АО «Силовые машины» Алексея Мордашова планирует вложить 6 млрд рублей в производство ветроэнергетических установок в ОЭЗ «Алабуга» АО «Силовые машины» Алексея Мордашова планирует вложить 6 млрд рублей в производство ветроэнергетических установок в ОЭЗ «Алабуга» Фото: Мария Дмитриенко/ТАСС

«Силовые машины» приземляют ветряки в Татарстане

Как стало известно «БИЗНЕС Online», АО «Силовые машины» миллиардера Алексея Мордашова (№5 в рейтинге Forbes с состоянием $20,9 млрд) планирует вложить 6 млрд рублей в производство ветроэнергетических установок (ВЭУ) в Татарстане. Речь идет о производстве гондол, лопастей, ступиц и генераторов. Это практически вся компонентная база, необходимая для создания ВЭУ. Новый завод откроется в ОЭЗ «Алабуга», подтвердила нашему изданию руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. «Да, действительно рассматривается возможность размещения проекта на территории ОЭЗ „Алабуга“», — подтвердили нам в пресс-службе экономической зоны.

«Силмаш» впервые анонсировал проект по ветрякам на форуме «РОСТКИ» в Казани, который проходил в сентябре 2023 года. Тогда же стало известно, что речь идет об установках мощностью 5,3 мегаватта. Проектная мощность — до 150 ВЭУ в год. Пока, по словам Минуллиной, рассматривается объем в 40 установок в год, т. е. общей мощностью в 212 мегаватт. Для сравнения: мощность самой крупной ветроэлектростанции страны — Кольской ВЭС — сейчас составляет 202 МВт. При выходе на проектную мощность завод в РТ может производить ВЭУ совокупной мощностью 795 МВт, т. е. 35% от установленной мощности ветроэнергостанций в России на конец 2022 года (2,3 ГВт).

АО «Силовые машины» — один из крупнейших в мире производителей оборудования для энергетики и промышленности с установленной мощностью 300 гигаватт. Входит в ГК «Севергрупп» с головной компанией «Северсталь» Мордашова. По данным самого предприятия, 70% рынка России и СНГ оснащено энергетическим оборудованием СМ. Штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге. Заводы также сосредоточены в Ленинградской области (Ленинградский металлический завод, «Электросила», «Высоковольтные решения»). Также у холдинга есть заводы в городах Великие Луки, Калуга и Таганрог.

По итогам 2022 года выручка «Силовых машин» составила 47,6 млрд рублей. В структуре изготовленной продукции 40% стоимости приходится на паровые турбины, 14% — на гидравлические турбины, 19% — сервисные услуги и запчасти.

В 2017 году «Силовые машины» были включены в санкционный список всех стран Евросоюза. В январе 2018 года минфин США включил СМ в санкционный список за оказание материальной помощи и поддержку ОАО «Технопромэкспорт», после того как в Крым попали газотурбинные установки, произведенные заводом «Сименс технологии газовых турбин» — совместным предприятием «Силовых машин» и Siemens. 15 марта 2019-го санкции против компании ввела Канада. После начала СВО в прошлом году компанию включили в блокирующий санкционный список США против производственного сектора экономики России.

Все «политическо-юридические» моменты «Силмаш» планировал решить до конца 2023 года, после чего приступить к созданию производства. «Организация самого завода займет порядка года, еще около полугода будем изготавливать пилотные образцы, отлаживать технологию», — говорил руководитель направления по развитию чистой энергетики АО «Силовые машины» Василий Горяев на профильной секции форума. В ответ на запрос нашего издания с просьбой уточнить детали проекта «Силовые машины» отказались от комментариев.

