В стиле псковско-новгородских зодчих предложили будущий «Частный музей казанской иконы» Валерия Сорокина в нескольких десятках метров от Кремля архитекторы бюро «ТаСтройПро» В стиле псковско-новгородских зодчих предложили будущий «Частный музей казанской иконы» Валерия Сорокина в нескольких десятках метров от Кремля архитекторы бюро «ТаСтройПро»

Продолжение идеологии православного квартала под Кремлем в стиле псковских мастеров

В стиле псковско-новгородских зодчих предложили будущий «Частный музей казанской иконы» Валерия Сорокина в нескольких десятках метров от Кремля архитекторы бюро «ТаСтройПро». Общая приземистость облика — по типу крепостных башен XVI века. Мощные полукруглые объемы, окна-бойницы и полуарочный главный вход, кажущаяся простота — примерно так можно описать эскизный проект, представленный на суд межведомственной комиссии по застройке в исторических поселениях под председательством Рустама Минниханова в мае этого года.

Кладка стен из кирпича, дикого камня, штукатурка, натуральные деревянные окна, металлическая кровля — таким, похоже, будет музей казанской иконы. Три надземных плюс один подземный этаж, более 5,5 тыс. кв. м площадей, из которых 2,3 тыс. — залы экспозиции, 21 парковочное место, более 200 кв. м озеленения — таковы параметры здания. Предложено интересное решение кровли: в историческом центре Казани она должна быть скатной, и для наблюдателя на земле так оно и выглядит. Но на самом деле, судя по эскизам, крыша предлагается эксплуатируемой. Так что там вполне можно устроить open-air в духе выступления православных хоров, который можно будет наблюдать и прямо с кремлевской стены напротив.

От 10 тысяч – к миллиону паломников: как раскрыть православный потенциал Казани?

Здание должно появиться на углу улиц Большая Красная и Батурина, напротив церкви Параскевы Пятницы и в шаговой доступности от собора Казанской иконы Божией матери и места пребывания чудотворного образа. Новый музей логически укладывается в концепцию «Православного квартала» в центре Казани. Сроков строительства пока не называют.

Кладка стен из кирпича, дикого камня, штукатурка, натуральные деревянные окна, металлическая кровля — таким, похоже, будет музей казанской иконы

«Сначала у некоторых участников совета проект вызвал недоумение»

Если кто-то еще помнит, как выглядели обиталища хоббитов в саге «Властелин колец», может провести собственные параллели, говорят некоторые наблюдатели. Но все на самом деле имеет свой смысл. 

Здание должно появиться на углу улиц Большая Красная и Батурина, напротив церкви Параскевы Пятницы и в шаговой доступности от собора Казанской иконы Божией матери и места пребывания чудотворного образа

Проект будущего музея вызывал неоднозначную оценку еще до президентской комиссии. Были спорные моменты на других этапах согласования — градсовет, совещание у мэра Казани. На самой комиссии, однако, споров не возникло. 

Новый музей логически укладывается в концепцию «Православного квартала» в центре Казани. Сроков строительства пока не называют Новый музей логически укладывается в концепцию «Православного квартала» в центре Казани. Сроков строительства пока не называют

«Очень спорный момент — терраса на кровле, которая видна со смотровой площадки Кремля, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ знакомый с процедурой обсуждения архитектор и руководитель ООО „Сансара“ Алексей Кузьминых. — Не совсем понятно, как поведут себя плоские участки крыши зимой. У экспертов возникли большие вопросы и по коммуникациям: трубы, дымоходы, вентиляция».

Как идея, конечно, проект имеет право на существование. Но очень не хватает детальной функциональной проработки.
Алексей Кузьминых Архитектор, руководитель ООО «Сансара»
Алексей Кузьминых архитектор, руководитель ООО «Сансара»

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в самом архбюро «ТаСтройПро» Булата Максутова, к эстетической составляющей фасадов в этом месте были повышенные требования. Тут и правила застройки исторического поселения, и Кремль, с которым не должно спорить новое здание. Архитекторы посчитали, что архитектура объекта не должна давить своей помпезностью. После исследовательской работы архивных материалов они вывели «формулу, обеспечивающую сродство новой архитектуры с древней историей города». 

«Сначала у некоторых участников совета проект вызвал недоумение, — вспоминает ход обсуждения проекта известный казанский архитектор, доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ Марсель Искандаров. — Общественность отвыкла от оригинальности архитектуры в историческом центре». Но затем объект нашел поддержку. 

Концепция ночного освещения Концепция ночного освещения

У авторов стояло несколько задач. Учитывая правила застройки и современные тенденции, они хотели отразить в проекте эпоху времен Ивана IV, отправившего псковских архитекторов Якова Постника и Ивана Ширяя в Казань строить каменную крепость. Отсюда и облик объекта в стиле крепостной архитектуры псковских зодчих. Кроме того, необходимо было учесть историю места, и, как подметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» главный архитектор проектов ГУП «Татинвестгражданпроект» Герман Бакулин, там нашли следы древней улицы, которые авторы проекта использовали для организации внутренних пространств.

Несмотря на существующие правила, по соседству сложилась достаточно разнородная застройка. В принципе, это позволяет строить и что-то суперсовременное — без отсылки к талантам псковских мастеров, считают опрошенные «БИЗНЕС Online» архитекторы. В конце концов, будущий музей богородичных икон способен притянуть тысячи паломников, так что здание в любом случае станет одним из магнитов Казани. Можно было заказать этот проект известнейшим архитекторам, специализирующимся на музеях. Но в итоге владельцы участка выбрали казанское «ТаСтройПро».

