«Эксперты от минфина и минэкономики впервые предложили ввести заградительную пошлину, чтобы примерную разницу цен на нефтепродукты внутри страны и за рубежом компенсировать. Но теперь и правительственные эксперты, и нефтяные компании выступили категорически против этого», — рассуждает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Автор «БИЗНЕС Online» объясняет, почему предложенный ведомствами план не работает, в каком случае закончится суверенитет Армении и почему Казахстан и Узбекистан планируют развивать атомную энергетику.
«Никол Пашинян признал Азербайджан в границах 1991 года, то есть признал Карабах полностью азербайджанским. Вопрос лишь в том, какие жертвы и какие потери предстоят»
Суверенное существование Армении закончится
Хотелось бы поговорить о новостях экономики, энергетики, но не могу обойти вниманием и некоторые политические события этой недели. Во-первых, скорость, с которой было принято решение относительно Нагорного Карабаха. Поразительно! Впрочем, давно было понятно, что нечто подобное случится. Прежде всего из-за того, как премьер-министр Армении Никол Пашинян признал на официальных переговорах в Праге Азербайджан в границах 1991 года, т. е. признал Карабах полностью азербайджанским. Вопрос лишь был в том, какие жертвы и какие потери предстоят. То, что все произошло с очень большой скоростью, — лучший из худших вариантов, которые были в реальном распоряжении.
Думаю, дальше нынешнее руководство Армении Россию из страны выдавливать не будет вне зависимости от того, как Пашинян относится к миллиардеру Джорджу Соресу и президенту РФ Владимиру Путину. Почему? Потому, что дальше Азербайджан пробьет Зангезурский коридор в Турцию и на этом суверенное существование Армении закончится. Предполагаю, что больших политических проблем для России там не возникнет.
Во-вторых, важное для нашей страны событие — высказывание польского президента Анджея Дуды. Он сравнивает Украину с утопающим, который своих спасителей тянет на дно. Сравнение поразительное и, на мой взгляд, фиксирующее реальное положение дел на Украине. Высказывание было бы просто высказыванием, но на неделе состоялся очередной Рамштайн, и реальная поддержка, на которую подписались рамштайновские сторонники Украины, примерно в 17 раз меньше рекордной и намного меньше средней. Резкое принципиальное сокращение поддержки украинской стороны — это уже факт, а не просто разговоры.
Если к этому добавить высказывание заместителя начальника главного управления Росгвардии по ДНР Александра Ходаковского, которому я склонен доверять, намечаются большие перемены в ходе СВО. Думаю, в этом плане внешнеполитический контур на неделе значимых для России ухудшений не принес.
В-третьих, новый министр иностранных дел Китая Ван И, назначенный на должность в июле, долго беседовал с секретарем совбеза России Николаем Патрушевым и Путиным. На встрече наш президент заявил, что товарооборот РФ и КНР может приблизиться к $200 миллиардам. Патрушев и Ван И обсудили российско-китайское военное и военно-техническое сотрудничество, сообщила пресс-служба аппарата российского совбеза.
Ключевые постсоветские страны приступают к развитию атомной энергетики
Переходим от политики к энергетике. Американский президент Джо Байден, как я писал в предыдущем тексте, сколачивает антикитайскую коалицию (об этом, предполагаю, говорил Путин с Ван И). Байден в рамках сессии ООН провел встречу с представителями пяти бывших советских среднеазиатских республик, на которой затрагивался вопрос энергетической безопасности. США, притягивая Вьетнам в антикитайскую коалицию, делают упор на энергетическое сотрудничество.
То же самое они и со Средней Азией пытаются проделать. Но тут Штатам предложить особо нечего. Все разговоры об энергобезопасности свелись к зеленой повестке. Брать в Азии они могут уран, но что предложить взамен? Это важно для России. В Казахстане и Узбекистане наметился энергодефицит — порядка 3 ГВт по электричеству. И с учетом того, что они подписались поставлять газ в Китай, зимой у них будет и дефицит газа. Вероятнее всего, казахам и узбекам понадобятся российские ресурсы. И важно то, что эти две ключевые в Средней (или как теперь говорят, Центральной) Азии постсоветские страны приступают к развитию атомной энергетики. Узбекистан уже такое решение принял, Казахстан, думаю, примет в ближайшее время. Это новость хорошая, потому что она предполагает серьезное взаимодействие с нашей страной в части энергетики.
