Возникает ряд очевидных вопросов по ситуации. Почему Израиль не обращал внимания на действия ХАМАС? Он действительно ничего не знал о том, что у них происходит, или умышленно снизил уровень внимания? Возникает ряд очевидных вопросов по ситуации. Почему Израиль не обращал внимания на действия ХАМАС? Он действительно ничего не знал о том, что у них происходит, или умышленно снизил уровень внимания? Фото: © Str / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Война на Ближнем Востоке

Конфликт, начавшийся в Израиле, не собирается утихать. Варварское нападение ХАМАС на поселения израильтян привело к точно таким же бесчеловечным ударами Израиля по Газе, которые не прекращаются уже три недели. На это ХАМАС огрызается ударами самодельных ракет «Кассам». Как мы отметили в нашем материале, главная сложность, с которой внезапно столкнулся Израиль, — крайне низкий профессионализм вооруженных сил.

«Все удивляются, почему на танках „Меркава“ отсутствуют противодронные экраны, почему они стали такими удобными целями для атаки дронов. Как будто Израиль не знает, что сейчас характер боевых действий стал именно такой, когда беспилотники в массовом порядке используются. Есть много вопросов, почему этого не произошло. Конечно, политические круги Израиля будут разбираться с этим вопросом, почему МОССАД ничего не сделала, а ЦАХАЛ оказалась не готова, но эта неготовность стала очевидна не только движению „ХАМАС“, но и всему миру», — прокомментировал ситуацию в интервью с «БИЗНЕС Online» военный эксперт Алексей Леонков.

Вместе с тем возникает ряд очевидных вопросов по ситуации. Почему Израиль не обращал внимания на действия ХАМАС? Он действительно ничего не знал о том, что у них происходит, или умышленно снизил уровень внимания? Почему небольшая граница с сектором Газа имела из рук вон плохое обеспечение в личном составе? Кто и где подготовил боевиков? Догадывались ли западные кураторы, что в Киеве разворовывают переданное оружие и продают всем желающим? Самый главный вопрос: кому выгодны боевые действия на Ближнем Востоке?

Попробуем рассмотреть их все.

Жительница Тель-Авива во время митинга у здания Министерства обороны Израиля с требованием освободить заложников, захваченных группировкой ХАМАС Жительница Тель-Авива во время митинга у здания министерства обороны Израиля с требованием освободить заложников, захваченных группировкой ХАМАС Фото: © Стрингер, РИА «Новости»

Слабость израильской армии

Тут, с одной стороны, все достаточно просто — Израиль с 1967 года ни разу не воевал с противником сопоставимого масштаба. Как следствие, вооруженные силы начиная с 1980–1990-х постепенно стагнировали, т. к. боевые действия, в которых Израиль участвовал, превращались в избиение плохо вооруженных повстанцев самым современным оружием. У противника, как правило, не было танков, авиации, артиллерии, колесной бронированной техники. Действия ЦАХАЛ больше напоминали операции «бронетанковой» полиции при поддержке авиации. Как следствие, выделять дополнительные средства для развития военной мысли израильскому руководству не казалось целесообразным.

Последняя относительно крупная военная операция прошла в 2006 году в Ливане. Тогда Израиль по формальным признакам победил, однако звоночек уже был дан — несмотря на тотальное превосходство, победить «нокаутом» не удалось. «Хезболла», поддерживаемая Ираном, смогла достаточно успешно огрызаться на атаки. В ходе наступления Израилю удалось продвинуться на 15–20 км, выйдя к реке Литании. Перебив больше тысячи человек, из которых бойцами «Хезболлы» было несколько сотен, Израиль не сделал необходимых выводов, посчитав, что такой победы ему достаточно.

Как следствие, Израиль не отреагировал на украинскую кампанию, где догмы, изложенные военными специалистами предыдущих десятилетий, безжалостно сжигались практиками военной науки. Оказалось, что больше пехота не может ходить плотными группами, что танкам нужны защитные «мангалы», боеприпасы для артиллерии нельзя хранить в открытом месте и в большом количестве. Фактически к началу очередного противостояния ЦАХАЛ вышла в формате мирного времени.

