Фактически год казанские ТЦ работают без западных компаний и фешен-ретейлеров, покинувших российский рынок на фоне СВО Фактически год казанские ТЦ работают без западных компаний и фешен-ретейлеров, покинувших российский рынок на фоне СВО Фото: «БИЗНЕС Online»

«Доля пустующих помещений в ТЦ — 18 процентов»

Уже почти год казанские ТЦ работают без западных ретейлеров, покинувших российский рынок на фоне СВО. Замещение происходит, но, как оказалось, не теми темпами, на которые рассчитывали торговые центры. 60 тыс. кв. м пустующих площадей в Казани за все это время так и не нашли арендаторов. Еще 12,5 тыс. «квадратов» числятся приостановившими свою коммерческую деятельность.

«Доля пустующих помещений в казанских ТЦ по итогам IV квартала 2022 года — 18 процентов. По сравнению с 2021-м количество свободных площадей выросло в 10 раз», — рассказала «БИЗНЕС Online» полпред РГУД по РТ Елена Стрюкова

Стремительный рост доли вакантных помещений, впрочем, остановился. За IV квартал прошлого года открылся 41 новый магазин общей площадью 8,4 тыс. кв. метров. 

Ак Барс Банк предлагает «Бонус 5%»

Бонусы будут начисляться за оплату АЗС, кафе, ресторанов и супермаркетов.

 

Новые и неактивные клиенты Ак Барс Банка, совершая операции с 1 марта по 31 мая 2023 года, могут вернуть до 2000 универсальных миль, или кешбэк-рублей, в месяц. Всего в течение срока проведения акции кешбэк будет выплачен три раза.

 

Накопленные кешбэк-рубли можно будет сконвертировать в рубли в личном кабинете программы лояльности по курсу: до 2500 рублей — 1 кешбэк-рубль = 0,5 рубля, от 2500 рублей — 1 кешбэк-рубль = 1 рубль.

 

В акции учитываются операции по картам «Неоновый Барс», «Золотой Барс», «Платиновый Барс», «Премиальный Барс» или «Забота».

 

Если у вас есть карта Ак Барс Банка, которой вы не пользовались с 1 декабря 2022 года, для участия в акции нужно начать совершать операции.

 

«Бонус 5%» — дополнительное вознаграждение, которое суммируется с другими кешбэк-программами банка.

Что касается ситуации в ТЦ в районах Татарстана, то она кардинально отличается от казанской, отмечает Стрюкова. В Казани проблема с пустующими площадями критичнее, чем у других городов республики, что связано с количеством международных арендаторов. Их меньше в нестоличных моллах, потому закрытий и приостановок там меньше.

Гид шопоголика: турки на фуд-корте в «Южном», Acoola ушла из «Парк Хауса», а Decathlon все еще в Казани

Но есть и исключения. Статистику Нижнекамску «портит» Ramus Mall (арендная площадь — 64 тыс. кв. м), открывшийся в 2021 году. У него пока пустует больше половины площадей. Руководство ТЦ даже предлагает новым арендаторам в качестве маркетинговой акции бесплатно «поселиться» у них на полгода. Как отметил один из наших собеседников, торговый центр попросту слишком большой для 200-тысячного Нижнекамска и на данном этапе «ему почти нереально заполнить свои площади». Если не брать в расчет Ramus Mall, доля пустующих арендных помещений в городе составляет всего 4%, с моллом — 23%.

«Говорить о возвращении к докризисным показателям посещаемости пока не приходится»

Что с посещаемостью казанских моллов? Mall Index (число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) по итогам прошлого года оказался на 10% ниже, чем в 2021-м. И на 25% ниже, чем в 2019-м — последнем докризисном году с классической сезонностью. Если посмотреть на показатели за январь – февраль 2023-го, то они оказались на 5% ниже аналогичного периода прошлого года и на 22% ниже 2019-го. «Сокращение отставания среднедневной аудитории связано с постепенной адаптацией к текущим экономическим условиям. В том числе посредством формирования фактора отложенного спроса. Насколько устойчивым будет этот тренд? Увидим уже в ближайшее время», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.

