С началом учебного года в российских вузах началось преподавание нового предмета — «Основы российской государственности». Это обязательный курс для студентов бакалавриата и специалитета. Разработан по поручению президента РФ Владимира Путина С началом учебного года в российских вузах началось преподавание нового предмета — основ российской государственности. Это обязательный курс для студентов бакалавриата и специалитета. Разработан по поручению президента РФ Владимира Путина Фото: «БИЗНЕС Online»

Вовсе не пропаганда

В вузах началось преподавание нового предмета — основ российской государственности. Это обязательный курс для студентов бакалавриата и специалитета. Он разработан по поручению президента РФ Владимира Путина. У сотрудников факультета политологии МГУ (они главная движущая сила проекта, а вообще, в нем в той или иной степени участвуют 7 тыс. ученых из 600 вузов страны) на это ушло всего четыре месяца — основные материалы были готовы давно. По признанию замминистра науки и высшего образования РФ Ольги Петровой, работа над курсом продолжается: «Методические материалы будем добавлять, лекции, видеоролики». Кстати, презентовать курс должен был ее шеф — министр Валерий Фальков, но по каким-то причинам не смог.

Суть нового предмета попытался объяснить научный руководитель проекта «ДНК России», проректор РАНХиГС Андрей Полосин: «Мы предоставляем возможность студенту понять и осознать: он русский человек? Он вместе со своей страной? Он вместе со своим народом? Он вместе со своей семьей? Или для него это не то, к чему он стремится?» Он добавил, что задача курса — донести правду о том, что такое русское, как оно живет в многонациональной семье. По Полосину, это нечто универсальное российское, объединяющее страну. Интересно, что в каждом регионе в курс будет привнесена местная историко-культурная специфика.

Андрей Полосин, проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России»: «Мы представляем возможность студенту понять и осознать — он русский человек? Он вместе со своей страной? Он вместе со своим народом? Он вместе со своей семьей? Или для него это не то, к чему он стремится» Андрей Полосин, проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России»: «Мы предоставляем возможность студенту понять и осознать: он русский человек? Он вместе со своей страной? Он вместе со своим народом? Он вместе со своей семьей? Или для него это не то, к чему он стремится?» Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

Предмет рассчитан на студентов первого курса. «Потому что первокурсники потом начнут осваивать другие предметы, дисциплины, и они уже будут знать, что у нас есть собственные национальные интересы, ценностные основания», — объяснил декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов. Оценивать знания будут по системе «зачет-незачет».

Некоторые уже окрестили основы российской государственности пропагандой, но на презентации подчеркнули, что будут преподавать предмет прежде всего как семинар, предполагающий широкое обсуждение. «Задача этого курса, наоборот, раскрепостить студентов, дать им более широкий взгляд, более широкую панораму», — пояснил председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. «Ключевое — преподаватель, остающийся ученым, искателем, — объяснил Полосин. — В чем суть нашего подхода? Ценность нельзя продекларировать, в голову впихнуть, хотя некоторые товарищи и утверждают обратное. Ценность присваивается, становится частью человека. В противном случае это не ценность».

«Задача этого курса, наоборот, раскрепостить студентов. Дать им более широкий взгляд, более широкую панораму», — пояснил Валерий Фадеев, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «Задача этого курса, наоборот, раскрепостить студентов. Дать им более широкий взгляд, более широкую панораму», — пояснил Валерий Фадеев, председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

ЛГБТ, феминизм, эвтаназия тоже идеология

Фадеев отметил, что курс ругают за идеологизированность. «Никакое общество не существует без идеологии, — ответил он заочным критикам. — Говорят, что на Западе нет идеологии. Как это нет? Вот, скажем, пакет из ЛГБТ, феминизма, включая эвтаназию, вполне себе идеология. Причем радикальная. Экологизм, или энвайронментализм, во главе с Гретой Тунберг — это, безусловно, идеология, радикальная идеология, как в свое время социализм». Он отметил, что идеология оказывает решающее влияние на поведение человека, и напомнил выкладки Макса Вебера, утверждавшего, что в основе действий лежат ценности. По словам Фадеева, до сих пор у нас доминировала меркантильная идеология, а в разработанном курсе для студентов преобладает ценностный подход.

Шутов поддержал Фадеева и привел в пример Украину: «Если мы посмотрим, каким образом выстраивалась система образования в соседней стране, в отношении которой сейчас ведется специальная военная операция, то увидим угрозы, которые таит в себе выбивание ценностных оснований и их замещение другими ценностями». Он добавил, что в каждой украинской семье прошел водораздел, возникла идеологическая непримиримость: «Между старшим поколением, которое воспитано на советских ценностях, и теми поколениями, в мозги которых внедрили совершенно чуждые националистические, бандеровские ценности».

О фейках в отношении нового предмета рассказал профессор факультета политологии МГУ Сергей Перевезенцев: «Уже появились грязные рассказки с перевиранием текстов. С одной стороны, чувствуется профессиональная рука, с другой — непрофессионализм. В какой-то из сетей нас обвинили в том, что мы требуем отменить вегетарианство. Откуда они взяли это?»

Или обвинение в том, что курс «обожествляет государство». «Главный запрос молодежи нашей — и это показывают все исследования — на патернализм, на сильное государство, — заверил Перевезенцев. — Это запрос молодежи от 14 до 35 лет». Полосин добавил, что в обществе до сих пор распространено марксистско-ленинское восприятие государства как института подавления личности, а в новом концепте оно институт организации взаимодействия общества для достижения обществом целей своего развития.

Было отмечено, что в книгах курса есть специальная глава о понятии «Отечество», о его формировании и важности на всех этапах развития России Было отмечено, что в книгах курса есть специальная глава о понятии «Отечество», его формировании и важности на всех этапах развития России Фото: © Константин Михальчевский, РИА «Новости»

Мы больше не туземцы

Петрова назвала курс перезагрузкой российского социогуманитарного знания, а Шутов — началом преодоления западных концепций, доминирующих в отечественной социологии и политологии с 1990-х годов. «Мы стали переводить американские, английские, европейские учебники по политологии и вместе с этим контентом переняли ценностные основания», ­— отметил Шутов. «Учебники, о которых говорил Андрей Юрьевич, — это во многом экспортные образцы — для туземцев. А мы были туземцами. И нам эти учебники в 80–90-х поднесли», — поддержал идею Фадеев.

«Просто подводили обучающихся (если не напрямую, то косвенно) к тому, что Россия есть патология, Россия есть аномалия», — объяснил профессор факультета политологии МГУ Вардан Багдасарян. Он вспомнил слова советника Бориса Ельцина Джеффри Сакса: «По прошествии лет он признавался: мы положили больного, Россию, на операционный стол, вскрыли ему грудную клетку, а у него, оказалось, другая анатомия. Что реформы провалились, мы и без Сакса знаем. А то, что у Россия другая анатомия, тут возникает запрос: а где те учебники, где те курсы, которые бы изучили анатомию России?»

«Откройте любой учебник по политическим наукам в Соединенных Штатах: первая глава — американская форма демократии, а потом — все остальное, — констатировал Шутов. — Возьмите любой европейский учебник. Что в первой главе? Это европейские ценности и европейская политика. Потом идет все остальное». Нам пора отказаться от западо-, американоцентричного обществоведения, подытожили участники презентации, необходимо собственное ясное видение государства и демократии.