Сообщество интеллектуальных игр в Казани появилось почти сразу после того, как в эфире советского телевидения началась трансляция игры «Что? Где? Когда?», — с 1975 года Сообщество интеллектуальных игр в Казани появилось почти сразу после того, как в эфире советского телевидения началась трансляция игры «Что? Где? Когда?», — с 1975 года Фото: скриншот из видео

История сообщества

Сообщество интеллектуальных игр в Казани появилось почти сразу после того, как в эфире советского телевидения началась трансляция игры «Что? Где? Когда?», — с 1975 года. До конца 1990-х оно оставалось разрозненным и в основном концентрировалось в академической среде: у каждого вуза был свой клуб, а в играх участвовали в основном студенты. «Такой базы вопросов, как сейчас, не было. Хочешь поиграть, хочешь потренироваться — пишешь вопросы сам. Обменивались с другими городами по модему», — пересказывает воспоминания старожилов игры Ильдар Аглиуллин, тренер школьных команд и ведущий игр.

Массовую популярность среди казанцев интеллектуальные игры стали получать примерно в 1998–1999 годах, когда инициативной группой во главе с Владиславом Усановым был сформирован «Брэйн-клуб Татарстана». В качестве основного формата сообщества закрепилась так называемая спортивная «Что? Где? Когда?» (или просто ЧГК), которая заметно отличается от телешоу. В ней тоже есть ведущий, который задает вопрос, на который команда из 6 человек должна ответить за 60 секунд. Однако вопросов не 11, а 36, играет не одна команда, а много — ответы они записывают на бланках, которые сдают ведущему после каждого вопроса. С 2000 года стабильно проводится открытый чемпионат Республики Татарстан по интеллектуальным играм, в котором могут принять участие все желающие. Тогда же возник молодежный интеллектуальный клуб в Республиканской юношеской библиотеке.

В 2010-е в Казани стали популярны квест-комнаты: составляется сценарий, несколько взаимосвязанных комнат наполняется тематическим реквизитом, а игрокам нужно решать головоломки, чтобы найти ключ от двери следующей комнаты В 2010-е в Казани стали популярны квест-комнаты: составляется сценарий, несколько взаимосвязанных комнат наполняется тематическим реквизитом, а игрокам нужно решать головоломки, чтобы найти ключ от двери следующей комнаты Фото предоставлено Артемом Краминым

В 2010-е в Казани стали популярны квест-комнаты: составляется сценарий, несколько взаимосвязанных комнат наполняется тематическим реквизитом, а игрокам нужно решать головоломки, чтобы найти ключ от двери следующей комнаты. По некоторым подсчетам, на 2015 год в Казани было не менее 60 таких площадок, а в 2022-м постоянных точек почти не осталось — их переформатировали под выездные мероприятия или другие форматы развлечений. Также были распространены городские квесты, когда задания разбросаны на улицах, связаны с достопримечательностями или выполнением челленджей. Это более игровой формат, в котором требуется не только интеллект, но и смекалка, и физические подготовка, потому в данном материале мы не будем в него углубляться. Квесты часто предполагали многочасовые игры, иногда ночью и на авто, что создало довольно высокий порог входа. Поклонники игры — активная молодежь — с возрастом, карьерой и появлением семей стали предпочитать более спокойный формат, и организаторы квестов начали искать новые направления развития.

Следующим витком в истории интеллектуальных игр стали квизы — развлекательные викторины, вдохновленные «Что? Где? Когда?», но в более расслабленном формате. Они стали захватывать Казань меньше 10 лет назад Следующим витком в истории интеллектуальных игр стали квизы — развлекательные викторины, вдохновленные «Что? Где? Когда?», но в более расслабленном формате. Они стали захватывать Казань меньше 10 лет назад Фото: vk.com

Следующим витком в истории интеллектуальных игр стали квизы — развлекательные викторины, вдохновленные «Что? Где? Когда?», но в более расслабленном формате. Они стали захватывать Казань меньше 10 лет назад. Традиционно это пять туров, в которых игрокам предлагается не только ответить на вопрос, но также решить ребус, угадать песню, выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Самый первый назывался Quiz и был организован командой коворкинга Navigator campus предпринимателя Вадима Чапаева, который подсмотрел идею в одной из командировок. Со временем благодаря сарафанному радио в викторине стало участвовать все больше игроков из IT-сферы, потом добавились их друзья и близкие. Вскоре Quiz вышел за пределы коворкинга и стал проводиться в кафе и ресторанах города.