Как пояснила Стрюкова, после критического падения посещаемости ТЦ летом 2020-го показатель выглядит стабильным уже 2,5 года, но говорить о возвращении к докризисным параметрам пока не приходится. На фоне московских и питерских торгово-развлекательных центров ситуация на казанском рынке выглядит несколько лучше. Так, за январь – февраль Mall Index в Москве был на 8% ниже уровня прошлого года и на 26% ниже 2019-го. Для рынка Санкт-Петербурга отставание составило 7 и 26% соответственно. Васильев отметил, что это связано и со структурой рынка.

Крупные моллы уровня «МЕГИ» и KazanMall смогли вернуть посетителей Крупные моллы уровня «МЕГИ» и KazanMall смогли вернуть посетителей Фото: «БИЗНЕС Online»

«В казанских ТЦ изначально чуть меньше международных магазинов, которые часто являлись якорями, генерирующими трафик. Потому их уход в значительной степени сказался на привлекательности центров для потенциальных потребителей», — объяснил он.

По мнению директора по развитию региональных сервисов, содиректора ретейл-департамента CORE.XP Михаила Рогожина, показатели посещаемости в ТЦ Казани нормальные и крупные моллы уровня «МЕГИ» и KazanMall смогли вернуть посетителей. «Да, был период некоторой замены, уходящих и приходящих заново брендов, но в целом люди идут в ТЦ, хотя денег у них стало меньше. Обороты в торговых центрах не выросли», — подчеркнул собеседник издания.

Оборот розничной торговли, по данным Татарстанстата, в январе прибавил 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 100 млрд рублей.

Пару недель назад на месте Marc O’Polo открылся бренд одежды и аксессуаров Karl Lagerfeld, основанный в 1984 году легендой мировой моды Карлом Лагерфельдом Пару недель назад на месте Marc O’Polo открылся бренд одежды и аксессуаров Karl Lagerfeld, основанный в 1984 году легендой мировой моды Карлом Лагерфельдом Фото: Андрей Титов

«МЕГА» заполучила «Карла Лагерфельда» и не прощается с площадями IKEA

Начнем «шоп-тур» по главным моллам Казани. Самая печальная картина по-прежнему в казанской «МЕГЕ» — четыре торговые точки одного их крупнейших в мире одежных ретейлеров Inditex (Zara, Bershka, Pull& Bear, Stradivarius) остаются без признаков жизни. Ливанская компания Daher Group, которая теперь владеет бизнесом фешен-группы Inditex в России, планирует переименовать магазины. Pull& Bear станет DUB, Zara получит название Maag.

Есть обновления в новой галерее — пару недель назад на месте Marc O’Polo открылся бренд одежды и аксессуаров Karl Lagerfeld неизвестного происхождения, якобы основанный в 1984 году легендой мировой моды Карлом Лагерфельдом. Цены, естественно, не как у «тяжелого люкса», но все же выше массмаркета. Соседствует с «Лагерфельдом» новый фешен-бренд из России FRWL (From Russia With Love) в виде розового островка с мягкой обивкой.

За мужской гардероб посетителей «МЕГИ» планирует отвечать марка костюмов Donatto (тоже из России), которая находится рядом с Salamander, а обувная компания «Эконика» сменила «место жительства» и переехала поближе к DeFacto.

За мужской гардероб посетителей «МЕГИ» планирует отвечать марка костюмов Donatto (тоже из России), которая находится рядом с Salamande За мужской гардероб посетителей «МЕГИ» планирует отвечать марка костюмов Donatto (тоже из России), которая находится рядом с Salamander Фото: Андрей Титов

Место H&M пустует. Кто его займет, неизвестно, на запрос «БИЗНЕС Online» в ТЦ не ответили. О том, что шведская компания когда-то была здесь, напоминает лишь небольшая вывеска внутри торгового центра, которую пока так и не сняли, как и три заветные буквы на фасаде здания. Никто не занял пока и место IKEA.

Информации о том, когда приступят к строительству кинотеатра на месте переехавшего OBI, также нет. Пока освободившиеся 13 тыс. «квадратов» остаются обтянуты тентом, а рядом проходит выставка современного искусства локальных художников. Зато заработал re: Store — сеть магазинов и сервисных центров, торгующих техникой Apple.

