1. Сегодня премьер-министр РФ Михаил Мишустин открыл первый участок трассы М12 в Татарстане длиной 72 км вместе с 81-километровым отрезком в Чувашии — с места главе правительства докладывал премьер РТ Алексей Песошин. Событие стало частью международного форума «Транспорт России», который проходит в Москве с 14 по 16 ноября (на фото). Вместе с М12 премьер-министр открыл и другие дороги по России, среди них и реконструированный мост через реку Свиягу на трассе М7. Фото с сайта правительства РФ.

  2. Открытый участок длиной 153 км начинается от развязки у города Шумерли в Чувашии и заканчивается на развязке М12 с автомобильной трассой Казань – Буинск – Ульяновск в Верхнеуслонском районе РТ, у села Егидерево, ближайший город — Иннополис. На этом участке также расположена развязка М12 с трассой Цивильск – Ульяновск рядом с городом Канашом и развязка неподалеку от татарстанского села Большие Кайбицы.

  3. Цена поездки от Шумерли до развязки с трассой Казань – Буинск – Ульяновск на легковушке составит 784 рубля. Дорога от Шумерли до Канаша обойдется в 362 рубля, Шумерля – Большие Кайбицы — 560 рублей. Проезд Канаш – Большие Кайбицы — 198 рублей, Канаш – Иннополис (развязка с дорогой Казань – Буинск – Ульяновск) — 422 рубля. Поездка от Больших Кайбиц до Иннополиса составит 224 рубля. Напомним, поездка по уже открытому отрезку дороги от Москвы до Арзамаса длиной 415,5 км составляет 2 821 рубль, или 6 рублей 78 копеек за километр. Ожидается, что цена поездки от Москвы до Казани составит 5–6 тыс. рублей.

  4. На автодороге уже заработала система взимания платы без шлагбаумов «Свободный поток». Автомобили без остановок проезжают через п-образную опору на трассе с оборудованием фиксации проезда. Заранее оплатить поездку предлагают двумя способами: купить билет в мобильном приложении госкомпании «Автодор», купить и установить на лобовое стекло электронное устройство — транспондер, которое позволяет ездить по дорогам госкомпании со скидками. Если проезд не оплачен, то в течение пяти дней поездку предлагают оплатить на сайте или в мобильном приложении «Автодора». За езду по платной дороге без оплаты автовладельцу грозит штраф до 5 тыс. рублей.

  5. Приглядимся к съездам и заездам первого отрезка в РТ. Перед нами схема движения по первой развязке М12 в Татарстане у села Большие Кайбицы. Там транспорт с М12 сможет развернуться в сторону Москвы и Казани, съехать в сторону Больших Кайбиц по пути из Москвы. Заезд на М12 с «регионалки» возможен со стороны Ульянково и Старых Чечкаб.

  6. А это вторая развязка, частично открытая в Татарстане. Пока там можно только «заскочить» на М12, двигаясь по пути из Казани и со стороны трассы М7. А также съехать с автобана в сторону Буинска, Ульяновска и Казани.

  7. На прошлой неделе госкомпания «Автодор» показала последние приготовления к открытию первого участка трассы в Татарстане. Подрядчиком на этом отрезке выступило ООО «СК „Автодор“» — дочерняя структура госкомпании.

  8. На фото уже готовый мост через реку Свиягу, который связал Кайбицкий и Апастовский районы с Верхнеуслонским. Сооружение длиной 1,3 км построили на 7 опорах высотой от 21 до 36 метров. Из-за сложного рельефа там применили технологию уравновешенного бетонирования с использованием скользящей опалубки. Это позволило сократить сроки строительства в 1,5 раза до двух лет, уменьшить количество работников, затраты на поддерживающие конструкции, электроэнергию, технику.

  9. «Это монолитный, неразрезной мост, который заливался методом коромысла: агрегаты на весу выдвигаются в разные стороны на 4 метра, натягивается арматура, и заливается бетон. Через неделю опалубку снова передвигают на 4 метра и повторяют операцию», — рассказал о тонкостях технологии заместитель генерального директора строительной компании «Автодор» Ильдар Ярулин. Заявленный срок эксплуатации моста — 50 лет.

  10. Так мост через Свиягу выглядел в июне.

  11. А это уже готовый мост через Осипов овраг, максимальная высота опор которого составляет 39 метров. На этом объекте строители также применили технологию скользящей опалубки. По словам дорожных строителей, М12 — третий объект в России, где использовали новый метод заливки.

  12. Приглядимся к асфальту. На М12 дорожный пирог и верхний слой асфальта делают по новому российскому ГОСТу, в основе которого американская технология объемно-функционального проектирования Superpave — Superior Performance Pavements. В переводе с английского — дорожное покрытие с превосходными характеристиками, сокращенно «суперасфальт». Первой дорогой, построенной в России по новому ГОСТу, считается открытая в 2020 году федеральная автомагистраль «Таврида».

  13. «Все типы асфальтобетона выполнены на полимерно-битумных вяжущих, в конструкции три слоя», — рассказывал Ярулин. Первый слой основания выполнен из асфальтобетона c зернами щебня 32 мм, затем смесь с зернами 22 мм и верхний слой, по которому поедут машины, — это щебеночно-мастичная смесь с максимальным размером зерен щебня 16 миллиметров.