Вместе с тем это никак не объясняет ту расслабленность, которую проявили израильские военные, стоящие на страже границы с сектором Газы. И вот тут обильное поле для догадок. Во-первых, как показало развитие событий, Израиль стремительно перешел от пожеланий разбить боевиков и освободить заложников к тезисам, скорее характерным для гитлеровской Германии. Т. е. высшее израильское руководство, а также медийные персоны начали прямо требовать физической ликвидации арабского населения, невзирая на его неучастие в рейде ХАМАС. Предложения уйти из Газы куда-нибудь, пока авиация Израиля начнет ее сравнивать с землей, по сути, означали исход 2,5-миллионного населения в ближайший Египет или беженцами в Европу.

Предложения уйти из Газы куда-нибудь, пока авиация Израиля начнет ее сравнивать с землей, по сути, означали исход 2,5-миллионного населения в ближайший Египет или беженцами в Европу Предложения уйти из Газы куда-нибудь, пока авиация Израиля начнет ее сравнивать с землей, по сути, означали исход 2,5-миллионного населения в ближайший Египет или беженцами в Европу Фото: © Mohammed Talatene / dpa / www.globallookpress.com

«За годы выросли поколения, которые называют людей, которые окружают их, не людьми, а зверями. В соцсетях приводились высказывания израильских военных, которые считали жителей сектора вовсе не людьми. Абсолютное расчеловечивание — этому есть множество причин, но факты налицо. Было очень много свидетельств „случайной“ стрельбы по людям, например, перепутали подростков с боевиками. Много историй, о которых рассказывали в основном арабские СМИ. Это произошло не сразу, а постепенно. Люди поменяли свою идеологию», — уточняет Леонков.

То есть можно допустить, что если нижние чины, стоящие на охране границы, действительно ничего не знали, то в руководстве страны как минимум догадывались. «Любой, кто хочет помешать созданию Палестинского государства, должен оказать поддержку ХАМАС и переводить ему деньги», — заявил Биньямин Нетаньяху членам кнессета от своей партии «Ликуд» в марте 2019 года. С этой позиции ХАМАС выступает неким жупелом, который дает моральные обоснования израильскому руководству проводить ту же национальную политику в отношении арабского населения. Однако это не делает картину полной.

Разумеется, ценой больших жертв, но игра вполне может стоить свеч Разумеется, ценой больших жертв, но игра вполне может стоить свеч Фото: © Ilia Yefimovich / dpa / www.globallookpress.com

Кураторы

После рейда ХАМАС большинство специалистов отметили высокий уровень подготовки нападавших. У них было достаточно оружия, они обладали средствами связи, умели ее шифровать, в том числе нетривиальными средствами. Так, например, в переговорах использовались устройства Huawei, которые недоступны для дешифровки западных операторов связи. Вместе с тем по другим устройствам нарочно пускалась информация о том, что никаких подготовительных действий не происходит.

Более того, с 2011 по 2018 год ХАМАС фактически сотрудничало с боевиками ДАИШ*, а значит, имело выходы на американских кураторов, которые изначально вели эту группировку. «Центр управления беспилотников ХАМАС — это высокотехнологичный центр, работа, которая демонстрировалась, показывает, что там специалисты сидят. Они, возможно, даже участники боевых действий. Я не исключаю, что среди группировок ХАМАС есть те, кто принимал активное участие в боевых действиях на территории Сирии с 2011 по 2018 год в составе тех группировок, которые присягнули на верность ДАИШ*», — комментирует Леонков.

Не секрет, что боевики этой организации встречались с американскими конгрессменами, а также проходили обучение на базах в Турции. Несмотря на то что к концу прошлого десятилетия, поняв, откуда дует ветер, ХАМАС официально «открестилось» от ДАИШ*, контакты остались. Более того, известно, что боевиков этой организации во время проведения операции в Сирии лечил Израиль на своей территории. ЦАХАЛ же наносила удары по позициям официальных сирийских войск. Так вот, учитывая масштабность операции, проведенной 7 октября, можно предположить, что ХАМАС где-то обучалось слаживанию.

Вряд ли они рискнули проводить это непосредственно в секторе Газа, а значит, их куда-то вывозили. Вряд ли это был ближайший Египет, где ХАМАС официально считается террористической организацией. Скорее всего, это проходило не на базах НАТО в Европе — было бы слишком заметно. А вот затеряться в Турции и на контролируемой США части Сирии вполне могли. Но какая выгода для США и Турции обучать боевиков?

