В Присутственных местах Казанского кремля министры и творцы ждали Рустама Минниханова, который в сопровождении министра культуры Ирады Аюповой осматривал выставку в соседнем помещении В Присутственных местах Казанского кремля министры и творцы ждали Рустама Минниханова, который в сопровождении министра культуры Ирады Аюповой осматривал выставку в соседнем помещении Фото: rais.tatarstan.ru

Шкваркин вместо Шекспира

На 40 минут задержалось накануне начало заседания совета по культуре при президенте Татарстана. В Присутственных местах Казанского кремля министры и творцы ждали Рустама Минниханова, который в сопровождении министра культуры Ирады Аюповой осматривал выставку в соседнем помещении, куда журналистов не пустили. Позже минкульт отчитался, что были продемонстрированы изделия (одежда ателье Buro Banu, украшения, посуда и пр.) 15 участников предприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, чтобы отнести их к продукции народного художественного промысла высокого художественного достоинства и направить на регистрацию в минпромторг РФ. Собственно, проблемы НХП и оказались в центре внимания мероприятия.

Все это время члены совета развлекали себя, как могли, правда, на вопросы «БИЗНЕС Online» о вызовах, стоящих перед татарстанской культурой, и роли президентского совета в их преодолении говорили неохотно. Худрук Качаловского театра Александр Славутский сказал, что подобный формат — это «очень полезная вещь, потому что обратная связь должна быть» у власти с профессиональным сообществом. А отвечая на вопрос о результатах деятельности за прошлый год, пустился в любимый рассказ о почти 100-процентной заполняемости в своем театре. Впрочем, своего рода характеристикой времени можно считать тот факт, что Славутский, собиравшийся в этом сезоне выпускать «Гамлета» Шекспира, в итоге через месяц представит публике свое режиссерское творение по другому произведению — наивной советской комедии драматурга Василия Шкваркина «Чужой ребенок», очень популярной в 30-е годы прошлого века. Что касается другого «театрального генерала» республики, то Фарид Бикчантаев принимал поздравления от коллег по случаю того, что его молодой подопечный по театру им. Камала Айдар Заббаров получил премию президента РФ за вклад в развитие отечественного театрального искусства.

Позже минкульт отчитался, что были продемонстрированы изделия (одежда ателье Buro Banu, украшения, посуда и пр.) Позже минкульт отчитался, что были продемонстрированы изделия (одежда ателье Buro Banu, украшения, посуда и пр.) Фото: rais.tatarstan.ru

Радостной новостью с «БИЗНЕС Online» поделился и ректор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев — здесь восстановили кафедру татарской музыки. Предстоящее нововведение он анонсировал в декабре 2022-го на совещании по итогам реализации проектов в рамках Года культурного наследия народов России. По словам собеседника газеты, если в 90-е студенты больше занимались исследованием и историей татарской музыки, то сейчас обучение будет включать «весь спектр татарской музыки, в том числе восстановление традиционных музыкальных инструментов».

«Что касается идейной стороны, совет свои задачи выполняет, — продолжил Дулат-Алеев. — Вообще, у нас, [в татарской культуре], все хорошо, но всегда надо стремиться к лучшему. В искусстве нет предела совершенству. У нас по всем направлениям эти улучшения делаются. Говорить в целом и коротко очень трудно. Надо взять отдельную проблему и о ней говорить. Например, проблема академического образования в области татарской музыки. Кафедра — первый шаг, но это целое академическое подразделение. Она будет разрабатывать программы, вести исследования, творческие лаборатории, мастер-классы, и так постепенно будет формироваться устойчивая профессиональная традиция. Это не вопрос одного года».

Само заседание началось со слов Минниханова о том, что народные промыслы — важнейшая часть народного наследия, а увиденная им выставка говорит о том, что в этом направлении есть определенное продвижение Само заседание началось со слов Минниханова о том, что народные промыслы — важнейшая часть народного наследия, а увиденная им выставка говорит о том, что в этом направлении есть определенное продвижение Фото: rais.tatarstan.ru

«Наши предки были более рукастыми, а мы больше поболтать любим»

Само заседание началось со слов Минниханова о том, что народные промыслы — важнейшая часть народного наследия, а увиденная им выставка говорит о том, что в этом направлении есть определенное продвижение. Вообще, чувствовалось, что НПХ — тема, близкая и понятная президенту Татарстана. Отсюда и непривычная по прежним заседаниям совета по культуре бо́льшая часть доклада, посвященная недоработкам в конкретных областях и поиску виноватых.

