Елена Ямпольская: «В депутаты не попадают — депутатов избирают»Фото: Сергей Елагин

«Минфин РТ насчитал за мной 330 миллионов рублей, которые удалось привлечь в бюджет республики»

— Елена Александровна, предлагаю начать разговор с вопроса нашего читателя Роберта: «Каким образом вы попали в депутаты ГД от Татарстана? Почему не от вашей родной Москвы? Что полезного для Татарстана вы сделали за два года?»

— Во-первых, в депутаты не попадают — депутатов избирают. А избираемся мы на той территории, где партия ставит перед тобой такую задачу. Ты не можешь сказать, что тебе было бы удобнее рядом с домом. В предыдущем созыве я была депутатом Госдумы от Южного Урала, и мне не стыдно за те пять лет, которые я там отработала. Например, Челябинский театр драмы реконструируется на деньги, которые нам удалось получить из федерального бюджета, а это более полумиллиарда рублей. А еще выделялись федеральные средства на ремонт храмов, например. На ремонт клубов, разумеется. Мне друзья до сих пор оттуда пишут: то восстановили, это реконструировали…

Два года назад передо мной была поставлена задача — Республика Татарстан, и я приехала, избирательную кампанию честно провела, по региону ездила, не филонила. Так что, отвечая на вопрос: стала депутатом, потому что жители Татарстана проголосовали. Конечно, огромную роль в этом сыграло то, что список кандидатов от «Единой России» возглавлял глава республики. Сами знаете, насколько высока его популярность и как его поддерживают татарстанцы.

Что касается того, что удалось сделать для республики за два года, то недавно как раз подводили итоги у Рустама Нургалиевича. Надо сказать, он строго следит, чтобы депутаты и сенаторы от Татарстана не болтались в Москве просто так. И здесь, в регионе, приветственными речами и разрезанием ленточек не отделаешься. Насколько я знаю, минфин РТ насчитал за мной 330 миллионов рублей, которые уже удалось привлечь в бюджет республики. Думаю, у нас будут неплохие показатели по бюджету следующего года и на плановый трехлетний период.

В прошлом году удалось к четырем домам культуры, запланированным на капремонт, добавить еще два — в селе Большие Ачасыры Зеленодольского района и деревне Средний Алат Высокогорского района. В программу капитального ремонта музеев дополнительно включен капремонт здания краеведческого музея Зеленодольского муниципального района. Того, где большая коллекция работ Константина Васильева. Плюс дополнительный автоклуб на 2024 год для Аксубаевского района. Район сельскохозяйственный, жители всю страду в поле проводят. Вообще, автоклубы сегодня очень популярная тема: и артисты ездят, и кино показывают, и книги привозят. Как я говорю, новое — это хорошо, что не забытое старое…

Министерство культуры РТ вышло с предложением опережающего финансирования строительства и ремонта объектов, я обратилась к министру культуры РФ Ольге Борисовне  Любимовой, и нам ответили, что предложения республики полностью поддерживаются. Кроме этого, вы, наверное, заметили, что татарстанские деятели культуры стали высокие награды получать. Конечно, это делается не каким-то тайным закулисным путем, но я член президиума совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации. Кстати, вошла в этот совет до того, как стала депутатом, еще как главный редактор газеты «Культура». Разумеется, мы с коллегами обсуждаем каждую кандидатуру, и есть возможность предложить им на рассмотрение достойные имена.

Ну и стараюсь помогать тем представителям республики, которые подают заявки на гранты. Еще раз: это не подковерная лоббистская история. Но получает тот, кто настаивает. Кто все делает правильно, корректно оформляет документы, кто может не только генерировать идею, но и грамотно ее защитить.

Боже упаси, собственных заслуг не преувеличиваю. Делаю то, что обязана. Правда, делаю с удовольствием. В республике большое внимание уделяется культуре, поэтому всегда есть готовность софинансирования, что является принципиальным условием выделения средств из федерального бюджета.

Надеюсь, в 2024-м и последующие пару лет нам удастся дополнительно к плану отремонтировать еще как минимум три дома культуры.

«Когда Рустам Нургалиевич впервые меня увидел, сказал: „Наша!“ Да, точно, на определенный процент. Но это можно обсуждать в шутку» «Когда Рустам Нургалиевич впервые меня увидел, сказал: «Наша!» Да, точно, на определенный процент. Но это можно обсуждать в шутку» Фото: «БИЗНЕС Online»

— «Какие районы Татарстана „записаны“ за вами как депутатом Госдумы? Как часто вы встречаетесь с населением, о чем их обращения? Удается ли им помочь?» (Наиля)

— Мой «надел» довольно разнообразный, и практически везде была. Честно скажу, за два года ни разу не доехала до Набережных Челнов, исходя из того, что там ситуация с объектами культуры достаточно благополучная. При этом я побывала во многих районах, которые формально ко мне не относятся. Все-таки я председатель думского комитета по культуре, и меня интересует ситуация с культурой в республике в целом. Приемы граждан провожу каждый месяц.

— А если обращения граждан совсем не по сфере культуры, как, например, поступило немало вопросов на сегодняшнюю интернет-конференцию?

— Как депутат от Республики Татарстан, я обязана отработать эти обращения, и я их, конечно же, отрабатываю. А по направлению «культура» веду системную работу.

