Многочисленные миллионы рублей, потраченные на недавние празднества по случаю 150-летия Федора Шаляпина, еще раз доказали, что в Татарстане не привыкли экономить на культуре Многочисленные миллионы рублей, потраченные на недавние празднества по случаю 150-летия Федора Шаляпина, еще раз доказали, что в Татарстане не привыкли экономить на культуре Фото: «БИЗНЕС Online»

Лауреат премии им. Шакирова: «У нас нет оперного театра, есть только его здание»

Многочисленные миллионы рублей, потраченные на недавние празднества по случаю 150-летия Федора Шаляпина, еще раз доказали, что в Татарстане не привыкли экономить на культуре. Вот и традиционный Шаляпинский фестиваль прошел с небывалым размахом: тут тебе и премьера от итальянского режиссера с рекордным гонораром, и Мариинский театр с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом. Говорят, что гала-концерт Шаляпин-феста покажут на телеканале «Культура». Впрочем, кроме повода порадоваться в этой связи данный факт вновь нас заставляет задуматься о том, чем и как живет сегодня Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Джалиля. Потому что в самом этом гала-концерте собственно от театра им. Джалиля были только певица Гульнора Гатина и 20-минутный балетный дивертисмент. Все остальное — это оркестр Большого театра и различные приглашенные солисты.

Сегодня сразу несколько региональных оперных театров в стране имеют свое лицо и солидную репутацию за пределами своего субъекта Федерации. «Урал Опера Балет» в Екатеринбурге удивляет меломанов оперными раритетами композиторов Кайи Саариахо или Петера Этвеша, которые нигде больше не услышишь в России. Пермская опера поражает яркими режиссерскими именами. Так, в апреле Константин Богомолов вслед за «Кармен» выпускает здесь «Летучего голландца». Видимо, огромный резонанс и обилие бизнес-джетов в день премьеры в местном аэропорту обеспечены. Судя по всему, очень большие амбиции и у нижегородской оперы, собирающей на последние премьеры очень серьезные составы певцов и немало средств тратящей на медиаподдержку в федеральных СМИ.

Занимательное музееведение: 7 главных итогов Шаляпинского фестиваля

На этом фоне все, что по-прежнему может предложить театр им. Джалиля, — это ультраконсервативная репертуарная политика и столичные гонорары приглашенным солистам и постановщикам.

Рано или поздно ситуация поменяется. Даже если у руководства Татарстана не хватит на это сил и желания, у перешагнувших 70-летний рубеж боссов казанской оперы все равно осталось не так много времени. Значит, вопрос о политике и даже идеологии самого богатого театрального учреждения республики возникнет сам собой. И нужно будет что-то предложить, помимо тактического решения — создания наконец-то полноценной оперной труппы. 

«По большому счету у нас нет оперного театра, есть только его здание, — сказал „БИЗНЕС Online“ Фердинанд Салахов — народный артист РТ, недавно ставший лауреатом премии им. Ильгама Шакирова «По большому счету у нас нет оперного театра, есть только его здание, — сказал «БИЗНЕС Online» Фердинанд Салахов — народный артист РТ, недавно ставший лауреатом премии им. Шакирова Фото: «БИЗНЕС Online»

Что же до стратегии, то можно предложить, например, такой «патриотический» вариант, вполне, кстати, в духе «традиционных ценностей» недавней советской эпохи. Почему бы не сделать так, чтобы в Казани собирать всех оперных звезд, имеющих отношение к республике и ее столице? Понятно, что многие из них имеют немало ангажементов, в том числе за пределами России. Но это вопрос договоренностей, вряд ли Аида Гарифуллина или Рузиль Гатин откажутся 2–3 раза за сезон спеть в родном театре при совпадении графиков и подходящем спектакле. А пока же мы наблюдаем противоположную картину.

