Юрий Светов: «Сейчас, возможно, я ошибаюсь, но арабский мир любит символизм. Не было ли это все приурочено к 50-летию войны Судного дня?» Юрий Светов: «Сейчас, возможно, я ошибаюсь, но арабский мир любит символизм. Не было ли это все приурочено к 50-летию Войны Судного дня?» Фото: © Александр Натрускин, РИА «Новости»

«То, что произошло, — это отражение внутреннего конфликта, который продолжается в Израиле уже пару лет»

— Юрий Ильич, что стало толчком для столь неожиданной и масштабной атаки ХАМАС на Израиль?

Я не думаю, что она была неожиданной, поскольку уже с мая прослеживалось обострение обстановки в этом регионе. Шли ракетные атаки со стороны ХАМАС и ответные удары авиации Израиля по сектору Газа. В сентябре также было очередное обострение.

Сейчас, возможно, я ошибаюсь, но арабский мир любит символизм. Не было ли это все приурочено к 50-летию Войны Судного дня? В той войне у арабов сначала были серьезные успехи и они имели шансы победить Израиль, но потом вмешались Соединенные Штаты. При их поддержке оружием и боеприпасами еврейское государство взяло верх. Израиль победил. Та война символична в том плане, что после нее в арабском мире начались разногласия, появились течения, ратующие за примирение и мирное сосуществование с Израилем. Как выражаются, из единого антисионистского фронта начали выпадать разные государства, Египет — одна из главных стран этого фронта, Иордания и так далее. Возможно, в этом символизм заключается. Это первое.

И второе. Я не исключаю, что поскольку ХАМАС пользуется активной и всеобъемлющей поддержкой Ирана, то последний мог побудить их к этому шагу, учитывая, что сейчас усилился нажим на Тегеран со стороны американцев, Европа заявляет о готовности выйти из иранской ядерной сделки. Знаете, у меня есть такое ощущение, что, как и на Украине, ее союзники готовы воевать с Россией до последнего украинца, возможно, те, кто стоит за ХАМАС и другими группировками, готовы воевать до последнего палестинца. Руководство Ирана уже выразило поддержку действиям ХАМАС и сказало, что будет помогать им в их борьбе. Поэтому вполне возможно, что игроки, которые находятся за пределами региона, во всем этом участвуют или могут поучаствовать. Биньямин Нетаньяху позвонил Джо Байдену и сказал, что Израиль готов к мощной, победоносной войне. Американский президент выразил ему в этом всяческую поддержку. Вслед за этим Пентагон устами Ллойда Остина пообещал сделать все, чтобы обеспечить Израиль оружием. Пока такой расклад.

— Но на данный момент, несмотря на удары по палестинским территориям, армии обороны Израиля не удается взять ситуацию под полный контроль на земле. Значит, Израиль был застигнут врасплох и не может отойти от шока. Получается, он не ждал нападения и расслабился?

— Говоря о неожиданности и застигнутости врасплох, давайте вспомним, что цель ХАМАС — это уничтожение Израиля. «Сбросим Израиль в море и создадим на этом месте, на всей территории Палестины и Израиля, исламское государство» — это их лозунг. Цель Ирана та же самая — Израилю нет места на земном шаре. Поэтому что здесь неожиданного?

Светов Юрий Ильич — политолог и журналист. Член правления союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родился 10 декабря 1943 года в Москве.

Окончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института им. Калинина, аспирантуру при Физико-техническом институте им. Иоффе АН СССР, Высшую партийную школу.

Работал старшим инженером-дозиметристом Адмиралтейского объединения, заведующим отделом Октябрьского РК КПСС.

Избирался депутатом Октябрьского райсовета.

С 1986 года — старший научный сотрудник Института проблем машиноведения АН СССР (РАН).

Возглавлял петербургские корпункты и представительства московских газет и журналов. Вице-президент гильдии собкоров Санкт-Петербурга.

