Как мошенники обещали медаль за поджог военкомата

Рано утром во вторник Елена (имя изменено) проснулась от звонка c неизвестного номера. Звонили из банка, сказали, что от ее имени кто-то пытается оформить кредит. Никаких сомнений в этот момент у Елены не появилось. «Они знали мои данные: по имени, отчеству [обращались], реквизиты [называли]. Такое ощущение, что это реально [из банка звонили], потому что такая информация доступна только банку», — рассказала «БИЗНЕС Online» сама Елена. Подкупило и то, что в момент разговора ей на телефон пришло сообщение. «Не от левого номера, а именно от банка!» — заявила девушка. В СМС были правдивые заветные пятизначные цифры банковской аутентификации. Значит, подумала Елена, с ее счетами действительно происходит что-то неладное.

В этом уверял и голос в трубке: девушке сказали, что ее атакуют мошенники и ее надо срочно спасать. На этом разговор прекратился: «сотрудник банка» положил трубку, сказав, что пошел разбираться. Елена была уже на крючке. Впрочем, по виду ее вряд ли можно заподозрить в доверчивости: девушка сама по себе средних лет, работает на себя, зарабатывает ремонтом квартир, в свободное время увлекается самосовершенствованием путем просмотра разных мотивирующих роликов на YouTube и сериалов. Но в последние несколько дней в жизни Елены что-то не клеилось, навалились проблемы — в общем, мошенники застали девушку в максимально уязвимом состоянии.

Через полчаса ей позвонил другой человек, представившийся уже следователем, и сообщил еще одну «новость»: оказывается, кредит, который мошенники хотят оформить на Елену, планируют перевести на Украину. «Они сказали, что понимают, что это не моих рук дело, что этот момент я отрицаю. Но нужно все проверить», — продолжали убеждать Елену звонящие.

После этого стали напирать на патриотические чувства: мол, от вашего имени переводятся деньги на Украину — значит, продаете Родину… По телефону ей предложили «дойти до того человека, который занимался этими махинациями». Сказали, что о нем есть информация: мошенник сидит в военкомате. «Они говорили, что им нужно попасть в этот военкомат, чтобы достать какие-то документы нелегальные, откуда все эти корни растут, откуда данные и тому подобное», — несколько сбивчиво рассказала нам Елена. Спустя неделю девушка смутно помнила все нюансы общения с мошенниками — как в тумане.

«Они говорили, что им нужно попасть в этот военкомат. Попасть нужно, чтобы достать какие-то документы нелегальные, откуда все эти корни растут, откуда данные и тому подобное» «Они говорили, что им нужно попасть в этот военкомат, чтобы достать какие-то документы нелегальные, откуда все эти корни растут, откуда данные и тому подобное» Фото: Dawoud Abo Alkas/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

На телефоне Елену держали несколько часов. В какой-то момент один из звонивших (по словам девушка, их было несколько: сначала один, потом второй, затем третий) спросил, умеет ли она делать «что-нибудь горючее». Получив отрицательный ответ, голос на проводе заявил: «Придется научиться». «Я спросила: „Зачем?“ А он говорит, что обвинение как бы на меня идет. И поэтому либо помогаю следствию, либо меня объявляют союзником с Украиной, — передавала Елена суть разговора. — Они еще говорили: „Сделаешь — тебе за это награда будет“. Я с усмешкой это восприняла. А они говорили мне, что медаль за это дадут, что будет возмещение [затрат]. Но не было каких-то обещаний в плане денег, подкупа и еще чего-либо».

При этом девушке не показалось странным, что вроде как проблема с банками, но ее отправляют в военкомат. «На тот момент вообще нет (не насторожилоприм. ред.), — рассказала Елена. — По сути дела, ты в буквальном смысле находишься под давлением, когда тебе внушают в плане действий, обвинений и всего остального. Все под давлением, и ты неосознанно все эти моменты делаешь».

«[Мне сказали, что я должна] совершить небольшой дебош, чтобы люди оттуда (из военкоматаприм. ред.) вышли, и они (следователи прим. ред.) могли спокойно их (мошенников — прим. ред.) поймать и документы достать, чтобы они их не уничтожили», — рассказала Елена. По ее словам, разговаривали с ней методом кнута и пряника: и поддерживали, и постоянно напоминали, что она обвиняемая. А еще ей пообещали, что следом за ней пойдет «подкрепление». «Я говорила, что не буду подобного делать, что не хочу этим заниматься. Они убеждали, что люди там уже стоят, ждут, готовы к действиям. Я отвечала, что у них есть специализированные люди, они говорили: „Потому что во всем обвиняетесь вы“. Типа я обвиняюсь во всем, потому и должна это совершить», — рассказала Елена. В итоге она на все согласилась.

