«Вход в этот бизнес недорогой. Если условия будут, то игроки появятся как грибы после дождя!», — оценивают перспективы развития фуд-траков в Казани предприниматели «Вход в этот бизнес недорогой. Если условия будут, то игроки появятся как грибы после дождя!» — оценивают перспективы развития фуд-траков в Казани предприниматели Фото: Андрей Титов

В схеме нестационарной торговли Казани нашлось лишь 14 точек для фуд-траков

С уличной торговлей в столице РТ начали активно бороться в начале 2010-х. Универсиада, чемпионат мира… Все лоточники оказались загнаны в рамки отведенных под стационарную торговлю мест. Нестационарных торговцев закрывали через суд, сносили, если киоски стояли на муниципальной земле. В 2018 году снос стихийного рынка на проспекте Победы перешел в потасовку с полицией. Однако до искоренения уличной торговли в Казани пока что далеко.

Часть торговцев нашла выход и переместилась ближе к многоквартирным домам — город не может прогнать их с придомовой территории, пока жители не завалят администрацию письмами с просьбой разобраться. Формируются целые локальные рынки: уже много лет на перекрестке улиц Фучика и Зорге предприниматели торгуют «с асфальта» молочкой, мясом и овощами, а на тротуарах вдоль домов выстраиваются бабушки с вязаными носками и соленьями. Куда торговцы ходят в туалет, остается только догадываться. Как правило, на таких стихийных рынках и подключиться к электричеству законно негде, так что местные жители даже не подозревают, что платят за свет в киоске с рыбой.

«Давно пора снести, нарушают эстетику»: исполком Казани vs нелегальные торговцы

Как работать легально? Работу нестационарных торговых объектов (НТО) регулирует комитет потребительского рынка Казани, который проводит электронные аукционы на право размещения торговой точки. На данный момент на схеме размещения более 750 точек разного профиля: продовольственный, фрукты и овощи, ремонт обуви, печатная продукция и т. д. Еще пара сотен точек появляется сезонно — в их число входят летние веранды ресторанов, елочные базары, ларьки с мороженым и др. Те торговые точки, которые работают в общественных пространствах Казани только летом, переданы в ведение дирекции парков и скверов — всего 81 НТО, в том числе всего лишь 14 мест для фуд-траков.

В середине февраля «парковые феи» встретились с предпринимателями, чтобы обсудить условия работы в парках в летний сезон. Для владельцев фуд-траков эта встреча стала площадкой обсуждения самой насущной проблемы — почему в городе так мало разрешенных мест для размещения кухни на колесах? Напомнив, что в их ведении только общественные пространства, руководство дирекции объяснило ситуацию ограниченными техническими возможностями по подключению к электросетям. «Есть у них техническая возможность, — не соглашается один из собеседников „БИЗНЕС Online“ в сообществе владельцев фуд-траков. — Фестиваль мороженого, гриль-фест — там всех подключили. На „Вкусной Казани“ были сотни участников, и каждому выдали по 6 киловатт». В зависимости от оборудования на борту одному фуд-траку нужно от 1 до 40 киловатт.

В фуд-траке мороженое или хот-дог всегда будет дороже, чем тот же продукт в киоске В фуд-траке мороженое или хот-дог всегда будет дороже, чем тот же продукт в киоске Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нет смысла покупать фуд-трак, потому что нет инфраструктуры»

По словам уполномоченного по развитию предпринимательства по Казани Михаила Кузнецова, курирующего вопрос увеличения количества мест для фуд-траков, активная работа началась в 2020 году. На фоне пандемии коронавируса общепит серьезно пострадал от наложенных Роспотребнадзором ограничений, и фуд-траки заинтересовали предпринимателей как способ накормить людей вне посадочного зала. Тогда аппарат бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева провел круглый стол на эту тему. Чуть позднее проблема была доведена до внимания президента республики Рустама Минниханова, который поручил разработать программу для размещения площадок под фуд-траки.

К слову, эта проблема поднималась и в 2015 году, когда сам Минниханов усомнился в качестве еды из фуд-трака, отказавшись есть китайскую лапшу. «Это вы водой разбавляете и продаете? Это некачественная еда. Качество питания — очень важный вопрос. Не только вопрос бизнеса, но и вопрос того, чем мы кормим людей», — сказал он в ходе встречи с предпринимателями соучредителю сети Wok & Go Марату Багаутдинову, который хотел попросить президента помочь с регулированием сферы мобильной торговли.