Для интересующихся восточными сладостями открылась лавка «Радость Востока» Для интересующихся восточными сладостями открылась лавка «Радость Востока» Фото: Андрей Титов

Что нового на двухуровневом фуд-корте «МЕГИ»? На первом этаже у бутиков встречает посетителей «Греческая таверна» от известного в казанских ресторанах шеф-повара Автандила Бигвавы, на цоколе — бургерная сетка Black Star Burger, которая до прошлого года принадлежала рэперу Тимати. Кроме того, здесь стало на одну «заправочную станцию» для кофеманов больше — заработало кафе «Время десерта», а для интересующихся восточными сладостями открылась лавка «Радость Востока». Также в ТЦ открылся островок «Мульти сервис», где ремонтируют ювелирные украшения и очки. Из новинок — постаматы Ozon и PickPoint.

В «Парк Хаусе» вместо Uniqlo теперь турецкий Koton В «Парк Хаусе» вместо Uniqlo теперь турецкий Koton Фото: Эльвира Самигуллина

«Парк Хаус» поселил российские и турецкие бренды на место Uniqlo и H&M

В «Парк Хаусе» вместо Uniqlo теперь турецкий Koton, а площади H&М забрала российская Gloria Jeans — бренд занял почти 2 тыс. кв. метров. Казань стала одним из первых городов, где магазин Gloria Jeans открылся на месте ушедших западных ретейлеров. «Столица РТ как город-миллионник демонстрирует хорошие темпы роста продаж, поэтому мы активно расширяем здесь свое присутствие», — рассказала «БИЗНЕС Online» старший вице-президент компании «Глория джинс» Елена Алексеева. 

Всего в Татарстане работает 17 магазинов бренда. В этом году компания планируют открыть еще пять — в Альметьевске, Набережных Челнах и Казани. «До конца года откроется первый в Татарстане магазин в обновленной концепции. Она предусматривает большую торговую площадь, широкий ассортимент женской, мужской и детской одежды, включая спортивные коллекции и одежду для дома, а также аксессуары. В соответствии с обновленной стратегией Gloria Jeans увеличивает среднюю площадь магазинов до 1,5 тысячи квадратных метров», — подчеркнула Алексеева.

На первом этаже у центрального входа в «Парк Хаус» открытия ждет российский магазин одежды Clever Wear. Он появится на месте закрывшегося косметического ретейла «Рив Гош». По соседству в скором времени заработает казанский производитель домашней одежды Lilian’s. Из уже работающих новинок — магазин федеральной сети техники Apple iStudio.

Возле второго входа в ТЦ, где ранее располагались Zara, Bershka, Pull& Bear и Stradivarius, открылся маленький корнер марки аксессуаров и бижутерии Marmalato. На фуд-корте на втором этаже — без изменений. А вот площади переехавшей Gloria Jeans займет обувной российский бренд Kari.

KazanMall обновил немало точек на втором этаже. В фешен-сегменте открылись французский бренд одежды Birelin и Seven Touch из России KazanMall обновил немало точек на втором этаже. В фешен-сегменте открылись французский бренд одежды Birelin и Seven Touch из России Фото: Эльвира Самигуллина

В KazanMall откроется «узбекский» фастфуд от братьев Васильчуков

KazanMall обновил немало точек на втором этаже. В фешен-сегменте открылись французский бренд одежды Birelin и Seven Touch из России и сразу три детских магазина: Silver spoon и Loloclo — это одежда, и первый в Казани маркет аниме-товаров Sweet cat shop. Пополнила ряды «обувщиков» компания Baden. Как рассказали в самом ТЦ, в ближайшее время планируется открытие спортивного фешен-стора Move от H&M.

На фуд-корте готовятся к открытию сразу два заведения: фастфуд узбекской кухни «Пловберри» от звезд московского ресторанного бизнеса братьев Васильчуков и мексиканская кухня от казанцев Gazon, которым в феврале кирпичом разбили окно на Декабристов. А пока молл готовит к открытию крышу ТЦ и планирует обновить лаундж-зону на террасе.