Три года назад на открытии музея казанской иконы Сорокин собрал почетную православную и культурную общественность РТ Три года назад на открытии музея казанской иконы Сорокин собрал почетную православную и культурную общественность РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Как участок под Кремлем оказался в собственности Сорокина

Сам участок, где когда-то находилось кадровое управление республиканской полиции, принадлежит компании «Ертоул» Валентина Сорокина, которого называют сыном главы «Связинвестнефтехима» Валерия Сорокина.

Собственно, участок поначалу принадлежал СИНХу, а затем оказался в собственности «Ертоула» в обмен на акции. Как известно, у главы СИНХа богатейшая коллекция икон. Малая часть коллекции экспонируется в его частном музее на Большой Красной, в 100 м от Крестовоздвиженской церкви Казанского Богородицкого монастыря, где более 100 лет назад работала известная на всю страну иконописная мастерская. И именно этой школе посвящена экспозиция музея.

Три года назад на открытии музея казанской иконы Сорокин собрал почетную православную и культурную общественность РТ. Звучали шутки от владельца коллекции, экспонаты рассматривали ныне покойный митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и министр культуры РТ Ирада Аюпова. Но нынешнее помещение не вмещает в себя все богатство запасников коллекционера. 

Валерий Сорокин: «Когда-то икона стоила 50 долларов и было больно отдавать эти деньги»

В июне прошлого года Валерий Сорокин говорил, что ему бы хотелось представить как можно больше экспонатов, чтобы была возможность концептуально проиллюстрировать самые разные иконописные школы. По всей видимости, отец и сын движутся в этом направлении — осталось построить сам музей.

Важной частью будущей достопримечательности города может стать подвальное помещение здания. Там планируют выставить археологические экспонаты и их копии, найденные на том же участке, где и вырастет музей Важной частью будущей достопримечательности города может стать подвальное помещение здания. Там планируют выставить археологические экспонаты и их копии, найденные на том же участке, где вырастет музей

Каким видится будущее музея: вход на уровне древнего переулка, колодец, старинный частокол и тысячи других артефактов древней Казани

Каким будет внутреннее пространство здания? В «ТаСтройПро» приоткрыли ход творческих замыслов по еще пока не завершенным интерьерам.

Важной частью будущей достопримечательности города может стать подвальное помещение здания. Там планируют выставить археологические экспонаты и их копии, найденные на том же участке, где вырастет музей. Раскопки велись в 2022 году в течение 7 месяцев. Нашли более 3 тыс. артефактов, датируемых XV–XVII веками. И это повлияло на будущее здание: первоначально дополнительный цокольный этаж не предполагался, но затем решили не оставлять историю места без внимания. Поэтому теперь планируется:

  • Организовать окно на первом этаже, через которое будет виден найденный на месте колодец;
  • Выдержать этаж на уровне прежней исторической улицы. В ходе раскопок был найден частокол, показывающий направление когда-то находившегося здесь переулка. Уровень находки будет совпадать с планируемым входом в здание, поэтому на эскизах он кажется ниже нынешней улицы.
  • Установить экспозиции артефактов и мультимедийное оборудование для посвящения посетителей в процесс раскопок и историю самих находок. 

На первом этаже планируют небольшой кафетерий, лекторий и сувенирный магазин, а остальные этажи отдадут под иконографическую экспозицию.

Степан Новиков: «Бойницы, небольшие окошки — все по масштабу хорошо сочетается. При этом здание не похоже на веселый пряник и не спорит с Кремлем» Степан Новиков: «Бойницы, небольшие окошки — все по масштабу хорошо сочетается. При этом здание не похоже на веселый пряник и не спорит с Кремлем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Главное — не перетягивать внимание от Кремля

Как в казанском архитектурном сообществе приняли проект? «БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать облик музея.

Кажется, что основная цель — создать традиционное для Казани здание, отвечающее всем требованиям нынешнего века. «Здесь мы видим современную художественную интерпретацию архитектурных форм, — считает участник „исторической комиссии“ Бакулин. — Например, использовали нетрадиционную конфигурацию плана и свободные оконные проемы». Хотя перед нами и рядовая традиционная усадьба, не потерявшая связи с историческими корнями, но понятно, что построили ее с современными изюминками, полагает постоянно участвующий в работе «исторической комиссии» эксперт.

У нового объекта должна быть своя индивидуальность, но в то же время он должен являться продуктом своего времени, чтобы можно было понять хотя бы приблизительно период его постройки: этот век или прошлый, полагает архитектор-реставратор, преподаватель Института дизайна и пространственных искусств КФУ Степан Новиков. В данном случае это удалось.

«Бойницы, небольшие окошки — все по масштабу хорошо сочетается. При этом здание не похоже на веселый пряник и не спорит с Кремлем», — считает Новиков и приводит другой пример — Дворец земледельцев, который за счет псевдоисторичности и мощной яркости на грани с помпезностью перетягивает внимание наблюдателя. Недаром же этот любимый туристический магнит оказался участником общероссийской антипремии «Большой облом» в интерпретации архитектурно-строительного журнала «Проект Россия».

Проект совместил в себе звучание архитектуры кремлевских стен и современных мировых тенденций. Автор, мне кажется, сам не понял, какую крутую вещь он сделал.
Марсель Искандаров Архитектор
Марсель Искандаров архитектор

Не перетягивать на себя интерес к Кремлю было одной из задач авторов проекта, и они нашли неочевидное, но очень точное решение, соответствующее месту в непосредственной близости от кремлевских стен, продолжает Искандаров. «Музей в результате хоть и привлекает к себе внимание оригинальностью форм, но по масштабности не идет в сравнение с исторической жемчужиной города», — считает он.