Сегодня пользователи Ак Барс Банка столкнулись со сбоем в работе сервисов банка. В пресс-службе АББ назвали происходящее «техническим сбоем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сбой в работе сервисов Ак Барс Банка

Сегодня в 11:00 пользователи Ак Барс Банка столкнулись со сбоем в работе сервисов банка. Оказались недоступны сайт, мобильное приложение и горячая линия банка — все инструменты, связанные с работой серверов кредитной организации. В пресс-службе АББ называют происходящее «техническим сбоем». Он парализовал систему безналичной оплаты товаров и услуг. Платежные терминалы банка перестали принимать платежи с банковских карт, а банкоматы Ак Барс Банка — карты. При этом их обслуживание осталось доступно в банкоматах и терминалах других банков. Технический сбой не коснулся бэк-офиса кредитной организации, все внутренние системы функционируют.

В пресс-службе банка говорят, что устранить технические неполадки получится не раньше 18:00 сегодняшнего дня. Причины технического сбоя пока не называются. «Как только проблема окажется устранена, все сервисы будут оперативно восстановлены», — заверили нашего корреспондента в АББ.

С клиентами банк сейчас взаимодействует через соцсети. «Из-за внешних обстоятельств мы столкнулись со сбоем систем. Сейчас мы работаем над восстановлением функционирования сайта, мобильного приложения, горячей линии и других сервисов банка. Все ваши деньги, счета, карты и другие продукты надежно защищены и останутся в безопасности. На все ваши сообщения мы готовы оперативно ответить в личных сообщениях нашего сообщества», — пост с таким текстом размещен в официальном паблике банка во «ВКонтакте».

Следует ли клиентам банка рассчитывать на компенсации за просроченные или зависшие платежи? В пресс-службе кредитной организации заметили, что этот вопрос будет обсуждаться. Неизвестен и предварительный размер ущерба. 

Сбой Ак Барс Банка затронул весь общественный транспорт Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

Перевозчики: «Мы везем за свой счет, входим в положение»

Помимо магазинов и сферы услуг, сегодняшний сбой затронул весь общественный транспорт Казани. «Это самый продолжительный сбой в истории, скоро будет уже четыре часа, как не работает», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков. По его словам, ущерб для перевозчиков еще предстоит подсчитать и конкретные цифры можно будет назвать завтра. Ассоциация обратится в Ак Барс Банк за компенсацией ущерба, подчеркнул собеседник газеты.

И без цифр понятно, что потери для перевозчиков будут ощутимыми. Да, альтернативные виды оплаты — транспортной картой и наличными — сохранялись, но много ли пассажиров оплатили проезд таким способом? Прежде было выгодно пользоваться транспортной картой, однако в мае прошлого года цена проезда по банковской и транспортной картам сравнялась и преимущество пропало. Можно предположить, что значительная часть пассажиров после этого отказались от транспортной карты. Проезд за наличные стоит на рубль дороже. «Когда происходит сбой, у нас получается так, что весь автобус едет с банковскими картами. В результате мы везем за свой счет, входим в положение», — отметил Темляков. В сети днем появилась информация, что некоторые водители уехали в парк, чтобы не возить пассажиров бесплатно. Однако перевозчики утверждают, что никто с маршрутов не сходил, а график рейсов не менялся.

Сергей Темляков Сергей Темляков: «При отказе системы пассажиры, решившие оплатить проезд банковской картой, едут бесплатно. Но за них проезд оплачивает банк. Благодаря введению системы компенсации со стороны банка, которую нужно совместно детально проработать, в автобусах Казани удастся исключить нештатные ситуации, а пассажиры будут улыбаться, а не злиться» Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань — единственный город России, где проезд оплачивается в онлайн-режиме, отметил Темляков. По его словам, в остальных городах офлайн-система, когда деньги списывают с карты не сразу. Ассоциация публично предложила АББ проработать систему, когда кредитная организация компенсирует ущерб. «То есть при отказе системы пассажиры, решившие оплатить проезд банковской картой, едут бесплатно. Но за них проезд оплачивает банк. Благодаря введению системы компенсации со стороны банка, которую нужно совместно детально проработать, в автобусах Казани удастся исключить нештатные ситуации, а пассажиры будут улыбаться, а не злиться», — добавил Темляков. По его словам, еще в 2021 году ассоциация обращалась в банк с просьбой компенсировать конкретный сбой и проработать такой механизм, но реакции не было.

