«Работаем с Градостроительным кодексом, который по количеству изменений ежегодно соревнуется с Земельным. За этим надо успевать, разбираться и претворять в жизнь», — открыл обсуждение на казанском международном форуме мэр Казани Ильсур Метшин «Работаем с Градостроительным кодексом, который по количеству изменений ежегодно соревнуется с Земельным. За этим надо успевать, разбираться и претворять в жизнь», — открыл обсуждение на Казанском международном форуме мэр столицы РТ Ильсур Метшин Фото: kzn.ru

«Достижения обусловлены пока эффективностью не системы, а скорее штабной, экстремальной штурмовой работы»

Накануне на Казанском международном форуме, где, похоже, собрался весь юридический бомонд страны, в центре внимания оказалась и сфера строительства. В числе главных тем — государственная экспертиза, застройка исторических поселений, упрощение градостроительных процедур и другие вопросы отрасли, требующие законодательных корректировок.

«Работаем с Градостроительным кодексом, который по количеству изменений ежегодно соревнуется с Земельным, — открыл обсуждение мэр Казани Ильсур Метшин. — За этим надо успевать, разбираться и претворять в жизнь».

О двух главных революционных изменениях следом рассказал начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов. Перемены касаются:

  1. Технического регулирования. Сегодня нормы делятся на обязательные и добровольные. Новая модель предлагает совокупность добровольных строительных норм и уход от жесткого административного регулирования. Ответственность предлагают переложить на главных архитекторов и главных инженеров. Но для этого надо ощутимо поменять подготовку кадров.
  2. Ценообразования.

«Если говорить об объемах строительства, то динамика положительная, — говорил Манылов. — Если говорить об эффективности управления, то эти задачи и достижения обусловлены пока эффективностью не системы, а скорее штабной, экстремальной штурмовой работы подрядчиков, органов надзора, управленцев».

«Если говорить об объемах строительства, то динамика положительная» «Если говорить об объемах строительства, то динамика положительная» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Строительство сопровождает 8-месячный ад»

Казань уже оптимизирует градостроительные процедуры на муниципальном уровне. Создана геоинформационная система, запущен электронный документооборот с заявителями, оцифрованы проекты планировок территорий. Так, выдача градостроительного плана земельного участка сократилась с 70 до 14 дней, технических условий — с 60 до 16 дней.

«Задача — максимально уйти от бумажного носителя, сократить сроки рассмотрения. Продолжаем работу. Это индикатор эффективности наших руководителей», — сказал Метшин.

Ускоряет процессы и комитет РТ по охране объектов культурного наследия. Например, рассмотрение археологических экспертиз сократилось в 3 раза до 15 рабочих дней. Но трудности остаются на других этапах. Например, археолог начинает работать только в конце мая, при этом таких исследователей в стране около 100.

«Строительство сопровождает 8-месячный ад», — так описал происходящее глава госкомитета Иван Гущин.

На обязательную археологическую историко-культурную экспертизу отправляют каждый новый объект. «А зачем отправлять все?» — задавался вопросом Гущин. Такой же вопрос беспокоит и минстрой РФ. Нужен новый порядок.

«Тут как в медицине: „Не навреди“. Да, надо четко регламентировать, но разум должен быть», — рассуждал об административном регулировании Метшин, вспомнив о том, как на осмотренном недавно объекте элементом охраны является гнилая стена из дранки.

В этом году в Татарстане сдали 11 новых школ стоимостью 17 млрд рублей В этом году в Татарстане сдали 11 новых школ стоимостью 17 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан сократит расходы на строительство новых школ, а потом и других соцобъектов

Пока на осенних архитектурных «Диалогах» размышляли об облике и внутренних пространствах школ, в IT-парке объявили о планах сократить расходы на строительство новых школ за счет уменьшения площади.

«Казанцы у нас избалованы эстетикой»: как в столице РТ искали идеальный храм знаний

«Проанализировали санитарные и строительные нормативы и поняли, что есть резервы, — сказал замминистра строительства РТ Владимир Кудряшев. — Сокращая площадь, уменьшаем затраты на инженерное и технологическое оборудование. Внедрять, возможно, будем уже со следующего года».