— «Культура начинается с простого, с малого, я считаю. Вот я лежала в отделении неврологии в центральной районной больнице в Елабуге, и, знаете, элементарно нельзя принять душ. И сотрудники тоже не имеют своей душевой. Вот им помочь бы. Я считаю, это был бы вклад в улучшение культуры нашего народа». (Светлана Васильева)  

— Я провожу приемы граждан каждый месяц, всегда можно обратиться в приемную «Единой России» с любым вопросом. По каждому обращению ведется работа.

— Вот газета предоставила возможность задать этот вопрос…

— Обязательно разберемся с этой ситуацией, если поступит такое обращение.

«Я кайфую от того, что вижу в Татарстане, потому что понимаю, сколько вкладывается усилий, энергии, фантазии» «Я кайфую от того, что вижу в Татарстане, потому что понимаю, сколько вкладывается усилий, энергии, фантазии» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кайфую от того, что вижу в Татарстане»

— «Знаете ли вы татарский язык?» (NIYAZ) Или планируете ли его освоить?

— Честно говоря, таких планов не было, кроме «здравствуйте» и «спасибо». Мне кажется, надо более прагматично подходить. Я коренная москвичка, и, куда меня ни отправь, везде можно будет сказать: а, это варяг!.. Замечательно, когда депутат родом с конкретной земли, замечательно, если у него на территории корни, но на качестве работы это напрямую не сказывается. Порядочный человек всегда и везде будет честно работать. Я русская, но во мне течет и татарская кровь, и еврейская. Когда Рустам Нургалиевич впервые меня увидел, сказал: «Наша!» Да, точно, на определенный процент. Но это можно обсуждать в шутку.

Я кайфую от того, что вижу в Татарстане, потому что понимаю, сколько вкладывается усилий, энергии, фантазии. Может быть, вы, живя здесь, уже не замечаете, а депутаты по разным регионам ездят. Я вижу разницу, вижу, насколько динамично Татарстан развивается, какие амбициозные цели здесь ставятся.

В эту региональную неделю я проводила прием в Сабинском районе. Вы знаете, я просто потрясена!

— Ну Сабинский — это особый район…

— А разве хуже в Зеленодольске или Елабуге? Детские сады и площадки, спортивные объекты, парки, дома культуры, школы искусств. Жизнь кипит в районах, где населения всего несколько десятков тысяч.

— Как считаете, почему в других регионах не так, как у нас? В Татарстане элита научилась делиться с народом или потому, что у нас есть «Татнефть»? Или у нас есть хорошие лоббисты?

— Все это вместе. Глава у вас энергичный. А главное — людям интересно что-то сделать. Не спят на ходу, когда им помощь предлагаешь, а говорят: «Давайте! Вы нам подкидывайте, а мы будем делать и делать…»

— Что еще, кроме инфраструктуры, вас удивило в Татарстане?

— Понимаете, я же всю жизнь занимаюсь одним и тем же, поэтому меня всегда интересуют дома культуры и сельские клубы, школы искусств, музеи, театры.

«Я же всю жизнь занимаюсь одним и тем же, поэтому меня всегда интересуют дома культуры и сельские клубы, школы искусств, музеи, театры» «Я же всю жизнь занимаюсь одним и тем же, поэтому меня всегда интересуют дома культуры и сельские клубы, школы искусств, музеи, театры» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пять лет боремся за программу «Земский работник культуры»

— А в плане «начинки» объектов культуры?

— Обязательно! Везде, куда я приезжаю, спрашиваю: «Хорошо, стены сделали, а есть кому работать?» Обычно заверяют, что есть. У вас ситуация с кадрами получше, чем во многих других регионах, но и здесь приходят на прием и говорят: «У нас в Доме культуры три женщины дорабатывают до пенсии, а потом что делать?»

Я уже пять лет возглавляю комитет по культуре, и все это время мы боремся за программу «Земский работник культуры», аналогичную «Земскому доктору» и «Земскому учителю». Мы считаем, что это абсолютно необходимо. Стены и крыши восстанавливаем, оборудование покупаем, фонды пополняем. Но культура — это в первую очередь не стены, а люди. Пока, к сожалению, наши предложения разработать программу «Земский работник культуры» не поддерживает финансово-экономический блок правительства.

— О чем идет речь? О том, что достойный уровень зарплаты, например, библиотекаря будет обеспечен за счет федерального бюджета?

— Прежде всего о том, чтобы молодые специалисты приезжали в сельскую местность, получая определенные льготы. В первую очередь субсидии на жилье. Чтобы молодым было интересно ехать работать в сельский клуб. Но пока, к сожалению, не получается, хотя министерство культуры РФ — наш верный союзник в этом вопросе. Как и во многих других. Исполнительная и законодательная власть в сфере культуры у нас работают слаженно, на мой взгляд.

— К сожалению, культура у нас не в приоритете, так ведь?

— Не сказала бы. Затраты на культуру, безусловно, существенны в масштабах страны. Хотя сейчас есть на что тратить бюджетные деньги, прямо скажем.

«Клуб, библиотека, музей защищены законом так же, как единственный в селе медицинский пункт, как школа» «Клуб, библиотека, музей защищены законом так же, как единственный в селе медицинский пункт, как школа» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Лучше дорогу построить, чем дать на культуру?

