На карте молодежных сообществ Татарстана есть множество неформальных объединений На карте молодежных сообществ Татарстана есть множество неформальных объединений Фото: © Анна Волкова, РИА «Новости»

А был ли вообще этот «ЧВК Рёдан»?

«Есть такой феномен, как моральная паника, которую устраивают вокруг тех или иных событий. Выдернули одно какое-то сообщество и гипертрофировали его значимость», — объясняют эксперты то, как еще несколько недель назад всю страну, да и мир тоже, захлестнула эпидемия так называемого «ЧВК Рёдан». Новости об этом никому ранее не известном молодежном движении звучали отовсюду: с улиц, из кабинетов силовиков, с трибун Госдумы и даже из стен Кремля, только разогревая интерес к напугавшему родителей явлению. Но прошла буквально одна неделя, и о детях в черных худи, футболках с пауками и клетчатых штанах все забыли. А в воздухе повис вопрос: а был ли вообще этот «ЧВК Рёдан»?

Один из свидетелей полицейской облавы на участников движения в казанском «Тандеме» рассказал нам, что зачинщики тогда так и не появились на рандеву, чего не скажешь об их оппонентах, которые впоследствии и попали под раздачу правоохранителей. А уже через пару дней администратор телеграм-канала якобы казанских рёдановцев написал пост, где признался, что все «было сделано по шутке» и удалил канал, перед этим сообщив, что представители этого молодежного движения в Казани все-таки есть, хоть они немногочисленны и «не получат здесь развития». Но если все-таки есть рёдановцы, то наверняка должны быть тогда и их обидчики — офники. И, как только «БИЗНЕС Online» копнул чуть глубже, эта гипотеза подтвердилась. Вместе с тем стало понятно, что эти два вышеупомянутых движения только вершина айсберга.

На карте молодежных сообществ Татарстана есть множество неформальных объединений. Мы попытались изучить их природу и дать краткую характеристику каждому. В этом нам помогли сами представители молодежных сообществ, а также эксперты. Многие из них согласились на беседу только на условиях анонимности. 


Не субкультуры, а сообщества

Часто можно услышать, что все современные молодежные движения называют субкультурами. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты предостерегли от такого вывода. «Субкультуры появились в период индустриального общества. Представителями их были дети, которые хотели противостоять классовой позиции своих родителей. Сущность субкультуры всегда имела отчасти политический подтекст, связанный с определенным противодействием. Что такое субкультура? Это группа людей, сообщество, которое отличается от традиционной культуры и противостоит ей, а также имеет свои нормы и ценности», — отмечает заместитель директора Института социально-философских наук КФУ доктор социологических наук Мария Ефлова.

Отдельно взятые молодежные субкультуры в их традиционном понимании всегда имели определенные границы: нормы поведения, системы ценностей, эстетические предпочтения в музыке, одежде и т. д. — т. е. то, что кардинально выделяет некую конкретную группу молодых людей среди других сообществ. Например, у гопников (уличных хулиганов) есть свой уникальный язык общения, по которому сразу же можно идентифицировать их представителей.

Рустам Минниханов: «Никто молодежью не занимался! 30 лет мы потеряли…»

Но что происходит сегодня? Как отмечают специалисты, само понятие субкультуры уже устарело. Современные объединения молодежи носят, как правило, кратковременный характер (1–2 года): у них нет четкой структуры, строгих моделей поведения. Часто молодежную группу или сообщество выделяет один элемент или несколько характерных черт: сленг, или музыкальные предпочтения, или элементы одежды. Значительный вклад в формирование образа представителей субкультур вносит цифровизация. «В последние 10 лет стремительно меняются наши предпочтения, к примеру плейлисты, мода, повседневные практики. В XX веке человек долго был верен своему выбору в культурной сфере и имелись более четкие границы — вряд ли бы металлисты слушали бы группу „Ласковый май“. А сегодня границы культурных предпочтений у молодежных сообществ размыты», — отмечает Ефлова. Поэтому в привычном понимании сейчас неформальные движения подростков субкультурами не являются, скорее их можно определить как молодежные сообщества.