Параллельно в Казани стали появляться аналогичные игры: какие-то запускали сами казанцы, какие-то приходили в город из Москвы в виде франшиз. Бум популярности викторин пришелся на конец 2010-х — ими были захвачены все самые крупные по площади рестораны города. «В пиковый момент мы провели игру в один день на трех площадках одновременно для 70 команд, это около 600 человек», — вспоминает Аркадий Барад, сооснователь игры ReQuizit. Викторины стали полноценным бизнесом, со временем рынок отсеял слабых, а сильные казанские бренды стали распространяться по стране в виде франшиз.

Параллельно в Казани стали появляться аналогичные игры: какие-то запускали сами казанцы, какие-то приходили в город из Москвы в виде франшиз Параллельно в Казани стали появляться аналогичные игры: какие-то запускали сами казанцы, какие-то приходили в город из Москвы в виде франшиз Фото: Галия Ягудина

Серьезный удар по индустрии интеллектуальных игр, которые в основном проводились очно, нанесла пандемия коронавируса. И спортивная «Что? Где? Когда?», и квизы лишились возможности собирать большое количество игроков на одной площадке. Сообщество переехало в онлайн: сначала это были просто видеотрансляции с ведущим, ответы которому передавались в личных сообщениях, а вскоре их заменили самописные сайты с необходимым функционалом. То же самое сделали и квизы. Сидящие на самоизоляции люди были обеспечены играми каждый день, а то и не по одной в день. Тогда можно было поиграть и с ведущим из Таллина, и с ребятами из Киева…

В феврале 2022 года, после начала специальной военной операции России на Украине, сильного оттока посетителей интеллектуальных игр не произошло, только резко сократилось количество корпоративных квизов. «В такие времена всем хочется стабильности, больше проводить время с близкими, и квизы стали таким местом», — уверен Барад.

На конец 2022 года интеллектуальными играми в Казани регулярно занимаются не менее 2 тыс. человек, не считая студентов и школьников. «Казань — самый развитый в этом плане город Поволжья», — отмечает руководитель «Брэйн-клуба РТ» Ренат Хайбуллин. Более массовое это хобби только в Санкт-Петербурге и Москве, однако Казань не может конкурировать ни с одной столиц из-за того, что туда стекаются «мозги» со всей России.

Кто участвует в интеллектуальных играх и какие навыки нужны

Интеллектуальные игры доступны всем, но активную аудиторию составляют участники 20–35 лет. В спортивной ЧГК разбег возраста чуть больше: в нее приходят еще школьниками, а уходят только в очень зрелом возрасте. Игроки старше 45 лет — большая редкость. У квизов аудитория чуть постарше, от 23 лет, работающая и платежеспособная — в среднем взнос с одного игрока стоит 400 рублей, не считая блюд и напитков в ресторане. Сравните, например, со взносом за сезон в чемпионате РТ по интеллектуальным играм — 2 тыс. рублей с команды за год. Если на квизы зачастую начинают ходить просто за компанию, то в спортивную ЧГК попадают из образовательной среды. Сильнейшие в этом плане учреждения: гимназия № 19, лицей им. Лобачевского при КФУ, школа № 131, школа «СОлНЦе», гимназия № 7, частная школа «Академический лицей Лобачевского», лицей — инженерный центр. Активные брейн-клубы есть в КФУ, КАИ, КГАСУ, КХТИ и КГМУ.

Основной навык для интеллектуальных игр — широкий кругозор, начитанность. Однако и без энциклопедических знаний можно наработать привычку замечать в вопросах ключевые слова. Тем более что ведущий игры нередко выделяет их интонацией (а может умышленно этого не сделать). Отметив главное, можно раскрутить вопрос методами логики: чего бывает 9? Много ли африканских писателей мы знаем? Иногда интуиция, скорость реакции, креативное мышление и способность составлять длинные ассоциативные цепочки могут оказаться даже полезнее, чем цепкая память.

Проще всего раскачать эти умения, посещая как можно больше игр офлайн и онлайн. В идеале после каждой сессии команда выписывает незнакомые факты, чтобы изучить их в свободное время, а также пытается ответить себе на вопрос: «Как можно было дойти до правильного ответа?» Кто-то собирается специально вне игр, чтобы прорешать несколько пакетов (наборов вопросов) в комфортном темпе. Частый инструмент тренеров — настольные игры: одни развивают скорость реакции, другие помогают командам понимать друг друга без слов или с полуслова.

