Почти год Олег Коробченко работает вице-премьером и министром промышленности и торговли. С 30 мая 2022 года он возглавляет ведомство с приставкой «и.о», официально в качестве министра его представили в середине июня Почти год Олег Коробченко работает вице-премьером и министром промышленности и торговли. С 30 мая 2022 года он возглавляет ведомство с приставкой и. о., официально в качестве министра его представили в середине июня Фото: Оксана Король

«Нужно считать, сколько необходимо самолетов, комбайнов, ГСМ. Все, что сверх произведем, можем продавать»

Интернет-конференция министра промышленности и торговли РТ Олега Коробченко началась с подведения итогов: почти год Олег Владимирович работает вице-премьером и министром промышленности и торговли. С 30 мая 2022 года он возглавляет ведомство с приставкой и. о., официально в качестве министра его представили в середине июня.

Что удалось сделать за 11 месяцев? Первым делом министр собрал предприятия по всем подшефным минпромторгу отраслям: познакомиться, оценить резервы, раздать производственные задачи. По каждой отрасли Коробченко поручил прописать стратегию развития. 

«Благодаря такому знакомству прорисовалась вся картина: где у нас резервы, где мы можем увеличить объемы производства, — рассказал министр. — По каждому направлению прописали количество [производимого товара] в штуках, килограммах, километрах, назначили ответственных. Только экспорт и импорт мы записали в рублях. Нужно обязательно считать конкретно: сколько необходимо самолетов, комбайнов, ведер, ГСМ, и у каждого производителя должно быть все в штуках. Да, плановая экономика. Но сейчас этого требует ситуация. Все, что сверх произведем, можем продавать, это будет наш доход».

Несмотря на катаклизмы 2022-го, большое количество предприятий в прошлом году запустило новые проекты. Не без помощи государства: на поддержку татарстанской промышленности в 2022-м направили «огромный объем денег». «Общий объем привлеченных средств по федеральным мерам господдержки составил более 70 миллиардов рублей. Для сравнения: годом ранее порядка 51 миллиарда», — отметил министр.

Коробченко по-прежнему уверен, что предприятиям в первые годы становления нужны налоговые преференции и льготы. Правда, как прежде, освободить весь бизнес от налогов экс-бизнесмен уже не считает нужным, говорит, что теперь хватает промпарков и ТОСЭРов с их налоговыми льготами. Работают и федеральные меры поддержки, такие как промипотека. «Недавно были внесены изменения в механизм по промышленной ипотеке, дающий возможность выдавать заем не только на готовый объект, но и на строительство. С каждым из 43 районов Татарстана обсуждалась необходимость возведения промышленных объектов в промпарках с помощью промипотеки. 13 районов подали заявки, им нужны здания под производства в промпарках. Проекты готовы, мы планируем возводить такие объекты под контролем нашего фонда развития промышленности», — подчеркнул он.

«На логистических складах Wildberries, Ozon используется ручной труд, но зарплаты очень высокие. И рядом стоят два завода в Зеленодольске — ПОЗиС и судостроительная компания. Там надо пахать, знания нужны» «На логистических складах Wildberries, Ozon используется ручной труд, но зарплаты очень высокие. И рядом стоят два завода в Зеленодольске — ПОЗиС и судостроительная компания. Там надо пахать, знания нужны» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На том же Wildberries — 80-90 тысяч, а на заводе — до 70 тысяч»

Проблему кадров министр промышленности и торговли РТ поднял на первой коллегии министерства в феврале этого года. Его призыв отправлять таксистов и разносчиков пиццы на заводы растиражировали федеральные СМИ.

На конференции Коробченко обстоятельно объяснил свой тезис. Мощным промпредприятиям Татарстана, в том числе градообразующим гигантам, вроде КАМАЗа и ПОЗиСа, остро не хватает людей. КАМАЗу, по словам министра, прямо сейчас требуется около тысячи сотрудников, а если автогигант продолжит расширять свои мощности, потребность вырастет в разы. И это только КАМАЗ. Заводу Haier нужны 500 человек, на нехватку кадров жалуются в Менделеевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Казани. Решать проблему планируют с помощью молодежи из других регионов.

«Сейчас планируется построить 6 домов под арендное жилье, КАМАЗ возьмет их в аренду у Госжилфонда (ГЖФ) и будет раздавать своим специалистам, которых мы надеемся найти вместе с минмолодежи и минтрудом. В прошлом году мы привезли около сотни студентов профтехучилищ, лицеев из разных регионов. Показали КАМАЗ, „Роквул Волгу“, „Татшину“, рассказали об уровне зарплат, где они будут работать, где жить. Будем уговаривать их остаться у нас, предприятия дают жилье, подъемные», — продолжил Коробченко. 

В Казани и агломерации кадровый вопрос обострила высокая конкуренция. В пример Коробченко привел склады Wildberries, на которых работают свыше 5 тыс. человек. «На логистических складах Wildberries, Ozon используется ручной труд, но зарплаты очень высокие. И рядом стоят два завода в Зеленодольске — ПОЗиС и судостроительная компания. Там надо пахать, знания нужны. Но зарплата — до 70 тысяч. А на том же Wildberries — 80–90 тысяч», — объясняет отток кадров министр.

«В перспективе начнут выходить из строя самолеты иностранного производства. А Ту-214 — самолет с достойными характеристиками» «В перспективе начнут выходить из строя самолеты иностранного производства. А Ту-214 — самолет с достойными характеристиками» Фото: president.tatarstan.ru

«Мы рискуем с одной иглы, европейской, пересесть на китайскую»

Отдельного тематического блока удостоилась работа с Китаем в условиях СВО и санкций. Коробченко подчеркнул: интерес у соседа к российским территориям и активам огромный, только за неделю минпромторг РТ посетили «три большие делегации из Китая» с предложением строительства, причем любых объектов. Такой интерес у министра вызывает опасения.

«Мы можем с одной иглы, европейской, пересесть на китайскую. Вот для этого и нужно министерство промышленности — анализировать, принимать решения, стоит ли соглашаться на такой поток предложений от наших партнеров».

Чтобы подтвердить свой тезис, Коробченко заговорил о принципах экономической войны, когда одна страна захватывает рынок другой. «Вспомните Boeing и Airbus. Европейцев со своими экологическими стандартами просто выдавил [Boeing], они остались без своих двигателей, у машины свой только фюзеляж. Вот сейчас Китай заходит к нам, они демпингуют. Нашим предприятиям дешевле купить китайскую продукцию, чем российскую. Этого нельзя допускать, наше сотрудничество должно быть взаимовыгодным», — считает министр.

Под занавес конференции удалось поговорить о татарстанском самолетостроении. На днях раис Татарстана Рустам Минниханов в интервью «Интерфаксу» рассказал об увеличении мощностей на Казанском авиационном заводе, о планах выйти на сборку сначала 10, а потом 20 самолетов в год. Коробченко согласился: Ту-214 — единственный проект, который в ближайшие годы сможет поддержать российскую авиацию. «В перспективе начнут выходить из строя самолеты иностранного производства. А Ту-214 — самолет с достойными характеристиками. И при этом заказчики есть, например, одна из компаний заинтересовалась покупкой 10 самолетов со словами: „Можно мы казанский аэропорт сделаем якорным, купим самолеты 214-е и здесь же сделаем сервис?“»

Полная версия интернет-конференции с Коробченко будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.