«Абсурд какой-то говоришь!»: как Рауфаль Мухаметзянов объяснялся за 100 тысяч евро для итальянца

«По большому счету у нас нет оперного театра, есть только его здание, — сказал „БИЗНЕС Online“ Фердинанд Салахов — народный артист РТ, недавно ставший лауреатом премии им. Шакирова. — Хотя выпускники Казанской консерватории должны петь, у них есть голоса, которые признает весь мир, но не Казань. Их приглашают иногда спеть как приглашенных артистов, а другие сидят в труппе и исполняют маленькие партии. Эта ненужность идет от одного человека — директора театра Рауфаля Мухаметзянова. Он командует театром, 8-й десяток уже ему, до сих пор командует, поэтому юные таланты нам и не нужны».

И приводит в пример тенора Ярамира Низамутдинова, своего подопечного, который сегодня работает в труппе театра «Санкт-Петебургъ Опера». «Ярамир в премьерном спектакле „Сююмбике“ исполнял роль Ивана Грозного. Он хотел остаться в Казани, Рауфаль ему сказал: „Ты нам не нужен“, — продолжает Салахов. — Вообще, наша консерватория очень мощная, были времена, когда ее голоса были мощнее, чем в Московской».

Ярамир Низамутдинов Ярамир Низамутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Так как сейчас за границей нас особо не ждут, наши выпускники должны повышать уровень местной оперы»

Почему же сейчас оперных певцов из Татарстана в России и мире так много, как никогда не было? «В те годы, когда мы учились, заграница была закрыта. Если бы тогда можно было спокойно выезжать, то Зиля Сунгатуллина или Хайдар Бигичев стали бы звездами мирового уровня, такие возможности у них имелись, — уверен Салахов. — Хайдар прекрасно пел Отелло, он спокойно стал бы известным на весь мир исполнителем. А сейчас заграница манит к себе, конечно, тем более если нашему оперному театру они не нужны».

Завкафедрой вокального искусства КГК им. Жиганова Зиля Сунгатуллина подтверждает, что в советские времена местных выпускников никуда не отпускали, причем вопросы эти решались на уровне обкома партии. «Я считаю, что это правильно, мы обеспечивали оперный театр своими кадрами, сейчас, правда, потеряли данную систему, но думаю, что вскоре вернемся к ней, — сказала знаменитая певица нашему корреспонденту. — Так как сейчас за границей нас особо не ждут, наши выпускники должны повышать уровень местной оперы».

По словам Сунгатуллиной, и сегодня Казанская консерватория регулярно выпускает кадры, которые разлетаются по России: «Наших выпускников в других городах очень много, просто подобное не освещается, телевидение об этом не рассказывает, у нас есть своя оперная студия, показываем множество проектов, в год проходит по 3–4 премьеры».

«Для тех, кто создает культурный код»: защитят ли татары «Кави – Сарвар»?

Отметим, что в Татарстане вообще выстроена полноценная система музыкального образования, которую венчает консерватория. Между тем важную роль в ней играет и Казанский музыкальный колледж (ранее — училище) им. Аухадеева, немало ныне известных оперных певцов, окончив его, предпочитают далее штурмовать консерватории в Москве или Петербурге.

Венера Гимадиева Венера Гимадиева Фото: «БИЗНЕС Online»

«Выдающихся музыкантов всегда бывает мало, так исторически сложилось, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева Айрат Заппаров. — Среди наших выпускников всегда были выдающиеся музыканты, тот же Фарид Яруллин, Ильгам Шакиров у нас учился, Шамиль Шарифуллин, Резеда Ахиярова. Чуть позже обучались оперные певцы, которые выступают в лучших оперных театрах, — Альбина Шагимуратова, Алексей Тихомиров, Марина Нерабеева, Венера Гимадиева, дирижер Большого театра Айрат Кашаев… Исполнители-оркестранты играют в лучших оркестрах мира».

Но нынешняя молодежь, говорит Заппаров, совсем другая — дерзкая, амбициозная, у них больше требований к образованию и педагогам. «Мы стараемся соответствовать этим запросам, меняться вместе с временем. Понимаем, что под лежачий камень вода не течет, поэтому мы не только принимаем участие в разных конкурсах и мастер-классах, но и регулярно проводим конкурсы у себя, — продолжает собеседник газеты. — Всегда встает вопрос, а судьи кто? Чтобы была объективность, важно в жюри приглашать представителей разных исполнительских школ, разных городов, тогда не будет предвзятого отношения, желания угодить кому-то. Поэтому мы принципиально приглашаем ведущих музыкантов разных стран: профессора Лондонской королевской академии музыки, Венской консерватории, ведущих музыкантов оркестров Мариинского театра, Большого и так далее. Если видим таланты, максимально стараемся создать условия для их развития. Главное — сценическая практика, которая помогает почувствовать себя артистами».