Инструкцию, как сделать воспламеняющееся устройство, ей надиктовали. Она купила все, что нужно, в магазине. Прямо неподалеку от него все собрала воедино и пошла к военкомату Ново-Савиновского и Авиастроительного районов на улице Лукина. На месте девушка стушевалась, увидев охрану. «Я просто час-полтора мялась, грубо говоря. А они все это время висели на телефоне. Нажучивали: „Сделаешь, и можно будет выдохнуть и забыть этот день как страшный сон, уже отряд подготовлен, которые должен заниматься всем остальным…“» — вспоминала Елена. О чем она размышляла, стоя у военкомата? «Думала, что непосредственно помогаю, что это нужно не в плане какой-то моей прихоти и еще чего-нибудь, а для следствия», — объяснила девушка. Бутылку с зажигательной семью она решила бросить «с горем пополам» и в то же время с надеждой на то, что это все закончится. Благо ничего не загорелось: бутылка упала под служебную машину у военкомата. Елену тут же задержали. Первая ее мысль в тот момент: «Где все эти люди [которые должны были прийти на подмогу]?» И только потом она поняла, что ее обманули.

Инструкцию, как сделать воспламеняющееся устройство, ей надиктовали. Она купила все, что нужно, в магазине Инструкцию, как сделать воспламеняющееся устройство, Елене надиктовали. Она купила все, что нужно, в магазине Фото: Iason Raissis/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Поджог военкомата во имя патриотизма?

В тот же день и практически в то же время к военному комиссариату Нижнекамска на такси направлялась Ольга (имя изменено). У нее тоже были инструкции от мошенников. Как и в случае с Еленой, те также напирали на патриотические чувства.

В обычной жизни Ольга — молодая студентка, любит читать, сама пишет рассказы, «фанфики», увлекается вселенной Гарри Поттера. «В тот день я сидела дома, как обычно, смотрела телевизор. Вдруг раздался звонок», — восстановила события того дня девушка. Звонили через мессенджер с номера, подписанного как «Сбербанк». Начали рассказывать уже знакомую историю: неизвестные взяли кредит по реквизитам Ольги, но перевели его на другую карту, потому что в системе произошел сбой, сами они отменить это действие не могут, поэтому девушка должна им помочь. После этого ей перезвонил «сотрудник ЦБ» и рассказал, как «удалить» заявку на кредит. Тот убеждал, что «факт мошенничества в особо крупном размере» должны зафиксировать сотрудники правоохранительных органов.

По «счастливой случайности» они позвонили Ольге через несколько минут. «Сотрудник попросил сверить телефон. Сказал, что факт мошенничества был ими зафиксирован. А потом начал спрашивать, являюсь ли я патриотом своей страны, — рассказала Ольга, вопрос ее не смутил, она ответила положительно. — Мне ответили: „В вашем городе, в военкомате, будет совершен теракт, там сидят террористы, и у нас будет спецоперация. Надо отвлечь внимание террористов, пока мы будем заходить через черный вход“». А для этого предложили сделать коктейль Молотова, ингредиенты для которого можно купить в магазине.


Мошенники держали Ольгу на телефоне безотрывно: она не могла кому-то позвонить или просто выключить звук. «Я выключала звук, на что он (мошенник прим. ред.) резко отреагировал, сказал: „Звук не выключай, так как ведется запись, чтобы это все фиксировалось“», — объяснила Ольга. Купив все составляющие для зажигательного устройства, она пошла домой. В квартире находился младший брат, и мошенники посоветовали вообще выгнать его из дома — мол, чтобы не рассказал родителям. Дома Ольга сделала коктейль Молотова: «Мне сказали, что и как смешивать, как наливать, в каких пропорциях». Как ее и просили, итог она сфотографировала и отправила мошенникам.

Ее инструктировали и дальше: одеться во что-то черное с капюшоном, ехать на такси, с водителем не говорить, а по телефону с ними общаться на ты. Когда Ольга доехала до военкомата, мошенники заставили ее позвонить по видеосвязи. Лицо того, кто с ней общался, она не видела — на заставке был зеленый экран. Ее заставили снимать все, что она делает. «Когда он уже видел, что все горит, и вышел сотрудник правоохранительных органов тушить, тот сказал: „Подойди, спроси, кто это такой, что он там делает“», — рассказывала Ольга. На этом все закончилось: у девушки просто выключился телефон из-за разряженной батарейки. Задержали ее на месте.