Границы сообщества сегодня размыты, фрагментарны, бессистемны. Но сообщества, безусловно, есть.
Мария Ефлова  завотделением социально-политических наук КФУ
Мария Ефлова завотделением социально-политических наук КФУ

Речь главным образом идет о ребятах в возрасте примерно от 10 до 15 лет — это период взросления, отмечает Ефлова. По ее словам, в студенческой среде говорить о существовании каких-то ярко выраженных молодежных сообществ приходится редко. «Если вернемся на 5080 лет назад, когда формировались субкультуры, это был период индустриального общества с вытекающими особенностями функционирования экономики и политики. К примеру, студенческая молодежь не работала, учась на дневном отделении института. У молодежи было больше времени на самовыражение. Чтобы самовыражаться, требуется время и энергия, поэтому в современном обществе погружение в субкультурные сообщества наиболее активно происходит в школьный период».

Почему дети объединяются? На самом деле это нормальная потребность любого ребенка в этом возрасте. Быть частью чего-то большего, принадлежать к какой-либо группе, где можно дополнительно реализовать себя, какие-то свои интересы и увлечения, где можно заявить о себе — это с точки зрения психологии совершенно нормальное явление. Преобладает сегодня, говорят эксперты, именно виртуальная форма заявления, что, впрочем, не отменяет и очный формат.

Все зависит, от какого принципа отталкиваться и как разделять молодежные сообщества. Можно по возрасту, по активности, по способам самовыражения и т. д. 

Среди самых актуальных в Татарстане наши собеседники выделили следующие сообщества и движения:

  • гопники, или ауешники* (запрещенное в России движение — прим. ред.);
  • околофутбол;
  • офники, или забивные;
  • геймеры;
  • альтушки;
  • анимешники;
  • дед инсайд;
  • дрейнеры.

Поговорим о каждом из них отдельно.

Гопники, или ауешники*

Представители этого сообщества уже настолько плотно вошли в массовую культуру, что о них снимают фильмы и сериалы. В то время как некоторые молодежные движения рождаются, живут определенное время, а потом умирают, сообщество гопников остается практически в неизменном виде. В Казани это движение продолжает существовать, несмотря на активную борьбу с ним. А все благодаря «казанскому феномену». 

Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы?

По словам одного из наших источников, большинство казанских гопников так или иначе связаны с криминалом и соответствующей субкультурой конца прошлого века. Обычаи проводить сходняки и собирать общаки пошли из тюремной культуры. В этой группе существует свои правила поведения и законы, есть иерархия, собственный язык, стиль и т. д.

Гопников часто можно встретить во дворах на скамейках и детских площадках. Порой бывают агрессивны и склонны к асоциальному поведению Гопников часто можно встретить во дворах на скамейках и детских площадках. Порой бывают агрессивны и склонны к асоциальному поведению Фото: © boredoneguy / www.globallookpress.com

Традиционные признаки гопника: любят носить спортивную одежду, эталоном был и остается Adidas) с кепками-восьмиклинками, владеют воровским жаргоном, употребляют алкоголь, любят лузгать семечки, могут слушать шансон (Михаил Круг в особой чести), рэп (например, Басту или Касту), рок («Сектор Газа») или поп-музыку («Фактор-2»). Гопников часто можно встретить во дворах на скамейках и детских площадках. Порой бывают агрессивны и склонны к асоциальному поведению. Наш корреспондент встречал любителей блатной культуры и в центре города. Считается, что они любят сидеть «на кортах» — традиция корнями уходит в следственные изоляторы, где в дневное время поднимали «шконки» (кровати), и постояльцы вынуждены были проводить бо́льшую часть времени на ногах, т. к. пол холодный. Таких, конечно, в настоящее время редко встретишь, но суть остается прежней.

Наши собеседники добавляют, что сегодняшние молодые гопники представляют собой лишь подражателей, мелких хулиганов, очень отдаленно знакомых с воровскими «понятиями». Кто-то копирует жаргон, кто-то подражает в стиле одежды, кто-то — в поведении. При этом, как только доходит дело до шмона (общения с полицией), вся воровская романтика быстро улетучивается.

Околофутбол

Это движение пришло в Россию из-за рубежа. В нашей стране первые ростки околоспортивных фанатских группировок появились на закате СССР, а в 90-е получили широкое распространение.

У объединений футбольных фанатов есть ключевая особенность — они отстаивают интересы своей команды не только на трибунах как ультрас (наиболее ярая часть болельщиков), но и за ее пределами. Другое их название — «футбольные хулиганы». Это явление в России плотно вошло в городскую культуру отчасти благодаря одноименному фильму режиссера Антона Борматова 2013 года. «Футбольчик! Мальчики походят на качков…» — строчки из одноименной песни рэпера Feduk’а звучали тогда практически из всех углов.