В случае с США все достаточно прозаично. «Арабская весна» — это проект администрации Барака Обамы, который всколыхнул Ближний Восток и наполнил Европу беженцами. Как следствие, общая нестабильность, которая способна автоматом перенестись на прилегающие страны, может быть полезна в геополитическом разрезе. Формирующийся пожар на востоке Европы, в странах, являющихся мировыми экспортерами нефти, с одной стороны, может резко поднять цены на черное золото, а с другой — повернуть финансовые потоки обратно в Америку. Кроме того, это еще и дополнительные военные контракты для компаний, чьи лоббисты представлены в сенате.

Вероятно, США полагают, что, внеся смуту в регион, они общими силами с Израилем и союзниками по НАТО смогут удержать «непотопляемый авианосец» в центре арабского мира. Разумеется, ценой больших жертв, но игра вполне может стоить свеч.

Турция в лице президента Реджепа Тайипа Эрдогана видит себя лидером мусульманского мира, а значит, имеет некие планы и на эту часть Ближнего Востока. Ослабление других арабских стран с амплуа защитника слабых было бы крайне выгодно Эрдогану, в том числе для продвижения своей идеи о Великом Туране — большом государстве тюрок от Средиземного моря и до сибирских лесов.

Стратегия, выработанная Ираном, кроется, грубо говоря, в том, чтобы выигрывать не воюя Стратегия, выработанная Ираном, кроется, грубо говоря, в том, чтобы выигрывать не воюя Фото: © Iranian Army Office / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Иран

Еще одна версия: все это запланировано Ираном — давним противником США и Израиля. С одной стороны, Тегеран действительно курирует «Хезболлу», сражается на стороне Башара Асада в Сирии и получил большое количество неприятных уколов от Израиля и США, в том числе убийство в аэропорту в Багдаде в 2020 году Касема Сулеймани. Действительно, Тегерану было бы крайне соблазнительно нанести ответный «визит вежливости», тем более чужими руками.

Стратегия, выработанная Ираном, кроется, грубо говоря, в том, чтобы выигрывать не воюя. Как следствие, Тегеран демонстративно уклонялся и уклоняется от сценариев, которые приведут к его прямому участию в войне. Целью Ирана является ослабление своих прямых врагов — США, Израиля, Саудовской Аравии — через свои прокси-объединения, в том числе с помощью «Хезболлы», «Ансараллаха», «Хашд-Шааби», «Катаиб Хезболлы» и пр. Однако в случае с Газой ситуация могла бы зайти слишком далеко, а подогнанные к берегам Израиля авианосные группы смогли бы нанести ощутимый урон Исламской Республике. Разумеется, Иран с интересом воспользуется полученной ситуацией, но вряд ли он ее готовил сам.

Выгоду от конфликта попробуют получить все его участники, даже те, кого просто поставили перед фактом Выгоду от конфликта попробуют получить все его участники, даже те, кого просто поставили перед фактом Фото: © Mohammed Abu Elsebah / dpa / www.globallookpress.com

Реальность

В реальности, скорее всего, все вышеназванные факторы в разной степени были задействованы вместе. Как писал классик современной русской литературы Виктор Пелевин, «миром правит не тайная ложа, а явная лажа». Скорее всего, тут и недосмотр расслабившегося Израиля, и работы подопечных Вашингтона и Анкары, и дремучая злоба палестинцев, и своевременная поддержка «Хезболлы».

Также выгоду от конфликта попробуют получить все его участники, даже те, кого просто поставили перед фактом. Арабские страны, прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ, попробуют сыграть на арабском национализме. Эрдоган выступит сильным и независимым лидером, бросающим вызов западным странам, Израиль хоть в малой толике попробует решить арабский вопрос, США — поджечь «Воронью слободку». Даже Владимир Зеленский попытался попиариться на конфликте, правда, ему не разрешили приехать, пока все не осядет.

Определенную выгоду из этого конфликта имеет и Россия. ХАМАС, как стало известно, получало оружие с Украины, а это значит, что оно не было использовано под Работино или Купянском. Израильские боевики, воюющие на стороне киевского режима, также покидают Украину, что пусть и незначительно, но ослабляет боевой потенциал ВСУ. Кроме того, США и Запад будут вынуждены перенаправить как минимум часть военных и финансовых ресурсов для Тель-Авива. В случае если конфликт разрастется, поставки ресурсов потребуются соответствующие, а это может создать для Киева нерешаемые проблемы. И самое циничное — каждый убитый солдат ЦАХАЛ не сможет поехать на Украину воевать против Российской армии.