— А вы спросите жителей. Возможно, они скажут, что им действительно важнее дорога. Кстати, недавно Госдума приняла мой законопроект, запрещающий бесконтрольную «оптимизацию» учреждений культуры. Прежде всего речь идет о муниципалитетах, хотя действие закона распространяется и на региональный уровень. Теперь по произволу местного главы закрыть учреждение культуры не получится. Клуб, библиотека, музей защищены законом так же, как единственный в селе медицинский пункт, как школа. Статистика показывает, что количество учреждений культуры в России сокращается, причем именно за счет муниципалитетов. Нам начинают объяснять: «Понимаете, мы просто слили две библиотеки в одну». Я такое видела в одном из регионов: здание детской библиотеки обветшало, и фонды переместили во взрослую — в гардероб, поскольку другого места не было. И сидят дети и взрослые в тесноте, книги читают, куртки под столами валяются… Это недопустимо абсолютно! Ищи средства и восстанавливай! Ведь некоторые главы просят меня помочь попасть в федеральную программу или договориться с местным минкультом, когда сами не справляются. И не было случая, чтобы мы отказали. А кому-то проще закрыть учреждение, оправдываясь тем, что «туда все равно никто не ходит». Вместо того чтобы работу наладить. Вот теперь по закону этого сделать нельзя будет.

— Как вы считаете, в Татарстане есть деятели культуры и искусства не провинциального уровня, заметные в Москве?

— В Казани все федерального уровня. Одна Национальная библиотека чего стоит.

— В нашем оперном театре вы были?

— Была, конечно. Хороший театр. Мне казанская культурная жизнь нравится. Она очень разнообразна — вот главное.

«Мне казанская культурная жизнь нравится. Она очень разнообразна — вот главное» «Мне казанская культурная жизнь нравится. Она очень разнообразна — вот главное» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы возвращаемся к своей родной культуре»

— На ваш взгляд, имеют ли под собой основания разговоры о том, что российская культура переживает сегодня те же тектонические изменения, что были в 1920-е годы, когда внутри страны фактически создавалась новая культура? И какая это будет новая культура?

— Думаю, это сравнение некорректно. Одно дело — послереволюционное время, когда страна была уничтожена и собрана заново, изменилось все — политический строй, образ жизни. Мы ничего подобного, слава богу, не переживаем. Мне кажется, наоборот, мы возвращаемся… Сказала бы, что «к корням», но это звучит банально. Я вообще с осторожностью отношусь к тому, когда зацикливаются на корнях. Они существуют для того, чтобы дерево росло и приносило новые плоды. Без свежих плодов корни смысла не имеют. Скажем так: мы возвращаемся к своей родной культуре. И ничего революционного я в этой ситуации не вижу, все происходит постепенно, эволюционным путем. Вот появляется новая драматургия, в том числе связанная со специальной военной операцией. На мощном подъеме русская поэзия, порожденная Донбассом и СВО. Проходят поэтические вечера с аншлагами на уровне вечеров в Политехе в 60-е годы. Кинематограф получил шанс на новую жизнь — это точно. Спасибо голливудским мейджорам, которые от нас ушли. Сейчас самое главное — воспользоваться этой паузой, потому что, пройдет немного времени, и они все захотят вернуться. Я не сомневаюсь в этом, потому что мы для них рынок, пусть не самый большой, но существенный. Вот до того момента нам свой кинематограф надо поставить на ноги.

— А что значит »поставить на ноги», ведь фильмы снимают, сериалов вообще пруд пруди? Какое кино должно быть качественно?

— Да самое разное. Комедии нужны, семейное кино, детские фильмы. Я всегда говорю, что культура — это как продовольствие: культурой надо накормить. Страна должна быть сыта родным, качественным, разнообразным культурным продуктом.

«На мощном подъеме русская поэзия, порожденная Донбассом и СВО. Проходят поэтические вечера, с аншлагами на уровне вечеров в Политехе в 60-е годы» «На мощном подъеме русская поэзия, порожденная Донбассом и СВО. Проходят поэтические вечера с аншлагами на уровне вечеров в Политехе в 60-е годы» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Кино за государственные деньги должно развиваться?

— Оно у нас в основном и развивается за государственные деньги — через фонд кино, частично через минкульт. Есть и другие операторы, но администрируют они все равно преимущественно бюджетные деньги. Кстати, наш комитет внес законопроект о стопроцентном финансировании производства и продвижения национальных фильмов для детей и юношества, и он был принят в весеннюю сессию. Мы об этом несколько лет говорили, нас втягивали в долгие бесплодные дискуссии, но, слава богу, президент дал поручение решить этот вопрос. Как обычно, именно он проявил политическую волю. А у нас и законопроект уже был готов. Теперь он уже стал законом, и детское кино будет полностью финансироваться государством.

— Каким образом деньги будут выделяться творцам, как вы найдете достойных?

— Искать будет министерство культуры через экспертные советы. Будут приносить сценарии, команды будут защищать свои проекты. Что признают достойным — получит средства на реализацию. Естественно, речь идет о полном финансировании на момент заключения контракта. Не так, что работа затягивается, а новые счета все приносят и приносят. Так мы в трубу вылетим.

