а своего рода «дом», где каждый работник ощущает свою ценность. Владелец Urman Camp также рассказал, что далеко не сразу смог создать свою команду. Поначалу ему приходилось гулять по соседним деревням и «завлекать» к себе на работу, а в ответ предприниматель получал только злость от местных жителей: «Ты забрал наш лес, мы там грибы собирали!» «Когда мы сделали классный бренд — обстановка поменялась кардинально: к нам хотели, а мы, в свою очередь, выбирали, [кого взять на работу]», — добавляет он.

«Горничные, к примеру, приезжают на 15 дней. У нас в поселке есть съемные квартиры, где они могут жить», — на личном примере объяснила формат взаимоотношений с сотрудниками владелица глэмпинга «Лес и река» Алла Калугина в казанском поселке Крутушка. Для персонала здесь также проводят специальные обучающие мастер-классы.

В заключение встречи выступили менеджеры онлайн-сервисов бронирования от популярных компаний «Островок», «Броневик», и «Отелло». Они посоветовали делать стильный контент для своих глэмпингов, чтобы привлечь дополнительную аудиторию. Не помешало бы объектам также размещать больше объявлений на различных сервисах, а не только на личных аккаунтах. «У нас нет задачи конкурировать с вашими сайтами. Наша цель как сервиса бронирования — помочь зарабатывать», — обратился к глэмпеньерам менеджер по работе с ключевыми партнерами «Отелло» Максим Плашкин.