Татарстан продолжает укреплять реноме одного из главных беспилотных центров России: теперь о создании роботов заявил челнинский «Ремдизель». Бронеавтомобиль с поэтичным названием «Зубило» будет подвозить боеприпасы, эвакуировать раненых, доставлять оборудование для зарядки радиостанций и дронов. Впрочем, несмотря на очевидную созвучность разработки нерву момента, эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что до поля боя разработке еще далеко.
«Ремдизель» — единственное татарстанское предприятие ОПК, которое стабильно выдает новые разработки, причем это не ОКР, а серийная продукция
В эпоху СВО
Беспилотный бронеавтомобиль «Зубило» от челнинского АО «Ремдизель» может стать одним из гвоздей форума «Армия-2023», который пройдет 14–20 августа в подмосковной Кубинке. Ничего подобного в России до сих пор не создавали. О работе над машиной РИА «Новости» сообщили в пресс-службе компании. Пока информация о разработке скудна: известно только, что к функциям перспективной машины относятся подвоз боеприпасов, транспортировка грузов и раненых и зарядка радиостанций и квадрокоптеров.
Вообще, «Ремдизель» — единственное татарстанское предприятие ОПК, которое стабильно выдает новые разработки, причем это не ОКР, а серийная продукция. Естественно, в силу специфики продукции многое скрыто от глаз общественности, и «открытия» происходят, когда на завод приезжают высокопоставленные лица. Так, в 2021 году по итогам визита на «Ремдизель» заместителя министра обороны Алексея Криворучко стало известно, что завод изготавливает сотни бронемашин в год. По открытой информации, это автомобили семейств «Тайфун» с разными колесными формулами.
Среди прочего долгожданной новинкой стал «Тайфун-ВДВ» (К-4386). На его основе уже спроектировано несметное число модификаций, например бронеавтомобиль сопровождения и управления «Напарник». На этой же базе созданы защищенный санитарный автомобиль «Линза» и универсальный минный заградитель «Клещ». Сообщалось о начале испытаний К-4386 ЗА-СпН — первого российского бронеавтомобиля с повышенной противоминной защитой (за границей такие авто называют MRAP — mine resistant ambush protected). Важно, что завод много внимания уделяет модернизации советской классики, к примеру, сообщалось об испытаниях двух вариантов легкобронированных тягачей МТ-ЛБ.
Инспектируя выполнение гособоронзаказа предприятиями Татарстана, министр обороны РФ Сергей Шойгу специально посетил челнинцев
С большой долей уверенности можно утверждать, что с началом СВО «Ремдизель» стал одним из тех предприятий, на которые возлагаются особые обязанности и от которых ждут многого. На это, в частности, указывает то, что, инспектируя выполнение гособоронзаказа предприятиями Татарстана, министр обороны РФ Сергей Шойгу специально посетил челнинцев. Дело дошло до того, что в марте из-под домашнего ареста выпустили бывшего гендиректора «Ремдизеля» Фаиза Хафизова. Минобороны попросило следственный департамент МВД России разрешить бывшему руководителю работать. Как следует из постановления суда, Хафизова попросили освободить в связи с необходимостью «срочного восстановления и ремонта военной техники в областях проведения специальной военной операции с его личным участием как основного разработчика военной документации».
Еще один пример востребованности продукции «Ремдизеля»: с началом СВО он в сверхскоростном режиме разработал новый защищенный автомобиль «Ахмат». Сообщалось, что работа заняла 25 дней. По всей видимости, машина во многом унифицирована с предыдущими разработками компании. «Машина сделана на серийном шасси, для того чтобы насытить сейчас максимально войска защищенной техникой. В очень короткие сроки мы разработали эту машину, 25 дней у нас заняла разработка… Концепция заключается в том, что мы используем серийное шасси и делаем надстройку, аналогичную по классу защиты как у „Тайфуна“. Получается такая машина, которую быстро можно изготавливать и которая имеет очень высокий класс защиты. Если у „Тайфунов“ цикл изготовления был длительный, то у этих машин — в 7–10 раз быстрее производится. Ее задача — производиться быстро и много», — говорил главный конструктор «Ремдизеля» Игорь Зарахович.
«Если у «Тайфунов» цикл изготовления был длительный, то у этих машин — в 7–10 раз быстрее производится»
Наследник беспилотных «КАМАЗов»?
И вот в таких условиях «Ремдизель» взялся за новую тему — «Зубило». Можем предположить, что проект зиждется на разработках старшего брата «Ремдизеля» — КАМАЗа. Как известно, до 2016 года сегодняшний производитель защищенных авто был «дочкой» автогиганта, но последний отпустил его на вольные хлеба, чтобы не попасть под санкции, да еще и передал ему Завод специальных автомобилей. Впрочем, ни для кого не было секретом, что отказ от «военки» для КАМАЗа был в большей степени номинальным. Собственно, это было видно и по вышеупомянутому визиту Шойгу — на «Ремдизеле» он в основном говорил о заслугах КАМАЗа перед минобороны.
Так вот, именно КАМАЗ сегодня считается лидером в области грузовых беспилотных автомобилей. В июне стало известно, что по трассе М11 «Нева» начали ходить три беспилотных магистральных тягача «КАМАЗ». Они будут перевозить грузы из Петербурга в Москву. Программа идет в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры», который рассчитан на создание и вывод на рынок беспилотных грузовых автомобилей. Предполагается, что в перспективе таких машин будет десятки и сотни.
Об этом проекте, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о «Зубиле», вспомнил и военный эксперт Юрий Кнутов: «КАМАЗ уже тестировал беспилотные грузовики, которые будут перевозить грузы между Петербургом и Москвой. Система, конечно, связана с наличием большого количества разных датчиков на дороге. Недавно мы запустили новый спутник „Глонасс-К2“. Когда будет запущено несколько таких спутников, точность определения координат возрастает до 30 сантиметров. То есть при наличии такой точности появляется возможность использовать беспилотные автомобили, тем более они планируются не для ведения боевых действий — их роль обеспечивающая». А вот военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин заверил «БИЗНЕС Online», что уже есть технологии, позволяющие беспилотным авто и управляющему ими оператору «наблюдать за полем боя, обнаруживать цели, пристреливаться по ним».
Но, по мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, автобеспилотник на поле боя — это даже не завтра, а «послезавтра», сегодня же важнее другое. «С большим уважением отношусь к „Ремдизелю“, — подчеркнул он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Ряд его разработок, таких как бронеавтомобиль „Тайфун ПВО“, чрезвычайно востребованы и нужны в войсках. Но беспилотная техника — это не сегодняшний день. Сейчас нам надо полноценно вооружить армию тем, чем она может достигать победы, а все инновационные разработки, если они будут востребованы министерством обороны, наверное, это „послезавтра“. Если „Ремдизель“ эту разработку хочет реализовать за счет собственных средств, никто не возражает, но из потребности сегодняшних боевых действий нам необходимы танки Т-90М. Чем больше — тем лучше. Необходимо расширить набор на подготовку командных кадров на базе Казанского танкового училища. Это основная наша кузница бронетанковых кадров. В том числе необходим ускоренный выпуск лейтенантов по ускоренным программам обучения — за счет того, что наиболее отличившиеся в ходе СВО танкисты (рядовые, сержанты и прапорщики) могли бы по ускоренной программе, за 3–6 месяцев, готовиться на первичные офицерские должности. Словом, я комментирую, исходя из прагматических соображений».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.