Да, у нас снимается немалое количество фильмов. И, как вы догадываетесь, большинство из них не блокбастеры. Поэтому далеко не все ленты просто до экрана доходили, киносети откровенно предпочитали голливудщину. Поставил на все сеансы подряд — и складируй прибыль штабелями. У нас пока лишь каждый пятый кинозал в стране является государственным. А я считаю, государственный кинопоказ необходимо развивать. Если мы хотим производить кино, много и разного, нам надо его доводить до зрителя, регулировать политику в этой области. В идеале, на мой взгляд, кинотеатры из точек сугубо коммерческих должны превратиться в места притяжения, общения, просвещения, в клубы по интересам. Ходить в кино — это элемент человеческой культуры.

Кстати, я против принудительного лицензирования голливудских фильмов. Вовсе не потому, что меня волнуют их авторские права. Средства производства, любые технологии — пожалуйста, берите. Но не конечный продукт. Фильм — это не средство, а пропаганда определенных ценностей и целей. Кто скачивает на пиратских торрентах, смотрит — его дело. Но на государственном уровне поощрять воровство какой-нибудь трансгендерной «Золушки» неправильно, на мой взгляд. Кстати, статистика показывает, что доход киносетей не уменьшился. Ничего страшного не произошло, все живы.

А вообще, нашим киносетям надо вести себя поживее, продумывать программы и для детей, и для старшего возраста, и факультативы для школьников. Наш комитет постоянно с этими предложениями выходит, и отдельные киносети такую позицию поддерживают.

«Кстати, наш комитет внес законопроект о стопроцентном финансировании производства и продвижения национальных фильмов для детей и юношества, и он был принят в весеннюю сессию» «Кстати, наш комитет внес законопроект о стопроцентном финансировании производства и продвижения национальных фильмов для детей и юношества, и он был принят в весеннюю сессию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На протяжении многих лет в СМИ и культуре царила либеральная диктатура»

— В 1991 году мы поставили крест на советской культуре, перешли к либеральной модели. И 30 лет в стране доминировала либерально-прозападная идеология и культура.

— Да, можно и так сказать.

— Сегодня многие кумиры прошлого оказались вне патриотического контекста, а нового не появилось. Что делать сейчас? Вы сказали, что мы возвращаемся к своей родной культуре. А это к какой — дореволюционной, советской?

— Действительно, на протяжении 30 лет мейнстрим нашей культуры был прозападным. Либеральным это можно назвать только в кавычках, потому что наши так называемые либералы категорически не принимали и не принимают любую свободу.

— А западный либерализм сегодня именно такой.

— Да, они взяли все худшее от большевизма. А наши записные либералы никогда не терпели альтернативного мнения. Я знаю, о чем говорю. Мне Ксюша Ларина* (признана в России иноагентом — прим. ред.) на «Эхе Москвы» лет 10 кости перемывала каждую субботу. Дима Быков*(признан в России иноагентом прим. ред.) про меня ехидные стишки сочинял. Саша Архангельский во время моих выступлений глазки закатывал. И со всеми этими Ксюшами-Сашами мы как-то сосуществовали и достойно противостояли им. Могу точно сказать, что на протяжении многих лет в СМИ и культуре царила самая настоящая либеральная диктатура.

— И часто антисоветская и антироссийская.

— Антисоветчики чаще всего бывают заодно и русофобами. Я это по Валерии Новодворской поняла: кто ненавидит все советское, тот, как правило, терпеть не может и все русское. Как говорится, целились в коммунизм, попали в Россию. Настоящие патриоты и в советском времени видели много хорошего, и сейчас видят. Советские времена для многих из нас — пора детства, а не любить свое детство, мне кажется, противоестественно.

Что касается того, что кумиры прошлого не вписались в нынешнюю действительность. Во-первых, очень немногие звезды уехали и далеко не все признаны иноагентами. Просто они громкие, на слуху.

— А многие просто молчат, сидят тихо пока…

— Считаю, деятелей культуры надо оценивать по результатам творчества. Не у всех есть талант выступать с трибуны, участвовать  в митингах, вести телеграм-канал. Для меня, например, соцсети — отдушина, я свои страницы в «Телеграме» и во «ВКонтакте» веду сама, лично, без чьей-либо помощи, очень ценю эту возможность быстро высказаться, отреагировать на злобу дня. Но я профессиональный журналист. Для меня текст написать — удовольствие. А у кого-то другие таланты. Будем узнавать своих по плодам. В июне, в день рождения Пушкина, я проводила прием граждан в Национальной библиотеке Татарстана. Ко мне пришли руководители театральных кружков, детских творческих студий, просили конкретной помощи, которую мы, конечно, постараемся оказать. Но, когда речь заходила о репертуаре, я им сказала: посмотрите, появились современные пьесы о событиях в Донбассе. Этих драматургов и эти произведения аккумулирует Юрий Михайлович Поляков. В итоге связала их с Поляковым, надеюсь, появятся спектакли. Но, конечно, этот репертуар должен выходить на большие профессиональные площадки прежде всего. А если театр упорно такой драматургии избегает, то это уже звоночек тревожный.