Кузнецов вспоминает, что после ряда встреч сообщество предпринимателей вместе с ассоциацией рестораторов и отельеров РТ подготовило список из более чем 100 точек, включая локации в Болгаре, Свияжске, Елабуге, Набережных Челнах. «Через бюрократические сита прошло только 15 новых точек в Казани. Для предпринимателей они „невкусные“ — большинство из них предложил город и они находились в местах с низким пешеходным трафиком. Локации остались невостребованными», — подводит итог той попытки эксперт. С тех пор единственным большим успехом в расширении географии закусочных на колесах было появление фуд-трак-городка возле экстрим-парка «Урам» под мостом «Миллениум».

Нет возможности развиваться. Нет смысла покупать фуд-трак, потому что нет инфраструктуры, где его можно использовать. Проект под мостом «Миллениум» стал глотком свежего воздуха. Но предприниматели, у кого уже есть один фуд-трак, делают еще один и отправляют его эксплуатировать, например, в Сочи. Просто потому что там есть инфраструктура, а у нас нет.
Михаил Кузнецов  уполномоченный по развитию предпринимательства в Казани 
Михаил Кузнецов  уполномоченный по развитию предпринимательства в Казани 

Отметим, что на самом деле точек больше. На запрос «БИЗНЕС Online» в комитете потребительского рынка ответили, что, кроме локаций в парках, фуд-траки могут работать на трех маршрутах передвижения мобильных объектов (цепочка из 2–4 точек, на которых может останавливаться фуд-трак) и 23 ярмарках.

«Не наш контингент на ярмарках, — комментирует это один из владельцев кухни на колесах. — В фуд-траке мороженое или хот-дог всегда будет дороже, чем тот же продукт в киоске. А пенсионеры на ярмарках за цены в 100 рублей за мороженое или 150 за хот-дог нас проклинают просто».

Бизнес выручают регулярные городские и коммерческие события, куда фуд-траки приглашают для организации фуд-корта. Однако участники рынка не всегда своевременно узнают о событиях, жалуется владелец кофейни на базе LADA Largus Дмитрий Павлов. «Как правило, в мероприятиях принимают участие одни и те же. Чем руководствуется дирекция — непонятно», — поделился предприниматель с «БИЗНЕС Online». Единого календаря мероприятий в городе пока нет, на это мэру Казани Ильсуру Метшину не раз жаловалась и туротрасль.

В комитете потребительского рынка ответили, что кроме локаций в парках фуд-траки могут работать на трех маршрутах передвижения мобильных объектов (цепочка из 2-4 точек, на которых может останавливаться фуд-трак) и 23 ярмарках В комитете потребительского рынка ответили, что, кроме локаций в парках, фуд-траки могут работать на трех маршрутах передвижения мобильных объектов (цепочка из 2–4 точек, на которых может останавливаться фуд-трак) и 23 ярмарках Фото: «БИЗНЕС Online»

Что мешает развитию индустрии фуд-траков в Казани?

Так или иначе дирекции парков и скверов удалось согласовать с контролирующими органами размещение 14 фуд-траков в общественных пространствах. Так что же мешает распространить этот опыт на другие локации Казани?

Порядок на улицах. Город не против развития мобильной торговли, но все должно быть в рамках закона, говорит источник издания. Если бизнесу разрешить ставить фуд-траки там, где хочется, Казань просто превратится в не самый лучший азиатский город с его характерными проблемами: мусор, крысы, недовольство жителей. Когда торговля становится хаотичной, невозможно контролировать и качество еды. Разница между фуд-траками и киосками только в том, отмечает наш собеседник, что фуд-траки можно отогнать на другое место. Поэтому утвержденная схема точек для торговли — это такая золотая середина между хотелками бизнеса и желанием города поддерживать порядок.