Так что абсолютное большинство участников нашего топ-20 — это выпускники КМК им. Аухадеева и КГК им. Жиганова. Отметим, что в наш рейтинг попали только ныне действующие артисты, которые родились, выросли или учились музыкальному ремеслу в Татарстане. Поэтому здесь нет, скажем, Ахмеда Агади, который вот уже три десятка лет воплощает на сцене театра им. Джалиля образы пылких влюбленных юношей, или главного нынешнего татарского тенора Ильгама Валиева, постигавшего музыкальную науку в родном Башкортостане.

От школы искусств в Челнах до Метрополитен-оперы

20. Роман Широких (тенор)

Буквально на днях 28-летний уроженец Набережных Челнов Роман Широких пел в Мариинском театре Ленского в репертуарном «Евгении Онегине» — знак качества для молодого тенора. В родных Челнах он учился в детской школе искусств, а высшее образование получил в Санкт-Петербургской консерватории (класс Юрия Марусина). В 2021 году стал стипендиатом программы «Аткинс» (Atkins Young Artists Program) для молодых певцов — международного образовательного проекта на базе Мариинского театра, где сегодня Широких работает в качестве приглашенного солиста.

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пел.

19. Ярамир Низамутдинов (тенор)

В конце прошлого года уроженец села Юлдус (Курганская область) и выпускник Казанской консерватории (класс Раиды Ермохиной) Ярамир Низамутдинов сольным концертом в ГБКЗ им. Сайдашева отметил свое 35-летие, а также 10-летие творческой карьеры. На родине он пробовал себя и как оперный певец, и как эстрадный, а сегодня является ведущим солистом камерного театра «Санкт-Петербургъ Опера», который возглавляет хорошо известный в столице РТ режиссер Юрий Александров. Он и пригласил Низамутдинова в Питер, познакомившись с ним во время работы в ТАГТОиБ им. Джалиля над оперой «Сююмбике». В «Санкт-Петербургъ Опера» тенор поет и Герцога в «Риголетто», и того же Ленского в «Евгении Онегине».

Отношения с театром им. Джалиля: еще будучи студентом консерватории, пел Ивана Грозного в мировой премьере «Сююмбике» Резеды Ахияровой, после отъезда в Санкт-Петербург в Казани больше не пел.

18. Венера Протасова (сопрано)

Венера Протасова — талантливая выпускница Казанской консерватории (класс Людмилы Церковниковой), неизменно производящая яркое впечатление от своих выступлений, будь то арии на «Казанской осени» с ГАСО РТ Александра Сладковского или крохотная партия Ксении в «Борисе Годунове» казанской оперы. Увы, в условиях ограниченности репертуара и небольшого числа спектаклей проиграла конкуренцию Гульноре Гатиной, с которой у Протасовой во многом совпадает репертуар. Так что в больших ролях на сцене ТАГТОиБ ее можно встретить довольно редко, хотя, например, 30 марта сопрано исполнит заглавную примадонскую партию в «Лючии де Ламмермур».

Отношения с театром им. Джалиля: является солисткой ТАГТОиБ им. Джалиля.

17. Илсеяр Хайруллова (меццо-сопрано)

Илсеяр Хайруллова начинала свое обучение музыке в родной Казани, но окончила Санкт-Петербургскую консерваторию, после чего заключила контракт с Венской государственной оперой. Здесь выходила на одну сцену с мировыми звездами, спела среди прочего Фенену в «Набукко» и Ольгу в «Евгении Онегине». Особняком тут стоит редкая опера Питера Этвеша «Три сестры» (в России она идет только в Екатеринбурге), историю чеховских героинь в интерпретации венгерского композитора Хайруллова представляла в Вене в компании Аиды Гарифуллиной и других певиц с постсоветского пространства. Сегодня меццо-сопрано из Казани продолжает жить и работать в Европе, в частности на этот сезон у нее запланировано несколько проектов в оперном театре немецкого Касселя.