Член Санкт-Петербургского Английского собрания.

Лауреат профессионального конкурса журналистского мастерства «Золотое перо». Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры. Удостоен благодарности Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

— Буквально в первые часы начала конфликта президент Палестины и президент Израиля заявляют о праве своих стран и народов на защиту. Кто прав, а кто лукавит? Кто из них защищается?

— Обе стороны и правы, и лукавят. В данном случае первым на Израиль напало ХАМАС. Представители Палестины говорят о том, что Израиль готовился к этому и вот-вот осуществил бы свое вторжение, потому они это сделали.

Кроме того, давайте скажем так: Израиль — это единое государство, а в Палестине нет такого единства. Хотя партия ХАМАС там и находится у руля с 2007 года, тем не менее всей полнотой власти она не обладает. Там есть военизированная организация и политическая партия ФАТХ, которой когда-то руководил Ясир Арафат, там есть президент Махмуд Аббас, который собирался вот-вот приехать в Москву, и так далее. Это все разные силы и разные взгляды. Часть палестинцев предпочли бы мирные отношения с Израилем и возможность работать там, то есть использовать те возможности, которые есть. Но существует и военное крыло, которое выступает за радикальные решения и разрешение напряженности военным путем, что они и делают. Но в такого рода конфликтах очень трудно делать однозначные выводы.

Покойный Евгений Пригожин, как я понимаю, спонсировал фильм «Лучшие в аду», на премьеру которого я был приглашен. Там не говорится напрямую, что воюют русские и украинцы, но это прослеживается. Так вот, устами героев фильма говорится, что вся проблема в том, что они такие же, как мы, а с другой стороны, говорится, что проблема в том, что мы такие, как они, то есть очень близкие народы, хорошо знающие друг друга. Арабы и израильтяне ведь тоже из одной семитской группы и также родственные народы, а конфликт такой ожесточенный. У нас с украинцами хотя бы религия одна, и то разводят, а там еще и религии разные. Тяжесть данного конфликта в этом и кроется, что он тянется долгие годы, а выхода не видно. И израильтяне говорят, что у них есть право на эту землю, и арабы говорят о своих правах на эту территорию, что они тоже живут здесь веками. Потому тут имеет место очень туго и замысловато запутанный клубок. Судя по заявлениям Нетаньяху, у него есть соблазн разрешить эту ситуацию военным путем, как сделал Ильхам Алиев с Карабахом.

— Конфликт развивается стремительно. Боевики захватили израильскую военную базу в поселке Керим-Шалом и приграничный КПП «Эрез». В их руках оказались БМП M113, тяжелые БМП Namer и танки Merkava IV. Ливанский телеканал Al Mayadeen подтвердил информацию о том, что палестинцы взяли в плен несколько десятков израильских солдат и офицеров, а боевики ХАМАС утверждают, что захватили в плен даже израильского генерала Нимрода Алони, который до августа 2022 года командовал дивизией в районе Газы. В ходе столкновений также убиты несколько высокопоставленных израильских офицеров и чиновников, среди которых глава региона Шаар ха-Негев. Пострадали уже около 2 тысяч израильтян, 750 числятся без вести пропавшими. Почему так получилось? Знаменитая на весь мир израильская разведка проспала палестинский блицкриг? Или в чем дело?

Да, меня это тоже порядком удивило. Действительно, похоже прозевала разведка. Но справедливости ради давайте самокритично скажем: мы в достаточной мере трезво оценили силу и возможности украинской армии, когда начинали спецоперацию? Мы ждали, что нас там встретят с хлебом и солью, а нас встретила отмобилизованная, мотивированная и хорошо вооруженная армия. По-видимому, израильтяне тоже это прозевали.