«Знаете, [в голове] был вопрос: почему именно поджечь? Можно же было просто покричать, помаячить перед камерами…» — рассуждала девушка, анализируя произошедшее. Говорит, не понимала, что идет на преступление. «Мне очень часто родители говорят, что я очень доверчивый, наивный человек. И они (мошенники прим. ред.) действуют как психологи, ты реально веришь в то, что они говорят. Они знали мои Ф. И. О., паспортные данные. Обращались по отчеству, хотя я не называла его вообще, — говорит Ольга и добавляет, что только после всего этого поняла, что ее „хорошо так обманули“. — Я не перевела им ни копейки, взяли просто на патриотизме, что надо помочь».

Волна поджогов военкоматов прокатилась по Татарстану (как и по всей России) в конце июля — начале августа. В качестве «поджигателей» во всех случаях выступали женщины из разных социальных слоев населения Волна поджогов военкоматов прокатилась по Татарстану (как и по всей России) в конце июля – начале августа. В качестве поджигателей во всех случаях выступали женщины из разных социальных слоев населения Скриншот из YouTube

Как часто стали поджигать?

В отношении Елены и Ольги возбудили уголовные дела о покушении на умышленное уничтожение имущества (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ). Они сейчас под подпиской о невыезде. И им еще повезло: ни одна из них не набрала кредитов под диктовку мошенников и не перевела им денег, как другие фигуранты схожих уголовных дел. Одна из них — пенсионерка, которая подожгла военкомат Кировского и Московского районов, за три дня оформила в пяти банках кредиты на 2,2 млн рублей. Все деньги перевела на продиктованный мошенниками номер, а потом, запуганная угрозами в адрес ее близких, под давлением, уже около полуночи поехала с канистрой бензина на такси к военкомату. Еще 770 тыс. рублей перевела злоумышленникам другая жительница Казани: после получения денег ее отправили к зданию военкомата РТ, чтобы «привлечь внимание правоохранительных органов».

Волна поджогов военкоматов прокатилась по Татарстану (как и по всей России) в конце июля – начале августа. В качестве поджигателей во всех случаях выступали женщины абсолютно из разных социальных слоев населения: студентка, подрабатывающая в магазине, кандидат наук, самозанятая и даже девушка, состоящая на учете в психдиспансере. 

По словам психолога, доцента кафедры психологии личности Института психологии и образования КФУ Галины Александровой, нет ничего удивительного в том, что при обилии вокруг информации о телефонных мошенниках на их удочку продолжают попадаться граждане. При этом всеобщая доверчивость не порок, а общая характеристика любого здорового общества, где люди не склонны тотально видеть во всем плохое и угрожающее. «Во-первых, это (доверчивость людей по отношению к телефонным мошенникамприм. ред.) не специфика нашего общества, а явление, не имеющее привязки ни к пространству, ни ко времени. Такие есть везде. Что это за люди? Это те, у кого, как правило, превалирует эмоциональный характер первой реакции», — объяснила Александрова. По ее словам, на том и построено телефонное мошенничество: звонят с неизвестного номера, вводят в ступор, пугают какой-то негативной информацией, давят на больное (родственники, деньги и т. д.), чтобы жертва не успела даже опомниться и здраво посмотреть на ситуацию. Так и ловят на крючок, чтобы дальше уже вертеть человеком по своему усмотрению.

О новой тактике телефонных мошенников силовые ведомства трубят уже несколько дней. «Сотрудники МВД России отмечают резкий рост количества поступающих из регионов нашей страны сообщений об использовании телефонными мошенниками с Украины новой тактики. Они не только похищают деньги обманутых россиян, но и пытаются вовлечь их в совершение диверсий и террористических актов», — сообщили в МВД РФ на этой неделе. 

В УФСБ России по РТ рассказали, что зафиксировали в республике значительный рост попыток совершения преступлений, организованных украинскими спецслужбами. По информации источников «БИЗНЕС Online» в силовых структурах, в Татарстане зафиксировано четыре случая поджогов военкоматов после звонков мошенников — все они описаны выше. В феврале пенсионерка в Азнакаево по указке мошенников подожгла отделение Сбербанка: ей заявили, что в офисе работает мошенница, которая оформляет незаконные кредиты на граждан. По данным наших собеседников, женщина мало того что потеряла деньги, которые до этого перевела аферистам, так еще в итоге и загремела в психбольницу с расстройством.

