Владимир Путин в компании мэра Москвы Сергея Собянинаи гендиректора РЖД Олега Белозерова запустил движение по новой, уже третьей ветке столичного наземного метро Владимир Путин в компании мэра Москвы Сергея Собянина и гендиректора РЖД Олега Белозерова запустил движение по новой, уже третьей ветке столичного наземного метро Фото: kremlin.ru

Путин «реанимировал» ВСМ Москва – Казань?

Незадолго до совещания Владимир Путин в компании мэра Москвы Сергея Собянина и гендиректора РЖД Олега Белозерова запустил движение по новой, уже третьей ветке столичного наземного метро. Московский центральный диаметр (МЦД-3) протяженностью 85 км включает 38 станций, из которых 14 связаны с подземкой. 

Несмотря на то что событие московское, Казань успела прозвучать на мероприятии трижды. Во-первых, новая ветка охватывает Казанский вокзал. Во-вторых, Собянин упомянул «трассу на Казань», т. е. М12, в контексте готовящейся московской платной автотрассы, которую соединят с федеральным автобаном. А в третий раз о столице РТ сказал уже сам президент. Не исключено, что это выступление станет историческим. На церемонии Путин официально поддержал старт строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) по маршруту Москва – Санкт-Петербург.

«Мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его (проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург — прим. ред.) реализации. Мы долго со всех точек зрения обсуждали эту проблему — с экономической, финансовой, чисто транспортной. И действительно, если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда, как я понял Олега Валентиновича (Белозерова, гендиректора РЖД — прим. ред.), освобождается действующая [железная дорога] для передвижения грузов», — отметил Путин.

Но магистраль между Москвой и Петербургом — это лишь первый этап, нужно развивать систему дальше, продолжил президент. «Потом, безусловно, нужно двигаться в Нижний [Новгород], Воронеж, из Нижнего — в Казань, из Казани — в Уральский регион. Это не только сократит время передвижения людей от одной крупной агломерации к другой, но и улучшит связанность страны, подтолкнет развитие таких, казалось бы, далеких от транспорта сфер, как образование, наука», — сказал глава государства. На этих словах радостно закивал руководитель железнодорожной монополии.

«Мы уже сейчас могли бы ездить по ВСМ Москва – Пекин»: РЖД опять грезят высокоскоростной трассой

Напомним, что для столицы Татарстана история с ж/д магистралью тянется аж с 2014 года. Тогда появился меморандум в области развития высокоскоростного движения между Россией и Китаем, и ВСМ Москва  Казань называлась началом коридора Москва  Пекин, идущего через Казахстан. Однако спустя пять лет проект встал. Оказалось, что Путин не одобрил строительство, и кабмин сосредоточился на ВСМ Москва  Санкт-Петербург. «Казанский» проект приостановили из-за больших затрат и неподтвержденного пассажиропотока, объяснял в 2020-м вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. В начале 2022 года президент РТ Рустам Минниханов даже «радовался» решению о заморозке, появилась альтернатива — скоростная автомагистраль М12. Белозеров же, судя по всему, продолжал лоббировать железнодорожный маршрут до столицы РТ. В начале июня гендиректор РЖД заявил, что ВСМ Москва  Казань в краткосрочных планах. Сегодня это фактически подтвердил Путин.

Судя по речи президента, финансовый вопрос тоже оказался решаемым. Рассуждая о том, как развивать систему ВСМ и «протащить» магистраль «от Москвы до Адлера» (видимо, речь о еще одной ВСМ Москва  Ростов-на-Дону), Путин упомянул о недавней встрече с Собяниным и главой Сбера Германом Грефом. «Банки, безусловно, будут подключаться к этой работе. Они видят здесь хорошие для себя и экономические, и финансовые перспективы. Уверен, что у нас все получится», — улыбнулся глава государства. Интересно, что Путин поставил свой автограф на схеме магистралей, где их строительство обозначено как отдельный национальный проект

В последнее десятилетие Россия переживает бум роста личных автомобилей, но общественный транспорт постепенно набирает популярность, заявил Путин, открывая заседание В последнее десятилетие Россия переживает бум роста числа личных автомобилей, но общественный транспорт постепенно набирает популярность, заявил Путин, открывая заседание Фото: kremlin.ru

«Дело далеко не только в финансовых средствах»

В последнее десятилетие Россия переживает бум роста числа личных автомобилей, но общественный транспорт постепенно набирает популярность, заявил Путин, открывая заседание. Впрочем, тут же оговорился, что характерно это для городов с удобной транспортной системой. И Москва здесь эталон, похвалил российский лидер Собянина. «То, что делается в Москве, безусловно, впечатляет — и не только масштабными перспективами, но, главное, реальными, видимыми достижениями столицы», — радовался глава государства так, будто сам регулярно пользуется столичным общественным транспортом.