Скоро на российские экраны выйдет первый художественный фильм, посвященный событиям в Донбассе и СВО, — «Свидетель». В Театре Российской армии я посмотрела очень неплохой камерный спектакль «Серая зона». Три одноактных пьесы, эмоционально, интересно, за душу трогает. Вот куда надо целенаправленно вести молодежь. Ведь вопрос не в том, чтобы они в положенное время кричали: «Я за Россию!», — а в том, чтобы каждый прочувствовал, что реально происходит на многострадальной донбасской земле. Вот если у него сердце защемит, если он поймет, что эти люди не где-то там далеко, почти как в  виртуальной реальности, что это соотечественники, зачастую ровесники и через какие испытания им пришлось пройти, тогда, можно считать, мы патриотическую работу провели качественно.

Мне очень не хотелось бы, чтобы сейчас под лозунгом «Я тут главный патриот!» пришли деятели, которым просто очень хочется сесть на бюджет.

— Бездари обязательно сядут на бюджет!

— Встречаются бездари, встречаются циники, встречаются люди, которые уже не вписываются в современные реалии, не соответствуют времени, им нечего предложить. Когда мы, депутаты, замечаем такое, тоже вмешиваемся, но роль министерства культуры и экспертного сообщества в этом деле ведущая. Главное, чтобы в конечном итоге был выпущен продукт интересный, качественный, увлекательный.

— И чтобы в этом продукте были заложены наши ценности?

— Разумеется. Я лишь уточняю, что ценности можно так заложить, что никто не будет ни смотреть, ни читать, ни слушать. Это очень вредно — прежде всего для ценностей.

«Следует помнить, что Советский Союз на самом мощном этапе своего становления — это был модернизационный проект» «Следует помнить, что Советский Союз на самом мощном этапе своего становления — это был модернизационный проект» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нет, сделай выбор: ты за Россию или против»

— Вы согласны, что 24 февраля 2022 года поставлена черта под либеральным вектором развития России?

— Вернее сказать, под прозападным вектором, потому что наши либералы, повторюсь, свободу всегда терпеть не могли.

— Этап закончился, старая идеология закончилась. Какая новая идеология? Без новой идеологии, новой культуры страны не будет, так ведь? В рамках какой идеологии сегодня должны работать деятели культуры?

— Я не вижу необходимости в какой-то зафиксированной идеологии. Это отечественное искусство, оно исходит из российских ценностей и традиций. Но это не должна быть архаика. Просто вернуть все любимое из советского времени не получится, и не надо. Следует помнить, что Советский Союз на самом мощном этапе своего становления — это был модернизационный проект. Позже началась стагнация, на которую пришлось наше детство. Мы те времена вспоминаем с любовью, но, конечно, под той зеленой травкой уже чавкало болото, куда все потом и провалилось. Поэтому ни в коем случае не надо призывать к буквальному повторению уже пройденного. Обязательно должен быть творческий подход, фантазия, креативные люди, новые таланты. И это не может быть гладко — вот придут белые и пушистые, и патриоты, и таланты, и будут все делать, как им скажут… Так не бывает! Деятели культуры такими не бывают. Они жесткие, колючие. В свое время и с Шукшиным было много проблем, хотя, казалось бы, кто больший патриот в нашем представлении, чем Василий Макарович. Большой художник всегда сложный человек. Работа в культуре — это всегда работа со сложными людьми.

Возвращаясь к тем, кто уехал… Знаете, я не могу сказать, что со сложными людьми просто недоработали…

— В 1917 году тоже уезжали.

— Тогда уезжали, страдая  по Родине, а эти по Родине не страдают. До 24 февраля 2022 года мне тоже казалось, что при желании диалог можно выстроить практически с любым. Поэтому в общественном совете при комитете Госдумы по культуре был Андрей Макаревич* (признан в России иноагентом прим. ред.), например. Причем не могу сказать, что мы с ним не находили общий язык. Но после 24 февраля надо было принимать решение: ты со страной или против нее? И тут уже нельзя говорить: ой, вы знаете, это такая тонкая натура… Нет, сделай выбор: ты за Россию или против. Если против, то тебя больше не существует в моем представлении. Есть моменты, когда взрослый человек должен четко выражать свою позицию, вне зависимости от того, нянчились с ним или нет. Кстати, среди уехавших все в свое время получали и бюджеты, и звания, и награды, и проекты. Там не должно быть обиженных на страну.

«Цензура у нас запрещена Конституцией РФ, во-вторых, свобода творчества гарантирована тоже Конституцией, а не просто указом президента» «Цензура у нас запрещена Конституцией РФ, во-вторых, свобода творчества гарантирована тоже Конституцией, а не просто указом президента» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Что человек любит, там у него и Родина»

— «Как будет обеспечена „свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность“, обещанные в указе президента РФ о государственной культурной политике, когда будет введена цензура и редактура, за которые вы ратуете?» (Даниил)

— Во-первых, цензура у нас запрещена Конституцией РФ, во-вторых, свобода творчества гарантирована тоже Конституцией, а не просто указом президента.

— У нас Конституцией и идеология запрещена, а мы сегодня говорим, что без государственной идеологии дальше нельзя быть стране.

— Мы говорим иначе. Идеология — это не красные растяжки повсеместно «Партия — наш рулевой». Лучшая идеология — та, которая каждый день в кино, песне, книжке, по телевизору, в школе, детском саду, на улице.

— А о чем этот «каждый день»?   

— О любви к Родине. На мой взгляд, это главное.

— То есть наша идеология — это патриотизм?

— Да, патриотизм и обязательно глубокий, душевный, состоящий не из одних только лозунгов.