Это явление [околофутбол] в России плотно вошло в городскую культуру, отчасти благодаря одноименному фильму режиссера Антона Борматова 2013 года. «Футбольчик! Мальчики походят на качков…» — строчки из одноименной песни рэпера Feduk’а звучали тогда практически из всех углов Это явление [околофутбол] в России плотно вошло в городскую культуру отчасти благодаря одноименному фильму режиссера Антона Борматова 2013 года. «Футбольчик! Мальчики походят на качков…» — строчки из одноименной песни рэпера Feduk’а звучали тогда практически из всех углов Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Типичными признаками околофутбольщиков можно считать спортивный стиль в одежде, которая бы не стесняла движений и была удобна в драке. Четкие предпочтения в музыке у них выделить трудно, как и предпочитаемые бренды одежды, тут уж кто во что горазд. Отличает же околофутбол приверженность определенным правилам. Например, во время драки запрещено использовать подручные средства, бой только на кулаках, на добровольных началах и по предварительной договоренности с оппонентом. При этом проходить все должно в условиях секретности — если одна из сторон доложит о «забиве» сотрудникам полиции, то это как минимум сочтут дурным тоном. В Казани и Татарстане и по сей день, рассказывают наши собеседники, периодически случаются такие немногочисленные (10 на 10) стычки футбольных фанатов. Но классическим околофутболом это назвать ни у кого язык не повернется. Один из представителей местного фанатского движения и вовсе осмелился сказать, что это вымирающее в России явление.

Офники

Опрошенные нами эксперты описывают представителей данного сообщества как своего рода искаженное ответвление околофутбола. Собственно, от этого и происходит название сообщества: от сокращения «оф». Суть движения сводится преимущественно к темной стороне своего прародителя — агрессии, дракам, которые выходят на первое место. Офникам плевать на футбол, им главное подраться, желательно еще снять это все на камеру, наложить на веселую и задорную музыку в стиле Макса Коржа и выложить в соцсетях. Жертву агрессии часто находят спонтанно, прямо на улице.

Обычно офники передвигаются компаниями по несколько человек, действуют преимущественно также группой. Часто офников приравнивают к гопниками. Оба движения действительно объединяет, например, нелюбовь к правоохранительным органам. Но различий все же больше: начиная от стиля и одежды заканчивая мотивацией. Если у классического гопника есть некая идеология в духе «мы живем в несправедливом мире по несправедливым законам», то у офника смысл существования один — веселое времяпрепровождение под околофутбольным лозунгом «твори бардак, мы здесь проездом». В одежде же офник отличается от прочих тем, что предпочитает носить дорогие бренды, подворачивая брюки. Наиболее популярным среди них является бренд Stone Island, также допустимы Fred Perry и Tommy Hilfiger.

По словам наших собеседников, представителей данного сообщества в Казани достаточно. Но стричь их всех под одну гребенку неправильно — бо́льшая часть офников являются лишь подражателями. Считается, что они должны вести здоровый образ жизни, хотя на деле не всегда это соблюдают.

Геймеры

Наверное, самое безобидное на фоне вышеперечисленных молодежных сообществ. Во главу угла движение ставит увлечение компьютерными играми и представляет собой скорее сообщество по интересам. У геймеров также свой особый язык, при этом есть в нем как общепринятые слова, так и уникальные термины, отличающиеся от игры к игре. Например, Counter Strike или Dota2 практически два разных мира, вокруг которых объединяются разные комьюнити. У них нет общего стиля в одежде, единых предпочтений в музыке или какой-то особой философии, кроме как времяпрепровождения в любимой игре.

Геймеры ,наверное ,самое безобидное на фоне вышеперечисленных молодежных сообществ. Во главу угла ставятся увлечение компьютерными играми и представляет собой, скорее, сообщество по интересам Геймеры, наверное, самое безобидное на фоне вышеперечисленных молодежных сообществ. Во главу угла движение ставит увлечение компьютерными играми и представляет собой скорее сообщество по интересам Фото: © Eduardo Ripoll / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

С виду геймер самый обычный молодой человек, а дома, сидя за компьютером, мигом преображается. Опознать геймера можно разве что по аватарке в соцсетях и специфическом наборе постов на странице — например, вместо своего фото используют скриншоты любимых персонажей из игр. Продвинутые геймеры ведут активный образ жизни вокруг своей игры: интересуются последними новостями, следят за стримами известных блогеров, сидят на форумах, делятся своими успехами или неудачами с единомышленниками.