Возможности Москвы, «мягко говоря, отличаются» от других регионов, но важно перенимать колоссальный опыт столицы, призывал глава государства. Пожалуй, губернаторы в зале в этот момент могли подумать, что на одном опыте далеко не уедешь. «Жизнь, реальная работа показывают, что дело далеко не только в финансовых средствах, — убеждал Путин. — Конечно, без денег никуда не денешься — это очевидная вещь, но и в огромной степени результат зависит от все-таки от стратегического, комплексного подхода, правильно выбранного вектора развития, грамотных управленческих решений».

Вспомнил президент о «хорошо известных» ситуациях, когда жители новых ЖК годами отрезаны от социальной и транспортной инфраструктуры. С другой стороны, нередко востребованные у людей маршруты закрываются из-за старых автобусов, которые уже не подлежат ремонту, описал Путин знакомую для Татарстана ситуацию. Между тем общественный транспорт должен «не ветшать, а молодеть». «Опираться здесь мы должны именно на нашу промышленность, машиностроителей и их смежников. Уверен, справиться с этими задачами нам, конечно, позволяет сегодняшний уровень развития наших производственных мощностей, но при условии, конечно, что заказы предприятиям будут долгосрочными и четко просчитанными», — ставил президент задачу правительству. 

Где регионам брать деньги? Тут Путин напомнил об инфраструктурных кредитах на 50 млрд рублей для поставки автобусов в малые города и сельские поселения. В июле стало известно, что первый транш — 19,3 млрд рублей — распределят между 32 регионами, включая Татарстан. Какой кусок «пирога» достанется республике, пока неясно. Но опираться только на госденьги нельзя, надо развивать частно-государственное партнерство, указал Путин и снова упомянул опыт Москвы. Наконец, президент предложил обсудить волнующую граждан «проблему стоимости услуг общественного транспорта». 

До 2030 года регионам нужно 65 тыс. новых автобусов, описал ситуацию глава Бурятии Алексей Цыденов, который курирует в Госсовете РФ направление «Транспорт» До 2030 года регионам нужно 65 тыс. новых автобусов, описал ситуацию глава Бурятии Алексей Цыденов, который курирует в Госсовете РФ направление «Транспорт» Фото: kremlin.ru

До 2030 года регионам нужен еще триллион, а минтранс даст только 40%

До 2030 года регионам нужно 65 тыс. новых автобусов, описал ситуацию глава Бурятии Алексей Цыденов, который курирует в Госсовете РФ направление «Транспорт». Промышленность готова, но есть проблема с контрактами. К примеру, в этом году производственная мощность по автобусам и электробусам — 40,5 тыс., а законтрактовано 21,8 тыс. единиц транспорта. Проблема в отсутствии «постоянного источника» денег. Что касается трамваев, контракты есть, но опять все упирается в нехватку денег. На предварительном семинаре, который прошел за сутки до совещания, регионы решили, что надо просить президента продлить действующую «эффективную» программу поддержки до 2030 года, но с учетом «старения» парка. Проще говоря, дать побольше денег. 

Отдельно Цыденов попросил индивидуально устанавливать для регионов долю обязательного софинансирования, ведь возможности отличаются. Еще одна просьба от субъектов — чтобы расходы на общественный транспорт были в приоритете, потому что ситуация «непростая». «Хочу подчеркнуть, что перевозки общественным транспортом в текущий момент растут, обновление транспортных средств происходит, отечественные предприятия наращивают свои производственные мощности, санкции и прочие происки недругов нам не мешают, а только стимулируют», — завершил Цыденов, как и положено, на позитивной ноте. 

Министр транспорта РФ Виталий Савельев рассказал про решения для обновления общественного транспорта, которые ведомство подготовило вместе с регионами Министр транспорта РФ Виталий Савельев рассказал о решениях для обновления общественного транспорта, которые ведомство подготовило вместе с регионами Фото: kremlin.ru

Министр транспорта РФ Виталий Савельев рассказал о решениях для обновления общественного транспорта, которые ведомство подготовило вместе с регионами. Вместе с Москвой субъектам до 2030 года нужно закупить 57 тыс. автобусов (цифра отличалась от той, что была у Цыденова), более 5 тыс. троллейбусов и около 4 тыс. трамваев. К тому же нуждается в обновлении более половины транспортной инфраструктуры. Сейчас деньги на покупку транспорта из федерального центра идут по программам нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и через инфраструктурные бюджетные займы. Совокупный объем поддержки до 2025 года — 260 млрд рублей, на эти деньги планируется купить 12,8 тыс. транспортных средств, отчитался Савельев.

Чтобы удовлетворить потребности субъектов до 2030-го, нужно еще около 1 трлн рублей, указал Савельев и сразу заметил, что федеральные средства в данной сумме могут составлять 40%. Из этого следовало, что 60% должны «добавить» субъекты. Но это не все вопросы, которые «должны взять на себя регионы», есть еще три: 

  • Предусмотреть в региональном бюджете средства на содержание общественного транспорта и софинансирование федеральной поддержки.
  • Стремиться к максимальному обелению перевозок.
  • Готовить достаточное количество квалифицированных водителей. 

