«Началось время закупки, стали срывать сроки поставки. Плюс цена у вас на 30 процентов поднялась», — так вице-премьер РФ Марат Хуснуллин накануне открыл в Москве форум «Общественный транспорт – 2023». Под угрозой и крупное обновление автобусов в Казани и Татарстане. Автозаводы промолчали, а представитель КАМАЗа предложил включать «требования о «российскости» во все контракты». Участники форума порадовались успехам Москвы и просили такой же финансовой поддержки для перевозчиков в регионах со словами: «Москва — это не вся Россия». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Хуснуллин: «Попрошу минпромторг жестко контролировать ценовую политику, у нас очень напряженный бюджет, деньги есть, но мы должны максимально эффективно отработать закупку транспорта»
Обещанных автобусов не будет — автозаводы не справляются
Накануне в Москве прошел форум «Общественный транспорт – 2023», на котором курирующий эту сферу вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил о срыве поставок в регионы нового общественного транспорта. Напомним, по поручению президента России Владимира Путина в этом году у автопроизводителей предполагалось закупить 9,4 тыс. новых транспортных средств, в том числе на деньги из фонда национального благосостояния. Например, Татарстан только в этом году планировал обновить свыше 400 автобусов, из которых бо́льшая часть достанется Казани.
«Уважаемые производители, все, вижу, вы в зале сидите, — сказал Хуснуллин по видеосвязи. — Мы с начала года совершенно четко заявили о том, что будем закупать технику. Должны были начать технику производить. Сейчас, когда началось время закупки, стали срывать сроки поставки. Плюс цена у вас на 30 процентов поднялась. Коллеги, я вот, пользуясь случаем, хочу обратить внимание, что завышение вами цены приведет к тому, что население получит на 20 процентов меньше запланированных транспортных средств. Поэтому попрошу минпромторг жестко контролировать ценовую политику, у нас очень напряженный бюджет, деньги есть, но мы должны максимально эффективно отработать закупку транспорта».
Вице-премьер призывал автопроизводителей делать доступные и качественные машины. «Не надо никаких излишеств, делайте самые простые автобусы. Самый простой комфортный автобус, — сказал Хуснуллин, а потом предупредил, сдвинув брови: — Если будут сорваны сроки, мы примем решение…» Какое — он говорить не стал.
«Программа долгосрочная, — продолжал Хуснуллин. — А сейчас просто пользуюсь случаем, поскольку вижу, что все производители в зале. Коллеги, возьмите на особый контроль. Деньги есть, автобусы и все, что запланировано, надо поставлять в намеченные сроки». Вице-премьер подчеркнул, что самое главное — повысить качество жизни граждан.
После выступления Хуснуллина модератор Елена Николаева, ведущая телеканала «Россия-1», взглянула на онемевший зал и сказала: «Все, наверное, хотят поаплодировать после такого выступления». Зал робко подчинился. Но хлопали недолго.
На ближайший год государство выделило на закупку транспортных средств 15 млрд рублей, а к 2030-му ежегодное финансирование дойдет до 60 миллиардов
Автопроизводители не ответили на критику
Вслед за Хуснуллиным критиковать производственников стал председатель комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. На ближайший год государство выделило на закупку транспортных средств 15 млрд рублей, а к 2030-му ежегодное финансирование дойдет до 60 млрд, сообщил депутат. Причем начали программу с 15 млрд только потому, что были уверены — производственники просто не справятся, если заказать транспорт на бо́льшие объемы денежных средств. «Не должно быть такого, что нет комплектующих», — сказал Москвичев, обращаясь к производителям.
«Если не хватает агрегатных заводов по производству каких-то деталей, мы должны с вами решить этот вопрос вот в конце 2023-го и в первом полугодии 2024-го. Если нам это надо, — обращался Москвичев к представителям автозаводов. — Если вы не способны сделать узлы и агрегаты, то давайте определимся, в какой стране мы их покупаем. И самое последнее: не нужно поднимать цены, о чем говорил Марат Шакирзянович. Нам не надо прибегать к работе федеральной антимонопольной службы. У нас с вами есть еще союзное государство — Беларусь. Будем тогда смотреть ценовую политику там на автобусы и троллейбусы. Поэтому вы должны иметь ответственность во всех этих вопросах».