Альтушки

Альтушками называют молодых девушек, которые любят ярко одеваться, сочетая во внешнем виде все самое несочетаемое. Это такой способ самовыражения, бунт против устоев, например против школьной формы. Это движение зародилось и стало модным параллельно с тем, как росла популярность TikTok.

Приверженцы данного сообщества часто комбинируют стили из других движений — готов, любящих черные тона, эмо, красящих волосы в розовый, панков, выбривающих на голове ирокезы, и т. д. Если вы увидите на улице девушку в ярком образе, резко выделяющемся на фоне остальных, то, скорее всего, перед вами альтушка. И это, как правило, всегда про стиль. Чаще всего представители этого сообщества попутно являются адептами следующего движения из нашего обзора.

Анимешники

«Таких, мне кажется, 6 из 10 молодых людей сегодня», — говорит один казанский анимешник со стажем. По словам экспертов, это действительно для Казани сейчас одно из самых популярных сообществ по интересам.

«Вы не поверите, но им неинтересен пыльный комсомол в новой обертке»: Россию захлестнула «Рёдан-пандемия»

Об анимешниках активно заговорили сразу после истории с «ЧВК Рёдан», хотя по факту существуют они давно. То самое нашумевшее месяц назад сообщество — одно из направлений анимешного движения, в его названии отсылка к японскому комиксу, в котором описана преступная группировка «Геней Рёдан», и аниме Hunter x Hunter. В этом сериале (у анимешников не принято называть это мультфильмами, т. к. зачастую сюжеты, несмотря на специфический характер иллюстраций, в них далеко не детские) события проходили в вымышленном мире, где и существовала данная группировка, состоящая из грабителей и убийц со сверхспособностями. У этой банды, которая, к слову, даже не является главным героем аниме, были свои отличительные знаки вроде паука, которого и скопировали российские подростки. Анимешников, в том числе по их собственным словам, часто принижают и буллят за внешний вид. А он у них порой бывает специфический: поклонники аниме отращивают и красят волосы в черный или белый цвет, копируют стиль одежды своих кумиров. Любимую фразу офников или гопников — «поясни за шмот» — анимешники слышат в свой адрес часто.

Казанское сообщество анимешников по себе довольно разнородно Казанское сообщество анимешников само по себе довольно разнородно Фото: © Pravda Komsomolskaya / Russian Look / www.globallookpress.com

Казанское сообщество анимешников само по себе довольно разнородно. При подготовке этого материала наш корреспондент побывал на одной из встреч анимешников — сложилось впечатление, что некоторые активные члены комьюнити даже не знакомы друг с другом. Анимешников можно разделять по типам манги (японские комиксы) и аниме (мультфильмы), каждый из которых нацелен на определенную аудиторию: кодомо (для детей до 12 лет), сёнэн и сёдзе (для подростков — мальчиков и девочек соответственно), сэйнен и дзёсей (для взрослых) — везде свои сюжеты. Можно разделять анимешников по уровню вовлеченности: тут есть новички, есть продвинутые знатоки, а есть отаку — так называется самый ярый поклонник аниме, для которого это и вся японская культура в целом стали смыслом жизни. Отаку имеют серьезные коллекции карточек с любимыми героями, учат японский язык, посещают все фестивали, шьют или покупают для косплеев дорогие костюмы. На одежде анимешников часто красуются принты с любимыми персонажами или висят значки на рюкзаках, брелоки. Они могут как сидеть дома (как, например, хикки — это уединенные люди, которые могут месяцами не выходить на улицу), так и встречаться друг с другом очно — например, в центре города, в фуд-кортах в ТЦ. Как объяснял нам один анимешник, там тепло, рядом еда и безопасно за счет множества камер.

У анимешников также есть своя музыка (южнокорейский жанр k-pop, который уже стал самостоятельной субкультурой), специфический сленг, в основе которого японские слова. Например, могут на прощание другу другу говорить «сайонара», а при разговоре в целом можно услышать междометие «ня» (подражание мяуканью кошки, используется в аниме для выражения эмоций), подарившее русскому молодежному сленгу слово «няшный». Обращение к парню — «кун», к девушке — «тян».