Из-за сбоя в общественном транспорте возникли конфликтные ситуации. В одном из автобусов на маршруте №45 кондуктора, который грубо разговаривал с пассажирами, вызвали на дисциплинарную комиссию.

За последние пять лет подобных сбоев не было, заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин. Отметим, что как раз сегодня компания отмечает 15-летие.

Устранить технические неполадки получится не раньше 18:00 сегодняшнего дня. С клиентами АББ сейчас взаимодействует через соцсети Фото: © Екатерина Лызлова, РИА «Новости»

Ущерб может измеряться миллионами рублей

Российские банки сталкиваются с хакерскими атаками на протяжении нескольких лет. Например, в прошлом году были атакованы банки «Открытие», ВТБ и Альфа-Банк.

Накануне о кибератаке сообщил банк УБРиР, а 13 марта Росбанк предупредил в телеграм-канале, что отражает крупную DDoS-атаку на свои системы.

Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявлял о том, что за кибератаками на российские банки и правительственные сайты могут стоять иностранные спецслужбы.

«Банки в России сейчас наиболее подготовленные организации к таким атакам и угрозам, — заявил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ генеральный директор Angara Security Сергей Шерстобитов. — Мало кто для выстраивания безопасности системы делает больше, чем банки. Но вы должны понимать, что 100-процентной защиты от такого нападения нет».

По мнению собеседника издания, источник нападения на кредитные организации может быть разный, хакеры применяют методы сложной верификации, атака проводится через серию прокси-серверов, скрывающих истинные адреса. «Нередки случаи, когда атаки идут с территории Украины, они нацелены на дестабилизацию ситуации внутри нашей страны, формирование негативного общественного фона. Основная цель атаки — клиентские сервисы, остановка их работы лишает пользователей привычных услуг», — объяснил Шерстобитов.  

Атакованные банки в этом случае несут прямые финансовые потери и репутационные риски. Ущерб может измеряться миллионами рублей, которые зависли в банковской системе или не были доставлены по назначению.

Что делать предпринимателям в условиях непрекращающихся атак на кредитные организации? Правилом хорошего тона является установка нескольких платежных терминалов разных банков. «Плательщик должен иметь возможность пользоваться услугами нескольких платежных операторов. Если один будет атакован, другой продолжит работать и проведет платеж, это позволит избежать эксцессов», — заключил собеседник издания. 

«Убытки от подобных сбоев могли понести торгово-сервисные предприятия, которые пользуются POS-терминалами банка. Они могли недополучить выручку от клиентов, расплачивающихся банковской картой, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ старший партнер АНП „Зенит“, адвокат Дамир Низамов. — Но перспектива взыскания убытков туманна. Как правило, банковские договоры освобождают банк от ответственности, если сбой произошел не по вине банка. Кроме того, чтобы взыскать убытки, надо доказать, что клиенты приходили, хотели купить товар или услугу, и единственной причиной, по которой они не смогли это сделать, был сбой терминала. То есть нужно провести большую работу с маленьким шансом на успех». 

В 17:00 мобильное приложение банка и сайт возобновили работу. В этом убедился корреспондент «БИЗНЕС Online». В Ак Барс Банке ему сообщили, что недоступность систем была связана с внешними обстоятельствами, а именно DDoS-атакой — многочисленными обращениями на серверы банка, которые приводят к проблемам на уровне провайдера. «Данные обстоятельства никак не влияют на безопасность и сохранность средств клиентов, — заверили в банке. — Банк работает над оперативным восстановлением других систем и готов ответить на вопросы на своей странице во „ВКонтакте“ и в магазинах приложений».