«Не побоюсь быть публично обруганным, но назову образовательную систему нашей страны образовательным рынком. А как иначе? Даже государственные университеты сегодня достаточно жестко конкурируют между собой как за студентов-бюджетников, так и за студентов-платников» «Не побоюсь быть публично обруганным, но назову образовательную систему нашей страны образовательным рынком. А как иначе? Даже государственные университеты сегодня достаточно жестко конкурируют между собой как за студентов-бюджетников, так и за студентов-платников»

Что нового на образовательном рынке?

В эти дни в вузах Татарстана завершаются вступительные испытания, уже скоро сегодняшние абитуриенты станут студентами. Предлагаю рассмотреть основные тренды приемной кампании – 2023.

Не побоюсь быть публично обруганным, но назову образовательную систему нашей страны образовательным рынком. А как иначе? Даже государственные университеты сегодня достаточно жестко конкурируют между собой как за студентов-бюджетников, так и за студентов-платников. Что касается сектора негосударственного образования, к сожалению, в нашей стране частные вузы так и не смогли развиться до уровня, позволяющего им конкурировать на равных даже со средними региональными университетами, тем не менее они тоже присутствуют на этом образовательном рынке. А раз все признаки конкурентной системы имеются, значит, и рынок можно считать сложившимся.

Однако, к большому сожалению, этот образовательный рынок у нас сегодня является рынком абитуриентов, а не университетов. Это означает, что большинство вузов находится в критической зависимости от абитуриентов и студентов. И эта зависимость препятствует развитию качественных изменений в высшей школе. Как я не раз писал в статьях для «БИЗНЕС Online», связано это с контрпродуктивной системой подушевого финансирования высшей школы, когда университеты находятся в ситуации, не позволяющей им обеспечить качественную подготовку всех выпускаемых специалистов.

Да, в некоторых университетах есть объективно сильные абитуриенты — победители и призеры олимпиад, высокобалльники всех мастей, да и просто ребята, имевшие возможность заниматься дополнительной профильной подготовкой. Они становятся отличными и успевающими студентами. Именно туда стремятся большинство выскобалльников. Остальная же университетская страна живет по совершенно иным правилам, в жесткой зависимости от количества студентов, не имея при этом возможности отчислить лишнего двоечника. Иначе сохраняемость контингента может снизится ниже 90%, в этом случае придется возвращать учредителю деньги, выделенные на обучение, а потом и сокращать преподавателей. Напоминаю, на 12 студентов полагается одна ставка преподавателя. 

«Вузы вынуждены не просто включаться в борьбу за абитуриентов, но и начинать полномасштабные рекламные кампании, заниматься активным формированием и продвижением собственных брендов»

Рынок абитуриентов

Одновременно как о сложившемся тренде можно говорить и о зависимости вузов от абитуриентов. Формирование абитуриентского образовательного рынка в условиях доминирующего государственного финансирования означает практически полную зависимость университетов от поступающих. На первый взгляд кажется, что ничего отрицательного в этом нет. «Подумаешь, университеты конкурируют между собой за абитуриентов», — может сказать простой обыватель. Но на внешнюю якобы благоприятную конкурентную среду накладывается сложная демографическая ситуация. В результате вузы вынуждены не просто включаться в борьбу за абитуриентов, но и начинать полномасштабные рекламные кампании, заниматься активным формированием и продвижением собственных брендов.

В этом есть и свои плюсы, университеты стали в большей степени клиентоориентированными, начали формулировать и активно продвигать в информационном пространстве свои ценности, тем самым развивая и усиливая репутацию. Но это только начало большого пути. 

Большая часть региональных университетов превратилась в заложников демографии и гонки за молодыми талантами (читай: высокобалльниками). К сожалению, опыт последних лет показал, что не всякий олимпиадник, медалист или высокобалльник способен в университете поражать окружающих чудесами овладевания будущей профессией. Справедливости ради необходимо отметить, что ребята, принимавшие активное участие в олимпиадном движении, действительно отличаются большими академическими успехами по сравнению с их однокашниками, хотя причина тут может быть не в отличных знаниях, а в привычке к конкуренции и умении сосредоточиться на главном даже в сложных жизненных ситуациях. В любом случае современные университеты не просто так готовы тратить большие деньги для того, чтобы привлечь в ряды своих студентов таких ребят. 

«Платить вузам за олимпиадников давно перестали, но показатель по их набору у университетов остался!»