В Казани это сообщество представлено очень широко. Здесь есть свои магазины с атрибутикой аниме (самые известные из них, пожалуй, Hikaru и Akami на улице Баумана), есть свои паблики («Анимешники Казани и Татарстана» во «ВКонтакте», где более 1,7 тыс. активных подписчиков), здесь же проводятся свои фестивали — вроде Fenix’a в ДК «Ленина» 1–2 апреля, под который уже подписались порядка 8 тыс. участников. В ближайших планах (возможно, летом) в Казани планируется провести еще один крупный аниме-фест, уже даже с господдержкой.

Дед инсайд

Название сообщества происходит от английского dead inside, что означает дословно «мертвые внутри». Уже по наименованию понятно, что представители движения чаще всего «грустные люди» из среды либо анимешников, либо геймеров Dota2. Собственно, появление сообщества часто и связывают либо с популярным игроком, сделавшим одноименную татуировку, либо с аниме «Токийский гуль». Не вдаваясь в полумифический сюжет этого уже довольно старого аниме, отметим только, что там есть персонаж со специфической челкой, падающей на глаза, который любит носить черно-белые одежды. Так вот именно такой стиль и предпочитают представители дед инсайд. Другой способ распознать выходца из этого сообщества — заглянуть на его страницу во «ВКонтакте», где наверняка на аватарке стоит персонаж «Токийского гуля», а в статусе так и прописано: «дед инсайд» или «мертвый внутри».

Это сообщество относят к депрессивным, для которых считается нормой противостояние всеобщему мнению, подчеркивание собственной индивидуальности, которую никто вокруг не может понять. Это тоже своего рода способ заявить окружающим о себе, условно, через позицию жертвы обстоятельств. Шутка ли, но в медицинском словаре при нажатии на вкладку dead inside вас перенаправят на страницу со статьей о клинической депрессии. Хотя, по словам наших собеседников, в целом это меланхоличное движение довольно безобидно. А в последнее время и вовсе к нему относятся с юмором, некой иронией.

Дрейнеры

Другое депрессивное сообщество, которое имеет, по словам наших собеседников, некую долю популярности среди казанской молодежи, — это дрейн. Его основоположниками считают рэп-группу Drain Gang, чье творчество пропитано грустными лейтмотивами. Самой группе уже с десяток лет, но их творчество дошло до нашей страны только пару лет назад.

Дрейнеры — замкнутые люди, которые избегают коммуникации, любят отпускать длинные, до плеч, волосы, носить черные футболки или худи оверсайз с белыми кроссовками, а также цепочки на шее и предпочитают мрачный макияж в темных тонах. Часто на одежде можно увидеть изображения в готической стилистике. Дрейнеры напоминают готов. Хотя в своей философии они более схожи с дед инсайд — воспринимают жизнь с позиции некой легкой усталости и эмоциональной опустошенности, часто жалуются на свое положение, но не стремятся что-то изменить. В психологии для этого существует даже отдельное понятие — «выученная беспомощность». Сами по себе они не агрессивны и отрицают всякое насилие.

Некоторые могут вспомнить сообщество турникменов, о которых слышно все реже. Про паркурщиков так вообще следует, наверное, промолчать. Хипстеры, которых с натяжкой считали субкультурой, по-прежнему отращивают бороды, но уже по веяниям иной моды Некоторые могут вспомнить сообщество турникменов, о которых слышно все реже. О паркурщиках так вообще следует, наверное, промолчать. Хипстеры, которых с натяжкой считали субкультурой, по-прежнему отращивают бороды, но уже по веяниям иной моды Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

Кого забыли?

Разумеется, это не все молодежные сообщества и движения, что сегодня можно наблюдать в Татарстане. Кого забыли или забудем — допишите в комментарии. Следует учитывать и то, что некоторые молодежные движения практически вымерли. Классических металлистов или панков сегодня уже не встретишь, как и готов с эмо. «Все современные готы уже давно повзрослели и теперь зависают в „Соли“», — пошутил один из наших собеседников. С этим можно поспорить — повзрослевшие казанские готы зависают — нет, не на кладбищах, а в соседних заведениях через дорогу. Говорят, им нравится там музыка.

Некоторые могут вспомнить сообщество турникменов, о которых слышно все реже. О паркурщиках так вообще следует, наверное, промолчать. Хипстеры, которых с натяжкой считали субкультурой, по-прежнему отращивают бороды, но уже по веяниям иной моды. Говорят, что уже доживают свой век ванильки (было популярно в 2010-х годах как некая ответная на феминизм смесь грустного эмо с мечтательной гламурной дамой) с винишко-тян (крашеные умные девушки в больших очках, любящие философствовать за бокалом вина).