— И не в лоб?

— Лобовое плохо работает. Я всегда сравниваю общество с губкой: оно впитывает ровно столько официальной пропаганды, сколько может впитать. Как только произошло насыщение, дальше лить бесполезно. А вот то, что ты видишь и слышишь вокруг себя каждую секунду, исподволь формирует твое мировоззрение. Почему мы столько и возимся с этими вывесками на иностранных языках, со звучанием иностранных песен в общественных местах. Никто не собирается запрещать изучение языков, сумасшедших-то нет. А как возможно «отменить» высшие достижения западной культуры? Они с русской культурой связаны неразрывно. Но все, что человек видит и слышит вокруг себя, образы перед глазами ребенка — герои мультиков и книжек, какие песни дети поют, какие у них игрушки — все это формирует гражданина с младенчества. Гражданина нашей страны либо какой-то чужой. Да, игрушки — это тоже очень важно. Поскольку что человек любит, там у него и Родина.

Так вот, цензура у нас запрещена Конституцией. И я никогда не призывала к введению цензуры. Что касается редактуры, то это совсем другой вопрос. Тогда давайте и снег на улицах не будем убирать, потому что это в каком-то смысле тоже редактура. Выпал — и пусть лежит до весны.

— Речь идет о художественных советах?

 — Я очень осторожно отношусь к худсоветам. К любой коллективной ответственности я отношусь осторожно. Редактор — это профессия, которая, к сожалению, в нашем кинематографе почти потеряна. Однако качеством большинства советских фильмов, которые мы любим и вспоминаем, минимум на 50 процентов обязаны тому редактору, который работал с режиссером. У крупнейших режиссеров редактор был постоянный. Другое дело, что фамилии этих людей были запрятаны глубоко в титрах и зрители их не знали. Но специалисты знали. Вот вдруг фильмы у какого-то режиссера стали плохими. А почему? Да потому, что редактор поменялся.

«Качеством большинства советских фильмов, которые мы любим и вспоминаем, минимум на 50 процентов обязаны тому редактору, который работал с режиссером» «Качеством большинства советских фильмов, которые мы любим и вспоминаем, минимум на 50 процентов обязаны тому редактору, который работал с режиссером» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Тарковскому или Михалкову редакторы объясняли, как лучше снимать?

— Как раз самые крупные режиссеры всегда работали с редакторами. Как и крупные писатели. Чем человек талантливее, тем лучше он понимает, насколько важен взгляд со стороны. Чем профессиональнее редактор, тем мощнее произведение в итоге.

К сожалению, в современном кинематографе институт редакторства скончался. Надо открывать факультеты и учить заново, я думаю. Дело долгое, но оно того стоит. И я абсолютно убеждена, что это должен быть не редактор, взятый продюсером кинокомпании. Человек, которого взяли, будет ведомым.

— А как должно быть, по-вашему?

— Если речь идет о картине, получившей государственное финансирование, то и редактор должен предоставляться государством.

— Это и есть цензор своего рода. Где зарплату получаешь, тому и служишь.

— А представляете, когда редактор работает в частной компании, куда его взял продюсер? Либо его замечания проигнорируют, либо вообще пожалуются, что мешает работать. У нас сейчас, посмотрите, самое слабое место любого фильма — сценарий. Алогизмы, несостыковки, ходульные характеры. При монтаже, то есть на стадии постпродакшена, это все зачастую усугубляется. Особенно когда режиссер молодой, снимает второй-третий фильм, очень важно, чтобы работу от начала до конца сопровождали редакторы. И это имеет отношение не к цензуре, а к совершенствованию продукта, повышению его художественного качества.

Чулпан Хаматова справа на фото Чулпан Хаматова справа на фото Фото: «БИЗНЕС Online»

«Очень удивляюсь, что Чулпан Хаматова до сих пор является почетным гражданином Казани»

— «На Западе отменяют русскую культуру, и мы это осуждаем как дикость. А почему вы, являясь председателем комитета Госдумы по культуре, предложили по-другому мыслящих творцов записать в иноагенты, тем самым запретить их выступления, сделать токсичными?» (Ирина Антонова)

— Я никогда не призывала кого-либо записать в иноагенты. Вы не найдете ни одного подобного документа за моей подписью. Хотя бы потому, что это абсолютно бессмысленное действие. Реестр иностранных агентов ведет министерство юстиции РФ строго по определенным критериям. Если лицо этим критериям соответствует, то есть проживает, получает финансирование и так далее, тогда оно вносится в реестр. Но статус иноагента — это не преступление. Я очень строго отношусь к деятелям культуры, которые из-за рубежа льют грязь на свою Родину. Не к тем, кто уехал. Свобода перемещения — право любого человека, дальше он будет отвечать перед своей совестью и поклонниками. Но, если человек своей деятельностью за рубежом, публичными высказываниями, а то и прямым финансированием врага, на мой взгляд, «наработал» на статью УК — о дискредитации армии, государственной измене, призывах к экстремизму и терроризму, я могу обратиться в генеральную прокуратуру с просьбой проверить эти действия. И обращалась неоднократно. На этом все. Вмешиваться в следственный и судебный процесс депутату запрещено по закону.

