ВМЕСТЕ С РОСНАНО?

Что же это за прибор со звучным названием «Наноэдьюкатор»? В начале 2000-х, когда в обиход начало входить понятие «нано», стало понятно, что для подготовки специалистов в области нанотехнологий необходимо особое, непрофессиональное оборудование, но при этом способное полноценно показать студентам мир наноизмерений. Аппаратуру разработало зеленоградское ЗАО «НТ-МДТ». Прибор назвали «Наноэдьюкатор» (от nano - одна миллиардная доля и educator – преподаватель). Это измерительный комплекс на основе сканирующего зондового микроскопа (СЗМ). Предназначение - формирование класса для обучения основам нанотехнологий.

Открытие первой такой лаборатории состоялось 19 ноября 2003 года в Нижегородском университете. В 2011 году, по данным журнала «Наноиндустрия», эдьюкаторами оснастили 150 вузов, исследовательских центров и школ. Но с развитием отрасли требования повышались. Пользователям уже хотелось не только знакомить студентов с основами СЗМ, но и получать научные результаты. Так в 2011 году и появился полупрофессиональный «Наноэдьюкатор II».

И вот в 7 татарстанских учебных заведений планируется закупить 7 наборов, состоящих из собственно микроскопа, цифрового контроллера, планшетника, стационарного компьютера с ЖК-монитором, учебно-методических пособий. Всего – на 16,8 млн. рублей, то есть по 2,4 млн. за набор.

В министерстве образования и науки РТ газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что средства - из республиканского бюджета (хотя в аукционной документации источником финансирования указан федеральный). «Это совместный проект с РОСНАНО, в котором участвовали наши учебные заведения, - пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела информатизации минобрнауки Надежда Сулимова. - Но техническая составляющая, то есть поставка наноэдьюкаторов, – это вклад республики». Она также рассказала, что «счастливчиков» отбирали по рекомендации муниципалитетов, а если быть точнее, то это учреждения, входящие в проект «Школьная лига РОСНАНО». Газета «БИЗНЕС Online» решила разузнать подробности дела в самой корпорации, но там нам не смогли помочь: «Однозначно, РОСНАНО к тендеру Татарстана по приобретению наноэдьюкаторов отношения не имеет», – сообщил пресс-секретарь корпорации Михаил Зябкин.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ «ВЗРОСЛАЯ» ТЕХНИКА?

Какова мотивация покупки? По словам Сулимовой, микроскопы приобретаются «для того, чтобы ребята могли проводить исследования совместно с преподавателями вузов, специалистами предприятий, для проведения реальных экспериментов». Но способны ли учителя с ребятишками разобраться с, очевидно, непростым прибором? Как рассказала Сулимова, у руководителей учебных заведений выясняли, готовы ли их коллективы к приему оборудования. По всей видимости, ответ был утвердительным, поскольку к началу нового учебного года комплекты будут поставлены в школы, и «дети смогут работать над проектами, используя данное оборудование», сообщила Сулимова.

Тезис о школьных экспериментах и проектах немало удивил ученых экспертов «БИЗНЕС Online». Доцент кафедры технологии основного органического нефтехимического синтеза КНИТУ (КХТИ) Илья Илалдинов убежден, что наноэдьюкатор хорош для студентов, специализирующихся на нанотехнологиях, но вот покупку этих приборов для школ вряд ли можно назвать эффективной тратой денег: «Сканирующий микроскоп – давно известная вещь, просто в данном случае его сделали как лабораторный комплекс. В принципе, он очень прост в управлении, но стоимость этого прибора достаточно высокая. И покупать его, чтобы школьники побаловались прибором ценой как минимум в полтора миллиона рублей, только для того, чтобы увидеть фотографии нанообъектов… Это немного даст в образовательном процессе. А вот если бы такой микроскоп имелся (наряду с другими связанными с нанотехнологиями приборами) в одном центре, куда детей из разных школ приводили бы на занятия, в этом был бы смысл. Специально подготовленные люди все бы объясняли, показывали, учили. Наверное, этого хватило бы, чтобы выявить и удовлетворить интерес школьников к нанотехнологиям. Посвятят себя им единицы, а для общеобразовательного процесса достаточно экскурсий. В университетах для выполнения лабораторных работ это было бы хорошо, а для школ - слишком».

Впрочем, доцент института физики КФУ Сергей Харинцев считает, что при должном подходе применение наноэдьюкаторов в школах может быть оправданным: «Наноэдьюкаторы были успешно внедрены в вузах потому, что на кафедрах появились новые специальности, связанные с нанотехнологиями и метрологией. А далее по собственной инициативе вузы совместно с дружественными школами и лицеями проводили занятия для школьников и подтвердили осуществимость такого взаимодействия. В 2007 - 2009 годах был запущен пилотный проект министерства образования и науки России по внедрению адаптированных наноэдюкаторов в среднеобразовательные учреждения. Максимально эффективно, когда одаренные дети выполняют научно-изыскательские работы под грамотным руководством. Должно сыграть и то, что у «Наноэдьюкатора II» - расширенный комплект методического материала».