Гонка за «золотыми» и «серебряными» абитуриентами

С чего началась в нашей стране эпоха популярности абитуриентов с особыми достижениями? В начале 2010-х министерство образования и науки РФ решило, что университеты нужно материально мотивировать к набору высокобалльников, победителей и призеров олимпиад. И  началась гонка за «золотыми» и «серебряными» абитуриентами. При этом самих абитуриентов год от года становилось все меньше. Следовательно, победителей и призеров всяческих олимпиад, а также стобалльников также становилось меньше.

Охота за такими абитуриентами развернулась нешуточная. Сначала вузы начали вводить дополнительные стипендии для высокобалльников по принципу «чем выше балл, тем больше стипендия в первом семестре». Со временем дошло до того, что в некоторых университетах стипендия у вчерашних школяров стала больше, чем средняя зарплата в регионе! Но дать денег — это самый тривиальный вариант. Со временем вузы стали действовать более изобретательно, появились различные «плюшки» в виде мер социальной поддержки (лучшие места в общежитиях, бесплатное пользование спортивной и оздоровительной инфраструктурой и т. д.). А федеральное министерство, в свою очередь, разработало систему дополнительного материального стимулирования вузов за определенный процент поступивших победителей и призеров олимпиад.

Увы, инициатива эта завершилась, едва успев начаться. Стимулирование университетов продлилось только два года. Платить вузам за олимпиадников давно перестали, но показатель по их набору у университетов остался! С тех пор и продолжается эта непрекращающаяся гонка. Наша образовательная система, включая сами университеты, породила охоту на талантливую молодежь. Несомненно, такие ребята на вес золота для каждого университета, от них ждут больших успехов не только в учебе, но и в последующей профессиональной деятельности.

«Отсутствие конкуренции при поступлении не очень хорошая база для качества будущих выпускников, ведь в университет поступают практически все и с любыми баллами»

Избыток бюджетных мест и его последствия

В последние пару лет можно наблюдать избыточность бюджетных мест в вузах. Фактически их количество в университетах немногим меньше числа выпускников 11-х классов. Отсутствие конкуренции при поступлении не очень хорошая база для качества будущих выпускников, ведь в университет поступают практически все и с любыми баллами. Ситуация осложняется еще и тем, что за последние несколько лет неумолимо снижается количество выпускников, сдающих профильную математику и физику. Ведь без ЕГЭ по математике даже теоретически невозможно претендовать на поступление на любые инженерно-технические, естественно-научные и даже экономические направления подготовки и специальности. 

Большинство приемных комиссий региональных университетов в нашей стране сегодня сидит с огромным количеством заявлений на поступление, но с минимальным числом оригинальных аттестатов. Абитуриенты, четко понимая, что у них есть только один шанс поступить, держат оригиналы аттестатов у себя на руках, не спешат доверить их приемным комиссиям. Вот в этом и проявляется суть абитуриентского образовательного рынка.

Университеты только на ушах не стоят, чтобы привлечь абитуриентов. Вот и приходится им «вдруг» объявлять о дополнительных мерах социальной поддержки для талантливой молодежи — например, кратно за счет внебюджета увеличивать стипендию. Недавно один из очень известных российских университетов пошел на такой рисковый шаг, как гарантированное зачисление на бюджет абитуриентов с баллами выше определенного порога. Если в начале августа окажется, что баллов для бюджета у абитуриента все же не хватило, университет обещает оплатить его обучение на выбранной образовательной программе в течение всего срока из собственных внебюджетных средств. И подобных примеров достаточно много.

Почему университеты идут на такие шаги? Ответ вновь кроется в той же системе бюджетного финансирования высшей школы. Для университета со статусом лучше потратить самые нескромные средства для привлечения абитуриентов, чем потом объявить о дополнительном наборе. Такая ситуация ударит не только по репутации вуза, но и даст повод учредителю в будущем году скорректировать контрольные цифры приема в меньшую сторону. Вот и появляются летом в отечественных университетах неожиданные аттракционы невиданной щедрости. Конечно, не один из участников таких раздач денежных средств никогда не признается, что действует сугубо в собственных интересах. 

Справедливости ради стоит отметить, что и в ведущих зарубежных университетах также есть возможность получить льготное или даже полностью бесплатное обучение в течение года или даже всего срока. Но это касается прежде всего талантливых ребят, имеющих определенные академические или спортивные заслуги. Разумеется, такие гранты носят именной характер, зависят от индивидуальных достижений и не привязаны к каким-либо баллам единого экзамена.