Мне удалось провести свою поправку в закон об иноагентах о том, что они не могут заниматься творческой деятельностью за государственный счет. Горжусь этим. Дальнейшие ограничения — сотрудничества с частным бизнесом, распространения книжной продукции — мною предлагались. Но! В том случае, когда есть вступившее в силу решение суда о признании данного человека виновным по одной из статей УК или КоАП. Тех статей, которые я уже перечислила. Будет справедливо, если эти люди потеряют возможность зарабатывать в России. Точно так же, я считаю, следовало бы поступать с почетными званиями. Это важно не для них — им все равно, это важно для народа, который не хочет, чтобы вот этот конкретный человек и дальше считался народным артистом. Поскольку лишение почетного звания — это всегда дополнительная мера наказания, то, я считаю, следовало бы предусмотреть ее и по указанным статьям. В любом случае я за то, чтобы все делалось строго по закону, а не в соответствии с чьими-то вкусами, симпатиями и антипатиями.

— Некоторые уехавшие были кумирами поколений, например Пугачева, Макаревич*. Как вы считаете, возможно ли их возвращение в страну?

— Для тех, кто успел наговорить гадостей о России, на мой взгляд, невозможно. Для меня лично, по-человечески, невозможно. Даже если формально они избегнут судебного преследования.

«Возьмите Александра Яценко (справа на фото) — великолепный актер. Просто оторваться невозможно. При этом еще и человек скромнейший» «Возьмите Александра Яценко (справа на фото) — великолепный актер. Просто оторваться невозможно. При этом еще и человек скромнейший» Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

— А Чулпан Хаматова перешла черту невозврата, как считаете?

— Для меня перешла. И я очень удивляюсь, что она до сих пор является почетным гражданином Казани. У всех нас есть свои предпочтения. Например, я в молодости очень любила песни Макаревича*, группу «Машина времени». Ну что ж, теперь будем жить без «Машины времени». Мироздание так устроено, что в будущее берут тех, кто умеет от чего-то отказываться, переступать через свои сантименты и слабости. К политикам это относится вдвойне. Невозможно руководствоваться личными пристрастиями, если ты работаешь на государственной службе или в политике. Ты должен руководствоваться теми интересами,  которые считаешь государственными. Я говорю: «Считаешь», — потому что никто не застрахован от ошибок. Но свои личные пристрастия ты обязан оставить дома и стараться мыслить по-государственному.

— К сожалению, нет новой генерации героев — ни артистов, ни писателей.

— Как это нет? Очень даже есть! Есть замечательные артисты сегодня. Возьмите Александра Яценко — великолепный актер. Просто оторваться невозможно. При этом еще и человек скромнейший.

— «Знакомы ли вы с творчеством певца, выступающего под творческим псевдонимом Шаман, как относитесь к его творчеству и популярности?» (Фарид Валеев)

— Как потребитель культурного продукта я хорошо отношусь к идейному наполнению творчества певца Шамана и спокойно — к его художественным достоинствам. Я, например, люблю Игоря Растеряева, его песни мне ближе. А Шаман работает для молодого поколения, и если они ходят на его концерты и подпевают — отлично.

«Посмотрите, сколько всего появилось в регионах, например, местные аналоги „Пушкинской карты“ — и для детей, и для пенсионеров, и для аспирантов» «Посмотрите, сколько всего появилось в регионах, например, местные аналоги «Пушкинской карты» — и для детей, и для пенсионеров, и для аспирантов» Фото: kzn.ru

В культуре появилось понятие «госзаказ»

— Ни в одной стране мира не может быть хаотичного в культуре, всегда есть видимая или невидимая рука государства.

— Обязательно! Например, голливудское кино насквозь идеологизировано.

— А у нас ощущение, что в нашей стране никто не занимается программированием. Где у нас новые герои?

— Сразу в двух указах главы нашего государства  — «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и в изменениях, которые президент внес в «Основы государственной культурной политики» — появилось понятие «госзаказ». И теперь на каждой встрече с нашими коллегами из министерства культуры мы обсуждаем, каким госзаказ будет. Пока это еще не регламентировано законодательно и даже нормативно, но уже пошли госзаказы  — на фильмы об учителях, например. Национальная культура обязана в хорошем смысле слова обслуживать национальные интересы. Обязательно! Я на госзаказ возлагаю большие надежды.

— То есть инструмент имеется, дело за творцами?

— Скажу так: политическая воля проявлена. Теперь будем ждать и поможем разработать четкий инструментарий. Но, думаю, это будет не «от сих до сих», потому что культура живая, она прорастает в разные стороны. Посмотрите, сколько всего появилось в регионах, например местные аналоги «Пушкинской карты» — и для детей, и для пенсионеров, и для аспирантов. Начинают появляться свои творческие конкурсы, своя кинематография. На уровне законодательного собрания региона можно проще решить многие вопросы — с теми же вывесками на иностранных языках. И вопрос не в том, что это язык недружественной страны, а в том, что в родной стране мы хотим читать, песни слушать преимущественно на родном языке. И на своем посту я буду это отстаивать.

