Заседание Совета аксакалов ДУМ РТ в мечети «Кул Шариф», полуденный намаз с муфтием РТ, дуа за упокой шахидов XVI века у мавзолея казанских ханов — таков был график мероприятий сегодняшнего «Хәтер көне», которое вот уже третий год по мусульманскому летоисчислению проводит татарстанский муфтият Заседание совета аксакалов ДУМ РТ в мечети Кул-Шариф, полуденный намаз с муфтием РТ, дуа за упокой шахидов XVI века у мавзолея казанских ханов — таков был график мероприятий сегодняшнего Хәтер көне, который вот уже третий год по мусульманскому летоисчислению проводит татарстанский муфтият

«Мы уже изучаем события 1552 года по предмету «История ислама»

Судя по всему, татарской общественности стоит начинать привыкать к тому, что Хәтер көне, т. е. День памяти защитников Казани, погибших в 1552 году при взятии города войском Ивана Грозного, отмечают не только в середине осени. Больше 30 лет назад впервые неравнодушные к истории своего народа вышли, чтобы почтить память мучеников за веру. С тех пор ежегодно 15 октября было принято собираться на митинги, которые запоминались яркими выступлениями, призывами сохранения родного языка, культуры, да и дуа, совершаемыми собравшимися за упокой душ защитников Казани. Напомним, в первые годы участие в Дне памяти, который тогда проходил на площади Свободы, принимали даже Минтимер Шаймиев и Талгат Таджуддин, а также другие известные политики, общественные и религиозные деятели.

В последний раз власти давали разрешение на проведение Хәтер көне в подобном формате в сквере им. Тинчурина в октябре 2021-го, впрочем, к тому моменту подобные мероприятия собирали не более одной-двух сотен человек. Но чуть ранее в этом же году, в мае, совет аксакалов ДУМ РТ принимает интересное решение — трагическую, но памятную дату в истории татарского народа нужно встречать не в определенный день осени, а 13-го числа месяца шавваль по мусульманскому летоисчислению хиджры. Считается, что именно в этот день 959 года по хиджре и пала Казань.

Согласно «думовского» регламента, начинается «Хәтер көне» с заседания совета аксакалов муфтията. Вот и сегодня, как и в 2021 и 2022 годах, мудрые старейшины централизованной религиозной организации собрались в мечети «Кул-Шариф», чтобы обсудить наболевшее Согласно думовскому регламенту, начинается Хәтер көне с заседания совета аксакалов муфтията. Вот и сегодня, как и в 2021 и 2022 годах, мудрые старейшины централизованной религиозной организации собрались в мечети Кул-Шариф, чтобы обсудить наболевшее

Согласно думовскому регламенту, начинается Хәтер көне с заседания совета аксакалов муфтията. Вот и сегодня, как и в 2021 и 2022 годах, мудрые старейшины централизованной религиозной организации собрались в мечети Кул-Шариф, чтобы обсудить наболевшее. Например, недавнее постановление правительства РФ, вступившее в силу с 1 мая, в соответствии с которым школьное меню будут разрабатывать с учетом социально-демографических, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения регионов.

«Сейчас главная наша задача — внедрить на все 100 процентов халяльное питание в школах, раз даже само государство заинтересовано в том, чтобы дети питались согласно традиций своих народов», — сказал «БИЗНЕС Online» председатель Совета аксакалов ДУМ РТ Айрат Аюпов «Сейчас главная наша задача — внедрить на все 100 процентов халяльное питание в школах, раз даже само государство заинтересовано в том, чтобы дети питались согласно традициям своих народов», — сказал «БИЗНЕС Online» председатель совета аксакалов ДУМ РТ Айрат Аюпов

«Сейчас главная наша задача — внедрить на все 100 процентов халяльное питание в школах, раз даже само государство заинтересовано в том, чтобы дети питались согласно традициям своих народов», — сказал «БИЗНЕС Online» председатель совета аксакалов ДУМ РТ Айрат Аюпов, напомнивший также, что Хәтер көне, согласно мусульманскому летоисчислению, в следующем году придется уже на 22 апреля.

Одновременно аксакалы постановили, что трагические страницы нашей истории должны рассматриваться и в учебных заведениях. «Мы уже изучаем события 1552 года по предмету „История ислама“, а туда входит и история мусульман Татарстана», — сообщил заместитель директора казанского медресе «Мухаммадия» Рустам Хайруллин, имам-хатыб мечети Гаиля также был участником заседания совета аксакалов ДУМ РТ.

Камиль Самигуллин пообещал — «Хәтер көне» в таком формате будет проводиться и впредь Камиль Самигуллин пообещал: Хәтер көне в таком формате будет проводиться и впредь

Муфтий Татарстана: «Взятие Казани было именно 13 шавваля в 959 году по хиджре»

Муфтий Татарстана в заседании совета аксакалов не участвовал, он пришел в Кул-Шариф ближе к полуденному намазу. «БИЗНЕС Online» Камиль Самигуллин пообещал: Хәтер көне в таком формате будет проводиться и впредь.

— Это наша история, наши корни, а что касается мусульманского летоисчисления, то мы опираемся на слова Шигабутдина Марджани, он в своих книгах не использовал милади (григорианское летоисчисление, — прим. ред.). Также мы отмечаем и Ураза-байрам, и Курбан-байрам, и Маулид.

