НАЗАД В 30-Е

«Мы приняли решение о создании института медицины и биологии», - сообщил газете «БИЗНЕС Online» ректор КФУ Ильшат Гафуров в среду на венчурной ярмарке.

Напомним, разговор о воссоздании в КФУ медицинского направления ведется уже ряд лет. На вопрос о возможной конкуренции с КГМУ, Гафуров ответил: «Вы знаете, юристов сегодня готовят все вузы, так почему нельзя разрешить классическому университету, где достаточно хорошо развиты другие науки, готовить медиков? Преподаватели для этого у нас самих есть, также привлекаем их со стороны».

Ректор сообщил, что «медицинский факультет был оторван от нашего университета в 30-е годы», но сейчас самое время задуматься о его воссоздании. «Сегодня есть соответствующий опыт МГУ, Новосибирского университета – у них неплохо получается, - сообщил Гафуров. – Ведь медицина – это междисциплинарная тема, которая дает работу всем другим наукам – физике, химии, биологии, инженерии».

Где будет размещаться институт? «Строим здание на ул. Парижской Коммуны, 9 – там будет лабораторно-научный корпус, - рассказал Гафуров. - Во-вторых, подбираем площадку для учебного корпуса, в течение года-двух он будет построен».

КФУ ОПРЕДЕЛИЛСЯ С «ПАРОВОЗОМ»

«На заседании ученого совета мы обсуждали изменение структуры Казанского университета - создание на базе биолого-почвенном факультета КФУ института фундаментальной медицины и биологии, - рассказал вчера вечером газете «БИЗНЕС Online» проректор по научной работе Данис Нургалиев. – Совершенно очевидно, все, что связано со здоровьем людей – сегодня это проблема номер один в мире.

- Известно, кто возглавит институт?

- Пока нет. У нас есть декан факультета и рабочая группа, которые сегодня занимаются созданием института.

- Вас не смущает, что сегодня в Казани уже есть один медицинский университет?

- Вы знаете, у нас кто только не готовит юристов, экономистов, а медиков готовит только один университет. Хотя врачей не хватает, это острейшая проблема. Хороших врачей тем более не хватает.

Дело еще в том, что мы в этой нише будем занимать особенное место. Есть, например, инженеры, а есть ученые – это разный уровень. Мы будем готовить врачей-исследователей. Сегодня в медицине есть новые направления – геномное, клеточное, есть постгеномная медицина. Мы не можем открывать сегодня просто медицинский институт и догонять кого-то, мы должны сразу выйти на современный уровень. Сегодня наступает постгеномная эра, геном расшифрован, база персонифицированной медицины можно сказать уже создана. Все это еще не пришло в практику, но уже научные результаты получены. Мы должны сесть на это паровоз и ехать вперед. Наш врач – это другой врач. Может быть, будет громко сказано, это врач будущего. Медуниверситет не был на это ориентирован, он обеспечивал определенными знаниями в области генетики, биохимии, а затем готовил по направлениям – хирургия, терапия, стоматология, педиатрия. Это массовая подготовка врачей. У нас немного другое. Все это тоже будет, но наш врач будет вооружен новыми технологиями, которые сегодня появились. И мы с медуниверситетом в этой части не конкурируем, нас противопоставлять не надо.

- Чтобы студентов вооружить новыми технологиями, должны быть соответствующие профессорско-преподавательские кадры. Они есть?

- Часть уже есть. Может быть, мы в меньшей мере обеспечены стандартными кадрами, которыми обеспечен медуниверситет - у нас нет хирургов, стоматологов, реаниматологов. Эти направления мы будем развивать совместно с медуниверситетом.

Мы не будем выпускать сотни врачей, может быть, сорок, пятьдесят. Но это будут специалисты, которых медуниверситет не выпускает. Это будет хорошее дополнение для регионов, для России, это очень восстребовано. Сегодня в Казани работают «СитиЛаб», «Биомед» – лаборатории, которые используют современные методы. Эти технологии пришли с Запада, может быть, есть среди них часть наших, российских. Но это только маленькая часть того, что должно быть и что сегодня разработано наукой. Все это нужно внедрять в практику.

IMG_2717.jpg
Данис Нургалиев рассказал, что новый институт не будет выпускать большой поток врачей: «Бюджетных и платных мест будет наполовину. Это будет дополнение того, что делает КГМУ»

- Особенно у нас, в России…

- Высококачественная медицина в России есть, но она не всем доступна. Многие богатые люди, к тому же, ездят в Германию, Израиль. Подобные современные центры нужны в России, в Казани, нужны специалисты и такое образование не везде можно получить. В МГУ на факультете фундаментальной медицины платят огромные деньги, чтобы получить медицинское образование. Там бюджетных мест всего лишь около двадцати пяти.