Процесс игры в спортивную «Что? Где? Когда?» концепцией похож на телешоу, но имеет свои отличия. Ведущий не общается с командами, а только читает вопросы, засекает 60 секунд, собирает бланки с ответами и объявляет правильный Процесс игры в спортивную «Что? Где? Когда?» концепцией похож на телешоу, но имеет свои отличия. Ведущий не общается с командами, а только читает вопросы, засекает 60 секунд, собирает бланки с ответами и объявляет правильный Фото: vk.com

Как устроена спортивная «Что? Где? Когда?»

Процесс игры в спортивную «Что? Где? Когда?» концепцией похож на телешоу, но имеет свои отличия. Ведущий не общается с командами, а только читает вопросы, засекает 60 секунд, собирает бланки с ответами и объявляет правильный. Вопросов не 11, а 36 — их читают подряд, а не выбирают с помощью рулетки.Здесь нет ставок, а призы чаще всего скромные, если речь не идет о всероссийских турнирах, крупных спонсорах и государственных грантах. Если в телешоу с его black tie есть налет элитарности, а попасть туда довольно сложно, спортивный вариант более демократичный и открыт всем желающим в любой одежде. На Первом вопросы обычно ведут к развернутому ответу, а в спортивном они иногда напоминают ребусы и уравнения, а ответ должен быть коротким, помещающимся на бланке размером со спичечный коробок (получается, если разрезать лист А4 на 36 кусочков).

В своей книге «Феномен игры» создатель телевизионной «Что? Где? Когда?» легендарный Владимир Ворошилов выделил пять функций игроков:

  1. Генератор идей — человек, способный в условиях дефицита времени выдавать энное количество новых нестандартных идей для решения данной проблемы, данного вопроса.
  2. Эрудит — человек, обладающий огромным запасом самых разнообразных знаний.
  3. Диспетчер — тот, кто держит в своих руках все нити обсуждения, организует его и выбирает версию.
  4. Мозговой резерв — человек, который до поры как бы выключен из обсуждения, абстрагирован от звучащей информации и потому способен создать глобально новый поворот, подход к обсуждаемому вопросу и резко повернуть ход размышлений.
  5. Душа шестерки — игрок, который создает жизнерадостную, свободную, импровизационную атмосферу за столом.

Как отмечает магистр «Что? Где? Когда?» Максим Поташев в своей книге «Почему вы проигрываете в ЧГК?», на данный момент такого четкого деления уже нет, игроки меняются ролями в зависимости от темы вопроса. Неизменной остается фигура капитана команды, ответственного за окончательное решение.

В отличие от телешоу, у команд нет возможности взять подсказку клуба или дополнительную минуту на размышление. Вообще жесткого контроля за тем, пользуются ли игроки мобильным интернетом, на играх в спортивную ЧГК нет В отличие от телешоу, у команд нет возможности взять подсказку клуба или дополнительную минуту на размышление. Вообще жесткого контроля за тем, пользуются ли игроки мобильным интернетом, на играх в спортивную ЧГК нет Фото: vk.com

В отличие от телешоу, у команд нет возможности взять подсказку клуба или дополнительную минуту на размышление. Вообще жесткого контроля за тем, пользуются ли игроки мобильным интернетом, на играх в спортивную ЧГК нет. Во-первых, зачастую вопросы построены так, что ответ нельзя найти простым запросом в поисковике — нужно логически разобрать вопрос на составляющие, прежде чем пытаться найти что-то в интернете. Во-вторых, постоянные участники сообщества и организаторы игр бдительно относятся к тому, что какие-то команды начинают подозрительно хорошо отвечать: к ним присматриваются внимательнее, и в случае подтверждения догадок команда или конкретный игрок дисквалифицируется. В период самоизоляции, когда контролировать использование интернета стало невозможным, одни из организаторов даже устроили ловушку любителям погуглить: они создали на «Википедии» страницу о несуществующем животном, о котором спросили в ходе игры, — по задумке, честно играющие люди не смогли бы ответить на этот вопрос. Однако одна команда все-таки ответила, за что была публично наказана.