В МВД РФ также отметили, что фиксируют и случаи очевидной прямой вербовки россиян украинцами с предложением совершить диверсию или теракт за деньги. В Татарстане такие случаи тоже были, уверяют источники. Один из самых ярких эпизодов — поджоги машин в Челнах, за которые задержали подростков. Кроме того, в марте этого года, рассказывают наши собеседники, два школьника по заданию своего старшего товарища, местного студента, подожгли релейный шкаф в Тукаевском районе РТ. После видеоотчета вербовщик в мессенджере перевел студенту $135, которыми тот поделился со школьниками, а еще через два дня снова попросил одного из них совершить поджог, на этот раз — базовой станции одного из операторов связи. За это школьнику заплатили 1,5 тыс. рублей. Одновременно он стал фигурантом уголовного дела по ч. 2 ст. 167 УК РФ, по которому ему может грозить до 5 лет тюрьмы.

Впервые в России приговор по делу о теракте после поджога военкомата вынесли в январе этого года. Так, еще в мае 2022-го в Нижневартовске двое мужчин подожгли военкомат. Пострадала внутренняя отделка здания на площади 1 кв. метр. Сделали это мужчины по заказу «куратора» — сотрудника ЦИПсО Украины, с которым переписывался один из них в мессенджере. Якобы обещали им заплатить до 3 млн рублей в зависимости от количества повреждений. Сначала в отношении мужчин возбудили дела об умышленном повреждении имущества (ст. 167 УК РФ, как и у татарстанских поджигателей) и хулиганстве (ст. 213 УК РФ), а потом переквалифицировали на статью о теракте. Центральный окружной военный суд приговорил одного из мужчин к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима (с учетом того что раньше его судили за кражу). Дело в отношении второго поджигателя, завербованного по переписке, рассмотрят отдельно.

В Выборге троих мужчин (двое судимы ранее) приговорили к срокам от 6 до 13 лет за попытку поджога военкомата: преступление они не довели до конца, поскольку увидели охранника, испугались и убежали.

В Удмуртии мужчину, который поджег призывной пункт, приговорили к 3 годам и 2 месяцам колонии. Его преступление было квалифицировано именно как поджог. За попытку поджога военкомата в Саратовской области осудили женщину, которую убедили совершить противоправное деяние мошенники: ей дали условный срок в 1,5 года.

В УФСБ предупреждают: наказание может быть еще жестче. По закону атаки на военные и стратегически важные объекты могут квалифицироваться как диверсия или теракт. Это особо тяжкие преступления, за которые может грозить до 20 лет колонии.

В УФСБ России по РТ рассказали, что зафиксировали в республике значительный рост попыток совершения преступлений, организованных украинскими спецслужбами В УФСБ России по РТ рассказали, что зафиксировали в республике значительный рост числа попыток совершения преступлений, организованных украинскими спецслужбами Фото: freepik.com

Какие методы используют украинские мошенники

Как рассказали в МВД РФ, мошенники начинают разговор, используя стандартные приемы — говорят о подозрительных переводах, попытках взять кредит от их имени и т. д. Если схема срабатывает и человек ведется на уловки, то идут дальше и толкают жертв на преступление. Например, говорят, что похищенные деньги можно вернуть, или просто предлагают отомстить мошенникам, помочь их задержать. А в некоторых случаях угрожают неприятностями или убийством родных и близких. Так или иначе в итоге все сводится к тому, что жертву убеждают поджечь военкоматы или здания социальных объектов, банков и т. д.

«Характерно, что мошенники стали массово использовать такой прием лишь в течение последней недели. Это косвенно свидетельствует о том, что практически все атакующие россиян телефонные мошенники находятся на Украине и выполняют одни и те же приказы», — сказали в МВД. Там же отметили, что большинство жертв мошенников — люди пожилого возраста, которых они используют как «расходный материал» для создания инфоповодов.

В большинстве случаев мошенники не атакуют своих жертв персонализированно, рассказал «БИЗНЕС Online» эксперт по информационной безопасности, сооснователь компании «Третья сторона» Антон Бочкарев. По его словам, аферисты работают по большим базам данных: «Прозванивают большой объем потенциальных жертв, работая на масштабе и предполагая небольшую вероятность положительного для них результата». Схожую мысль озвучил и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Надо понимать, что на пару десятков миллионов звонков у нас есть 10–15 случаев, когда люди идут поджигать военкоматы. То есть это очень низкий процент. Тем не менее такие люди находятся», — констатирует он в беседе с «БИЗНЕС Online».