Специфика производства ВЭУ создают массу проблем уже на стадии выбора производственной площадки. В пресс-службе экономической зоны заверили, что ОЭЗ «Алабуга» обладает всей необходимой инфраструктурой Специфика производства ВЭУ создает массу проблем уже на стадии выбора производственной площадки. В пресс-службе экономической зоны заверили, что ОЭЗ «Алабуга» обладает всей необходимой инфраструктурой Фото: Айдар Муртазин – Own work, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Высота — 120 м, масса — 700 тонн

ВЭУ, которые планируется производить в Татарстане, будут иметь высоту 120 м и массу 700 тонн. Основные части, установленные на башне (лопасти, ступица, генератор и гондола), будут весить 290 тонн. Длина каждой лопасти — 85 метров. Понятно, что такие нестандартные размеры создают массу проблем уже на стадии выбора производственной площадки, в первую очередь с точки зрения дальнейшей логистики готовых ВЭУ. Те же лопасти, например, нельзя разобрать или как-то сложить при транспортировке.

«Сами понимаете, любой изгиб дороги, неровность, тоннель сразу накладывают огромное ограничение. Поэтому один из ключевых факторов для нового завода — близость к водным портам, чтобы можно было прямо из цеха лопасть грузить на корабли. Хотя, если посмотреть на европейский опыт, там по таким серпантинам эти лопасти возят», — объяснял один из спикеров на форуме «РОСТКИ». Отметим, что «Алабуга» хоть и находится недалеко от Камы, но расстояние до ближайшего речного порта в Челнах — 20 километров.

Значительные технические трудности имеются и при организации самого производства ветряков. «Чтобы все это помещалось, нужна сумасшедшая высота потолка», — объясняет нам руководитель агентства инвестиционного развития РТ Минуллина.

С технической точки зрения под данный проект действительно потребуется нестандартная высота потолков из-за специфики производства, подтвердили нам в пресс-службе экономической зоны, однако заверили, что ОЭЗ «Алабуга» обладает всей необходимой инфраструктурой. «На данный момент коммуникация с инвестором ведется на постоянной основе по вопросам, касающимся проекта», — сообщили в ОЭЗ.

Для растущей «зеленой» энергетики потребуются новые ВЭУ. А в условиях ухода с российского рынка заграничных конкурентов проект «Силмаша» обещает стать особенно успешным Для растущей «зеленой» энергетики потребуются новые ВЭУ. А в условиях ухода с российского рынка заграничных конкурентов проект «Силмаша» обещает стать особенно успешным Фото: ru.freepik.com

Зачем Мордашову идти в ветряки?

Стоит отметить, что «Силмаш» — один из крупнейших в мире производителей оборудования для традиционной генерации. Что побудило его присмотреться к «зеленой» энергетике? «Мир не стоит на месте, выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто умеет адаптироваться к меняющимся условиям. Сейчас возобновляемые источники энергии (ВИЭ) не то что вытесняют [традиционные], но занимают более весомые позиции в структуре мировой генерации», — пояснял Горяев на форуме. Он добавил, что выбросы парниковых газов от чистых источников в разы ниже.

Возобновляемая энергетика в России развивается очень активно. Только за 2022 год выработка ВИЭ-генерации в стране увеличилась на 18,1% и составила 7,7 млрд киловатт-часов. Доля установленной мощности ВИЭ-генерации во всей энергосистеме России на конец 2022-го составляет 2,3%. Замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак ранее сообщил, что в 2023 году запланированы к реализации объекты на базе возобновляемых источников энергии с совокупным объемом установленной мощности 255 МВт, а с 2024-го по 2029-й — уже порядка 2,3 гигаватта.

По данным на конец 2022 года, в структуре совокупной мощности объектов ВИЭ-генерации в РФ (5,78 ГВт) лидируют ветроэлектростанции (2,3 ГВт), затем следуют солнечные электростанции (2,1 ГВт), на долю малых ГЭС (до 50 МВт) приходится 1,2 гигаватта.

Помимо этого, эксплуатируются электростанции, функционирующие на основе биомассы, биогаза, свалочного газа, энергии приливов и геотермальной энергии, совокупной мощностью более 100 мегаватт.

Для растущей «зеленой» энергетики, очевидно, потребуются и новые ВЭУ. А в условиях ухода с российского рынка заграничных конкурентов проект «Силмаша» обещает стать особенно успешным. Напомним, до февраля 2022 года в России действовали два иностранных OEM (Original Equipment Manufacturer — производитель оригинального оборудования) по изготовлению ветроэнергетических установок — датская Vestas и немецкий Siemens Gamesa Renewable Energy, а также российский «НоваВинд» (подразделение «Росатома»). После начала СВО иностранцы покинули российский рынок, оборвав выполнение контрактных обязательств.