Сегодня площадь новой школы на 1,5 тыс. человек составляет 28 тыс. кв. метров. Для сравнения Кудряшев озвучил площадь челнинской школы на 1,5 тыс. человек с бассейном, построенной в 1985 году, — 18,5 тыс. кв. метров. 

В этом году в Татарстане сдали 11 новых школ стоимостью 17 млрд рублей. Например, одна школа на 1,2 тыс. учеников стоит 2,4 млрд рублей, а школа на 1,5 тыс. мест — 2,7 млрд рублей. Цена появления места в школе колеблется от 1,8 млн до 2 млн рублей.

«Это нагрузка в большей степени на региональный бюджет, — сказал Кудряшев. — Можем подходить гибче, сократить площади школ и далее других социальных объектов».

Новым типовым проектом занимается рабочая группа, в которую вошли представители татарстанского Роспотребнадзора, минобрнауки, Главгосэкспертизы и «Татинвестгражданпроекта». Первые наброски новых упрощенных проектов появятся через месяц.

«Не в ущерб образовательному процессу, — подчеркнул подход в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Кудряшев. — Например, сделать меньше актовый или спортивный залы, рекреации. Это сегодня проводится на федеральном уровне. Работу ведет Федеральный центр строительства. Для чего это делаем со своей стороны? Чтобы подготовить новые типовые проекты, проанализировать ситуацию».

Одна школа на 1,2 тыс. учеников стоит 2,4 млрд рублей, а школа на 1,5 тыс. мест — 2,7 млрд рублей. Цена появления места в школе колеблется от 1,8 до 2 млн рублей Одна школа на 1,2 тыс. учеников стоит 2,4 млрд рублей, а школа на 1,5 тыс. мест — 2,7 млрд рублей. Цена появления места в школе колеблется от 1,8 млн до 2 млн рублей Фото: kzn.ru

Где еще искать деньги на школы?

Активно бороться с переизбытком нормативов и, как следствие, школами, детсадами для «великанов» (а иначе для кого нормативы требуют широченных коридоров, гигантских залов и рекреаций?) начали неслучайно.

«Финансирования по государственным программам из других источников явно недостаточно, — говорила замначальника управления архитектуры и градостроительства Казани, модератор сессии Анастасия Латыпова. — Появилась социальная напряженность».

«Для чего кормим банки? На эти миллиарды мы могли бы строить и ремонтировать школы и детсады!»

Федералы сворачивают программы строительства сетей, детских садов, школ, льготного проектного финансирования. «Время поменялось, появились другие обстоятельства», — сказал депутат Госдумы Илья Вольфсон и предложил новый подход.

Разрешить застройщикам в качестве альтернативы проектному финансированию и эскроу-счетам работать со средствами дольщиков по спецсчетам, например, в казначействе. Но при соблюдении одного из следующих условий, которое утверждается руководителем региона:

  • застройщик за счет сэкономленных таким способом средств строит в регионе школы и детсады;
  • застройщик финансирует капитальный ремонт в учреждениях образования.

Т. е. затраты для застройщика не изменятся. Но появится или кардинально улучшится образовательная инфраструктура. Выиграет покупатель жилья — его детям будет куда пойти учиться. Выиграет застройщик — жилье, где есть школы и садики, легче продавать. Выиграет регион — не надо тратить деньги из бюджета.

Сколько можно сэкономить при использовании спецсчетов? Сегодня средняя банковская ставка для застройщика составляет 3,5–5% от общей суммы кредита. Например, только за открытие проектного финансирования застройщик отдает банку до 100 млн рублей. А всего в процессе реализации проекта застройщики платят банкам миллиарды — и это только в Татарстане.

«Думаю, в ближайшее время поднимем этот вопрос на высоком уровне», — рассуждал Вольфсон, высказав надежду на положительный результат.

Пока застройщиков стимулируют налоговой льготой, принятой в прошлом году. По согласованию с руководством субъекта РФ предприятия и организации могут освободить от уплаты налога на прибыль в 20%, если соразмерная сумма направлена на укомплектование учебного заведения с госаккредитацией или строительство учебных корпусов. Но это все же делается за счет казны, а вот если это будет альтернатива проектному финансированию, государство останется в плюсе.