  14. «Модуль упругости рассчитан. Гарантийный срок эксплуатации — 24 года», — сказал представитель СК «Автодор». Действительно, по новому ГОСТу срок службы вырос в 2 раза до 24 лет с момента строительства дороги до ближайшего капитального ремонта. До обычного ремонта должно пройти не менее 12 лет. Перечисленные требования касаются основания, а не слоя износа — верхнего покрытия дороги, который могут менять по необходимости в течение 24 лет. «Как показала практика, такой асфальтобетон прочнее, долговечнее и не вызывает колейность», — сказал Ярулин. На фото «суперасфальт» со структурной разметкой, которая предупредит задремавшего водителя о выезде за пределы полосы движения.

  15. М12 — это дорога первой категории без светофоров, пересечений с другими дорогами в одном уровне, рассчитана на движение 20 тыс. автомобилей в сутки. Только на первом этапе в Татарстане из монолитного бетона построили 35 искусственных сооружений: мостов, путепроводов, экодуков. «Здесь было поле, леса. С нуля за три года», — говорил руководитель строительства первого этапа М12 в Татарстане Дмитрий Костин (на фото). Над отрезком круглосуточно работали до 1,5 тыс. человек и 500 машин.

  16. Вдоль дороги уже появилось 4,2 тыс. опор освещения, проложено свыше 2 тыс. км инженерных коммуникаций — это электрические и оптоволоконные кабели. Вдоль дороги установили свыше 270 км забора — это защитит трассу от диких и домашних животных, подъезда автомобилей, прохода людей. Для передвижения животных в РТ предусмотрели 7 экодуков над дорогой и четыре тоннеля под дорогой.

  17. А что с придорожным сервисом? Оценить концепцию многофункциональных зон М12 «Отдохни, потом заправься» до открытия отрезка в Татарстане не удалось. К концу года на автотрассе появится 20 автозаправок вместо 32 запланированных. Из 6 многофункциональных зон в РТ вместе с открытием дороги в декабре заработает только четыре от компании «Татнефть». Еще две, дай бог, «Газпром» запустит в 2024 году.

  18. Вернемся на трассу. На фото локальные очистные сооружения. На 7-м этапе 28 таких объектов. Там собранные с дороги стоки проходят пять степеней очистки, заявляют дорожники. Следить за очистными, чистить «суперасфальт» от снега будут эксплуатирующие организации. Какие это компании? В «Автодоре» на данный вопрос не ответили.

  19. Платная дорога открыта. Как строители 7-го этапа отметят это событие? «Отдохнем, выдохнем. Все устали, была напряженная работа без остановок», — рассказал Костин.

  20. Не до отдыха пока рабочим на 8-м, последнем этапе трассы в Татарстане с мостом через Волгу — это самый длинный мост М12 и всех дорог госкомпании «Автодор». Отрезок и мост возводит ООО «Трансстроймеханизация» — «дочка» ПАО «Мостотрест» миллиардера Аркадия Ротенберга. На фото зевающий рабочий на фоне Волги.

  21. Переносимся на мост через Волгу. От первой опоры до поверхности воды 50 м, что сопоставимо с высотой 14-этажного дома. Мост длиной 3,3 км строят с опережением срока на полгода благодаря двум временным рабочим мостам и надвижке металлоконструкций с двух сторон. Два берега Волги соединили в начале августа, а теперь тут уже лежит финишный слой асфальта, устанавливают ограждения, подключают световые опоры, в «теле» пролетных строений тянут кабель.

  22. На правом берегу Волги для подхода к мосту дорожники сделали самую большую земляную выемку трассы глубиной 45 м, для чего пришлось вывезти 14 млн т грунта. Если это делать КАМАЗом с 10-кубовым кузовом, то понадобилось бы 1,4 млн ходок. Грунт использовали для насыпи дороги, многофункциональных зон, рекультивации.

  23. На фото биоматы — это геотекстильный материал с вшитыми семенами трав, которые прорастают и укрепляют корнями откосы, защищают от размыва.

  24. «Мосты такой протяженности в столь короткие сроки в России в последние годы не строили. Гарантийный срок моста, наверное, 100 лет», — сказал начальник производственной службы АО «Дороги и Мосты» Михаил Новоселов. Масса надвинутых металлоконструкций — 45 тыс. тонн. Конструкции изготавливали Зеленодольский завод им. Горького, «Курганстальмост», «Тюменьстальмост», «Мостострой-11».

  25. Работы идут и шли круглосуточно вне зависимости от времени года. В пиковый момент на объекте работали 1,2 тыс. человек и 174 машины, в том числе 13 единиц флота. Один временный мост уже разобран, ведется демонтаж второго.

  26. Отмотаем назад. Так мост выглядел в августе.

  27. А так в июне.

  28. Стоимость моста не называют. Напомним, цена строительства М12 превышает 900 млрд рублей, из которых 168 млрд рублей израсходуют на татарстанский этап.

  29. Флот еще понадобится дорожникам в 2024-м. Какие работы останутся на будущий год? Отвечать на этот вопрос «БИЗНЕС Online» представитель АО «Дороги и Мосты» не стал. Впрочем, уже открытый отрезок от Москвы до Арзамаса строители тоже доводили до ума после запуска.

  30. Первый участок М12 в Татарстане запущен. Да, пока едем только из Верхнеуслонского района до Шумерли и ждем открытия всей трассы 19 или 20 декабря, чтобы добираться от Москвы до Казани за 6 часов 30 минут. Спасибо рабочим, готовим деньги, и в добрый путь!