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пела.

16. Дамир Закиров (тенор)

38-летний Дамир Закиров — выпускник Казанской консерватории (класс Церковниковой), ныне является солистом Михайловского театра. К примеру, в апреле во втором по статусу оперном доме Санкт-Петербурга он дебютирует в «Травиате» в партии Альфреда Жермона. В начале 2010-х он один год был солистом театра им. Джалиля, после чего отправился искать счастье в Северной столице.

Отношения с театром им. Джалиля: периодически приглашается на партии второго плана, например Беппо («Паяцы») и Юродивого («Борис Годунов»).

15. Юлия Мазурова (меццо-сопрано)

В 2008-м Юлия Мазурова окончила Казанский музыкальный колледж им. Аухадеева, после чего уехала из Казани. В 2013-м она завершила обучение в Санкт-Петербургской консерватории (класс Владимира Ванеева), а уже через год стала солисткой Большого театра. В 2016-м была номинантом «Золотой маски» за лучшую женскую роль в опере, исполнив партию Керубино в «Свадьбе Фигаро». Странно, но в родном городе до сих пор не заинтересовались землячкой, которая поет в Большом саму Кармен.

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пела.

14. Илья Казаков (бас)

30-летний солист Венской государственной оперы, уроженец столицы РТ Илья Казаков и вовсе окончил Казанскую консерваторию по специальности «хоровое дирижирование», после чего продолжил обучение в Музыкально-педагогическом институте им. Иванова по той же специальности, параллельно занимаясь вокалом. В 2019 году Казаков стал победителем международного оперного конкурса Галины Вишневской, а затем вошел в труппу «Геликон-оперы». В 2020-м главный театр Вены объявил о создании своей оперной студии, в число отобранных для нее молодых певцов со всего мира вошел и бас из Казани. Уже в этом году Казаков пел в Вене царя Египта в «Аиде» с самым звездным кастом этого сезона в Европе, его партнерами были Анна Нетребко, Йонас Кауфман и Элина Гаранча.

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пел.

13. Гульнора Гатина (сопрано)

35-летняя Гатина сегодня — это, безусловно, певица №1 в театре им. Джалиля. Выпускница Казанской консерватории (класс Сунгатуллиной) поет в ТГАТОиБ Розину, Адину, Джильду, Лиу, Чио-Чио-сан, Микаэлу, Марфу, Ксению, Татьяну… Педагоги из КГК им. Жиганова даже переживают, надолго ли Гатиной хватит голоса с таким разнообразным репертуаром. Впрочем, собеседники газеты в самом театре говорят, что дело отнюдь не в том, что руководство театра решило нещадно эксплуатировать свою приму. Напротив, скорее директор Мухаметзянов выполняет желания собственной фаворитки, которая хочет новых партий. Вспомним, как  Гатина стала петь заглавную партию в опере «Сююмбике», хотя изначально эта роль предполагалась для певицы с другими вокальными данными. Недавно Гатина все же отказалась от одной новой роли, за несколько дней до своего дебюта в «Трубадуре» в партии Леоноры написав в соцсетях, что ее голос пока не готов к ней.

Отношения с театром им. Джалиля: является солисткой ТАГТОиБ им. Джалиля.

12. Екатерина Воронцова (меццо-сопрано)

Молодая меццо-сопрано, выпускница Казанской консерватории (класс Галины Ластовки) Екатерина Воронцова пела некоторое время в ТГАТОиБ моржовые партии, что не помешало ей пройти успешное прослушивание в труппу Большого театра. И тут случился прорыв, которого в родной Казани, возможно, и не ждали. Воронцова выиграла «Золотую маску – 2022» за главную партию в опере Генделя «Ариодант», причем в театре им. Джалиля о барочном репертуаре остается только мечтать.

Отношения с театром им. Джалиля: поет в родном театре, но крайне редко.