Марджани говорил, что придет такое время, когда люди не будут знать об этих праздниках ничего, реально такое время пришло. Многие знают, что хадж приходится на Курбан-байрам, а само название священного месяца назвать не могут. Это данность. Поэтому все наши религиозные даты, серьезные мероприятия должны проходить по нашему мусульманскому календарю, это вполне естественно. Мы знаем, что взятие Казани было именно 13 шавваля в 959 году по хиджре.

— А почему именно День памяти защитников Казани стоит отмечать по лунному календарю?

— Это позволяет нам посмотреть на историю в совершенно другом ракурсе. Почему? Потому что одно дело, когда мы говорим, что событие было в сентябре или октябре, и совершенно другое, когда мы понимаем, что это было через две недели по окончании Рамазана. Тогда мы начинаем смотреть на эти обстоятельства совсем по-другому.

Как праздничный намаз проводил Кул Шариф (имам, религиозный деятель XVI века, возглавивший оборону одной из частей Казани в 1552 году и погибший во время этих событий, — прим. ред.) за две недели до штурма, о чем он думал, о чем говорили в тот момент. Интересно, как прошел тот Рамазан (первый день поста пришелся на 30 августа 1552 года, осада Казани началась 23 августа — прим. ред.), наверняка в тот год никто в хадж не отправился…

— Каким вы видите будущее этого памятного дня?

— Нынешнее мероприятие организовано аксакалами, я надеюсь, что это и дальше будет проходить. Вот как вчерашний Остазлар көне, тоже прекрасное мероприятие, которое организовал Ильяс хазрат Зиганшин. Каждый раз приходят аксакалы и рассказывают что-то новое о наших шейхах, особенно приятно услышать о тех событиях, свидетелями которых они были. Например, о Габдулхаке хазрате, Ахмадзаки хазрате вспоминают. Рассказывают о событиях и беседах, где не было других свидетелей, и мы больше об этом ни от кого не узнаем. И сегодня мы от аксакалов почерпнем какую-то мудрость.

«Большое вам спасибо за то, что проводите „Хәтер көне“!» — растроганно сообщил Шаймиев. После чего, посмотрев на башню Сююмбике, добавил: «А ведь наша Сююмбике, хвала Аллаху, стоит» «Большое вам спасибо за то, что проводите Хәтер көне!» — растроганно сообщил Шаймиев. После чего, посмотрев на башню Сююмбике, добавил: «А ведь наша Сююмбике, хвала Аллаху, стоит»

«А ведь наша Сююмбике, хвала Аллаху, стоит»

Тем временем минут за 15 до полуденной молитвы о событиях почти 500-летней давности пришедшим в мечеть Кул-Шариф рассказал в форме проповеди главный мухтасиб Казани Рустем Валиулин. После чего намаз провел его шеф Самигуллин. Далее участники Хәтер көне направились к мавзолею казанских ханов, расположенному на территории музея-заповедника «Казанский Кремль», можно сказать, под башней Сююмбике — символом непростой истории татарского народа.

И тут прямо по дороге к усыпальнице произошло маленькое чудо: с территории Пушечного двора к религиозным деятелям вышел первый президент Татарстана Шаймиев, участвовавший неподалеку в торжествах, посвященных 100-летию спортивного общества «Динамо». Нынешний госсоветник РТ очень обрадовался, увидев шествие имамов, позвал к себе, попросил у фотографов, чтобы те запечатлели исторический момент, после чего обратился к Камилю хазрату.

«Большое вам спасибо за то, что проводите Хәтер көне!» — растроганно сообщил Шаймиев. После чего, посмотрев на башню Сююмбике, добавил: «А ведь наша Сююмбике, хвала Аллаху, стоит». Бабай не стал участвовать в дальнейшем мероприятии из-за занятости, но благословил собравшихся на его проведение.

Далее, уже у ханского мавзолея, случилась короткая проповедь муфтия Татарстана, в которой он объяснил преимущества проведения Хәтер көне именно по мусульманскому летоисчислению, и в целом, считает Камиль хазрат, у правоверных в приоритете должна быть хиджра: если жить по ней, то отпадут многие вопросы, в том числе бытового характера. «Вам, наверное, приходилось слышать такое распространенное заблуждение, что якобы нельзя совершать бракосочетание между Ураза-байрамом и Курбан-байрамом, дескать, никах будет несчастливым, — сказал Самигуллин. — Но никах нашего пророка Мухаммада состоялся 6 шавваля. То есть на следующую неделю после Ураза-байрама. Это означает, что жениться в этот период можно».

После проповеди муфтия суру аль-Мульк из священного Корана, которую принято декламировать возле могил, прочитал имам-мухтасиб Зеленодольского района Габдельхамид Зиннатуллин, а главный мусульманский аксакал республики Аюпов совершил дуа. «О, Аллах, упокой души защитников Казани, которые сражались за нашу религию, татарский язык, государственность, в раю, — начал свою мольбу Айрат хазрат. —  Пусть и сегодня наши ребята вернутся живыми и здоровыми домой и продолжат служение исламу».

Находившийся среди гостей мероприятия один отцов-основателей Хәтер көне, активист татарского национального движения Рауф Ибрагимов уже после молитвы сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что желательно бы сохранить и прежний формат Дня памяти. «Мы, как мусульмане, каждый день делаем дуа за всех шахидов в нашей истории, в то же время погибшие в октябре 1552 года требуют отдельного упоминания в определенный день. Поэтому нужно проводить Хәтер көне и 15 октября», — сказал Рауф-абый.

А пока участники мероприятия направились на традиционную трапезу Коръән ашы, где также совершили дуа по защитникам Казани.