Друг за другом из жизни ушли Вячеслав Зайцев (слева) и Валентин Юдашкин (справа)  — два титана, которые на протяжении десятков лет были олицетворением российской моды, символами большого русского стиля Друг за другом из жизни ушли Вячеслав Зайцев (слева) и Валентин Юдашкин (справа)  — два титана, которые на протяжении десятков лет были олицетворением российской моды, символами большого русского стиля Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Они создали большой русский стиль

«Мир потерял великого Модельера, Художника и Творца!» — такая запись появилась в телеграм-канале Valentin Yudashkin official после того, как 30 апреля стало известно о смерти в больнице от внутреннего кровотечения русского модельера Вячеслава Зайцева. Ему было 85 лет. Спустя буквально пару дней, 2 мая, не стало и автора этих трогательных строк, 59-летнего дизайнера Валентина Юдашкина. По информации Первого канала, причиной смерти стали осложнения рака почки, диагностированного несколько лет назад.

Два гениальных художника, учитель и его ученик, которых досужие языки тщетно пытались представить вечными соперниками. На самом деле они всегда шли параллельными курсами, не в конкуренции, а в синергии создавая то, что во всем мире станет известно как большой русский стиль, говорят критики. Историк моды Александр Васильев накануне предложил создать в России национальный музей моды Валентина Юдашкина и Вячеслава Зайцева. По его словам, этот музей «поможет подрастающему поколению не только узнать о творчестве этих людей, которое быстро забывается, как и все на свете, но и смотреть на их талантливые, гениальные творения». А без создания такого музея моды Россия, по его словам, будет «терять таланты и они будут бесследно исчезать из поля зрения».

Юдашкин — единственный за всю историю моды кутюрье, который был принят в 1996 году в синдикат высокой моды Парижа в статусе члена-корреспондента, что дало право его творчеству называться Домом моды. Среди тех, для кого шил маэстро, — россыпь персоналий, официальных ведомств, общественных организаций и творческих коллективов. В числе клиентов его модного дома были первая леди СССР Раиса Горбачева и певец Филипп Киркоров, олимпийская сборная России и студия Disney, центр амурского тигра и министерство обороны (правда, от кутюрной парадной формы для военнослужащих оно потом отказалось). «Я баловень своей страны, своей публики», — признавался Юдашкин.

Путь в мир моды у Юдашкина складывался гладко. После школы он поступил в Московский индустриальный техникум, а после службы в армии сразу устроился в министерство бытового обслуживания. Уже через пару лет энергичный, способный молодой художник выпустил свою первую коллекцию «Русь изначальная» из 150 платьев, а также открыл фирму «Vali-Мода». В 1993 году основал собственный Дом моды, превратившийся в империю, которая производит наряды, посуду, аксессуары, украшения. В 2016-м Дом моды Valentin Yudashkin был принят во французскую федерацию высокой моды, прет-а-порте и модельеров, а Юдашкин стал первым и единственным представителем модной индустрии из России во Франции.

Путь в мир моды у Юдашкина складывался гладко Путь в мир моды у Юдашкина складывался гладко Фото: © Roman Denisov, Роман Денисов / Russian Look / www.globallookpress.com

Несмотря на диагностированную в 2016 году смертельную болезнь, Юдашкин продолжал вдохновенно и плодотворно трудиться практически до конца, сотрудничая в том числе с Татарстаном. В 2021-м капсульная коллекция Haute couture by Valentin Yudashkin была создана в единственном экземпляре специально для Международного экономического саммита KazanSummit 2021. Показ состоялся 28 июля на подиуме мероприятия в рамках Kazan Modest Fashion Day (коллекции благопристойной моды). В коллекции использовались натуральные ткани, привезенные из Италии, такие как шифон, органза и шелковый трикотаж, дополненные уникальной вышивкой ручной работы, стразами, пайетками, жемчугом и состаренным серебром. Модельер вдохновился национальными орнаментами Татарстана — с восточными акцентами, — переработанными в современных тенденциях.

Символично, что Казань неоднократно посещал и тот, кого Юдашкин называл своим учителем, — Зайцев. Его связывали теплые отношения с основательницей и бессменной хозяйкой конкурса «Мисс Татарстан» Изольдой Сахаровой. В последний раз модельер побывал на конкурсе в 2018 году — тогда красавицы представили горожанам две его коллекции, а Юдашкин был гостем самого первого конкурса.

Валентин Юдашкин — единственный за всю историю моды кутюрье, который был принят в 1996 году в Синдикат Высокой моды Парижа в статусе Члена-корреспондента, что дало право его творчеству называться Домом моды Валентин Юдашкин — единственный за всю историю моды кутюрье, который был принят в 1996 году в синдикат высокой моды Парижа в статусе члена-корреспондента, что дало право его творчеству называться Домом моды Фото: © Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

В одном ряду с Коко Шанель

Если Юдашкин приложил руку к форме Российской армии, то Зайцев участвовал в разработке милицейской формы в конце 2000-х. В 2007–2009 годах модельер с экрана учил россиян одеваться в телешоу «Модный приговор». В 2016-м у него диагностировали болезнь Паркинсона, и три года спустя Зайцев передал управление своим модным домом сыну Егору.