Вместе с Москвой регионам до 2030 года нужно закупить 57 тыс. автобусов (цифра отличалась от той, что была у Цыденова), более 5 тыс. троллейбусов и около 4 тыс. трамваев Вместе с Москвой регионам до 2030 года нужно закупить 57 тыс. автобусов (цифра отличалась от той, что была у Цыденова), более 5 тыс. троллейбусов и около 4 тыс. трамваев Фото: «БИЗНЕС Online»

Собянин рассказал, как похорошел транспорт с брутто-контрактами

Не так давно автобусные перевозки и такси были, мягко говоря, «криминальной системой», на улицах царил хаос с маршрутками и бомбилами, которые искали выгодные маршруты. Но сегодня этого нет, порадовался Собянин. Теперь московский транспорт не работает с наличкой, а перевозчики получают деньги из общего котла в зависимости от проделанной транспортной работы, поделился градоначальник еще одним достижением столицы. Называется оно брутто-контракты.

«Другого пути, кроме брутто-контрактов, нет»: придет ли транспорт Татарстана к «модели Когогина»?

Надо сказать, что особенно внимательно за сегодняшним заседанием следили татарстанские перевозчики. За несколько часов до начала совещания они опубликовали пост в группе во «ВКонтакте», в котором пожаловались на «затяжной кризис» в транспортной отрасли республики и попросили программу обновления общественного транспорта. Более того, перевозчики надеялись, что на встрече обсудят тему перехода на брутто-контракты, которую продвигает гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. «Перевозчики Казани надеются, что на президиуме Госсовета РТ будет услышана позиция Сергея Кокогина», — говорится в заявлении (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.). 

В части доклада мэра Москвы о брутто-контрактах как раз таки показали президента Татарстана Минниханова. Видимо, потому что руководитель республики слушал особенно внимательно. Собянин следом поблагодарил Путина за реформу такси, а затем тоже перешел к просьбам. Пока одни регионы беспокоятся, как купить автобусы, у Москвы другие заботы. Например, градоначальник попросил дать субъектам право определять для каршеринга и такси обязательную долю перевозок на электромобилях. Второе — установить для электромобилей отдельный экологический класс. Также при строительстве новых трасс нужно предусматривать подвод силовых кабелей для будущих электрозаправок, а для самих заправок сделать общую информационную систему. 

При строительстве новых трасс нужно предусматривать подвод силовых кабелей для будущих электрозаправок, а для самих заправок сделать общую информационную систему При строительстве новых трасс нужно предусматривать подвод силовых кабелей для будущих электрозаправок, а для самих заправок сделать общую информационную систему Фото: «БИЗНЕС Online»

Следующий спикер — губернатор Курской области Роман Старовойт — заверил президента в том, что решение начать СВО было правильным. Что касается основной темы, регион с учетом опыта Москвы третий год обновляет транспорт, и федеральная помощь здесь очень кстати. У Старовойта было три идеи: 

  • Разрешить регионам устанавливать формулу цены и менять параметры маршрутов при долгосрочных контрактах. К примеру, регион заключает 7-летний брутто-контракт и прописывает прогнозную 4-процентную ставку индексации, но эта ставка может измениться в зависимости от ситуации, указал губернатор. Другой случай, когда нужно добавить в маршрут две-три остановки. По действующему 44-ФЗ региону придется расторгнуть действующий контракт и заключать новый. Путин прямо на совещании поручил минфину и минэкономразвития РФ проработать тему. 
  • Позволить указывать в паспорте транспортной безопасности ТС несколько маршрутов. Сегодня там может быть только один. Сидевший в зале глава МВД Владимир Колокольцев заверил Путина, что он только за, и сделал себе пометку карандашом. 
  • Предусмотреть комплекс мер по решению проблемы дефицита кадров. «Мы, безусловно, будем соисполнителями, но нам бы хотелось видеть министерство просвещения и минтруд в соисполнителях», — указал губернатор. Ключевое — это уровень зарплаты, заметил Путин. 

Надо не просто менять изношенный транспорт, но и выходить на 10-процентное обновление подвижного состава в год к 2030-му, мечтал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он подчеркнул, что промышленность готова выполнить большой заказ, но ей нужны долгосрочные контракты. Особенно это касается поставок автобусов. «В один голос все говорили — долгосрочность заказа требуется, прогнозируемость его и защищенность», — передавал глава региона позицию производителей.

Причем непосредственно из промышленников в зале был только Когогин. Руководитель КАМАЗа пришел на совещание с распечатанными «рекламками» автобусов «НЕФАЗ», внимательно слушал докладчиков, но так и не выступил. Во всяком случае, в открытой части заседания.