Кроме того, выскажу свое личное мнение: то, что произошло, — это отражение внутреннего конфликта, который продолжается в Израиле уже пару лет. Связан он с судебной реформой. В этот конфликт втянуты широкие слои израильского общества, в том числе как-то и военные. Похоже, что увлечение внутренней борьбой несколько ослабило внимание к угрозам с внешней стороны. Израильтяне как-то положились на свою систему «Железный купол», на то, что палестинские ракеты они почти на 100 процентов сбивают, а вот наземную атаку такого уровня прозевали.

Можно сказать, что ситуация схожа с Украиной, поскольку неожиданно для всех выяснилось, что боевые действия ведутся по тем же принципам, как это было в Первую мировую войну. Хотя до этого практически все ведущие военные аналитики мира считали, что войны XXI века будут вестись как-то совершенно по-новому.

«Сбросим Израиль в море и создадим на этом месте, на всей территории Палестины и Израиля исламское государство» — это их лозунг. Цель Ирана та же самая — Израилю нет места на земном шаре» «Сбросим Израиль в море и создадим на этом месте, на всей территории Палестины и Израиля, исламское государство» — это их лозунг. Цель Ирана та же самая — Израилю нет места на земном шаре» Фото: Ali Hamad/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Для России Израиль в качестве дружественной или просто нейтральной страны важнее, простите меня, любого ХАМАС»

— Появились утверждения о том, что палестинцы могли применить по Израилю западное оружие, переданное Киеву и попавшее через черный рынок к арабам.

— Вполне возможно, что еще до начала специальной военной операции Украина, нарушая запреты, продавала оружие в зоны военных конфликтов. Это запрещено, но тем не менее торговля такого рода шла. Украине ведь достались поистине огромные запасы Советской армии, и они их распродавали. Тем же самым занималась Болгария, у которой от Советского Союза был патент на производство автоматов Калашникова или снарядов. Они все это делали и продавали туда. Украинцы себе этим голову не заморачивали, кому и что достанется. Покупают — продаем. И сейчас, возможно, туда что-то с Украины утекает. Но я не думаю, что это западное оружие. Боевики ХАМАС не великие специалисты в инженерных делах, а западное оружие сложнее и, если угодно, нежнее советского. В чем была сила советского оружия, того же советского автомата? Грязь, не грязь — поднял и стреляешь. И они все предпочитали автоматы Калашникова, советские РПГ, пушки и так далее. Поэтому такого плана оружие вполне там может быть с Украины.

— А если западное оружие там все-таки проявится, то каковы могут быть последствия для Украины? Это как-то отразится на его поставках?

— Ни в коем случае. Мы какими-то иллюзиями живем. Думаем, что вот из-за этого им не дадут, из-за чего-то другого. Не надо обольщаться! Дадут! Все дадут. Я уже не один раз убеждался и говорю всегда, как только завели разговор о танках Abrams, то значит, эти танки там уже есть. Так было с Leopard, с Challenger. Их сначала поставляют туда, а уже потом начинаются разговоры о поставках. И ракеты так же поставляются. Это не остановит. Там просто скажут: «У нас другого народа, готового умирать в интересах Америки и выполняя ее задачи, пока нет. Да, они вороватые, а что делать? Компенсируем их левые сделки. Поставим еще оружия». Не будет приостановки поставок!

Американцы — купцы. Они считают плюсы и минусы. Пока они полагают, что плюсы для Америки из-за специальной военной операции превышают минусы, поэтому воюют. Как только посчитают, что убытки начали расти, а дохода нет, прекратят. Так было в Афганистане. Вы подумайте, на какую сумму они бросили там техники, вооружения, всевозможной амуниции, снаряжения и другого имущества. На миллиарды! Построенные базы, инфраструктуру. Они посчитали, что вывозить это все будет дороже, чем просто бросить и списать. Другое произведем. Мы эту торгашескую психологию порой не понимаем. Мы все через призму высоких материй склонны воспринимать и говорить.

— Аналитики уже вовсю заявляют, что эту войну долго и терпеливо готовил Иран, чтобы отомстить евреям за все обиды, среди которых и убийство в 2020 году ведущего физика-атомщика Мохсена Фахризаде, и высокопоставленных офицеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР). И якобы дроны, уничтожившие самый защищенный танк в мире Merkava IV, тому подтверждение.