11. Марина Нерабеева (сопрано)

Марина Нерабеева  нынешняя солистка столичной «Новой оперы», еще одна выпускница Казанского музколледжа, которая затем отправилась покорять Московскую консерваторию (класс Ирины Ромишевской). У себя в «Новой опере» зачастую поет тот репертуар, который также с трудом можно представить сегодня в Казани. Нерабеева стала главной звездой недавней громкой премьеры — «Мертвого города» Корнгольда в постановке Василия Бархатова. За партию Мари, Мариэтты она номинирована на «Золотую маску» за женскую роль в опере и имеет неплохие шансы на победу.

Отношения с театром им. Джалиля: в последнее время стала чаще приглашаться в Казань, в частности в марте споет главную партию в «Турандот».

10. Влада Боровко (меццо-сопрано)

У Влады Боровко довольно любопытная судьба. В годы учебы в Казанской консерватории (класс Ластовки) театр им. Джалиля практически не обращал на нее внимания. Что не помешало певице попасть в молодежную программу Ковент-Гардена и отправиться в Лондон, где Боровко в том числе случилось выйти на прославленной сцене в партии Виолетты в «Травиате», экстренно заменив заболевшую солистку. Были ангажементы еще в целом ряде европейских театров, только после этого певицу стали приглашать в Казань. Правда, в последнее время информации о ее выступлениях мало. «Антикоронавирусные ограничения сильно повлияли на мои творческие планы. К сожалению, я потеряла много контрактов из-за локдаунов и изменений в планировании зарубежных театров, — рассказала сама Боровко „БИЗНЕС Online“. — Также оказала влияние политическая обстановка. Хотя я считаю, что искусство должно быть вне политики. Грустно, что некоторые страны отменяют выступления артистов из России в связи с политическими событиями. Тем не менее партии, которые у меня были запланированы, я оттачиваю, а также пробую новый репертуар. Конечно, у меня есть приглашения на ближайшее время, но не хочется о них говорить, так как ситуация может измениться в любой момент».

Отношения с театром им. Джалиля: с начала пандемии в Казани не пела.

9. Наталья Павлова (сопрано)

Ныне ведущая солистка Мариинского театра Наталья Павлова, окончив в родной Казани КМК им. Аухадеева, отправилась учиться в Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования. Что не помешало ей стать оперной певицей, за плечами которой спектакли в театрах Берлина и Турина, а также выступление с Лондонским филармоническим оркестром. «Когда-то давно мне Леша Тихомиров (еще один из героев нашего рейтинга — прим. ред.) посоветовал написать в аппарат президента Татарстана или еще куда-то по культуре, что я из Казани, пою в Мариинском театре, что у меня международная карьера, что я такая есть, готова приезжать, петь, потому что все равно у меня здесь есть родственники, я с удовольствием бы приезжала, — рассказывала певица нашему корреспонденту, когда в 2021-м выступала здесь с ГАСО РТ Сладковского. — Вот даже сейчас я пришла, а у меня пол-оркестра знакомых здесь. Я зашла сегодня в училище, расплакалась, потому что тоже скучаю».

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пела.

8. Михаил Казаков (бас)

46-летний уроженец Димитровграда и выпускник Казанской консерватории (класс Ластовки) Михаил Казаков — краса и гордость театра им. Джалиля, здесь он поет во множестве басовых партий, хотя основным местом работы и является ГАБТ. Некогда Казаков был одним из самых молодых исполнителей партии Бориса Годунова в опере Мусоргского, а вершина его славы — это, пожалуй, премьера «Годунова» в постановке Александра Сокурова в 2007 году в Большом театре. Очень много ожиданий, большой ажиотаж, прямой эфир на ТВ и выпускник КГК им. Жиганова в заглавной партии. Сегодня же по-настоящему звездный статус Казакова вряд ли распространяется сильно дальше Казани.

Отношения с театром им. Джалиля: является солистом ТАГТОиБ им. Джалиля.