«В республике насчитывается более 1,5 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса, которые заняты в сфере производства текстильных и ювелирных изделий, бижутерии, изделий из кожи, музыкальных инструментов. Однако, по официальным данным, лишь 41 субъект зарегистрирован под видом экономической деятельности „Народные художественные промыслы“ (НХП), 13 из них официально подтвердили статус социального предприятия, — заметил Минниханов. — Большинство предпринимателей работают без официального статуса, а продолжают регистрировать вид деятельности как образовательные услуги, ремонт обуви, ювелирных изделий и другое. Считаю, что это наша недоработка, если мы в последние годы очень мало сделали бизнес-центров, индустриальных парков для производителей. Лейла Ринатовна (вице-премьер Лейла Фазлеева — прим. ред.) все время обещает это сделать. Нам нужна площадка, чтобы создать условия для наших ремесленников».

Кроме того, по словам татарстанского лидера, профильные вузы и училища также должны занять свои места на этих площадках, чтобы создаваемые их студентами изделия были доступны молодежи и туристам Кроме того, по словам татарстанского лидера, профильные вузы и училища также должны занять свои места на этих площадках, чтобы создаваемые их студентами изделия были доступны молодежи и туристам Фото: rais.tatarstan.ru

Кроме того, по словам татарстанского лидера, профильные вузы и училища также должны занять свои места на этих площадках, чтобы создаваемые их студентами изделия были доступны молодежи и туристам. «Я сам сегодня некоторые изделия увидел и поразился: это у нас сделали?» — поделился впечатлениями от выставки президент РТ. Одновременно он с досадой констатировал, что республика потеряла многих мастеров, например по чебаксинской ковке, восстановить которую не получится любительским подходом. «Надо создавать условия и учить предпринимательству, чтобы этот продукт нашел своего хозяина, но не бесплатно, конечно», — пошутил спикер и вернулся к теме самозанятых. По его словам, вопрос не в налогах, поскольку платежи небольшие, зато у людей будет статус, кредитная история. При этом Рустам Нургалиевич убежден, что государство тоже должно предоставлять меры поддержки, даже если они есть, то этого недостаточно, например, можно увеличивать суммы грантов.

«Но для получения грантов и мер поддержки нужно зарегистрироваться как предприятие НХП. Может быть, Год народных художественных промыслов должны принять? — размышлял вслух Минниханов. — У нас же большая история! К тому, что наши предки делали, мы даже близко не можем подойти. Музыкальные инструменты, украшения — целая индустрия была. Наши предки были более рукастыми, а мы больше поболтать любим».

В завершение речи Минниханов отметил, что многие потери связаны с пережитыми непростыми временами, когда были другие ценности и приоритеты Фото: rais.tatarstan.ru

В завершение речи Минниханов отметил, что многие потери связаны с пережитыми непростыми временами, когда были другие ценности и приоритеты. В итоге, к примеру, закрылось арское производственное объединение «Национальная обувь», продукцию которого во время работы в местной райадминистрации в 90-е годы нынешний глава республики сам «возил по всему Союзу и как товар, и как подарки». Такая же судьба ждала и Казанскую фабрику музыкальных инструментов. Но есть и успешные кейсы. «Кукморский валяльно-войлочный комбинат. В их изделиях сами ходим. На работе я, вне работы… Ни одна мировая компания не может сделать из войлока такую обувь, самую полезную для человека», — похвалил президент и добавил, что сегодня для продавцов реализовать товар легче, поскольку есть маркетплейсы. А если производителей собрать под одной крышей, то продажи можно сделать централизованными.

Основным докладчиком была Ирада Аюпова, по словам которой не все виды промыслов технологически удалось полностью воссоздать Основным докладчиком была Ирада Аюпова, по словам которой не все виды промыслов технологически удалось полностью воссоздать Фото: rais.tatarstan.ru

«Если мы сами не будем носить элементы нашей традиционной одежды…»

Основным же докладчиком стала министр Аюпова, по словам которой не все виды промыслов технологически удалось полностью воссоздать. Утраченными традиционными народными промыслами и ремеслами являются такие виды технологий, как чугунное литье, высокорельефная чеканка, ковроткачество, художественная резьба по кости и камню, пуховый промысел, чернение по серебру и чебаксинская ковка. Над их восстановлением работают эксперты, но это потребует более глубоких инвестиций. При этом сохранился ичижный (казанская узорная кожа), золотошвейный, ювелирный, вязальный, валяльно-войлочный, пуховый промыслы, а также ручное ткачество, ковроделие, кружевоплетение, гончарное и керамическое производство, художественная обработка дерева и металла.