Известный ресторатор Нурислам Шарифуллин (P.Love, Love.Ashe) считает, что 14 точек для фуд-траков для миллионной Казани действительно мало, но с городом всегда можно договориться: важно, что предложат сами игроки рынка. «Я бы разрешил находиться еще и там, где бывает скопление людей, но только при условии, что они будут соблюдать чистоту», — отметил Шарифуллин. Разбросанный по всему центру мусор от хот-догов или бургеров точно не будет красить Казань, поэтому город настаивает на том, что нужны специально отведенные места, где следят за уборкой, подчеркнул ресторатор.

Известный ресторатор Нурислам Шарифуллин (P.Love, Love.Ashe) считает, что 14 точек для фуд-траков для миллионной Казани действительно немного, но с городом всегда можно договориться Известный ресторатор Нурислам Шарифуллин (P.Love, Love.Ashe) считает, что 14 точек для фуд-траков для миллионной Казани действительно немного, но с городом всегда можно договориться Фото: «БИЗНЕС Online»

К слову, из-за недостатка организованных локаций фуд-траки иногда идут на риск и начинают работу на какой-нибудь парковке. Чаще всего единственное наказание, которое им за это грозит, — штраф в 2 тыс. рублей за торговлю в неположенном месте. «А вот если они мусор выкинут рядом — штраф уже 250 тысяч рублей», — добавляет сооснователь ресторана-пивоварни Petzold Константин Иванов, который с 2020 года занимается легализацией фуд-траков. По его словам, в целом соблюсти требования Роспотребнадзора несложно: достаточно продавать еду только из полуфабрикатов высокой степени готовности, повесить диспенсер с антисептиком, вывозить воду, работать в перчатках.

Внешний вид. «80 процентов фуд-траков ужасно выглядит, поэтому с ними не особо хотят работать, это и замедляет развитие», — признает владелец мобильной кофейни Игорь Тяпкин (его красный минивэн круглый год стоит в Лядском саду). «Боятся ларьков из 90-х, что на улицах встанут „газельки“ какие-нибудь», — дополняет Кузнецов. На той же встрече в середине февраля представители дирекции предложили свою помощь по улучшению внешнего вида НТО. Однако предприниматели не вдохновились: какой смысл вкладываться в красивый фуд-трак, если нет гарантии, что ты выиграешь аукцион? В этом контексте любопытна и позиция комитета потребительского рынка в ответе на запрос «БИЗНЕС Online»: «При проведении аукциона недостатки фуд-трака не могут быть основанием для отказа в заключении договора».

«Очень легко внести в правила благоустройства, как должен выглядеть фуд-трак, как это сделано для вывесок на зданиях. Можно установить дизайн-код фуд-трака — например логотип Казани и столько-то процентов поверхности под название проекта», — говорит ресторатор Иванов. Кстати, то же самое предлагали сделать владельцам фургонов с едой в Санкт-Петербурге, однако они отказались от идеи единообразия внешнего облика.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» соучредитель проекта Walker и управляющая сетью ресторанов «Хинкальная» в Татарстане Анастасия Джанидзе, в прошлом году они с супругом вложили в запуск своей премиальной закусочной на колесах 8 млн рублей Как рассказала «БИЗНЕС Online» соучредительница проекта Walker и управляющая сетью ресторанов «Хинкальная» в Татарстане Анастасия Джанидзе, в прошлом году они с супругом вложили в запуск своей премиальной закусочной на колесах 8 млн рублей Фото предоставлено Анастасией Джанидзе

Судя по опыту одного из казанских проектов, шикарный внешний вид фуд-трака не делает его желанным гостем на улицах города. Как рассказала «БИЗНЕС Online» соучредительница проекта Walker и управляющая сетью ресторанов «Хинкальная» в Татарстане Анастасия Джанидзе, в прошлом году она вместе с мужем вложила в запуск закусочной на колесах 8 млн рублей. «Мы планировали работать круглогодично, в начале зимы поставили фуд-трак в парке имени Горького для посетителей катка „Трудовые резервы“. Но надежды не оправдались. Публика не готова зимой есть на улице — нужны более комфортные условия, прозрачные теплые веранды», — делает вывод Джанидзе. Сейчас большой фиолетовый вагон, напоминающий капсулу, с силуэтами достопримечательностей со всего мира на борту простаивает на складе.