Как рассказывали в МВД по РТ, за 7 месяцев этого года татарстанцы перевели телефонным мошенникам порядка 2 млрд рублей. По информации источников нашего издания в силовых структурах, пик обмана пришелся на июнь и июль.

Всего, по данным ведомства, за 6 месяцев в республике зарегистрировано 8,8 тыс. краж с карт и мошенничеств (в 2022-м — 6,5 тыс.). Если в прошлом году такие кражи составляли четверть от всего массива преступлений, то в этом — уже треть (32%).

Раскрыто в 2023-м почти 1,8 тыс. преступлений (в 2022-м за 6 месяцев — 1,6 тыс.), дела направлены в суды, ожидают своего приговора 1 016 человек, которые, по данным МВД, были задействованы в этих преступлениях.

Удается ли возместить ущерб? Если задерживают тех людей из цепочки, которые занимаются обналичиванием и выводом денег, то да: зачастую, чтобы получить меньший срок, эти люди пытаются максимально возместить похищенное.

Откуда мошенники берут номера телефонов? Елена, с которой разговаривал наш корреспондент, даже не смогла предположить, откуда утек ее номер: на сайтах объявлений она его не оставляет, в соцсетях сидит под псевдонимом, пользуется всего парой сервисов доставки вещей и еды. Бочкарев рассказывает, что номера телефонов мошенники берут из утекших в сеть баз данных компаний: по данным InfoWatch, только в прошлом году в России утекло более 600 млн записей — это клиентские фамилии, имена и отчества, номера телефонов, другие контакты. «Их атаке может быть подвержен каждый, просто потому что большинство из нас пользуется доставкой, регистрируется на различных сайтах и так далее. Рано или поздно мошенники обзвонят всех», — полагает эксперт.

Телефонные мошенники — профессионалы социальной инженерии, они постоянно совершенствуют свои навыки и обмениваются лучшими практиками. В некоторой степени они делают то же самое, что и хорошие продажники. Во многом устройство мошеннических кол-центров похоже на устройство активно продающего интернет-магазина.
Антон Бочкарев эксперт по информационной безопасности, сооснователь компании «Третья сторона»
Антон Бочкарев эксперт по информационной безопасности, сооснователь компании «Третья сторона»

Об устройстве одного из таких центров, который обнаружили российские военные в ходе СВО, рассказали в SCS (Sber Cyber Security). В большом аналитическом материале эксперты отмечают, что, в частности, со слов официальных лиц, деятельностью кол-центров на Украине управляют ОПГ, которым власть и олигархи оказывают поддержку. Одним из основоположников деятельности таких центров называют Игоря Коломойского, которого в Татарстане обвиняют в создании ОПГ и хищении денег из-за конфликта вокруг компании «Укртатнафта». Отмечается, что свое начало кол-центры отсчитывают с 2014 года — как раз тогда Коломойский стал губернатором Днепропетровской области. Оттого Днепр и называют столицей телефонного мошенничества. После начала СВО часть мошеннических центров, по данным аналитиков, мигрировала из Бердянска на запад Украины, в Киев, Тернополь и Винницу. В Бердянске в середине апреля 2022 года и обнаружили пустое помещение, где раньше был один из крупных кол-центров. Внутри, на компьютерах, нашли 14 Тб информации.

Из данных следовало: в центре работали до 300 сотрудников, которые совершали около 5 тыс. звонков в сутки. Они использовали больше 150 скриптов разговора и отдельно методичку для работы со «сложными клиентами». Телефонные номера брали из слитых баз данных. С первыми жертвами связывались «звонари» — менее квалифицированные сотрудники, пытающиеся найти доверчивых людей, которых проще будет обмануть. А затем к афере подключались «клозеры» — те, кто доводил жертву до итоговой цели, т. е. фактически «закрывали сделку». Вся коммуникация между мошенниками велась в чатах в «Телеграме», а банковские карты, на которые в итоге выводились деньги, регистрировались на подставных лиц, после чего деньги обналичивались на нелегальных сервисах за комиссию в 15–20%. После того как с человеком поговорили, мошенники ставили у номера телефона отметки: «умник» — если человек не повелся, «списали» — если жертву развели.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» и сам попробовал «завербоваться» в один из мошеннических call-центров в Днепре Корреспондент «БИЗНЕС Online» и сам попробовал завербоваться в один из мошеннических кол-центров в Днепре Скриншот: «БИЗНЕС Online»