В «Южном» в январе открылось сразу два казанских бренда одежды: ALGA, который обзавелся маленьким корнером у центрального входа на первом этаже и Lilian`s В «Южном» в январе открылось сразу два казанских бренда одежды: ALGA, который обзавелся маленьким корнером у центрального входа на первом этаже, и Lilian`s Фото: Эльвира Самигуллина

«Южный» обзавелся семейным салоном красоты и готовится обновить фонтан

В ТРЦ «Южный» в январе открылось сразу два казанских бренда одежды: ALGA, который обзавелся маленьким корнером у центрального входа на первом этаже, и Lilian`s (домашняя одежда с производством в Казани в «Парк Хаусе»), который обосновался на втором этаже.

В феврале здесь начал работу салон красоты «Стиляги» от создателей популярной детской парикмахерской «Веселая расческа», а в марте в новой галерее на втором этаже свои двери откроет магазин брендовых кроссовок Simple Step. К концу весны спортивный ассортимент в ТРЦ расширится за счет открытия магазина Bona. Рядом с Familia появилась зона отдыха с озеленением, функцией буккроссинга и большими зеркалами для модных селфи, которую уже облюбовали посетительницы.

Рядом с  Familia появилась зона отдыха с озеленением, функцией буккроссинга и большими зеркалами для модных селфи, которую уже облюбовали посетительницы Рядом с Familia появилась зона отдыха с озеленением, функцией буккроссинга и большими зеркалами для модных селфи, которую уже облюбовали посетительницы Фото: Эльвира Самигуллина

Кто займет место H&M? На него претендует сразу несколько крупных брендов, но пока ведутся переговоры, разглашать их имена не будут, сообщила «БИЗНЕС Online» директор по организации управления Lynks Property Management Елена Соловьева.

Весной в ТЦ завершат проектные работы по установке медиаэкрана в зоне атриума на втором этаже, обновится фонтан, а также появится комфортная зона отдыха по всему комплексу. Действующие магазины «Книга+» и DNS активно готовятся к обновлению интерьеров.

«Тандем» нашел альтернативу Starbucks в лице кофейни «Время миндаля» «Тандем» нашел альтернативу Starbucks в лице кофейни «Время миндаля» Фото: Эльвира Самигуллина

«Тандем» нашел замену Starbucks, но «урезал» «Перекресток»

Заглянем в «Тандем». Торговый центр нашел альтернативу Starbucks в лице кофейни «Время миндаля». Заведение располагается в точности там же — на первом этаже у эскалатора. Для него уложили подиум, обнесли территорию стеклянной изгородью, а интерьер дополнили небольшим количеством зелени.

Продуктовый магазин «Перекресток» ужал свои площади. Впервые ретейлер сократил масштабы пару лет назад — освободившиеся «квадраты» отдали под магазин техники DNS. В этот раз часть территории продуктового «отжал» обувной бренд Kari, который открылся рядом. Возможно, федеральная компания решила перепрофилироваться в магазины небольшого формата.

На втором этаже на месте «Дочки-сыночки» (год назад федеральная сесть ушла из Татарстана) открылась сеть off-price-магазинов Familia На втором этаже на месте «Дочек-сыночков» (год назад федеральная сесть ушла из Татарстана) открылась сеть off-price-магазинов Familia Фото: Эльвира Самигуллина

Корнер парфюмерии и косметики Sephora, в отличие от «МЕГИ», в «Тандеме» работу так и не возобновил, зато заработал Cstore* — магазин техники и аксессуаров Apple. На втором этаже на месте «Дочек-сыночков» (год назад федеральная сесть ушла из Татарстана) открылась сеть off-price-магазинов Familia. Здесь пока немноголюдно, потому царит куда больший порядок, чем в более известных точках.

На фуд-корте открылась федеральная сеть «Блинбери», но закрылся BlackStarBurger. Вывеска на месте заведения сигнализирует, что скоро здесь откроется новое заведение. КFC, кажется, не спешит менять название на Rostic’s. Причем нигде. Напомним, что осенью прошлого года ижевская ГК «Фуд-сервис» выкупила российские активы американской компании и должна ребрендировать сеть.