«Силовые машины» на начальном этапе активно взаимодействует с китайскими партнерами, но планируют «в рамках специнвестконтракта выйти на производство полностью из отечественных материалов». Потенциальным партнером для приобретения технологии является Harbin Electric Corporation «Силовые машины» активно взаимодействуют с китайскими партнерами. Потенциальным партнером для приобретения технологии является Harbin Electric Corporation Фото: © Zhang Tao/ XinHua/ Global Look Press/ www.globallookpress.com

Оборудование с российской начинкой, но по китайской технологии

После ухода иностранных конкурентов единственной локализованной ВЭУ, выпускаемой в России, осталась установка «НоваВинда» (проект «Росатома») мощностью 2,5 мегаватта. Производство находится в Волгодонске. «НоваВинд» изначально пошел по пути выкупа технологии и ее максимальной локализации в России, сообщил директор российского ассоциации ВИЭ-генерации и электротранспорта (РАВИ, принимает участие в проекте СМ) Игорь Брызгунов. Стратегия корпорации «Росатом» заключается в том, чтобы выстроить полную производственную цепочку для своего продукта.

«Из последних шагов для полной локализации своих ВЭУ „Росатом“ принял решение возобновить производство лопастей для ветрогенераторов на заводе в Ульяновске. Так что с уровнем технологической независимости в „НоваВинде“ все хорошо, думаю, что по нормативам минпромторга приближается к 100 процентам», — сказал эксперт.

Но между производством ВЭУ мощностью 2,5 МВт и 5 МВт — технологическая пропасть. Простым увеличением размеров дело не решается, так что перед «Силовыми машинами» стоит интересная и сложная инженерная задача.

«Мы оцениваем потенциал проекта достаточно высоко. Он определенно будет успешным. Для „Силовых машин“ это не только профильная продукция, но и своеобразный вызов — создать ветрогенератор мультимегаваттного класса мощностью 5 мегаватт и более, который Россия еще не производила самостоятельно, — продолжил эксперт. — Абсолютно все компоненты ветрогенераторов могут производиться на российских предприятиях. Крупным машиностроителям надо дать простор для работы, нужно создавать линейку ветрогенераторов разной мощности».

На форуме «РОСТКИ» представитель «Силовых машин» признался, что на начальном этапе компания активно взаимодействует с китайскими партнерами, но ставит задачу «в рамках специнвестконтракта выйти в течение 2−3 лет на производство полностью из отечественных материалов». По данным нашего издания, потенциальный партнер для приобретения технологии — Harbin Electric Corporation.

В Татарстане «Силовые машины» надеются найти гарантированный сбыт у нефтяников, которые заинтересованы в усилении ESG-повестки В Татарстане «Силовые машины» надеются найти гарантированный сбыт у нефтяников, которые заинтересованы в усилении ESG-повестки Фото: ru.freepik.com

Почему именно Татарстан и кто купит татарстанские ВЭУ?

«„Силовые машины“ выбрали Татарстан по многим причинам: кредит доверия, логистика», — так глава АИР объясняет выбор республики для реализации проекта. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов также считает, что создание производства в ОЭЗ «Алабуга» может быть выгодным, потому что это развитая промышленная территория, где уже производится много разной продукции, которая может быть использована в производстве ВЭУ. Во-вторых, ОЭЗ имеет развитую инфраструктуру, хорошие транспортные пути, что облегчит строительство предприятия и вывоз готовой продукции.

Источники же нашей газеты называют другую ключевую причину — якобы в Татарстане Мордашов надеется найти гарантированный сбыт у нефтяников, которые заинтересованы в усилении ESG-повестки. Взаимодействие может быть как по свободным двусторонним договорам, так и в рамках программы ДПМ ВИЭ (договор о предоставлении мощности, стимулирует развитие генерации из возобновляемых источников энергии).