- Сколько будет у вас?

- Думаю, столько же. Мы не будем вести подготовку большого потока врачей. Бюджетных и платных мест будет 50 на 50. Это будет дополнение к тому, что делает КГМУ.

- Как будете создавать материально-техническую базу?

- Довольное большое количество оборудования для фундаментальной биомедицины мы уже закупили. У нас много ученых – биологов, генетиков, микробиологов, даже химиков и математиков – которые занимаются медицинскими проблемами или работают на стыке с медициной. Фундаментальная база у нас огромная. Сейчас мы должны направить ее в прикладное русло, чтобы на этой базе готовить врачей-специалистов. Мы говорим – мы будем готовить именно врачей, а не теоретиков, которые будут заниматься исключительно научными разработками.

- Когда планируете начать набор студентов?

- С 2013 года.

ВОПРОС В КАЧЕСТВЕ, НЕ В КОЛИЧЕСТВЕ

По мнению Андрея Киясова - заведующего кафедрой анатомии КГМУ, два медицинских вуза Казани смогут наладить сотрудничество, несмотря на возможную конкуренцию в некоторых областях.

«Я не знаком с программой создания медицинского института в КФУ, поэтому не могу комментировать это решение университета. Но, если КФУ будет готовить исследователей, фундаментальных специалистов, то считаю, что это хороший проект, - высказал мнение газете «БИЗНЕС Online» Киясов. – В четверг я принимал участие в круглом столе в Государственной думе, где обсуждался законопроект о биомедицинских клеточных технологиях. Красной нитью в обсуждениях проходила мысль, что специалистов в этих областях в России нет. Необходимо разрабатывать образовательные стандарты для подготовки специалистов в области трансляционной медицины – это перевод фундаментальных открытий в медицинскую практику. В данное время этот процесс занимает 40 – 50 лет. Сейчас поставлена задача - начать сразу применять открытия в медицинской практике. Создание института может способствовать решению этой задачи».

КОНКУРИРОВАТЬ БУДЕТ СЛОЖНО

Ильяс Нуриев - генеральный директор «Клиники Нуриевых», в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» отметил – сегодня вопрос медицинских кадров и в качестве, и в количестве. «С одной стороны, в сельских районах очень нужны хорошие врачи, грамотные специалисты. И новый институт помог бы восполнить этот пробел, - говорит он. – Кроме того, два вуза могли бы готовить специалистов уже не только для республики, но и для всего Поволжья и других регионов России».

С другой стороны, считает Нуриев, нельзя сказать, что он удовлетворен качеством выпускников медицинских вузов, их приходится доучивать. «На мой взгляд, не хватает в медицинских вузах направлений менеджмента, сервиса по отношению к пациенту. Выпускники мало читают англоязычной литературы, плохо знают компьютеризацию. В условиях рыночной экономики, нужны более прогрессивные программы», - рассказал он.

«Классическое медицинское образование очень старомодно, ему, конечно, нужны новые веяния, но создать новую медицинскую школу очень трудно, - высказала газете «БИЗНЕС Online» свое мнение Дамира Галеева, заместитель главврача ДРКБ. - КГМУ и Казанская медицинская академия славятся в нашей стране и имеют хорошую репутацию. Думаю, что еще долго ни один вуз не сможет стать их конкурентом».

По ее мнению, главная проблема в том, что найти хороших преподавателей достаточно сложно: все они работают либо в КГМУ, либо в академии.

«Любой медицинский вуз должен иметь базу больниц, с которыми институт будет сотрудничать, направлять студентов на практику. Нужно приложить очень много усилий, чтобы создать подобный вуз», - рассказал Галеева.

«На мой взгляд, создание такого вуза необходимо, - высказал мнение газете «БИЗНЕС Online» Геннадий Дегтярев, президент КНИТУ (КАИ). - Мое видение: вуз будет заниматься фундаментальной медициной, на стыке с химией и биологией, у КФУ профессиональных кадров для этого достаточно. То есть вуз будет иметь в корне расхождение с КГМУ, который готовит непосредственно врачей, занимается прикладной медициной. В КФУ пойдут по другому направлению и это просто замечательно. У нас появятся отличные, фундаментальные специалисты в области медицины», - считает Дегтярев.