Субъекты России уже обращаются за покупкой троллейбусов и автобусов в Беларусь. «Почему у Беларуси получается не срывать сроки, а у наших производителей — нет?» — задал вопрос Москвичев.
Называть заводы, которые срывают график поставок, Москвичев не стал, не захотел запугивать присутствующих и прокуратурой, но вместе с ФАС упомянул название этого ведомства. «Просто хотим, чтобы граждане России ездили на качественном пассажирском транспорте, а наши заводы способны это выпускать. И в федеральном бюджете мы на это деньги найдем», — сказал депутат.
Автопроизводителей Беларуси на форуме часто ставили в пример представителям российских автозаводов. Как и продуманные белорусские госпрограммы. В частности, прозвучало, что Россия могла бы перенять у соседа программу по замене железнодорожного подвижного состава.
Отвечать на критику автопроизводители не стали. В ходе выступлений производственники коснулись лишь самых общих вопросов. К слову, КАМАЗ на пленарном заседании форума представлял не заявленный изначально Сергей Когогин, а директор по пассажирскому транспорту Самат Саттаров, который рассказал о лидерстве компании в производстве общественного транспорта на электротяге, о поставках электробусов в Москву, Пермь, Волгоград. В ноябре троллейбусы компании поедут в Чувашию.
«Наверное, от нас, как от производителей, в первую очередь ждут увеличения производственных мощностей, развития нашего модельного ряда, развития потребительских свойств нашей техники, — сказал Саттаров и добавил, что производство должно базироваться на отечественных комплектующих: — Необходимо включение требования о „российскости“ во все контракты. Нам нужно опираться на свою промышленность».
Государство должно обеспокоиться и делами перевозчиков, отметил Цыденов. Дело в том, что цена билета формируется раз в год, а цены на топливо скачут, и эти колебания ложатся на бюджет перевозчиков
«Частный перевозчик также нуждается в поддержке»
Отдельной темой беседы стал лизинговый принцип закупки регионами и муниципалитетами нового общественного транспорта. Для этого создана Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Москвичев даже заявил, что ГТЛК должна стать единственно возможным оператором государственных программ по развитию транспорта. Но дело в том, что лизинг — это дополнительная нагрузка на местные бюджеты. Например, Москва подобной нагрузки и не заметит. А вот другие субъекты…
О невозможности для регионов каждый год брать новый кредит в банках заявил бывший замминистра транспорта РФ, а ныне глава Бурятии Алексей Цыденов. ГТЛК в этом случае хороший вариант, но нужен постоянный источник государственного финансирования.
«Я не считаю, что общественный транспорт — это задача регионов. Это общегосударственная задача, — сказал Цыденов. — И нельзя ни регионы, ни муниципалитеты оставлять один на один с текущими задачами». По словам главы республики, от развитого общественного транспорта зависит экономический и социальный уровень развития субъектов. Пример — Москва. Чем больше связей, тем быстрее и сильнее экономика. «Но Москва — это не вся Россия. Замедление развития общественного транспорта в регионах замедляет развитие России», — сказал Цыденов.
Государство должно обеспокоиться и делами перевозчиков, отметил глава Бурятии. Дело в том, что цена билета формируется раз в год, а цены на топливо скачут, и эти колебания ложатся на бюджет перевозчиков. «Частный перевозчик также нуждается в поддержке», — сказал Цыденов.
А пока именно Москва остается в стране примером по развитию системы общественного транспорта, что признал и модератор, и Хуснуллин. Вице-премьер, а в прошлом вице-мэр столицы подчеркнул, что Москва на несколько лет вперед обогнала регионы России, грамотное развитие общественного транспорта не позволило создать в городе сплошную пробку на 40% дорог — был такой прогноз. По уровню комфорта общественный транспорт приблизился к личному автомобилю. Отметил Хуснуллин и «московские диаметры» — систему линий внеуличного пассажирского железнодорожного транспорта, которая соединила столицу РФ с городами Московской области. Это спровоцировало бум жилого строительства на прилегающих к станциям территориях. «Все вложения Москвы уже за счет налогов окупились», — сказал в завершение Хуснуллин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.