Есть тонкий юридический момент: бренд «Что? Где? Когда?» принадлежит телекомпании «Игра-ТВ», поэтому любые другие похожие игры не могут так называться. Например, в 2021 году в Казани планировался студенческий чемпионат России по ЧГК. Незадолго до начала в администрацию города и, по слухам, в аппарат президента РТ поступили письма, в которых «Игра-ТВ» заявила, что не имеет отношения к турниру и не отвечает за соблюдение антиковидных мер. Чемпионат состоялся с другим названием, но напряжение между телевизионными знатоками и любителями спортивной ЧГК выросло.

По другой версии, компания решила усилить контроль за брендом, когда на одном региональном детском турнире в столовой отравились половина участников, а претензии посыпались на авторов телепередачи, а не организаторов турнира. Собеседники издания говорят, что запатентован сам формат: вопрос от ведущего и ответ через 60 секунд. Казанские активисты пытались доказать, что дают на размышление 70 секунд (еще 10 нужно командам, чтобы написать и сдать ответы на бумажке), однако спор до сих пор не разрешен. Это стало основанием для раскола в профессиональном сообществе. Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК) во главе с известным знатоком Андреем Козловым потеряла авторитет, а в 2021 году была создана международная ассоциация интеллектуальных игр (МАИИ), возглавляемая исполнительным комитетом из 15 человек. От предшественника МАИИ унаследовала кодекс и сайт с рейтингом игроков.

Спортивный «Что? Где? Когда?» менее зрелищный и азартный, чем интеллектуальное казино на «Первом», на данный момент это хобби объединяет порядка 500 казанцев Спортивная «Что? Где? Когда?» менее зрелищная и азартная, чем интеллектуальное казино на «Первом», на данный момент это хобби объединяет порядка 500 казанцев Фото: vk.com

«Что? Где? Когда?» в Татарстане

Хотя спортивная «Что? Где? Когда?» менее зрелищная и азартная, чем интеллектуальное казино на «Первом», на данный момент это хобби объединяет порядка 500 казанцев, а за всю историю существования рейтинга МАИИ в нем зарегистрированы почти 3 тыс. игроков из Казани. Основное событие для них — чемпионат Республики Татарстан, который проходит с октября по апрель каждого учебного года. В рамках турнира действует три уровня: в Первую лигу может прийти любой желающий; в Премьер-лигу попадают победители Первой; в Суперлигу проходят победители «премьерки». В течение сезона проводится примерно 10 игр, в ходе которых команды по очереди пишут вопросы и зарабатывают баллы за правильные ответы.

«Я разрабатывал эту схему с одной целью — чтобы сделать ЧГК массовой и научить самих игроков писать вопросы, а не быть простыми потребителями», — рассказывает бессменный организатор и руководитель чемпионата, шеф «Брэйн-клуба РТ» Хайбуллин. Благодаря ему большая часть мероприятий проводится в столовой и актовом зале школы №85 в Ново-Савиновском районе Казани, в которой Хайбуллин является директором. Он предпочитает не называть эти игры спортивными и подчеркивает, что его цель — поддерживать региональные команды. «Если бы была централизованная система, это бы просто убило все любительские команды. Осталось бы пять сильнейших на всю страну», — объясняет энтузиаст.

Благодаря Ренату Хайбуллину большая часть мероприятий проводится в столовой и актовом зале школы № 85 в Ново-Савиновском районе Казани Благодаря Ренату Хайбуллину большая часть мероприятий проводится в столовой и актовом зале школы №85 в Ново-Савиновском районе Казани Фото: Галия Ягудина

Параллельно с чемпионатом те же игроки участвуют в Кубке Татарстана с альтернативной схемой отбора, напоминающей футбольные турниры — команды путем жеребьевки разбиваются на пары, после каждого тура половина выбывает, а в финале сталкиваются только две сильнейшие. Параллельно в течение сезона проходят командная и индивидуальная «Своя игра», «Эрудит-квартет», «Брейн-ринг», в которых на первый план выходит скорость реакции. В конце сезона проводится масштабное награждение, которое собирает в одном зале до 300 человек. Исторически в Татарстане было также два популярных межрегиональных турнира — «Дятлов кубок» в Елабуге и «Кубок мэра» в Казани. Последний в этом году проводился только для школьников.