Как кол-центры набирают работников

Корреспондент «БИЗНЕС Online» и сам попробовал завербоваться в один из мошеннических кол-центров в Днепре. Такие вакансии легко найти в мессенджере «Телеграм». В некоторых из объявлений открытым текстом говорится, что на работу в «уютном и комфортабельном офисе» ищут тех, кто будет обманывать россиян. «Работа настроена на прибыль за счет опустошения кошельков моральных уродов, которые изо дня в день пытаются уничтожить нашу Родину!» — сказано в описании вакансии, там же соискателю обещают, что его труд якобы приблизит победу Украины.

Практически во всех вакансиях, которые удалось найти, ищут «работников» от 18 до 35 лет, не старше. Рабочий график предлагают стандартный — пятидневка с утра до вечера плюс кофе-брейки и «дружный коллектив». Зарплату уже на начальном этапе обещают около 10–20 тыс. гривен (25–50 тыс. рублей).

Наш корреспондент написал нескольким рекрутерам в Telegram под видом соискателя работы Наш корреспондент написал нескольким рекрутерам в «Телеграме» под видом соискателя Скриншот: «БИЗНЕС Online»

Наш корреспондент написал нескольким рекрутерам в «Телеграме» под видом соискателя. Одна из них, с ником Лиза, рассказала, что сотрудников «для обзвона клиентов по готовой базе» они ищут в офис (именно в офис, не на «удаленку») в Кривом Роге. Пообещали оплачиваемую стажировку длительностью в 2–4 дня, график с 8:00 до 18:00 с перерывом на обед. Зарплата — 17% от закрытой сделки плюс бонусы, выплаты каждый понедельник. В беседе Лиза сообщила, что в среднем даже на начальном этапе заработок «около 20 [тыс. гривен] точно будет», а дальше все зависит от человека. В ответе, который присылают с откликом на вакансию, также указывается: «Еженедельно мы помогаем нашей армии и отправляем на помощь ЗСУ 20 процентов выручки».

«Мы работаем по МВД, — сообщила собеседница. — Это вы представляетесь сотрудником полиции и дальше передаете [разговор] другому нашему специалисту, который представляется сотрудником банка. Это если очень коротко». На вопрос о гарантиях безопасности рекрутер заявила: «Безопасность на 1 000 процентов гарантируем. Мы работаем пять лет, в команде 80 человек». Также она указала: «[Работа направлена только на] русских. Мы работаем только по России». Кандидатов без опыта обещают всему обучить и даже предоставляют жилье — сначала хостел, потом снимают дом или квартиру недалеко от офиса, куда заселяют по 2–3 человека из организации. На этом обсуждение вакансии прервалось — рекрутер настояла на офлайн-встрече без продолжения переписки в мессенджере, пообещав, что расскажет все нюансы лично.

Другой рекрутер заявил, что «сотрудников» они набирают в «топ-1 офис по Львову», где работает больше ста сотрудников Другой рекрутер заявил, что сотрудников они набирают в «топ-первый офис по Львову», где работают больше 100 сотрудников Скриншот: «БИЗНЕС Online»

Другой рекрутер заявил, что сотрудников они набирают в «топ-первый офис по Львову», где работают больше 100 сотрудников. «У нас самые лучшие условия, [начиная] от заработка, заканчивая отношением. Четыре года на одном месте [работаем]», — заявил пользователь с ником Money. «Слышали за офиса которые скамят (обманывают прим. ред.) россиян?» — уточнил собеседник (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.) Он предложил точно такую же схему работы: обзвон готовой базы от имени «сотрудников госсиловых структур». Платить обещают с первого дня, на стажировке — по 1 тыс. гривен в неделю (2,5 тыс. рублей), затем — 2 тыс. гривен в неделю (5 тыс. рублей). А еще — 7,5% «от клиентов». Заявили, что так же, как и предыдущий мошеннический кол-центр, предоставят жилье и гарантируют безопасность. «Как вы себе это представляете, что небезопасно? Мы же не отчаянные. Мы тщательно проверяем всех сотрудников», — ответил собеседник.

Как с ними бороться?