«Университетам приходится конкурировать между собой за абитуриентов. Да, сейчас сложная демографическая ситуация, но это же не значит, что стоит сложить руки и ничего не делать»

Бравыми и комплементарными для себя заявлениями вузы отпугивают абитуриентов

В целом не вижу ничего предосудительного в таких маркетинговых ходах. Университетам приходится конкурировать между собой за абитуриентов. Да, сейчас сложная демографическая ситуация, но это же не значит, что стоит сложить руки и ничего не делать.

Проблемы есть в самой методологии продвижения, применимой некоторыми вузами. Многие университеты пока не осознают всей трагичности своего положения и продолжают браво рапортовать на телеэкранах об увеличении количества поданных в вуз заявлений. При этом они не понимают, что ежегодное увеличение количества этих самых заявлений является не следствием резкого роста интереса абитуриентов к тем или иным образовательным программам, а трендом, связанным скорее с «постковидным» развитием информационных технологий.

Более того, такими бравыми и комплементарными для себя заявлениями они отпугивают абитуриентов. Какой абитуриент будет нести оригинал документа об образовании в университет, где такой большой конкурс? Конечно, никакой. И неважно, что по факту это просто «бумажный конкурс». Напуганные абитуриенты не станут разбираться в казуистике работы приемных комиссий. Вот и остаются такие «успешные» университеты к завершению приемной кампании с большой кучей никому не нужных заявлений от абитуриентов и очень скромным набором или даже недобором. Многие университеты допускают такие банальные ошибки из года в год.

«На сегодняшний день целевое обучение — это не просто способ поступить в вуз, а прежде всего гарантия первого рабочего места»

Целевое обучение не просто способ поступить в вуз

Хотел бы рассмотреть еще один тренд приемных кампаний прошлых лет. Речь идет о целевом обучении. Сегодня с ужесточением контроля со стороны проверяющих органов оно потеряло свою былую привлекательность. Если говорить о сфере инженерии, то целевое обучение на соответствующих специальностях, конечно, никогда не было просто способом поступить в вуз. Ведь если ты не способен долго и кропотливо учиться, тратя на это много своего личного времени, то нет никого смысла брать целевое направление, все равно не получится дойти до диплома.

На сегодняшний день целевое обучение — это не просто способ поступить в вуз, а прежде всего гарантия первого рабочего места. Сейчас предприятие, заключившее договор о целевом обучении, просто обязано обеспечить будущего выпускника рабочим местом в соответствии с его уровнем подготовки. Таким образом, последние лет пять квота на целевое обучение не сильно влияет на окончательную ситуацию с приемом в вузы. По факту оказывается, что предприятий, желающих таким образом заполучить себе сотрудников в будущем, не так и много. Но, разумеется, речь идет именно об инженерных направлениях подготовки и специальностях.

«Татарстан является донором для столичных регионов, отдавая ежегодно немалое количество талантливых ребят, большинство из них, к сожалению, в родную республику не вернутся и после окончания своего обучения. Как говорится, рыба ищет где глубже, а человек — где лучше»

Татарстан — магнит для абитуриентов из соседних регионов

К большому сожалению региональных вузов, «золотые» абитуриенты все чаще предпочитают Первопрестольную и Северную столицу. Географическое неравенство регионов в области высшего образования с годами только усиливается. Наша республика традиционно занимает третье место в стране после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству победителей и призеров олимпиад, но при этом значительно отстает от них по общему количеству таких абитуриентов. Татарстан является донором для столичных регионов, отдавая ежегодно немалое количество талантливых ребят, большинство из них, к сожалению, в родную республику не вернутся и после окончания своего обучения. Как говорится, рыба ищет где глубже, а человек — где лучше.

Но не стоит по этому поводу очень сильно расстраиваться, ведь одновременно наша республика служит магнитом для абитуриентов из Кировской, Ульяновской и Оренбургской областей, Республики Марий Эл, Чувашии и Удмуртии. Таким образом, РТ компенсирует отъезд татарстанских ребят в обе столицы страны. Многие из тех, кто получает образование в республиканских университетах, в последующем остаются в РТ, чтобы делать карьеру. Властям необходимо только постоянно мониторить ситуацию и стараться обеспечивать положительный баланс в части оттока и притока молодежи в наш регион.