Правовой статус. Корень проблемы Кузнецов и Иванов видят в том, что работа фуд-траков не урегулирована на уровне федерального законодательства, что тормозит законотворчество в регионах. С правовой точки зрения фуд-трак классифицируется как НТО, что приравнивает его к киоскам и ларькам, игнорируя способность фургона легко менять локацию. Законопроект, призванный легализовать фуд-траки именно как мобильную торговлю, был внесен правительством РФ в Госдуму еще в конце 2018 года, однако не принят и по сей день. По задумке авторов, законопроект мог бы уточнить терминологию, решить вопросы юридического оформления и дать предпринимателям возможность по заявительному принципу торговать там, где это не запрещено.

На данный момент фуд-траки подпадают под действие закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», разъясняет Кузнецов: чек должен выписываться по месту работы юрлица, а у фуд-трака нет постоянной точки дислокации. Вместо того чтобы свободно перемещаться, предприниматели вынуждены арендовать постоянное место. А если хочется двигаться вместе с потоками покупателей, придется арендовать сразу несколько точек, которые тоже должны быть обязательно включены в схему размещения НТО. В Казани для фуд-траков доступны площадки на улицах Академика Лаврентьева, Адоратского, Маршала Чуйкова, Гагарина, Симонова, Литвинова и Горьковском шоссе — отнюдь не самые туристические места.

Вместо того, чтобы свободно перемещаться, предприниматели вынуждены арендовать место. А если все-таки хочется двигаться вместе с потоками покупателей, придется арендовать сразу несколько точек, которые тоже должны быть обязательно включены в схему размещения НТО Вместо того чтобы свободно перемещаться, предприниматели вынуждены арендовать место. А если все-таки хочется двигаться вместе с потоками покупателей, придется арендовать сразу несколько точек, которые тоже должны быть обязательно включены в схему размещения НТО Фото предоставлено Еленой Павсемовой

Мини-киоск за 200 тыс. и миллион на мороженом в сезон: сколько можно заработать на фуд-траках?

На сегодняшний день фуд-трак — самый простой и дешевый способ войти в общепит. Начать такой бизнес можно всего с парой сотен тысяч рублей. На Avito мы нашли более 25 тыс. предложений об аренде или продаже фуд-трака. Например, за 350 тыс. рублей в Казани продается б/у прицеп, оборудованный для приготовления шаурмы, бургеров и хот-догов. Мини-киоск на колесах от производителя без кухонного оборудования можно приобрести и за 200 тыс. рублей. Нередко предприниматели покупают подержанный микроавтобус или грузовик и оборудуют фуд-трак на его базе. На том же сайте объявлений такая машина стоит от 500 тыс. рублей. А вот современный фуд-трак-прицеп, в котором можно развернуть полноценную кухню, а не только разогревать сосиски, будет стоить от 800 тыс., в среднем — 3–4 млн рублей.

Кроме затрат на покупку фуд-трака, предпринимателя ждут накладные расходы: закупка продуктов, оплата электричества, топлива, зарплата сотрудников, аренда места торговли и стояночного места вне сезона. Как рассказали «БИЗНЕС Online» участники рынка, окупить вложения удается в среднем за 2–3 года. Например, одна машина с мороженым зарабатывает чистыми в сезон чуть менее 1 млн рублей, кофейня на колесах — 600–700 тыс. рублей, фургон с хот-догами или бургерами — около 2 млн рублей. По оценкам Иванова, суммарно рынок фуд-траков в Казани составляет 60 млн рублей в год при потенциальной емкости в 250 млн рублей.

Вторая после закупки продуктов статья расходов — арендная плата. В сезон на нее может уходить до 650 тыс. рублей, а на некоторых событийных площадках взнос доходит до 40 тыс. рублей за один день торговли, говорят собеседники «БИЗНЕС Online». Для сравнения: согласно данным аукциона дирекции парков и скверов, арендовать место для фуд-трака у центра семьи «Казан» на 6 месяцев будет стоить 119–137 тыс. рублей в зависимости от площади. Кроме того, владельцы фургонов с едой не согласны с тем, что тариф для всех одинаков. «У фуд-трака с кофе и едой средний чек — 600–700 рублей, а у мобильной кофейни — 200–300 рублей. Фуд-трак потребляет 10–15 кВт⋅ч, кофейня — 1–3,5 кВт⋅ч, а арендная плата почему-то одинаковая», — говорит владелец кофейни на базе LADA Largus Павлов. В пример он приводит свой опыт работы в Сочи во время гонки «Формула-1» в 2021 году: тогда он заплатил организаторам площадки 70 тыс. рублей за четыре дня, в то время как фуд-траки платили от 300 тыс. рублей.