7. Альбина Латипова (сопрано)

Выпускница Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева и вокального факультета МГК им. Чайковского (класс Галины Писаренко) — одно из главных открытий оперной сцены России последних лет. Сначала молодое сопрано и солистка Большого театра Альбина Латипова блеснула в партии Коринны в «Путешествии в Реймс». А после выхода из декрета блестяще себя показала, исполнив Гиневру в барочном «Ариоданте» Генделя, органично вписавшись в ансамбль с такими звездами, как Лука Пизарони или Кристоф Дюмо. На днях пришла новость, что певицу номинировали на премию МХТ им. Чехова за донну Анну в новой версии «Дон Жуана» в ГАБТе. А в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» Латипова рассказывала, как ее забраковали на прослушивании в театре им. Джалиля.

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пела.

6. Рузиль Гатин (тенор)

На счету Рузиля Гатина — дипломы ГИТИСа и КГК им. Жиганова, а также четыре неудачных прослушивания в казанской опере. Что не помешало певцу стать востребованным в Европе «россиниевским» тенором. Так, в разгар Шаляпинского фестиваля он пел серию спектаклей во французском Лионе — партию Аменофа в «Моисее и фараоне» Россини. В родной стране Гатина легче всего застать в Большом театре, буквально сегодня он здесь поет графа Либенскофа в «Путешествии в Реймс» (в другом составе здесь можно застать и Латипову). А еще весной в оперном театре Флоренции у певца в расписании стоит «Дон Жуан», тенор из Казани споет дона Оттавио, а в качестве постановщиков спектакля значится звездный дуэт дирижера и режиссера — Зубин Мета и Дэвид Паутни. И еще одно удивительное достижение Гатина, он не смог пробиться в театр им. Джалиля, но на недавнем гала-концерте Шаляпинского пели сразу две его жены — бывшая, Гульнора Гатина, и нынешняя, солистка ГАБТа Анна Аглатова.

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пел. 


5. Айгуль Хисматуллина (сопрано)

Еще одна певица, которая должна быть рада неудачному прослушиванию в театре им. Джалиля. Айгуль Хисматуллина родилась в Набережных Челнах, окончила Казанскую консерваторию (класс Клары Хайрутдиновой), там же прошла ассистентуру-стажировку под руководством Альбины Шагимуратовой. И сегодня она не только ведущая солистка Мариинского театра, ее Царицу ночи в «Волшебной флейте» Моцарта можно услышать и в Ковент-Гардене, и в Немецкой опере в Берлине. Также Хисматуллина — победительница престижного международного вокального конкурса им. Виньяса в Барселоне (2019), этот успех ей позволил дебютировать в знаменитом барселонском оперном театре Лисеу.

Отношения с театром им. Джалиля: один раз пела Джильду в «Риголетто» на Шаляпинском фестивале.

 4. Алексей Тихомиров (бас)

Некогда выпускник Казанской консерватории (класс Юрия Борисенко) Алексей Тихомиров — главный триумфатор недавнего Шаляпинского фестиваля. 150-летие со дня рождения Шаляпина заставило иначе посмотреть на статного и фактурного певца с огромным международным опытом, каковым является солист «Геликон-оперы» Тихомиров. Нынче в Казани его фактически нарекли музыкальным наследником своего великого земляка, так что, судя по всему, партию Пимена в «Борисе Годунове», которую он традиционно исполняет в родном городе, певец сменит на титульную.

Отношения с театром им. Джалиля: регулярно поет в спектаклях театра.

3. Венера Гимадиева (сопрано)