— Есть и более свежие примеры. Скажем, перехват корабля, на котором иранцы везли миллион патронов в Йемен. Американцы их забрали и сказали, что отдают их Украине. За это тоже вполне могли отомстить.

— Западники и проукраинские ресурсы также пытаются приплести сюда Россию. В частности, в октябре прошлого года в Иране неизвестными были убиты два генерала КСИР Джавад Киха и Мехди Моллашахи, которые имели отношение к поставкам дронов в Россию. И Иран, и РФ это якобы учли. Пишут также, что Израиль сильно вредит России и Ирану в Сирии. 19 сентября нынешнего года российская делегация во главе с Сергеем Шойгу прибыла в Тегеран для переговоров с тамошним военным руководством. Западники пишут, что, возможно, в ходе этого визита обсуждалось нечто похожее на варианты ответных действий. Как вы относитесь к таким предположениям?

— Это все высосано из пальца. Я, конечно, не знаю, о чем говорили наши военные и представители специальных ведомств с иранцами, но, очевидно, был другой предмет для разговоров. Почему Шойгу туда полетел? Что началось не где-то далеко на Востоке, а рядом под нашим боком? Завершение карабахской трагедии. Вот что было в эти дни. Поскольку на стороне Азербайджана выступает Турция, Иран очень настороженно относится к их возможному совместному усилению.

— Почему?

— Потому что 40 процентов населения Ирана — азербайджанцы. Есть провинция Иранский Азербайджан. Их эта тема очень волнует. Не получится ли так, что дальше Азербайджан при поддержке Турции двинется присоединять эти земли? Потому на встрече обсуждались вопросы Армении и Азербайджана, близкие обоим нашим государствам, а не какие-то мифические договоренности против Израиля. Это первое.

И второе, мы с Израилем конфликтовать не будем! Заметьте, мы не признали ХАМАС террористической организацией. Почему? Потому что ХАМАС не оперирует на нашей территории. Но при этом мы публично раз за разом осуждаем методы, которыми ХАМАС действует против Израиля. Для России Израиль в качестве дружественной или просто нейтральной страны важнее, простите меня, любого ХАМАС.

«40% населения Ирана — азербайджанцы. Есть провинция Иранский Азербайджан. Их эта тема очень волнует. Не получится ли так, что дальше Азербайджан при поддержке Турции двинется присоединять эти земли?» «40 процентов населения Ирана — азербайджанцы. Есть провинция Иранский Азербайджан. Их эта тема очень волнует. Не получится ли так, что дальше Азербайджан при поддержке Турции двинется присоединять эти земли?» Фото: Abed Rahim Khatib/dpa / www.globallookpress.com

«Если Израиль начнет воевать, то он будет воевать серьезно»

— Если мы абстрагируемся от российского участия, то чисто геополитически, геостратегически эта война для нашей страны выгодна или вредна, если она будет развиваться?

Там гибнут люди, поэтому говорить «выгодно или невыгодно» не совсем этично, но в каких-то доводах, в полемике  да. Когда Россия отстаивает свою безопасность, то это плохо, а когда так делает Израиль, то хорошо? Наши релоканты под каким лозунгом уехали в Израиль? «Мы не хотим жить в стране, которая воюет со своими соседями». Это и тогда звучало смешно, а сейчас-то как с этим быть? Мне очень хочется, чтобы и наших релокантов, у которых есть израильский паспорт, тоже призвали в армию, коль скоро там объявлен подъем резервистов. Не захотели защищать Россию, где родились, будьте добры защищать Израиль, гражданами которого стали.

— Да, например, того же господина Максима Галкина*. Он же сын советского генерал-полковника. Хотя уже через несколько часов после начала ударов ХАМАС СМИ сообщили, что его вместе с Аллой Пугачевой видели в аэропорту имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве.