«У фуд-трака с кофе и едой средний чек — 600-700 рублей, а у мобильной кофейни — 200-300 рублей. Фуд-трак потребляет 10-15 кВ, кофейня — 1-3,5 кВ, а аренда почему-то одинаковая», — говорит владелец кофейни на базе Lada Largus Дмитрий Павлов «У фуд-трака с кофе и едой средний чек — 600–700 рублей, а у мобильной кофейни — 200–300 рублей. Фуд-трак потребляет 10–15 кВт⋅ч, кофейня — 1–3,5 кВт⋅ч, а аренда почему-то одинаковая», — говорит владелец кофейни на базе LADA Largus Дмитрий Павлов Фото предоставлено Дмитрием Павловым

«Бизнес интересен, если организовать сеть из пяти мобильных точек», — говорит Иванов. По его словам, в проект с новыми фуд-траками нужно инвестировать 35–40 млн рублей, учитывая расходы с закупкой, формой, подбором персонала, рекламой и разрешениями. Однако, пока федеральный закон не принят, это неперспективно. По мнению Иванова, на данный момент более рентабельно не готовить еду на колесах, а просто торговать в формате автолавки, например рыбными деликатесами. «Если бы развитие пошло, я бы слез с хот-догов и занялся чем-то другим, ближе к ресторанной еде», — соглашается с ним Артем Архипов, владелец желтого фургончика в лесопарке «Лебяжье».

«Если бы развитие пошло, я бы слез с хот-догов и занялся чем-то другим, ближе к ресторанной еде», — соглашается с ним Артем Архипов, владелец желтого фургончика в лесопарке «Лебяжье» «Если бы развитие пошло, я бы слез с хот-догов и занялся чем-то другим, ближе к ресторанной еде», — соглашается с ним Артем Архипов, владелец желтого фургончика в лесопарке «Лебяжье» Фото предоставлено Артемом Архиповым

Ряд собеседников издания также предполагают, что открыть больше точек по городу им не дают, т. к. их фургончики будут составлять конкуренцию кафе и ресторанам, а ведь стационарный общепит с точки зрения налогов для казны гораздо важнее… Однако тут мнения не столь однозначны. Пока рынок фуд-траков не может конкурировать со стационарными ресторанами и кафе, говорят другие опрошенные нами эксперты. «Концепция и аудитория у фуд-траков и ресторанов разная», — подчеркивает Иванов. Если в фуд-траке, как правило, продают картошку фри и сосиску в тесте, которые съедаются на ходу, то ресторан — это про атмосферу, серьезные блюда, куда люди приходят для общения и встреч. К тому же, если кафе на колесах поставить рядом с рестораном, цены начнут падать, рынок сломается и нормальной торговли не будет ни у тех ни у других. Отметим, что сами рестораторы нередко прибегают к фуд-тракам как к форме продвижения бренда или кейтеринга, а также для участия в мероприятиях. Например, у основанных известным ресторатором Айратом Гариповым проектов Brisket BBQ by Beerpoint и Top Hop есть два фуд-трака и три прицепа-коптильни. «Мы идентифицируем фуд-траки не как бизнес, а как привлечение новых гостей к нам в бар, узнаваемость бренда», — говорит управляющий Brisket BBQ by Beerpoint Антон Денисенко.

«Мы идентифицируем фуд-траки не как бизнес, а как привлечение новых гостей к нам в бар, узнаваемость бренда», — говорит управляющий Brisket BBQ by Beerpoint Антон Денисенко «Мы идентифицируем фуд-траки не как бизнес, а как привлечение новых гостей к нам в бар, узнаваемость бренда», — говорит управляющий Brisket BBQ by Beerpoint Антон Денисенко Фото предоставлено Антоном Денисенко

Как у других и что делать?