Недавно в Казани громко заявили о себе националисты. По словам наши собеседников, они и сегодня есть в городе. Вот только это уже какие-то правильные и перевоспитанные националисты. «Парочку таких знаю, — рассказывает наш собеседник. — Они спокойные, не терпят беспричинного насилия, даже заботятся об экологии: собирают мусор, устанавливают мусорки, в общем, заботятся о своем родном городе и стране».

«Люди стали задумываться: если занимаешься реконструкцией военного дела, почему бы не поехать в Донбасс?»

На место вытесненных интернетом из современной культуры движений неминуемо приходят новые сообщества. О некоторых мы уже подробно рассказывали. В их числе, например, ролевики и реконструкторы. Популярно в республике сообщество поисковиков, волонтерское движение — каждый на своей волне. Бывает так, что некоторые сообщества попадают под влияние государства. Тут, по наблюдениям нашего корреспондента, надо упомянуть скейтеров. Да, часть из них (а также иных ниферов, т. е. неформалов) по-прежнему можно в летнее время встретить на улице Петербургской. Но подавляющее большинство любителей экстремальных видов спорта со строительством парка «Урам« на Кремлевской набережной переселились туда. И, в принципе, сработало — в парке сегодня жизнь бурлит. Нечто подобное происходит и с анимешниками.

«У нас не было проблем с гопниками – мы кидали в них велосипеды»: гид по уличному спорту Казани

«Ценности и нормы одного сообщества могут пересекаться, сочетаться друг с другом, — поясняет Ефлова. — Предположим, подросток, считающий себя анимешником и, допустим, офником одновременно, может разделять ценности еще и третьего сообщества. Молодому человеку, подростку все интересно, и естественно, что он самовыражается путем проб и ошибок, включаясь в различные культурные сообщества. Нужны предложения. Но надо понимать, что в таком возрасте предложение, идущее сверху, от государства, сразу блокируется еще на уровне подсознания — это особенности возраста: „Мне же надо самовыражаться, идти против“. Получается, что нужна инициатива снизу».

«Даже если подросток заинтересовался каким-то движением — это не приговор» «Даже если подросток заинтересовался каким-то движением — это не приговор» Фото: © Zamir Usmanov / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Спокойно надо реагировать и без резких движений»

«Даже если подросток заинтересовался каким-то движением — это не приговор. Для некоторых даже полезно переболеть какой-то идеологией в подростковом возрасте, чтобы удовлетворить юношеский максимализм, — отмечает один из наших экспертов. — Очень часто все эти увлечения поверхностные. Вот просто ребенку нравится брить голову, носить определенный бренд одежды. Может, ему всего лишь хочется быть рядом с этим коллективом. Или ему нравится, что все вокруг думают, что он вот такая ранимая и депрессивная личность. Пока все это остается на поверхностном уровне, на уровне интереса, ничего плохого в подобном нет».

Как отмечают наши собеседники, все зависит от того, с какой стороны смотреть. Например, наш корреспондент спросил представителя уличного сообщества, по каким «понятиям» тот живет, он ответил: «Уважать старших». Трудно не согласиться, что это определенно положительное качество. Правда, он потом стал рассказывать, как с районными пацанами «по приколу» гоняли мужиков без определенного места жительства. Но тем не менее. Или вот те же анимешники. Ведь это сами по себе творческие люди, они пишут стихи, занимаются рисованием, а если еще увлечение перерастет в желание выучить японский язык, то станет одной родительской радостью больше. Как уверяют эксперты, главное, никогда не доводить до крайностей и общаться с ребенком с позиции сотрудничества, а не конкуренции, как это обычно бывает, вникать в его увлечения и не рубить сплеча.

«Вы не поверите, но им неинтересен пыльный комсомол в новой обертке»: Россию захлестнула «Рёдан-пандемия»

«Если ребенок рисует все черным карандашом — это не значит, что у него депрессия. Может, просто ему так нравится, или у него другого карандаша не оказалось под рукой. Но бывает такое, что родитель увидит в подобном какой-то сигнал и начнет себя накручивать и ребенка профилактировать, хотя там профилактировать-то и нечего. Это еще больше может усугубить ситуацию. Спокойно надо реагировать и без резких движений», — отмечает эксперт.