«Рустам Нургалиевич, вы сказали, что мы должны ориентироваться на туристов. Вопросов нет, туристы сегодня хороший инструмент монетизации деятельности промысловиков, — заметила министр культуры Татарстана. — Но, если мы говорим о том, чтобы промысел сохранился в полной мере, все-таки должно быть внутреннее потребление. Если мы сами не будем носить элементы нашей традиционной одежды, ювелирные украшения, платья, то только на одних туристов рассчитывать нельзя». После чего Аюпова привела пример: «Мы с мастерами были в Индии, представляли наше искусство на крупнейшей ярмарке в Фаридабаде, куда 45 стран привозят свою продукцию. Бо́льшая часть этой продукции ориентирована на внутреннее потребление. Туристы и внутреннее потребление должны дополнять друг друга. Тем более вы сами сказали, что сейчас спрос на идентичность. Нужно пользоваться моментом, очень много молодежи обращается к своим корням».   

«Если мы сами не будем носить элементы нашей традиционной одежды, ювелирные украшения, платья, то только на одних туристов рассчитывать нельзя» Фото: rais.tatarstan.ru

Минниханов, в свою очередь, вспомнил прошлогоднюю поездку в Якутию, где посещал народный праздник Ысыах, который стал уже притчей во языцех для татарстанской элиты. «Якуты чтят свои традиции. Они все на праздник в национальной одежде [приходят]. У нас Сабантуй превратился в „покушал – попил – поплясал“. Наш Сабантуй же более глубокий. Должно быть содержание. Когда я у них увидел, с белой завистью… Она (Аюповаприм. ред.) правильно говорит. Если мы не будем сами это носить… Человек должен увидеть и сказать: „Где это можно купить?“».

Как считает Ирада Хафизяновна, ремесло не может жить отдельно от системы образования. По этой части планируется организовать выездное обучение на базе муниципальных культурно-досуговых учреждений с последующим созданием рабочих мест. Также предлагается внедрить практику учебно-производственных комбинатов, обеспечивающую старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку на предприятиях, выпускающих изделия НХП. Но и о воспитании нельзя забывать, поскольку еще в семье должны прививать любовь к традиционной культуре, отметила спикер. 

Продвижение авторских товаров через маркетплейсы тоже необходимый ресурс. Сегодня на таких площадках, как Wildberries и Ozon, представлена продукция Кукморского валяльно-войлочного комбината, Tatarscarf и других брендов. «Пока суммы небольшие. Но есть тенденция роста. У одной из компаний за весь прошлый год общий объем продаж был чуть больше 1,5 миллиона рублей. В этом году (март еще не закончился) уже более 500 тысяч рублей получили», — отметила Аюпова. Но в то же время болевой точкой остается тема патента по виду деятельности «Изготовление изделий НХП», стоимость которого в Татарстане самая высокая в стране. По данным минкульта, в республике патент на 8 месяцев стоит 58 767 рублей, в Москве — 29 836 рублей. Минниханов обратился к министерству финансов РТ, но Радик Гайзатуллин отсутствовал. Представитель ведомства объяснил цены отменой ЕНВД и переходом на упрощенную систему налогообложения. «Поэтому они не регистрируются и не работают. Раздать надо патенты, сделайте льготными», — поручил президент.

Также Аюповой было озвучено предложение — учредить звание заслуженного мастера народных художественных промыслов РТ, а также отдать под шоурумы по продаже изделий народных мастеров неиспользуемые площади в торговых центрах.

«Вообще надо начинать с себя, — отвечал Минниханов. — В эту сферу надо пригласить маркетологов, дизайнеров. Если этот продукт не нужен никому, у нас не будет этого… Я не зря говорю, что нам нужен индустриальный парк» «Вообще, надо начинать с себя, — отвечал Минниханов. — В эту сферу надо пригласить маркетологов, дизайнеров. Если этот продукт не нужен никому, у нас не будет этого… Я не зря говорю, что нам нужен индустриальный парк» Фото: rais.tatarstan.ru

«Вообще, надо начинать с себя, — отвечал Минниханов. — В эту сферу надо пригласить маркетологов, дизайнеров. Если этот продукт не нужен никому, у нас не будет этого… Я не зря говорю, что нам нужен индустриальный парк. Если не будет производительности труда, не будет оборудования, которое облегчает работу и ускоряет, то ничего не получится. Вы там три платья сделаете, одно сама надеваешь, два на выставке. Ну так не пойдет. Надо перестроить и вовлечь ребят, которые разбираются в маркетинге. Пока слабо. С таким подходом далеко не уйдем».