«Во всей России нет столько фуд-траков, как в любом крупном городе США», — констатирует состояние рынка Иванов. По его оценкам, всего в нашей стране не более 500 машин с едой. А в США сейчас насчитывается более 36 тыс. кухонь на колесах. Глобальный рынок фуд-траков в 2021 году был оценен в $4,7 млрд, и Штаты занимают добрую четверть от него.

Пока федеральный закон о мобильной торговле не принят, регионам России приходится самостоятельно регулировать правовое положение фуд-траков. Например, в Санкт-Петербурге в 2021 году фуд-тракам разрешили участвовать в сезонных сельскохозяйственных ярмарках. Для фуд-тракеров организовали отдельные площадки — фуд-холлы. В Москве работает интерактивная карта НТО, в которой содержится вся информация об объектах, включая статус договора — заключен или нет. С июля 2022-го подмосковные фуд-тракеры могут воспользоваться сервисом «Предоставление права на размещение мобильного торгового объекта без проведения торгов на льготных условиях» на портале госуслуг Московской области. Предприниматель регистрируется на сайте госуслуг Подмосковья с помощью ЕСИА, подает заявление онлайн, срок рассмотрения — 7 дней. Отметим, что двигателем изменений в Подмосковье выступает крупный производитель фуд-траков MobiTruck, который сам организует мероприятия и приглашает на них российских звезд.


Подглядев опыт столичного региона и Петербурга, предприниматели Казани по результатам встречи с дирекцией парков и скверов выступили с двумя инициативами. Первая — создать фуд-трак-ярмарку на парковке перед Центральным стадионом и Казанским цирком (площадь Тысячелетия), куда мог бы заворачивать поток туристов из Кремля. Источники «БИЗНЕС Online» сообщили, что соответствующее письмо было направлено в исполком Казани в начале марта. В том же обращении фуд-тракеры просят рассмотреть возможность организации места для торговли еще на 7 точках:

  • привокзальная площадь;
  • пляж «Локомотив»;
  • парковка возле колеса обозрения «Ривьера»;
  • пляж «Изумрудное озеро»;
  • площадь у театра им. Камала;
  • парковка туристических автобусов возле Казанского кремля;
  • территория будущего парка «Манзара» на Казанке.

«Комитет потребительского рынка Казани сейчас прорабатывает этот вопрос. Совместно с администрациями районов ведется подбор возможных локаций», — говорится в ответе комитета на запрос «БИЗНЕС Online» о том, как исполком относится к этой инициативе фуд-тракеров.

«Во всей России нет столько фуд-траков, как в одном городе США», — констатирует состояние рынка Иванов. По его оценкам, всего в стране не более 500 машин «Во всей России нет столько фуд-траков, как в одном городе США», — констатирует состояние рынка Иванов. По его оценкам, всего в стране не более 500 машин Фото: «БИЗНЕС Online»

Второе предложение — создать отдельного оператора по организации мобильной торговли по аналогии с тем, как дирекция выступает оператором парков и скверов города. «Такой оператор мог бы сам взаимодействовать с муниципалитетом, инициировать новые точки мобильной торговли, согласовывать их. А с другой стороны — заключать электронные договоры с предпринимателями и прописывать в них, что бизнесмен должен следить за своей территорией, содержать ее в чистоте», — отмечает бизнес-омбудсмен. Предлагается протестировать работу оператора в фуд-трак-городке под мостом «Миллениум».

Упростить работу оператора могло бы и специальное мобильное приложение. По задумке фуд-тракеров, у него должен быть следующий функционал:

  • Интерактивная карта с точками для мобильной торговли (их должно быть 100–150). Занятые и свободные локации отличаются по цвету.
  • Возможность забронировать место на сутки, неделю, месяц — на торгах обычно разыгрываются договоры аренды на полгода, год, три или пять лет.
  • Регистрация фуд-траков. Владельцы кухонь на колесах могли бы регистрироваться так же, как это делают водители «Яндекс.Такси»: предоставлять документы, фото машины, проходить электронное согласование. На этом этапе город мог бы контролировать внешний вид и безопасность размещаемых автомобилей.

«Вход в этот бизнес недорогой. Если условия будут, то игроки пойдут как грибы после дождя!» — оптимистично заключает Кузнецов. А пока он сравнивает фуд-траки с черепашкой в маленьком аквариуме — ей просто некуда расти.