Зайцев стал первым советским и российским модельером, получившим право представить свои модели на Неделях высокой моды в Париже. Иностранные журналисты называли его «Красным Диором» и ставили в один ряд с Коко Шанель. В своей работе модельер всегда вдохновлялся русским народным стилем. В общей сложности Зайцев представил более 70 коллекций одежды, самые известные из них — «1000-летие Крещения Руси» (1987–1988) и «Русские сезоны в Париже» (1988).

Родился Зайцев в 1938 году в Иваново — столице легкой промышленности СССР. Отучившись в местном техникуме на художника текстильного рисунка, он перебрался в Москву и получил специальность «художник-модельер». Впервые Зайцев заявил о себе миру в 1962-м, создав коллекцию спецодежды для женщин-работниц, на которую обратил внимание французский журнал Paris Match. Спустя три года по следам этой публикации его разыскали Пьер Карден и Марк Боан, с которыми он познакомился в их приезд в Москву. С 1972 по 1978 год Зайцев возглавлял Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту. В этот период костюмы из его «Русской серии», коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев гастролировали по миру. Именно он создал костюмы советской команды для церемонии открытия летних Олимпийских игр 1980 года. С 1982-го Зайцев возглавлял Московский дом моды, который с 1993-го стал Домом Славы Зайцева.

Самого Зайцева долгое время не выпускали ни в Европу, ни в США, где демонстрировались коллекции, созданные им в Общесоюзном доме моделей одежды. Но оставалась свобода распоряжаться своим временем. В автобиографии Зайцев напишет, что его отдел должен был выпускать всего четыре модели в месяц. Неуемную творческую энергию художник выплескивал, придумывая костюмы для театральных постановок и фильмов, одевая «советскую элиту» — певиц, актрис, немногочисленных дам в политике и власти, создавая образы для спортсменов сборной на Олимпиаде-80. Среди его клиенток были министр культуры Екатерина Фурцева, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, певицы Клавдия Шульженко и Людмила Зыкина, бывшая жена президента России Людмила Путина. Десятки вариаций знаменитого сценического платья-балахона Аллы Пугачевой тоже изобретение Зайцева.

Кроме моды, Зайцев был известен сотрудничеством с театром: он создал костюмы к 20 спектаклям на подмостках столицы. Еще одно призвание маэстро — живопись. Персональные выставки художника неоднократно проходили в США, Бельгии, Эстонии. Пять произведений Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее, а модели из коллекции «Как молоды мы будем» находятся в коллекции Музея истории Москвы.

Свои соболезнования семье Зайцева выразили президент России Владимир Путин, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

«Прощай, мой друг. Спасибо за все», — гласит подпись под фото молодого модельера в аккаунте «Инстаграма»* (принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации) певицы Аллы Пугачевой, которая обязана Зайцеву своими фирменными свободными нарядами. Ее супруг Максим Галкин* (физлицо, выполняющее функции иностранного агента) назвал покойного так: «Наше все в мире моды советской эпохи», а певица Надежда Бабкина — великим российским художником.

«[Зайцеву] приходилось очень непросто — он все-таки свое делал, но и постепенно, конечно, победил. Человек необыкновенно талантливый, приветливый, добрый, улыбчивый. В общем, я его очень любил. И когда уходит человек, которого ты любил, то всегда остается маленькая дырка в сердце», — признался телеканалу «Звезда» российский журналист и телеведущий Владимир Познер. Писательница Эвелина Хромченко в своем телеграм-канале подчеркнула, что благодаря Зайцеву понятие «русский стиль» стало более очевидным в международной моде, а само понятие «мода» не погибло в СССР. «Вы редкий победитель в войне с ветряными мельницами, витязь Моды, рыцарь Красоты», — написала соведущая Зайцева по шоу «Модный приговор» и многолетний редактор российской версии глянцевого журнала L'Officiel.

По словам историка моды Александра Васильева, Зайцев был первым мужчиной-модельером, приблизившим советскую моду начиная с 1965 года к международным канонам стиля и красоты. При этом модельер не забывал о народных традициях и национальном колорите и, по мнению Васильева, достоен звания патриарха отечественной моды. «Хочется рыдать, он многое для меня сделал и для советской моды. Дизайнер от бога. Сделал все, чтобы советские женщины выглядели не хуже, а то и лучше западных», — прокомментировал кончину модельера шоумен Сергей Зверев телеграм-каналу «Осторожно, Москва». 

Вячеслав Зайцев и Изольда Сахарова Вячеслав Зайцев и Изольда Сахарова Фото предоставлено Изольдой Сахаровой

«Женщины, живущие в постсоветском пространстве, в новой России, обязаны тем, что они выглядели не хуже, а иногда и лучше, чем женщины западные»

Изольда Сахарова — президент общественной организации «Мисс Татарстан»:

— Валентин Юдашкин приезжал на первый наш конкурс, тогда же впервые он был с показом своей коллекции в Татарстане. Случилось это четверть века назад. С его участия началась история «Мисс Татарстан». Сейчас, конечно, дизайнеров очень много, но кутюрье такой величины, таких легенд в стране пока что нет. Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин — два имени, которые знает каждый человек в России и за рубежом.