Тема индустриального парка из уст Минниханова звучала на заседании несколько раз, и он подчеркивал, что это пространство сделает большой вклад как в развитие отрасли, так и в сохранении идентичности. «Мы хотим купить здание ЦУМа, сейчас договариваемся. Если мы его купим, там можно будет все это организовать. Это моя идея — выкупить ЦУМ! И там сделать центры для ремесленников», — раскрыл планы глава республики. Источник «БИЗНЕС Online» в кабмине уточнил вчера, что на самом деле, кроме ЦУМа, есть еще ряд площадок, на которые власти положили глаз в плане будущего центра ремесел.

О других подводных камнях в предпринимательстве рассказала основатель и главный дизайнер бренда Buro Banu Элара Шайхи. По ее словам они стараются масштабировать бизнес и потому допускают в производстве не ручную вышивку, а машинную О других подводных камнях в предпринимательстве рассказала основательница и главный дизайнер бренда Buro Banu Элара Шайхи. По ее словам они стараются масштабировать бизнес и потому допускают в производстве не ручную вышивку, а машинную Фото: rais.tatarstan.ru

«Для чего мы собрались? Поговорить? Ну мы много разговариваем»

О других подводных камнях в предпринимательстве рассказала основательница и главный дизайнер бренда Buro Banu Элара Шайхи. По ее словам, они стараются масштабировать бизнес и потому допускают в производстве не ручную вышивку, а машинную, что уже выходит за рамки НХП, после чего компания теряет господдержку. Но и переходить в категорию легкой промышленности тоже не могут, поскольку национальная одежда шьется не в таких больших объемах.

«Мы понимаем, что интерес к национальной культуре у производителей, ремесленников и потребителя растет, и сталкиваемся со сложностями удовлетворения спроса. Считаем хорошим решением запуск бизнес-формулы НХП, — сказала Шайхи. — Это единая система, которая будет разрабатывать стратегию, анализировать производственные мощности районов, создавая единую базу, которая есть у ресурсного центра и ТПП, но они не совсем в тесной связи находятся, и мы не получаем эту единую базу. Очень много ремесленников и дизайнеров, которые сидят в мастерских и вообще не знают, что есть какая-то поддержка, гранты и им очень тяжело двигаться в связи с экономической составляющей».

При этом дизайнер считает, что система должна основываться на знаниях, в том числе по истории татарского костюма. Из-за того что национальные костюмы стали очень стилизованы, некоторые мастера допускают грубейшие ошибки — нагрудные украшения оказываются в области пояса. «У продукции даже нет этикеток, каталогов, системы, — продолжала она. — Если мы откроем просто площадку, то опять это будет избранное количество людей, которые сейчас близки к ресурсному центру, ТПП, но это охват не всех участников». Помимо этого, спикер предложила создать арт-мастерские по производству заготовок для брендов в районных культурно-досуговых учреждениях. А глава Арского района Ильшат Нуриев представил проект строительства ремесленного парка, в котором будут сосредоточены работы народных мастеров.

Дизайнер считает, что система должна основываться на знаниях, в том числе по истории татарского костюма Фото: rais.tatarstan.ru

К концу заседания один из присутствующих начал было говорить о том, что благодаря Аюповой получилось вопрос качества и дизайна НПХ сдвинуть с мертвой точки, но завершить речь ему не удалось. «Зря вы, — прервал Минниханов. — Я должен был сильно поругать всех вас. Никакой инициативы. Я вот в Якутию съездил и настолько разочаровался в нашей… И вы сегодня ведете пустые разговоры. Мы должны были сделать серьезную программу, надо было ее представить. Для чего мы собрались? Поговорить? Ну мы много разговариваем».

Деятели культуры стали перечислять существующие меры поддержки, но ответ президента был коротким: этого недостаточно. «Сейчас она (Аюповаприм. ред.) уйдет с мыслями, что меня похвалили, я хорошо работаю», — добродушно усмехнулся Минниханов. «Рустам Нургалиевич, пока вы критикуете — все хорошо», — с улыбкой ответила Аюпова.

«Растеряли то, что у нас было в стране, и сейчас нам это урок. Сначала страну растеряли — Советский Союз, богатства. Ладно в Татарстане был Шаймиев и мы что-то смогли сохранить. Надо вернуть то, что потеряли. Мы должны заниматься тем, чем занимались наши предки, — это наша самобытность», — заключил Минниханов и настоятельно попросил всех еще раз проанализировать вопрос и найти решение проблем, поскольку «есть вещи, в которых мы сильно отстаем».