По словам Муртазина, сейчас у больших операторов связи работают антифрод-системы, которые проверяют подмену звонков и автоматически вычисляют массовые обзвоны, блокируя их. Систему подключили в начале этого года, ожидается, что к концу года к ней подключатся все операторы связи в России. «Соответственно, на сегодняшний день количество звонков от мошенников, спамеров год к году упало на 80 процентов, — приводит статистику по работе системы Муртазин. — Эта система автоматически работает на сетях, участия человека там не требуется. То есть вы уже защищены. Например, вы позвонили, мой оператор проверил, что такой номер имеется в России, а не где-то еще. Это занимает доли секунды до того, как пошел звонок».

Но раз татарстанцам поступают звонки от мошенников, значит, антифрод-система не сработала? «Нет, в этих случаях не сработала система адекватности людей, которым звонили», — полагает Муртазин. «Правило 7 процентов (небольшой процент людей в любой момент времени находится в стрессе и не способен на критическое восприятие событийприм. ред.) не перестало работать», — объясняет Бочкарев.

Лучшее способ борьбы с мошенниками — критически относиться к своим действиям. Нет, можно, конечно, нигде не оставлять свой номер или завести две сим-карты, но это, скорее, доставит массу неудобств. Самое главное, четко отслеживать, что вы делаете.
Антон Бочкарев эксперт по информационной безопасности, сооснователь компании «Третья сторона»
Антон Бочкарев эксперт по информационной безопасности, сооснователь компании «Третья сторона»

Отметим, что с этого года операторов связи стали штрафовать за пропуск звонков с подменных номеров. Один из последних случаев: оператору выписали штраф в 600 тыс. рублей после того, как он пропустил звонок мошенника. В результате пенсионерка перевела аферистам 85 тыс. рублей. Бочкарев отмечает, что в целом из-за технического противодействия для мошенников подмена номеров сейчас становится неактуальной, они перестали делать на это ставку.

Тем не менее бороться с мошенниками только на техническом, частном уровне сложно, подчеркивает эксперт. Они оформляют номера IP-телефонии, с которых и делаются звонки, на подставных людей. «Большинство из них (мошенников прим. ред.) находятся за пределами России, а ловить „дропов“ (одноразовых криминальных посредников для вывода средств или покупки номеров прим. ред.) можно годами — на смену отправленному в тюрьму придет новый „дроп“, часто это люди с пагубными зависимостями, ведущие аморальный образ жизни, — рассказал Бочкарев. — Так что, можно сказать, на текущем техническом уровне мошенники неискоренимы, и для систематической борьбы с ними нужно участие государства».

«Маловероятно, что „сотрудник полиции или ЦБ“ будет звонить вам в Whatsapp* или Telegram. Крайне маловероятно, что сотрудник не попытается убедиться в вашей личности. И совсем маловероятно, что ваш банк прямо сейчас взломали» «Маловероятно, что сотрудник полиции или ЦБ будет звонить вам по WhatsApp* или «Телеграму». Крайне маловероятно, что сотрудник не попытается убедиться в вашей личности. И совсем маловероятно, что ваш банк прямо сейчас взломали» Фото: ru.freepik.com

Как хотя бы не попасться на уловки мошенников?

Если очень коротко, единственный стопроцентный способ — не брать трубку и не разговаривать с ними. «Любой разговор повышает шанс того, что вас обманут», — говорит Муртазин.

Второй способ: установить антиспам-систему, которая будет определять номера телефонов. По словам Муртазина, она бесплатна и с ней человек будет видеть, кто ему звонит. Если номер определится как мошеннический, не следует брать трубку. Предложений по антиспам-системам на рынке сегодня предостаточно. Как правило, они встроены в некоторые уже наверняка установленные на телефоне приложения: например, есть бесплатные определители номеров от «Тинькофф», 2ГИС или «Яндекса», часто такую услугу предлагает добавить мобильный оператор либо бесплатно, либо по отдельному тарифу. Чтобы узнать, какая антиспам-система у вас уже имеется на телефоне, в Android зайдите в «Настройки», выберите «Вспомогательные приложения» и найдите там «Помощник по умолчанию». В IOS: «Настройки» – «Телефон» – «Блокировка и идентификация вызовов». Вы также можете установить дополнительные специализированные на антиспаме приложения. Тут сложно без рекламы порекомендовать какие-то конкретные варианты — найти их можно самостоятельно в магазине-приложений по запросу «антиспам». Только, как и везде в интернете, следует быть осторожным при выборе того или иного «неофициального» определителя номера. 