Безусловно, это эпоха. Это действительно люди, создавшие российскую моду. Вообще, все то, что связано с понятием «мода в России», начиналось именно с них. Светлая память...

Вячеслав Михайлович Зайцев — большой и серьезный авторитет, глубоко уважаемый, чтимый мною. Мне посчастливилось впервые пригласить его в Казань, когда был семинар на базе театра моды «Лик». От имени министерства торговли республики я ездила к нему лично. Затем 3 раза он приезжал на наш конкурс в разные периоды. На 20-летие «Мисс Татарстан» мы приглашали его в последний раз. Счастлива, что мне удалось быть причастной к его творчеству. Кстати, он сам себя называл «солнечным зайчиком». Улыбаясь, говорил: «Вот я к вам приехал, солнечный зайчик». Был очень добрый, открытый, душевный. К сожалению, люди даже пользовались этим.

Человек такого уровня не мог не оставить след в душе на всю жизнь. В моей оставил точно. Помню эпизод, когда я ездила приглашать Вячеслава Михайловича к нам на 20-й конкурс. Хотя кутюрье уже был слаб здоровьем после инсульта, плохо передвигался, он пригласил меня в костюмерную, где мы с ним выбирали коллекцию, которую художник привезет к нам на конкурс. Я говорила: «Вячеслав Михайлович, вы что?! Все, что вы привезете, для нас большое счастье!» Отвечал: «Нет-нет, давай посмотрим что нужно». Затем, когда приехал в Казань на конкурс, он присутствовал на всех репетициях, хотя, повторю, был слаб здоровьем, передвигался на инвалидном кресле. Мы предлагали ему: «Давайте мы сначала сами все подготовим, а потом покажем вам». Нет, он от начала до конца все контролировал. Причем сам встал и зашел в зал, поздоровался с моделями. И в финале вышел сам! Человек фантастической работоспособности и ответственности за все то, под чем подписывается. Вот этому я училась у него.

Я счастлива, что «Мисс Татарстан» познакомил нашего казанского, татарстанского зрителя с этими легендарными кутюрье. Благодаря им в летописи конкурса остались такие яркие моменты. Очень этим горжусь! Светлая им память...


Светлана Сафина — стилист, автор «БИЗНЕС Online»:

— Какое наследство осталось от художников, дизайнеров, поэтов моды Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина…

Зайцев, придя в мир моды в далеком 1965 году, постепенно создавал новый русский стиль, близкий к западному. Вопреки советскому дефициту, он создавал шедевры, которые так любили знаменитые женщины того времени: Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Татьяна Лаврова. Когда его имя прозвучало на Западе, его по достоинству оценили знатоки моды и всего прекрасного, русского, декоративного.

Об этом мало говорят, и мало кто об этом знает, но Зайцев работал в знаменитом парижском Доме моды мадам Карвен с богатой, глубокой историей. В дальнейшем в Париже у него была собственная студия. Огромный вклад он внес — и лично моя благодарность ему за это — тем, что возродил имя первого, по сути, кутюрье России Надежды Михайловны Ламановой, чьим именем затем был назван конкурс дизайнеров, организованный Зайцевым.

Как все великие и талантливейшие мастера мира, он учавствовал в художественном оформлении театральных постановок. Мне кажется, это одно из проявлений гения творчества дизайнера и вообще великого художника. Потому что работа с театром — это очень сложно. Необходимо быть не только мастером дизайна костюма, но и глубоко чувствовать персонажа, чтобы со сцены без слов зритель понимал характер героя. Это сложная и емкая тема чувствительности дизайнера. Его работа в театре говорит о том, насколько он глубокий человек и художник.

Валентин Юдашкин — современный гений русской моды. Так же, как и Вячеслав Михайлович, он пропагандировал красоту нашего дизайна, очень смело и по-современному мог обыграть наше историческое наследие. Он был первым российским дизайнером, кого приняли в синдикат высокой моды в Париже. Его показы имели большой успех. Мне кажется, одна из самых запоминающихся коллекций Юдашкина — коллекция в стиле яиц Фаберже. Это буквально прославление нашего национального искусства, наследия. Трансляция нашей духовности, богатства России на весь мир.


Алексей Сухарев — стилист, автор шоу «Модный подкаст»:

— За эту неделю правда ушла целая эпоха модной индустрии нашей страны. Индустрии, переживающей разные периоды все время. Это две ключевые фигуры. Очень странно, что они так друг за другом ушли… Сначала Вячеславу Михайловичу Зайцеву, а потом Валентину Юдашкину женщины, живущие в постсоветском пространстве, в новой России, обязаны тем, что они выглядели правда не хуже, а иногда и лучше, чем женщины западные. Конечно, их уход — это печально, но, если честно, особенно меня пугает очередность их ухода.