Одна из самых известных оперных певиц из Казани Венера Гимадиева окончила в свое время еще Казанское музыкальное училище, а затем Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова (класс Светланы Горенковой). В ее послужном списке Большой театр, Ковент-Гарден, Парижская опера, Баварская опера, Королевский театр в Мадриде и т. д. После декретного отпуска спела премьеру на камерной сцене ГАБТа, главную партию в «Линде ди Шамуни» Доницетти, а также две «Травиаты» с Дмитрием Корчаком и Игорем Головатенко на исторической сцене, которые получили высокие оценки у критики. Тем удивительнее было узнать, что Гимадиева стала солисткой Нижегородской оперы и даже успела выступить в партии Микаэлы в премьерной «Кармен». «Я приехала в Нижний Новгород прошлым летом с концертами, где впервые познакомилась с новой командой театра (художественный руководитель Алексей Трифонов, главный дирижер — Дмитрий Синьковский — прим. ред.) — рассказала Гимадиева „БИЗНЕС Online“. — Мне понравился город. У них губернатор тоже старается поднимать уровень города, вкладываться. Это видно. Строятся новые жилые дома, метро. Не знаю, может, это кажущийся факт такой внешний, но это же все взаимосвязано. И это недалеко от Москвы, не надо переезжать. Это было моим условием. Поэтому, мне кажется, это хороший вариант и мы друг другу нужны. Они — мне, чтобы у меня была своя площадка, где я могу экспериментировать, чувствовать защищенной. По разным параметрам. Это опять же какая-то стабильность. А я им нужна, чтобы поднимать уровень театра и города в том числе. Думаю, мы можем сделать многое вместе. Сейчас они набирают других молодых ребят, перспективных. Я в них верю». Впрочем, не Нижним Новгородом единым, летом Гимадиева должна выступить на знаменитом Глайндборском фестивале в «Дон Жуане», дебютировав в партии донны Анны.

Отношения с театром им. Джалиля: один раз пела Джильду в «Риголетто».

2. Альбина Шагимуратова (сопрано)

Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте, окончила Казанское музыкальное училище им. Аухадеева как хоровой дирижер и поступила в КГК им. Жиганова, с третьего курса перевелась в Московскую консерваторию (класс Писаренко). Со столицей Татарстана у мировой оперной звезды в последние годы как-то не складывается. Да и она сама явно снизила творческую активность, все больше времени уделяя тихой семейной жизни в Москве. К примеру, недавний концерт камерной музыки от Шагимуратовой в Казани состоялся не с первой попытки. А когда она пела в репертуарном спектакле театра им. Джалиля, уже мало кто помнит, в этот же раз певица даже не появилась на гала-концерте Шаляпинского фестиваля, хотя была в нем заявлена. Кстати, сейчас артистка прощается с одной из своих коронных партий — Лючией в «Лючие де Ламмермур». В Мариинском театре уже прошел один «прощальный» спектакль, впереди еще один. В мартовской афише ТАГТОиБ тоже есть эта опера Доницетти, но нет Шагимуратовой. И последний момент: в конце 2019-го в КЦ «Сайдаш» в присутствии Рустама Минниханова открывали оперный центр Шагимуратовой, с тех пор ничего об этой структуре мы не слышали.

Отношения с театром им. Джалиля: числится в труппе театра, но уже несколько лет не пела в его спектаклях.

1. Аида Гарифуллина (сопрано)

Уже много лет назад, когда юная Аида Гарифуллина прослушивалась в театре им. Джалиля, директор казанской оперы Мухаметзянов сказал ей: «Ты не заполнишь мне зал», имея в виду не количество проданных билетов, а вокальные возможности певицы. Говорят, что Рауфаль Сабирович до сих пор заявляет то же самое своим коллегам по Госсовету РТ, когда те интересуются, почему оперная знаменитость не поет в родном театре. Странно, но Гарифуллина уже «заполняла» залы в Метрополитен-опере, Парижской опере, Берлинской Штаатсопер, Ковент-Гардене, Большом, Мариинке и много где еще. Над премьерными спектаклями она работала с такими дирижерами, как Даниэль Баренбойм, Густаво Дюдамель, Мета и т. д. Выдающийся российский оперный режиссер Дмитрий Черняков делал с Гарифуллиной три премьеры: «Снегурочка» Римского-Корсакова (Парижская опера), «Обручение в монастыре» Прокофьева (Берлинская Штаатсопер), «Садко» Римского-Корсакова (Большой театр). В этом сезоне первая оперная красавица сосредоточена на «Травиате» и партии Виолетты Валери, недавно завершилась серия спектаклей с ее участием во Флоренции, а в ближайшее время казанскую певицу, получившую музыкальное образование в Вене, в этой роли увидят зрители оперного театра в Монте-Карло.

Отношения с театром им. Джалиля: в Казани не пела.