С одной стороны, лига популяризирует игру, а с другой — вопросы авторства самих игроков отрезают казанское сообщество от всероссийского сообщества, в котором есть свои тренды по созданию вопросов, считает тренер и председатель «Брейн-клуба КФУ» Роман Новиков. Выезжают за пределы РТ только три команды, а после пандемии коронавируса выезды стали еще реже. Альтернативой выступили грантовые программы общества «Знание», которое сейчас проводит интеллектуальные игры под своим знаменем. В 2021 году команде из Казани удалось попасть в топ-10 рейтинга и выиграть поездку на Камчатку и в Калининград.

Любитель становится профессиональным игроком в ЧГК, когда выходит с местного уровня на межрегиональный и международный, считает Новиков. Опытные игроки относятся к лиге Татарстана немного предвзято, объясняя это тем, что система замкнута сама на себе: местный чемпионат не является отборочным к федеральному. Если команда чувствует, что переросла Казань и готова к более серьезным противникам, то ей придется самостоятельно организовывать и оплачивать свое участие во всероссийских турнирах. «В Москву ездить весело, но тебя там „побьют“. Поэтому ездят в Самару, Саранск, Нижний Новгород, Ульяновск», — добавляет тренер и ведущий игр Аглиуллин. Для тех, кто увлекся ЧГК всерьез и рассчитывает на большие достижения, по воскресеньям в МПЦ «Джалиль» читают вопросы заочных (синхронных) турниров, а результаты этих игр заносятся в международный рейтинг.

Опытные игроки относятся к лиге Татарстана немного предвзято, объясняя это тем, что система замкнута сама на себе: местный чемпионат не является отборочным к федеральному Опытные игроки относятся к лиге Татарстана немного предвзято, объясняя это тем, что система замкнута сама на себе: местный чемпионат не является отборочным к федеральному Фото: vk.com

Помимо чемпионатов и тренировок у поклонников спортивной ЧГК есть и собственный развлекательный формат. С 2012 года в антикафе города проводится упрощенный вариант «Что? Где? Когда?» — вопросы чаще всего по школьной программе, в одном из туров можно поиграть на ставках, а в конце посоревноваться в динамичной «Своей игре». Большую часть истории мероприятие проводилось в «Циферблате», однако весной 2022 года переехало в «Баклажан».

«Если посетитель выпил два кофе, я уже ушел в минус!»: «Циферблат» в Казани разбился о санкции

Чем квиз отличается от «Что? Где? Когда?»

«„Что? Где? Когда?» любят те, кому весело просто от того, что они разгадывают задачки. А квиз — это развлекательный формат, когда можно собраться с компанией, поесть, выпить», — объясняет разницу Зиля Набиуллина, обладательница звания «Игрок года — 2020» чемпионата РТ и многократный чемпион ReQuizit. За несколько лет существования квизы стали массовым хобби и охватили огромное количество людей. Здесь важнее не академические знания, а широкий кругозор, который должен включать не только мировую историю, но и последние тренды поп-культуры. Команды из спортивной ЧГК чаще всего разбиваются о музыкальный тур, отмечает Барад: они могут успешно отыграть все вопросы на логику, но бессильны перед задачей назвать исполнителя какой-нибудь модной песни. «В квизы очень легкий вход, — подчеркивает сооснователь ReQuizit. — Даже если вы пришли в первый раз, логика и формат вопросов будут понятны. Достаточно походить сезон — три месяца, — чтобы понять всю механику игры и начать бороться за призовые места».

Квиз, в отличие от ЧГК, напоминает не соревнования, а хорошо спланированную вечеринку. Ресторан оказывается забит под завязку, ведущий веселит аудиторию, в перерывах между чтением вопросов громко играет танцевальная музыка, которая должна помешать командам подслушать ответы друг у друга Квиз, в отличие от ЧГК, напоминает не соревнования, а хорошо спланированную вечеринку. Ресторан оказывается забит под завязку, ведущий веселит аудиторию, в перерывах между чтением вопросов громко играет танцевальная музыка, которая должна помешать командам подслушать ответы друг у друга Фото: vk.com

Квиз, в отличие от ЧГК, напоминает не соревнования, а хорошо спланированную вечеринку. Ресторан оказывается забит под завязку, ведущий веселит аудиторию, в перерывах между чтением вопросов громко играет танцевальная музыка, которая должна помешать командам подслушать ответы друг у друга. Параллельно участники заказывают у официантов еду и напитки. Ответы сдаются не после каждого вопроса, а в конце каждого тура, так что есть шанс дописать ответ на предыдущий вопрос, если на следующий удалось ответить досрочно. Бланки с ответами собирают помощники. Вопросы, вспомогательные материалы и промежуточные результаты демонстрируются на тех же экранах, которые в другие дни служат для трансляций футбольных матчей. В перерывах можно сфотографироваться у брендволла — по итогам мероприятий в соцсетях публикуются фотоотчеты. На данный момент на рынке Казани есть три основных игрока, которые смогли вернуть свои позиции после пандемии коронавируса, — ReQuizit, «Квиз, плиз!» и «Клеверия».