Специалист в области нанотехнологий из другого вуза Казани был попросту изумлен затеей минобрнауки. Вот что он рассказал газете «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности (не хочет ссориться с создателями аппаратуры): «Наноэдьюкатор – это очень чувствительный зондовый микроскоп, и я не понимаю, зачем он детям. Прежде чем смотреть в наномикроскоп, нужно чтобы школьники изучили, что такое «нано» в принципе, и вообще научились пользоваться микроскопом, для начала - оптическим. И потом, полагаю, в школах нет специалистов, которые могли бы работать с такой техникой. Вот представьте. В микроскопе есть такое «перо» - кантилевер с очень острой заточкой (10 нм), если не очень аккуратно его задеть – все, он пропал, и починить его уже будет нельзя. А микроскоп без «пера» не нужен. Так что, полагаю, вся эта затея – просто выброшенные на ветер деньги».

«ЭТО ЧТО, КЛАСС ТАКОЙ УЧЕБНЫЙ?»

Но, может быть, мы возводим напраслину на минобрнауки, и в школах и гимназиях уже подготовлены специалисты для работы с наноэдьюкаторами? Газета «БИЗНЕС Online» решила поздравить руководство учебных заведений, куда поставят эдьюкаторы, с подарком, а заодно и поинтересоваться, в каких проектах они планируют его использовать. И здесь мы удивились еще больше: директора и не предполагают, что в их учебные заведения поступят супермикроскопы.

У директора казанской гимназии №7 Любови Кочневой – особое мнение в отношении этой инициативы: «Мне вообще непонятно, как у нас распределяются материальные ресурсы… Что касается данного оборудования, да, я слышала о нем. Но только так и можно сказать. В Москве и Московской области компания Виолем http://wiolem.ru/ предлагает кухни по индивидуальным размерам с бесплатной доставкой и замером от производителя. Мы не знаем ни как оно будет выглядеть, ни идеологию проекта – дополнительное образование или отдельный предмет. Нас по этому поводу ни разу не собирали… Не представляю, о чем идет речь». А для реализации научных идей учащихся и преподавателей гимназия сама заказала оборудование в Германии, сообщила Кочнева.

В набережночелнинской гимназии №77 о чудо-микроскопе и вовсе не слышали. «Вы меня просто ошарашили и обрадовали, – призналась заместитель директора по учебной части Альбина Багаутдинова, - я вообще не знаю ничего об этом. Это что, класс такой учебный? Ой, я даже не знаю, за что нам его дают! Вот мы занимаемся по программе РОСНАНО – за нее, да? Да, еще наши ребята в российском конкурсе участвовали, робота изобретали – может, за него?»

Примерно такие же эмоции и у директора Альметьевского лицея №2 Гузель Сафиной. Что такое наноэдьюкатор, она не знает, но все равно немного рада – новая техника все же.

То есть оборудование должно поступить к новому учебному году, а руководители учебных заведений не только не представляют, для чего нужен этот прибор, но и сама поставка для них – секрет. Когда же (и как?) они смогут подготовить специалистов для работы с аппаратурой?

Обоснованность опасений газете «БИЗНЕС Online» подтвердили в Аннинской средней школе (Воронежская область), где такой учебно-научный класс получили три года назад. «Мы получили наноэдьюкатор в рамках программы софинансирования области и федерального центра, - рассказала директор школы Наталья Корнилова, – сейчас он у нас стоит - по причине того, что сломался: аппарат очень чувствительный, настройки сбились. Если его покупать, надо иметь в виду, что сразу же необходимо обучить специалистов, иначе будет лежать мертвым грузом, это ведь не обычный микроскоп».

Корнилова рассказала, что три учителя школы прошли обучение в компании-производителе эдьюкаторов - ЗАО «НТ-МДТ» (кстати, американский журнал Research&Development включил наноэдьюкатор в 100 лучших научно-исследовательских разработок 2011 года). Она также сообщила, что занятия на оборудовании проводятся в рамках научно-исследовательской работы во внеурочное время: «Это оборудование может быть эффективно в плане сотрудничества с вузами. Или как ступенька для подготовки ребят к вступительным экзаменам в профильные вузы. У нас на нем занимаются дети, которые готовятся поступать в Воронежский госуниверситет на отделение нанотехнологий».

АДЕКВАТНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ИЛИ НАНОТРЕСКОТНЯ?

Что же, ведомство Альберта Гильмутдинова в очередной раз продемонстрировало верность курсу революционных ноу-хау. Как один из примеров можно вспомнить заказ этого же министерства на поставку планшетников с олеофобным покрытием. Массу предложений по инновациям в образовании глава ведомства озвучил и на коллегии минобрнауки в феврале. Правда, присутствовавший на мероприятии премьер-министр РТ Ильдар Халиков высказал некоторые претензии: «Сегодня вложенные деньги, откровенно говоря, в полной мере не работают. Прошел 2011 год, надо внимательно проанализировать – где и в чем причины, что мешает полноценно учителю использовать эту уникальную систему» (премьер имел в виду уникальность самого подхода к финансированию системы образования в РТ).

Хотелось бы надеяться, что потребность в наноэдьюкаторах адекватна вкладываемым в их приобретение средствам. Иначе благие намерения превратятся в нанотрескотню.

Справка

Разнарядка образовательных учреждений на поставку лабораторных комплектов по нанотехнологии (согласно аукционной документации)

1. Лицей №2 (Альметьевск)
2. Гимназия №77 (Набережные Челны)
3. Кадетская школа-интернат (Нижнекамский муниципальный район)
4. Лицей №131 (Вахитовский район Казани)
5. Лицей №83 (Приволжский район Казани)
6. Гимназия №7 (Ново-Савиновский район Казани)
7. IT-лицей-интернат (Казань)