«Согласна с тем, что национальное искусство — это очень важно. Вот вы спрашивали, куда мы будем двигаться дальше? В том числе, обязательно будем двигаться и в сторону национальных культур» «Согласна с тем, что национальное искусство — это очень важно. Вот вы спрашивали: куда мы будем двигаться дальше? В том числе обязательно будем двигаться и в сторону национальных культур» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Национальное искусство — это очень важно»

— «Почему федеральным центром не поддерживается национальное кино, в частности кино на татарском языке, не печатаются большими тиражами (или не продвигаются на платформах) поэзия и проза разных народов? Должно ли в федеральных конкурсах, премиях быть место отдельным номинациям для творчества на родных языках? Есть ли в федеральных образовательных стандартах для дополнительного образования место, например, обучению игре на национальных инструментах в музыкальных школах?» (Айрат)

— Согласна с тем, что национальное искусство — это очень важно. Вот вы спрашивали: куда мы будем двигаться дальше? В том числе обязательно будем двигаться и в сторону национальных культур. Не в узконациональное, не только для тех, кто язык понимает, а как это было в советское время. Переводная литература — обязательно.

— Но почему на государственные деньги не снимается кино на национальных языках — на татарском, чувашском и так далее?

— Думаю, если речь идет о сохранении национального языка, то и снимать такое кино надо в национальных образованиях.

— Но на федеральные деньги! Почему бы процентов 10 не выделять на национальное кино?

— Это вряд ли вопрос, требующий законодательного регулирования, но я его возьму для обсуждения с коллегами из фонда кино и министерства культуры. А каким будет прокат у фильмов, которые идут на национальном языке, вы уже думали?  

— Помните, грузинское кино сопровождалось титрами? И дубляж можно делать. Если кино талантливое, народ его посмотрит на татарском или на русском.

— В этом резон есть. Беру вопрос в работу.

— То же самое касается и национальной литературы.

— С литературой проще — там другие бюджеты. Но книгоиздание относится к функционалу министерства цифрового развития. И телевидение, кстати, тоже.

— «Почему на телеканале „Культура“ практически не представлена культура коренных народов России — чувашей, марийцев, башкир, татар? Какие шаги по улучшению ситуации предпринимаются Госдумой и лично вами?» (Сергей Никитин)

— Этот вопрос надо задавать руководству ВГТРК. А для начала сесть перед телевизором и проверить, сколько времени телеканал «Культура» уделяет национальному искусству. Я согласна с вами, что все национальные культуры надо поднимать. Это наше богатство. В советские времена мы с удовольствием и фильмы смотрели, и книги читали, и фамилии знали, и до сих пор вспоминаем.

«ЕГЭ — это единый экзамен, и для меня естественно, что он сдается на русском язык» «ЕГЭ — это единый экзамен, и для меня естественно, что он сдается на русском языке» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Культура народов России — это же достояние страны.

— Я с вами абсолютно согласна. В том числе поэтому наш комитет вышел с предложением, чтобы книги стали частью нацпроекта «Культура», причем по этому направлению обязательно должны быть четкие критерии, в том числе пополнение библиотечных фондов, выпуск классики, социально значимой литературы, произведений на национальных языках и перевод литературы с национальных языков.

— «Не секрет, что без обучения на родных языках исчезает литературный язык народа, а без литературного языка не будет национальных писателей, поэтов, театральных постановок и так далее. Без национальных поэтов, писателей не будет национальной культуры, а без национальной культуры не будет и народов, населяющих нашу великую Россию. Какое ваше мнение по этой проблеме? Не пора ли вернуть национальное образование в школы? Это же было в СССР — учились на родных языках, а теперь ЕГЭ можно сдавать только на русском». (Чингис)

— Государственным языком в Российской Федерации является русский. ЕГЭ — это единый государственный экзамен. В национальной республике государственным может быть и свой язык, как, например, в Татарстане. Но ЕГЭ — это единый экзамен, и для меня естественно, что он сдается на русском языке. Разве есть трудности с изучением родного языка? У нас каждому по закону гарантировано право обучения на национальном языке. С применением этой нормы существуют какие-то проблемы?

— Национальный язык перестал быть обязательным для изучения, поэтому он стал вторичным. Проблему языка свели на уровень семьи, а вот решение об обязательном изучении английского языка или физики принимали на государственном уровне.

— Хотя это тема не комитета по культуре, я выскажу вам свою точку зрения. Каждый житель России должен хорошо знать русский язык, потому что от этого зависят наше взаимопонимание, совместная работа и совместное благополучие. В современных экономических реалиях, когда люди переезжают из региона в регион, принудительно заставлять приехавшего с родителями ребенка учить национальный язык, на мой взгляд, неправильно. Важно, чтобы люди приезжали, привозили с собой свои знания, навыки и компетенции. И язык был бы связующим звеном, а не барьером между нами.

— Елена Александровна, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!

Ямпольская Елена Александровна родилась 20 июня 1971 года в Москве. Окончила Российскую академию театрального искусства (1994).

1995–1997 — корреспондент, обозреватель в газете «Известия».

1998–2003 — руководитель отдела культуры в «Новых Известиях».

2003–2005 — руководитель отдела культуры в «Русском курьере».

2005–2006 — шеф-редактор газеты «Театрал».

2006–2011 —  руководитель отдела культуры, заместитель главного редактора в газете «Известия».

2011–2019 — главный редактор газеты «Культура».

2016–2021 — депутат Государственной Думы РФ VII созыва.

2016–2018 — член высшего совета партии «Единая Россия».

С 2021 года — депутат Государственной Думы РФ VIII созыва от Татарстана.