У авторов квизов больше свободы для творчества: можно самому изобретать правила, придумывать новые механики, иллюстрировать вопросы целыми видеороликами. Хороший квиз отличается от плохого тем, что организаторы приглашают в качестве автора вопросов игрока в спортивную ЧГК, который может самостоятельно формулировать оригинальные вопросы. Квизы попроще грешат тем, что берут вопросы из общедоступной базы и меняют в них некоторые слова на синонимы, чтобы нельзя было найти ответ одним запросом в поисковике. Из-за этого вопросы теряют литературный вид, а иногда и логику.

Что объединяет директора школы, замглавы района города и Леонида Слуцкого?

Традиционно для материалов о сообществах «БИЗНЕС Online» выделяет пять важнейших человек для индустрии. Вот как этот список выглядит для интеллектуальных игр.

Ренат Хайбуллин — амбассадор спортивной ЧГК в Татарстане, сооснователь, бессменный организатор чемпионата РТ.

Плотно сотрудничает с министерством молодежи РТ и комитетом по делам детей и молодежи исполкома Казани — например, в середине декабря организовал и провел «Кубок мэра», на который съехались 50 школьных команд со всей России. Активно играл в 2000-х и даже принимал участие в телевизионной «Что? Где? Когда?».

Ильдар Аглиуллин — тренер школьных команд ЧГК.

«Дисциплина, упорство, систематический подход», — рассказывают об Аглиуллине коллеги по цеху. В школе «СОлНЦе» он тренирует четыре команды, под его руководством последние два года они занимают призовые места в чемпионате России среди школьников. Также Аглиуллин тренирует учеников гимназии № 7, частной школы «Академический лицей Лобачевского» и лицея — инженерного центра. С 2012 года проводит открытые тренировки на базе Республиканской юношеской библиотеки. С 2016-го — бессменный ведущий развлекательной «Что? Где? Когда?» в антикафе города.

Айрат Фаизов — замглавы администрации Советского района Казани.

Сам продвинутый игрок в ЧГК, на прежней должности руководителя комитета по делам детей и молодежи исполкома Казани Фаизов активно поддерживал начинания Хайбуллина от лица муниципалитета, помогая финансированием и с поиском подходящих площадок. Регулярно принимает участие в чемпионате РТ.

Ксения и Кирилл Колесниковы, Аркадий Барад, Борис Бауман — сооснователи ReQuizit.

Собеседники нашего издания не смогли выделить кого-то одного как главного. «Мы все вместе писали вопросы, рисовали ребусы, вели игры, проверяли бланки. То есть были взаимозаменяемыми. Сейчас почти все задачи делегированы, а мы занимаемся новыми идеями для роста квиза», — пояснил Барад в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Алексей Ерофеев — основатель «Клеверии».

Это еще одна викторина, зародившаяся непосредственно в Казани, а не пришедшая в виде франшизы. Ерофеев активно играет в спортивную ЧГК, один из немногих татарстанцев, выезжающих на межрегиональные турниры. Запустил собственный квиз в 2017 году.

В этом списке до недавних пор мог оказаться и Денис Галиакберов — один из немногих казанцев, принимавших участие в телевизионной ЧГК, обладатель «Хрустальной совы». Но после начала СВО он уехал из страны и теперь живет в Астане.

Большой вклад в формирование казанского сообщества внес и его тренер Айрат Мухарлямов, однако скандал 2019 года с участием несовершеннолетних воспитанниц заставил его досрочно завершить карьеру.