Рядом со входом в гипермаркет EuroSPAR возродили небольшой фуд-корт между эскалаторами, где в часы пик не найти свободных столиков Рядом со входом в гипермаркет EuroSPAR возродили небольшой фуд-корт между эскалаторами, где в часы пик не найти свободных столиков Фото: Эльвира Самигуллина

«Кольцо» готовится к реконструкции

Перед самым Новым годом в «Кольце» на месте закрывшегося «Эдельвейса» открылся гипермаркет EuroSPAR, который даже без специального анализа ощутимо увеличил посещаемость ТЦ. Рядом со входом возродили небольшой фуд-корт между эскалаторами, где в часы пик не найти свободных столиков.

Из новинок также магазин аксессуаров Up: store и несколько кофематов. В процессе открытия два новых стильных арендатора: женские аксессуары и точка фуд-корта, рассказали нашему изданию в ТРЦ. Однако даже с таким заделом в «Кольце» заметно больше закрытых магазинов, ожидающих новых арендаторов. Например, площади кинотеатра «КАРО 6» по-прежнему не нашли конкретного предназначения. В конце года представители центра рассказывали, что временно перепрофилируют его под массовые культурные события города — выставки, открытые лекции, музейные экспозиции и т. д., но пока помещение стоит запечатанным.

Планы по реконструкции «Кольца» по-прежнему в силе. Весной здесь начнутся работы по проведению тендера, а также реновация общественного пространства на действующих площадях, рассказала «БИЗНЕС Online» директор по маркетингу «Эдельвейс Групп» Алина Зайнетдинова.

В «Кольце» заметно больше закрытых магазинов, ожидающих новых арендаторов В «Кольце» заметно больше закрытых магазинов, ожидающих новых арендаторов Фото: Эльвира Самигуллина

«Вы много видели китайских, иранских брендов?»

Даже если сами торговые центры отмечают рост посещаемости, проблема пустующих площадей все равно остается. Как пояснила полпред РГУД по РТ Стрюкова, замещение ушедших брендов идет, но не теми темпами, на которые рассчитывал рынок, предвещая шквальный спрос на торговые площади со стороны турецких, узбекских, китайских и корейских брендов. «Как оставшиеся иностранные арендаторы, так и российские, крайне осторожны в развитии. Оптимизация коснулась всех», — добавила наша собеседница.

«Вы много видели китайских, иранских брендов? Этот процесс, даже если теоретически начать его, заберет очень много времени. Если несколько компаний зашло, это не значит, что скопом они ломанулись сносить все на нашем рынке», — уверен директор по развитию региональных сервисов, содиректор ретейл-департамента CORE.XP Рогожин. Он считает, что бо́льшую пользу принесут российские бренды, готовые предложить что-то новое и уникальное.

Большую роль играют наши компании, которые пересматривают свой формат, увеличивают коллекции. Они появляются, что означает, что наш рынок растет. Причем естественным путем, а не за счет привлечения извне. Конечно, хорошо и то и другое, но, пока мы не видим второго, надо бы раскручивать первое.
Михаил Рогожин Содиректор ретейл-департамента CORE.XP
Михаил Рогожин директор по развитию региональных сервисов, содиректор ретейл-департамента CORE.XP

Пока стараний российских предприятий недостаточно и тех, кто готов предложить что-то интересное, не так много, добавляет Рогожин. И все же, исходя из средней площади вновь открывающихся магазинов, эксперты видят положительную динамику в сегменте малого и среднего ретейл-бизнеса.

«Очевидно, что о полной замене торговых гигантов речи пока не идет, но похоже, что рынок торговых центров достиг своего дна и наметилась тенденция на медленное восстановление. Koton, Gloria Jeans, New Yorker и другие постепенно занимают освободившиеся площади в сегменте фешен-ретейла, зачастую получая помещения с готовой отделкой и часто вместе с освещением и торговым оборудованием», — подчеркнула Стрюкова.

К концу этого года эксперты недвижимости прогнозируют снижение доли вакантных помещений в ТЦ Казани до 7–10%, но вероятность дальнейшего оттока оставшихся международных игроков на фоне СВО по-прежнему существует.