Важно донести до людей следующее:

  • Приведите конкретные примеры известных вам приемов телефонных мошенничеств. Как правило, это звонок или СМС о блокировке банковской карты или попытке списания с нее средств, о компенсациях за ранее приобретенные товары, о решении за деньги внезапно возникших проблем родственников, о помощи в оформлении кредитов и т. д.
  • Номера, с которых звонят мошенники, потенциально могут быть схожи с официальными номерами банков, силовых ведомств и т. д. А если, наоборот, номер не похож на официальный, то это вообще первый сигнал о попытке обмана.
  • Мошенники часто умело притворяются, точнее, имитируют сотрудников кол-центров, даже заучивают и повторяют стилистику общения.
  • Если к человеку обращаются по Ф. И. О. или называют дату рождения — это еще не показатель того, что вам звонит официальный представитель. Эти данные могли ранее утечь. Еще подозрительнее, если звонящий наводящими вопросами пытается выудить ваши персональные данные — сразу стоп.
  • Никогда и никому нельзя сообщать сведения о владельце, номере и защитном коде банковских карт, а также пароли из СМС-сообщений. Нормальный банк никогда не спросит такие сведения.
  • Нельзя совершать переводы денежных средств на незнакомые счета или электронные кошельки.
  • Надо быть внимательнее при посещении сайтов и куда попало не вводить свои банковские данные — внимательно следует проверять достоверность посещаемых ресурсов.
  • Нельзя переводить предоплату, если нет уверенности в надежности интернет-продавца.
  • Нельзя переходить по присланным с неизвестных номеров ссылкам, особенно если они выглядят максимально подозрительными.
  • Важно установить на телефон антиспам-приложение, которое помогает определять неизвестные номера.

«Самое главное: кто бы вам что ни говорил по телефону, кем бы ни представлялся, не надо делать ничего ни со своим телефоном, ни тем более в реальной жизни. Не защищать, не спасать свои деньги, не ходить куда-то. Что бы вам ни объясняли, этого делать нельзя!» — призывает эксперт. Бочкарев предлагает пользоваться такими же методами: не называть никаких кодов, не брать никаких кредитов. «Если предложение выше кажется вам смешным, убедитесь, что ваши близкие родственники думают так же», — отмечает он.

Бочкарев советует включать простую бытовую логику и здравый смысл. «Маловероятно, что сотрудник полиции или ЦБ будет звонить вам по WhatsApp* или „Телеграму“. Крайне маловероятно, что сотрудник не попытается убедиться в вашей личности. И совсем маловероятно, что ваш банк прямо сейчас взломали», — отмечает эксперт. По его словам, каких-то маркеров, которые могли бы сразу выделить мошенника на том конце провода, нет: «Но попытки запугать, фраза „Не кладите трубку“ — это повод именно так и сделать».

«Если человек знает, что он склонен эмоционально реагировать, в этом нет ничего страшного. Это, по сути, нормальная человеческая реакция на ярко выраженную негативную информацию. Лучше всегда положить трубку, чтобы начать наводить справки, — отмечает и психолог Александрова. — Если у человека достаточно устойчива психика, то можно начать задавать неожиданные вопросы тому, кто звонит. Мне же тоже звонят. Когда мне позвонили и сказали, что мой сын попал в больницу, я бросила встречный тезис: „Но у меня нет сына…“ Дальше была совершенно удивительная реакция — подошла какая-то девушка и стала в трубку кричать: „Мама, мама, я в больнице!“ Но я не растерялась и сказала, что у меня и дочери такой нет. И они уже дальше сами положили трубку. Но это то, что касается меня. Потому что я знаю, как реагировать на манипулирование. А обычному человеку я бы порекомендовала: если видите любой незнакомый номер, даже если этот человек просто ошибся номером или еще что-то, сразу самому себе скажите, дайте установку, что это потенциальный мошенник. Записку себе напишите на холодильнике: „Любой неизвестный номер — потенциальный мошенник“. И даже не слушайте, что вам там говорят, сразу отключайтесь. Это наиболее легкий способ защиты для тех, у кого самая первая реакция связана с эмоцией. [Необходимо бросить трубку], чтобы потом подключился разум».

Логика мошенников и их приемы постоянно меняются, они становятся более хладнокровными, но пока что крайне редко перезванивают. И последним пунктом нужно пользоваться. «Мошенники совершенствуют свои навыки, обучают людей, перенимают лучшие практики, используют CRM-системы и наверняка проводят практикумы по обмену опытом. Они профессионалы. Просто кладите трубку», — говорит Бочкарев.