— Это все крайне любопытно, как они себя поведут и уже, судя по всему, начали вести. Но у нас, кроме Галкина*, есть и другие бравые и смелые люди. Повоюют ли они за свою новую родину? Эту родину они бросили. Обрели новую. Посмотрим, как они будут защищать ее. Те-то граждане Израиля, мужчины, женщины, всегда готовы к защите своей страны. А эти?

— На заседании кабинета министров Израиля было принято решение о проведении наземной операции на территории сектора Газа. На это тут же отреагировала ливанская «Хезболла», пообещав открыть второй фронт, если вдруг армия обороны Израиля все же начнет наземную операцию в секторе Газа. Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация?

— Это вполне возможно, но закончится тем, что Израиль и на них обрушит всю мощь своих ударов. Не стоит забывать, что в свое время израильтяне и в Ливане повоевали. Знаменитые лагеря палестинских беженцев, которые там были, израильтяне разгромили. Даже часть Ливана была оккупирована Израилем. Поэтому они и глазом не моргнут, если понадобится, ракетные удары туда нанесут. Давайте не будем забывать, как израильские истребители этим летом несколько раз атаковали Сирию — и Дамаск, и аэродромы. Дотянутся и до Ливана. Если Израиль начнет воевать, то он будет воевать серьезно.

— Вы уже упомянули Ллойда Остина и его ведомство, которое намерено оказать всестороннюю поддержку Израилю, но и арабы, в свою очередь, выражают готовность поддержать палестинцев. Кадры горящих израильских боевых машин и городов вызывают бурю восторга в самых разных странах арабского Востока. Нет ли вероятности, что конфликт может разрастись и в него в разной степени включатся третьи страны?

— В отношении других я сильно сомневаюсь. Никто как страна не полезет. Давайте не будем забывать, какие противоречия существуют между Ираном и другими арабскими странами. Поэтому государства не полезут, а вот стимулировать, чтобы туда поехали добровольцы, как в свое время они ехали в Афганистан воевать с советскими войсками, возможно, будут. Здесь выгода заключается еще и в том, что в этих странах огромное количество молодежи, которая не имеет работы и выступает в роли мощной недовольной силы, а так есть возможность сбросить их на войну и ослабить давление внутри своих стран. Я не верю, что хоть одно государство Ближнего Востока ввяжется в эту историю. Осуждать Израиль и его сторонников будут, поддерживать палестинцев и добровольцев — тоже, оружие тайно могут поставлять, денег, может, дадут, но сами не влезут. Они будут вести себя так же, как ведут себя в данный момент страны – члены НАТО и американцы: «Да, мы помогаем Украине, но ни один европеец и американец, посланный государством, не должен там погибнуть».

— И последний вопрос: чем может закончиться этот конфликт и каковы будут его последствия?

— Я думаю, здесь два варианта. Первый — закончится, как всегда: повоюют, побьют горшки и опять заключат какое-то перемирие, которое на некоторое время переведет конфликт в холодную, несиловую стадию.

И второй: я не исключаю решимости Нетаньяху завершить конфликт так, как сделал Алиев в Нагорном Карабахе. То есть занять всю территорию палестинской автономии, захватить лидеров ХАМАС, уничтожить их и закрыть вопрос раз и навсегда. Они же в 2004 году уничтожили шейха Ясина. Он хоть и был инвалидом, но являлся признанным авторитетом и духовным лидером ХАМАС. Израильтяне убили его, убили второго его заместителя и на какое-то время обезглавили это движение. Сейчас тоже могут быть какие-то шаги в таком направлении. Я совершенно не исключаю, что для Нетаньяху, над которым висит куча уголовных дел, у которого серьезные проблемы внутри возглавляемой им коалиции и в отношениях с улицей, продолжающей протестовать против судебной реформы, победоносная война будет выходом из этих неприятных и опасных положений. Если он победит, то все это спишется.