В продолжение энергетической темы, которая отразилась на экономике в целом. Было велось дискуссий о бюджете. Глава правительства РФ Михаил Мишустин ранее говорил, что российский бюджет за август был профицитным. Профицит он оценил в 230 млрд рублей. На прошедшей неделе эта тема обсуждалась и в англоязычной прессе. Bloomberg писал, что на самом деле профицит намного больше — около 450 млрд рублей. В основном он связан с тем, что и в мире цены на нефть росли, и оценки, которые продолжает давать Argus, стали существенно выше — $70 за бочку. Это ровно то, о чем я неоднократно здесь говорил и то, за что мне перепадало хейта.
В конце прошлого — начале этого года правительство предполагало доход в 26 трлн рублей, и бюджет был сверстан. Но я надеялся, что соберут свыше 30 трлн, поскольку в августе с учетом цен на нефть собрали порядка 2,5 триллиона. А дальше эта цифра будет расти, поскольку стоимость черного золота в целом имеет тенденцию к росту. Соответственно, цена на российскую нефть Urals тоже будет более реалистичной и с меньшим дисконтом по отношению к Brent даже в расчетах того же Argus.
«Поскольку разница в цене нефтепродуктов внутри страны и за рубежом огромна (Сорокин называет порядка 20 тысяч рублей с 1 тонны), то находится много желающих купить топливо внутри страны и потом переправить в другие государства»
Откуда берется разница в цене на нефтепродукты внутри страны и за рубежом
В этом плане были очень примечательны заявления министра энергетики Саудовской Аравии на Всемирной нефтяной конференции в Канаде. Абдель-Азиз бен Салман зафиксировал, что его государство не стремится смещать цены на нефть, регулируя их в ОПЕК+, а старается уменьшить волатильность. Далее он развил эту мысль применительно к инвестициям. Для России это означает, что тенденция к росту цен на нефть до конца этого года, которая отражается и в многочисленных рассуждениях аналитиков, и в графиках, дальше, на мой взгляд, гарантирует пополнение бюджета примерно в тех цифрах, которые я закладывал в начале этого года.
Это происходит притом, что, по словам Путина, производство оружия возросло по некоторым позициям в 2 раза, по некоторым — в десятки. ВПК финансируется и работает на полную мощность, при этом обеспечивается профицит федерального бюджета. В этом плане экономическая обстановка меняется скорее в лучшую сторону, в том числе и по темпам роста. Да, курс рубля при этом избыточно волатилен и растут цены на бензин, нефтепродукты.
Как эти проблемы предлагают решать? В Думе отчитывался первый замминистра энергетики России Павел Сорокин, назвавший две причины роста цен на топливо: ситуация с курсом рубля и серые схемы. Серые схемы он трактовал так: поскольку разница в цене нефтепродуктов внутри страны и за рубежом огромна (Сорокин называет порядка 20 тыс. рублей с 1 т), то находится много желающих купить топливо внутри страны и потом переправить в другие государства. Бороться с этим предполагается административными методами и путем переговоров с компаниями. Кстати, глава минэкономики Александр Новак заявил, что с ними удалось договориться, поэтому цены более или менее стабилизировались.
Внутренние ошибки не дают России развиваться так быстро, как она могла бы
Эксперты от минфина и минэкономики впервые предложили ввести заградительную пошлину, чтобы примерно разницу цен компенсировать. Но теперь и правительственные эксперты, и нефтяные компании выступили категорически против этого. Нефтяники возражают, потому что налоговый маневр заключался в ответе на уменьшение таможенной пошлины. Ввели новые «компенсирующие» налоги, довольно большие, и они вызвали рост цен.
А теперь, по сути, предлагается, не отменяя эти налоги, взять и увеличить таможенную пошлину. Понятно, что это остановить рост цен на топливо внутри страны не поможет. Это скорее может вызвать снижение потребления и снижение экспорта одновременно. Соответственно, правильное решение — одновременно ввести балансирующую пошлину и уменьшить внутренние налоги. Балансирующая пошлина должна обеспечивать правильную разницу цены на бензин там (сейчас она в пересчете на рубли составляет примерно 200 рублей за 1 л) и здесь (которая должна быть порядка 50 рублей за 1 л).
Несмотря на то что все внешние обстоятельства и реальные экономические факторы дают России возможность развиваться быстро и эффективно, никакие внешние враги не наносят такого вреда экономике, как внутренние неверные экономические решения, о чем я тоже неоднократно говорил. Ошибки в части регулирования курса рубля, цен на бензин, в части налогов и таможни пока не дают стране развиваться так быстро, как она могла бы. Да, недавно произошли потрясающие внешние события, но они менее значимы, чем пока неисправленные внутренние упущения. И наш финансово-экономический блок продолжает в них упорствовать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.