Стоит отметить, что знатоки федерального уровня неравнодушны к Казани. Например, петербуржец Борис Белозеров регулярно пишет вопросы для ReQuizit и даже приезжает лично проводить игры. Частым гостем разных квизов был и экс-тренер «Рубина» Леонид Слуцкий, который приходил поиграть вместе с административным персоналом клуба. Поговаривают, что на англоязычные мероприятия приходят иностранные легионеры из казанских клубов, например баскетбольного УНИКСа. В одной команде с Аглиуллиным и Фаизовым в чемпионате РТ играет помощник президента Татарстана Газинур Бакиров. Один из основателей «Брэйн-клуба РТ» Усанов сейчас возглавляет отдел реализации и развития государственных программ минмолодежи РТ.

Сколько стоит участвовать в интеллектуальных играх и сколько на этом можно заработать

Интеллектуальные игры — довольно экономичное хобби, т. к. не требует дополнительного снаряжения, а только ваше внимание и время. Заниматься ими можно и бесплатно, читая в компании друзей задания из публичных баз вопросов в интернете или включив записи прошедшего онлайн-мероприятия, которые после трансляции становятся доступными в сети. Самый простой способ — заплатить 2 тыс. рублей с команды в год за участие в чемпионате РТ и участвовать в играх по субботам в среднем два раза в месяц. Развлекательная ЧГК в антикафе «Баклажан» по понедельникам стоит 300 рублей с человека — сумма включает участие, кофе, чай и печеньки.

Квизы проводятся практически ежедневно, а в среднем сбор составляет 400 рублей с человека без учета чека ресторана. Общепиту такое сотрудничество выгодно: викторина собирает одновременно сотню-другую клиентов и делает заведению кассу в обычно проседающие будни. Организаторы зарегистрированы в виде индивидуальных предпринимателей, поэтому открытых данных об их доходах нет. Со слов Барада, в 2021 году ReQuizit заработал менее миллиона рублей.

Отдельная профессия внутри сообщества — автор вопросов, которого принято называть «редактором пакета». Это обычно очень опытный игрок в ЧГК или квиз, который уже досконально изучил алгоритмы и может составлять собственные вопросы. Круг тем не ограничен, только современная политика традиционно является табу, а иногда и спорт. Организаторы квизов платят своим авторам в среднем 3,5–5 тыс. рублей за один набор из 56 вопросов. Такой автор может объявить и собственный синхронный (заочный) турнир, в рамках которого он высылает ведущим на офлайн-площадках пакет вопросов в обмен на взносы. Сбор с одной команды составляет в среднем 700–800 рублей, за две недели турнир могут сыграть 150–170 команд со всей страны, что принесет организатору до 136 тыс. рублей. Даже за вычетом себестоимости вопросов и премий членам жюри (игроки имеют право оспорить правильный ответ), у организатора остается на руках очень приличная сумма. Однако таких людей в России не больше десятка.

Отдельная профессия внутри сообщества — автор вопросов, которого принято называть «редактором пакета». Это обычно очень опытный игрок в ЧГК или квиз, который уже досконально изучил алгоритмы и может составлять собственные вопросы Отдельная профессия внутри сообщества — автор вопросов, которого принято называть «редактором пакета». Это обычно очень опытный игрок в ЧГК или квиз, который уже досконально изучил алгоритмы и может составлять собственные вопросы Фото: vk.com

Квизы — более прибыльный и гибкий формат, который можно адаптировать под любого заказчика: свадьба, корпоратив, детский день рождения. Это весело, есть соревновательный момент, можно заказать вопросы на любую тематику. Форматом не брезгуют даже такие гиганты, как Сбербанк, «Татнефть», «Газпромтрансгаз Казань», Ак Барс Банк, ВТБ, билайн, «Татэнерго» и др. В среднем такая игра будет стоить компании от 25 тыс. до 45 тыс. рублей в зависимости от количества игроков и необходимых услуг — организаторы квизов зачастую готовы предоставить свое оборудование. Для частных заказчиков ценник стартует от 15 тыс. рублей, но можно найти и индивидуальных авторов, которые попросят за набор вопросов без проведения игры всего 5 тыс. рублей.

Организация таких мероприятий не может держаться на одном энтузиасте, поэтому команды квизов могут насчитывать десятки человек. Например, у ReQuizit только авторов вопросов 12 человек, которые пишут попеременно. Плюс дизайнеры, маркетологи и эсэмэмщики. Спортивная ЧГК, напротив, существует из чистого альтруизма — возможно, именно поэтому вокруг нее существует стабильное и сплоченное сообщество.