Есть нюанс: конкурс на строительство ветропарка в РТ в этом году выиграло челябинское ООО «Уралэнергосбыт» (УЭС). Якобы с ними «Силовые машины» не настроены взаимодействовать: все-таки это темная лошадка на рынке — сбытовая компания, никогда не строившая ветропарки, да и принадлежит она концерну Fortum из недружественной Финляндии. По нашей информации, «Силмаш» ведет переговоры с крупной республиканской компанией, чтобы та выкупила у УЭС выигранную квоту. Сейчас Татарстан рассчитывает финансовую модель такого сотрудничества.

Судя по стратегии развития топливно-энергетического комплекса Татарстана до 2030 года, в республике еще в 2022-м должно было быть введено 100 МВт мощностей ветрогенерации. С 2015-го кто только не заявлял о планах построить ветропарк в РТ: «Роснано», «Фортум Энергия», «Русский ветер», «НоваВинд», «КЭР-Холдинг», турецкие VTK Global и GÜRİŞ Holding.

Пожалуй, единственный проект в ветроэнергетике, который в Татарстане подходил к финишной прямой, — ветропарк итальянской Enel в Чистопольском районе. Компания планировала в РТ строительство ветропарка мощностью 71 МВт, но и эти планы были отменены из-за санкций.

По данным ветромониторинга, проведенного специалистами Казанского государственного энергетического университета, в Татарстане коммерчески целесообразно строить ВЭУ в трех районах — Спасском, Камско-Устьинском и Рыбно-Слободском, именно там имеются «коммерческие» ветры силой от 7,3 до 7,7 м/с.

Помимо Татарстана, «Силовые машины» смогут сбывать свои ВЭУ на российском рынке и в странах СНГ, поделился с нами директор российской ассоциации ВИЭ-генерации и электротранспорта (РАВИ, принимает участие в проекте СМ) Брызгунов. «На постсоветском пространстве никто [кроме России] не производит ветрогенераторы. Успешная реализация проекта в России откроет дополнительные экспортные возможности», — сказал он.

«Ветроэнергетические установки, которые начнут производить на данном предприятии, могут быть востребованы в разных регионах страны, где будут развивать возобновляемую энергетику. В первую очередь это может быть ПФО, ЮФО, СКФО, где уже работает несколько ВЭС общей мощностью 510 мегаватт. Также не исключено, что эта продукция может быть востребована в СЗФО. ВЭУ могут заинтересовать страны СНГ, государства Азии и Африки», — дал оценку Баранов.

Как и в любом секторе машиностроения, в ветроэнергетике нужны специалисты в строительстве, проектировании, наладке и эксплуатации машин Как и в любом секторе машиностроения, в ветроэнергетике нужны специалисты в строительстве, проектировании, наладке и эксплуатации машин Фото: © Ralph Deseniß/ imageBROKER.com/ Global Look Press/ www.globallookpress.com

А что с кадрами?

Еще одним вызовом при реализации проекта станет набор кадров. Как и в любом секторе машиностроения, в ветроэнергетике нужны специалисты в строительстве, проектировании, наладке и эксплуатации машин. «Нужны люди, которые умеют работать руками и головой, думают и стратегически планируют свою жизнь и жизнь своей страны, как бы возвышенно это ни звучало», — убежден глава РАВИ.

В октябре этого года в рамках Российской энергетической недели АО «Силовые машины» и Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) подписали генеральное соглашение о партнерстве. «Предприятие заинтересовано в инженерах, владеющих современным инструментарием по конструированию оборудования и проектированию систем. И, конечно же, важны знания в области энергетического оборудования, систем управления», — рассказали нам в пресс-службе вуза.

В таких областях, как газовые турбины, оборудование ВИЭ и системы накопления энергии, университет готов в кратчайшие сроки адаптировать обучающие программы и выпустить первых магистров по данным направлениям уже 2026 году. «Кроме того, сотрудничество с АО „Силовые машины“ предполагает прохождение практики нашими студентами на предприятии с дальнейшим их трудоустройством», — подытожили в КГЭУ.